Урок литературы Повесть о Петре и Февронии Муромских (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе

«Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Цель:

Показать значимость повести в формировании нравственных ценностей

Задачи:

*формировать информационной, коммуникативной, общекультурной компетенции *совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное ;

*раскрыть авторское отношение к героям и событиям,

*совершенствовать монологическую речь.

* прививать культуру ведения дискуссии;

* воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность, умение прощать.

Тип урока:

Анализ художественного произведения

Оборудование:

Учебник литературы 7 класс под ред. В.Я.Коровиной, бумажные «ромашки» на каждого ученика, презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть ваш хороший настрой на урок. Добрых вам открытий!

  1. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Откройте тетради, запишите дату, тему.

Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание: «Любовь да совет, на том стоит и свет» Пословица.

Запишите эпиграф.

- Как вы понимаете эту пословицу?

(Совет да любовь - пожелание молодожёнам, молодой семьи. Семья Держится на любви, взаимопонимании, верности друг другу).

На прошлом уроке мы познакомились с содержанием «Повести»

Цель сегодняшнего урока - проанализировать содержание повести, раскрыть характеры героев древнерусской литературы, увидеть позицию автора.

У каждого из вас на столе ромашка. На протяжении урока напишите на её лепестках качества человека, которые необходимы для семейной жизни.

  1. Работа с текстом произведения.

Обратимся к образу Петра. (откройте текст произведения)

- Каким вы видите его в начале повести?

(храбрым, сомоотверженным, находчивым, глубоко верующим, любящим своего брата)

- Как попадает к нему Агриков меч? За что он ему посылается?

(Он молился и по молитве и вере его приходит помощь)

- Какими эпитетами Автор награждает своего героя? (доблестный, блаженный)

Отметьте на лепестках качества

Итак, Петр показан автором мужественным, самоотверженным, добрым, боголюбивым человеком.

-Что стало поводом знакомства Петра и Февронии? (мудрая речь Февронии, загадки)

Прочтите их. Что они означали? Стр.56

- Для чего автор использует эти загадки?

(для характеристики мудрой девы. Автор восхищается её умом, загадочной речью, глубиной мысли)

- как Феврония убедила Петра в своей мудрости? Когда он хотел ёё испытать.

(когда дала ему такое же невыполнимое задание)

Прочтите по ролям диалог Февронии и слуги князя стр.58

- как автор характеризует Февронию, отмечая, что она не приняла дары Петра?

(показывает её доброй и бескорыстной)

Нимало не гневаясь на Петра за то, что он не выполнил своё обещание, она исцеляет его. Какие качества здесь отметим? ( доброту, великодушие, милосердие)

- За что Пётр полюбил Февронию? (за ум. Она не приняла его даров, значит она бескорыстна, она, нисколько на него не сердясь, излечивает его, значит, - милосердна)

- Как автор характеризует их союз? (Жили благочестиво и праведно)

- Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (зависть, злоба, ярость, корысть - причина ненависти бояр и их жён).

- Как они выразили протест против Февронии? Прочитайте.

- Найдите эпизоды, в которых героиня проявляет верность и любовь к мужу.

Прочитайте диалог с боярами. Стр 60

- Как автор оценивает действия бояр? Найдите в тексте слова, подтвердающие отрицательную оценку автором их действий. « В ярости», «неистовые», « как псы лаяли» , «потеряв всякий стыд», «злодеи», «злочестивые»).

- В изгнании, когда Петра одолевают сомнения: не напрасно ли он лишил себя княжеского престола, Чувствует ли это его жена? Как она ведёт себя?

(Подбадривает князя, укрепляет его веру)

- Каким эпитетом автор характеризует Февронию? Как он к ней относится?

Автор любит свою героиню, прославляет её чистоту, любовь к своему мужу, способность прощать, восхищается силой её духа.).

Отметьте на лепестках эти качества.

- Какими они были правителями, когда Пётр стал княжить после смерти брата?

Стр 61

- Какой эпизод подтверждает неиссякаемую силу любви Петра и Февронии, их благочестие? СТР 62

- Можно ли сказать, что П и Ф защищали свою любовь во время жизни и даже после смерти?

III. Итог урока.

Итак, вы записали на лепестках ромашки качества, которые нужны человеку для счастливой семейной жизни.

Прочитайте их. (Отвечают 3-4 ученика)

  1. Домашнее задание:

У каждого на партах есть задание, которое вы должны выполнить дома:

  1. Письменно ответить на вопрос: «Чему нас учат герои древнерусской повести?»

  2. Нарисовать иллюстрацию эпизода повести.

  1. Итог урока:

Итак, Счастливой семьёй мы можем назвать ту, в которой муж и жена любят друг друга, верят друг другу. Символом семьи в России является ромашка. Этот цветок дарят супруги 8 июля в православный праздник святых Петра и Февронии Муромских. После смерти Пётр и Феврония были канонизированы (причислены к лику святых). С тех пор святые благоверные Пётр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья, образцами супружеской верности. В Троицком монастыре г. Мурома в Храме Вознесения Господня хранятся мощи святых Петра и Февронии. В этом храме есть икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семью от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.

Предлагаю вам прослушать песню о Петре и Февронии в исполнении хора «Пересвет»

Воспроизведение песни «Пётр и Феврония», хор «Пересвет»

Урок окончен. Спасибо за работу.



© 2010-2022