- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Будить в Человеке человека
Будить в Человеке человека
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Климова Л.Е. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Данный урок внеклассного чтения по творчеству Ф. А. Абрамова проводился в старших классах к юбилею писателя.
Будить Человека в человеке
Урок внеклассного чтения по произведениям Ф.А. Абрамова
Цели:
Обучающая: расширить представление обучающихся о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова.
Развивающая: развивать аналитические умения обучающихся, их мышление, устную речь.
Воспитательная: воспитывать нравственные черты личности.
Оборудование:
Презентация, посвященная писателю.
Выставка книг, газетных заметок и статей о писателе.
Плакаты: « Совесть - это та сила, которая помогает сдирать в человеке эгоизм, затхлость», «Будить, всеми силами будить Человека в человеке» (Ф. Абрамов)
Аудиозаписи северных песен.
Ход:
1.Определение темы и цели занятия. Рефлексия.
Звучат напевы северных песен.
Учитель: Прислушайтесь к звучанию песен. Обратите внимание на высказывания. В этих словах была заключена жизненная позиция нашего земляка, северного писателя Ф. А. Абрамова. Он сам вложил свой талант и силы в духовное завещание, пробуждая «Человека в человеке» своим творчеством.
- О чем пойдет речь на уроке? Какие цели мы поставим на урок? Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (ответы обучающихся)
2. Презентация о жизни и творчестве писателя.
- Перелистаем страницы жизни и творчества Ф.А. Абрамова
3. Выставка книг. ( школьный библиотекарь)
4.Темы творчества.
Учитель: Все творчество писателя посвящено русской деревне и труженикам села. Он не понаслышке знал проблемы деревни и с болью писал о них. Многие рассказы Федора Александровича - слово о неприметных, обычных людях, которые живут в ладу со своей совестью, каждодневно умножая добро и красоту на земле.
Посмотрим инсценирование рассказов «Золотые руки» и « Валенки» в исполнении ребят.
5. Беседа по повести «Поездка в прошлое»
(вопросы по повести были даны заранее обучающимся по их возможностям)
Учитель: А какую повесть вы прочитали к сегодняшнему занятию? Интересной ли вам показалась повесть?
О своей повести Федор Абрамов сказал так: «Я мечтаю поразмышлять о судьбах страны, о сути глубинных исторических процессов, о том, откуда все началось». Писатель сокрушался о том, что о муках и всех бедах наших так и не узнают потомки. Эту повесть можно отнести к «возвращенной литературе». Написанная в 1974 году, она была сокрыта от читателя: в редакциях журналов высоко отзывались о повести, но не печатали. Она увидела свет в журнале «Новый мир» в 1989 году после смерти автора.
Давайте поразмышляем о повести. Тяжелые 30-е годы. Период коллективизации. Идет массовое раскулачивание крестьян.
- Кто главный герой повести? Как он живет?
(Главный герой повести - Никифор Иванович Варзумов, или чаще называемый Микшей Кобылиным, конюх северной деревеньки Сосино. Мрачный, опухший, страдая с утра от похмелья, заросший щетиной, с расплющенным носом, крепколобый - вот говорящий портрет этого несимпатичного героя. Крепколобость основана на глухоте к любви, добру, красоте. Качество это воспитано в нем его дядьями.)
- Какую роль сыграли в его жизни дядья?
(Ярые, «кремневые революционеры», они во имя дела не щадили никого: ни отца, ни детей, ни матери. Они боролись с врагами советской власти, и Микша гордился ими, всегда защищал их и считал героями.)
- Какое событие переменило его жизнь?
(Он узнал правду о своих дядьях- убийцах. Пьяный дядя Александр к тому же надругался над девочкой - подростком, и за это был убит ее братом)
- Как Микша относился к своему отцу?
(Микша ненавидел всю жизнь отца. Он презирал его за мягкость характера и даже по настоянию дядей отрекся от отца - врага народа.)
- Чем заканчивается повесть?
(Микша поражен до сердечной боли открывшейся правдой. Он ищет людей, которые знали его отца. Не дойдя до дома несколько метров, он замерзает на кладбище.)
- В чем смысл названия повести?
(Поездка в прошлое - это не только возвращение в детство, в прошлое, это прозрение Микши, осознание ошибочности своей жизни, осознание преступления перед отцом, людьми, своей совестью. Эта последняя поездка, которая привела его к последней черте - смерти.)
- Какие проблемы поднимает автор в повести?
( Проблему человеческой бездуховности, роли прошлого в нашей жизни. Проблему отсутствия совести - высшего судьи человека перед самим собой и людьми, самого грозного и беспощадного.)
Вывод по повести.
Учитель: Мы все раньше или позже задаем себе вопросы, что же с нами происходит, почему столько жестокости в людях, почему порой рушатся наши идеалы. На многие вопросы дает ответ повесть Ф. А. Абрамова.
6. Выводы по уроку. Рефлексия.
Учитель: Земляк, фронтовик, писатель Федор Абрамов. Мы с гордостью произносим его имя, так как родились на той же земле, что и он. Он сохранил в своих произведениях живую душу земляков, верность народным заветам и всегда чувствовал ответственность за то, что происходит на его малой и большой родине.
Полезным ли был сегодняшний урок? Как бы вы назвали урок?
Ф.А. Абрамов очень любил цветы космеи. Предлагаю в память об авторе и сегодняшнем уроке посеять семена космеи, которые расцветут летом.
Спасибо всем за организацию урока и участие в нем.