Урок русского языка в 5 классе Антонимы (ФГОС, технологическая карта)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Антонимы

Тип урока: урок открытия нового знания

Учитель: Бурмистрова О .В.

УМК: Ладыженская Т.А.«Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений».

Класс: 5

Цели:

- деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля.

-содержательные: повторить и систематизировать знания по теме «Синонимы»; закрепить изученные способы действий; сформировать новые способы действия по изучению новой темы: «Антонимы».

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель:

включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне


1.Приветствие.

2.Смотрим отрывок из мультфильма «Дядя Стёпа»

  1. Готовятся к работе.

  2. Смотрят отрывок из мультфильма.

Личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.



Организует повторение знаний, закрепление умений.

1.Ребята, какой дядя Стёпа?


2.Как называются эти слова?

3.Что мы уже знаем о синонимах?

4.А какие синонимы вы подберёте к описанию людей, которые находятся рядом с дядей Стёпой?

5. Какое значение имеют эти слова?

6.Обратимся к учебнику на стр.148,§69.

7. Как называются слова с противоположным значением?

1.Называют слова:

высокий

огромный

большой

гигантский

2.Синонимы.

3.Отвечают на вопросы.

4.Называют слова:

маленькие

крошечные

невысокие

небольшие

низкие

5.Противоположное

6. Читают параграф учебника.

7. Записывают тему урока: «Антонимы».

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

3) Этап выявления места и причины затруднения,

построения проекта выхода из затруднения.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

1.Внимательно прочитайте притчу «Два плуга».

(Приложение 1)

3.Выпишите слова из притчи с противоположным значением.

4.Что бы вы хотели узнать на этом уроке?


5. Ребята, давайте найдём способы, которые помогут нам свободно определять антонимы как в тексте , так и в речи.


1. Читают притчу.

3. Учащиеся испытывают затруднение.

4.Формулируют цели урока и заполняют лист самооценки «Я знаю -Я хочу узнать -Я узнал»

(Приложение 2)

а) узнать признаки, по которым можно находить антонимы.

б) научиться находить антонимы в тексте.

5. Коллективная работа по составлению алгоритма

Оформление алгоритма на доске и озвучивание своих действий.

(Приложение 3)

6. Выписывают слова из притчи.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем.

5) Этап реализации построенного проекта.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Предлагает заполнить пробелы в тексте.

По_____лесу гулял ______человечек. Он был ______роста, с _________ушами и ______глазами. Малыш________пел _____песни, а ______ему подпевали. Природа вместе с _______человечком 3-- вставить подходящие по смыслу слова, дополнить своими предложениями, озаглавить текст(5 баллов)_______.

Задание по выбору:

1- вставить подходящие по смыслу слова(3балла),

2- вставить подходящие по смыслу слова, дополнить своими предложениями(4 балла),

Работают по заданию, читают полученный текст, оценивают работу одноклассников.

Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Физкультминутка «Всё наоборот»

Организует динамичную физкультминутку:

Я -руки вверх

Я- вправо

Я- левая рука

Я- ладошка вверх

Я- рука на правое плечо

Я- сяду

Вы- руки вниз

Вы- влево

Вы- правая рука

Вы- ладошка вниз

Вы- рука на левое плечо

Вы- стоите

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Работа по учебнику - упражнение 360

Работают по учебнику, комментируя подобранные ответы

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель : самопроверка умения проверять новое знание в типовых условиях.

Организует деятельность по применению новых знаний: предлагает подобрать антонимы к словам:

грубая ткань - _______________ ткань

грубый человек - __________ человек

грубая выходка - _______

выходка

грубый голос - ______________ голос

Самопроверка: «Зелёная ручка»

грубая ткань - мягкая ткань

грубый человек - культурный человек

грубая выходка - деликатная выходка

грубый голос - ласковый голос

1.Выпоняют самостоятельно работу, самопроверку по эталону.

(приложение 4)

Регулятивные:

контроль, волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные: самоопределение

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного

Предлагает найти антонимы из группы слов:

Земля, дорога, бежать, спать, черный, небо, добрый, старость, белый, золотой, молодость.

Определите, какие слова не имеют антонимичной пары, почему?

Сделайте вывод о роли антонимов в речи?

Находят антонимичные пары.


Отвечают на вопрос.

Делают вывод о роли антонимов в речи.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.

Личностные: самоопределение.

9) Этап рефлексии учебной деятельности.


Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания


1.Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. Лист самооценки:

«Знаю-Хочу узнать -Узнал»

2.Задаёт домашнее задание для самостоятельной работы с учётом уровня подготовки учащихся

Домашнее задание:

  1. На «3» - из русских народных сказок выписать прилагательные, которые характеризуют героев;

  2. На «4» - упражнение 361(с помощью антонимов-прилагательных охарактеризовать животных - героев сказок и басен. Составить и записать сложные предложения с союзом а. подчеркнуть антонимы);

  3. На «5» - написать лингвистическую сказку с употреблением антонимов, характеризующих героев.

Выполняют рефлексию. Заполняют лист самооценки.



Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности



© 2010-2022