- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 5 классе Антонимы (ФГОС, технологическая карта)
Урок русского языка в 5 классе Антонимы (ФГОС, технологическая карта)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бурмистрова О.В. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: Антонимы
Тип урока: урок открытия нового знания
Учитель: Бурмистрова О .В.
УМК: Ладыженская Т.А.«Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений».
Класс: 5
Цели:
- деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля.
-содержательные: повторить и систематизировать знания по теме «Синонимы»; закрепить изученные способы действий; сформировать новые способы действия по изучению новой темы: «Антонимы».
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель:
включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
1.Приветствие.
2.Смотрим отрывок из мультфильма «Дядя Стёпа»
-
Готовятся к работе.
-
Смотрят отрывок из мультфильма.
Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Организует повторение знаний, закрепление умений.
1.Ребята, какой дядя Стёпа?
2.Как называются эти слова?
3.Что мы уже знаем о синонимах?
4.А какие синонимы вы подберёте к описанию людей, которые находятся рядом с дядей Стёпой?
5. Какое значение имеют эти слова?
6.Обратимся к учебнику на стр.148,§69.
7. Как называются слова с противоположным значением?
1.Называют слова:
высокий
огромный
большой
гигантский
2.Синонимы.
3.Отвечают на вопросы.
4.Называют слова:
маленькие
крошечные
невысокие
небольшие
низкие
5.Противоположное
6. Читают параграф учебника.
7. Записывают тему урока: «Антонимы».
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
3) Этап выявления места и причины затруднения,
построения проекта выхода из затруднения.
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
1.Внимательно прочитайте притчу «Два плуга».
(Приложение 1)
3.Выпишите слова из притчи с противоположным значением.
4.Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
5. Ребята, давайте найдём способы, которые помогут нам свободно определять антонимы как в тексте , так и в речи.
1. Читают притчу.
3. Учащиеся испытывают затруднение.
4.Формулируют цели урока и заполняют лист самооценки «Я знаю -Я хочу узнать -Я узнал»
(Приложение 2)
а) узнать признаки, по которым можно находить антонимы.
б) научиться находить антонимы в тексте.
5. Коллективная работа по составлению алгоритма
Оформление алгоритма на доске и озвучивание своих действий.
(Приложение 3)
6. Выписывают слова из притчи.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем.
5) Этап реализации построенного проекта.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
Предлагает заполнить пробелы в тексте.
По_____лесу гулял ______человечек. Он был ______роста, с _________ушами и ______глазами. Малыш________пел _____песни, а ______ему подпевали. Природа вместе с _______человечком 3-- вставить подходящие по смыслу слова, дополнить своими предложениями, озаглавить текст(5 баллов)_______.
Задание по выбору:
1- вставить подходящие по смыслу слова(3балла),
2- вставить подходящие по смыслу слова, дополнить своими предложениями(4 балла),
Работают по заданию, читают полученный текст, оценивают работу одноклассников.
Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Физкультминутка «Всё наоборот»
Организует динамичную физкультминутку:
Я -руки вверх
Я- вправо
Я- левая рука
Я- ладошка вверх
Я- рука на правое плечо
Я- сяду
Вы- руки вниз
Вы- влево
Вы- правая рука
Вы- ладошка вниз
Вы- рука на левое плечо
Вы- стоите
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
Работа по учебнику - упражнение 360
Работают по учебнику, комментируя подобранные ответы
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель : самопроверка умения проверять новое знание в типовых условиях.
Организует деятельность по применению новых знаний: предлагает подобрать антонимы к словам:
грубая ткань - _______________ ткань
грубый человек - __________ человек
грубая выходка - _______
выходка
грубый голос - ______________ голос
Самопроверка: «Зелёная ручка»
грубая ткань - мягкая ткань
грубый человек - культурный человек
грубая выходка - деликатная выходка
грубый голос - ласковый голос
1.Выпоняют самостоятельно работу, самопроверку по эталону.
(приложение 4)
Регулятивные:
контроль, волевая регуляция в ситуации затруднения
Личностные: самоопределение
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: повторение и закрепление ранее изученного
Предлагает найти антонимы из группы слов:
Земля, дорога, бежать, спать, черный, небо, добрый, старость, белый, золотой, молодость.
Определите, какие слова не имеют антонимичной пары, почему?
Сделайте вывод о роли антонимов в речи?
Находят антонимичные пары.
Отвечают на вопрос.
Делают вывод о роли антонимов в речи.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.
Личностные: самоопределение.
9) Этап рефлексии учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
1.Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. Лист самооценки:
«Знаю-Хочу узнать -Узнал»
2.Задаёт домашнее задание для самостоятельной работы с учётом уровня подготовки учащихся
Домашнее задание:
-
На «3» - из русских народных сказок выписать прилагательные, которые характеризуют героев;
-
На «4» - упражнение 361(с помощью антонимов-прилагательных охарактеризовать животных - героев сказок и басен. Составить и записать сложные предложения с союзом а. подчеркнуть антонимы);
-
На «5» - написать лингвистическую сказку с употреблением антонимов, характеризующих героев.
Выполняют рефлексию. Заполняют лист самооценки.
Записывают домашнее задание.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности