Урок русского языка в 7 классе Система частей речи в русском языке

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе

Тема: « Система частей речи в русском языке»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Форма урока: урок-игра

Метод: комбинированный

Модель обучения: концентрическая (7 класс - 4 часа в неделю).

Реализуемая программа: Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В., А.Г. Лисицын).

Учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М .Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевич, О.Ф. Вакуровой издательство «Просвещение», 2015, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).

Содержательная цель: учить детей выявлять закономерности: что является общим для частей речи и чем они отличаются.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Цель урока:

Выявить основные принципы, по которым делятся слова на части речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- учить детей выявлять закономерности: что является общим для частей речи и чем они отличаются;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

- осуществление системно - деятельностного подхода;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;


  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Личностные: формировать активную позицию в учебной деятельности.

Регулятивные: формировать способность к проектированию своей деятельности (умение выполнять инструкцию, вносить что-то свое).

Познавательные: формировать познавательную цель.

Коммуникативные: развивать учебное сотрудничество

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • работа с текстом.

Метапредметные:

  • формирование нравственных ценностей.

Личностные:

  • воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

  • умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • нетбуки;

  • стикеры

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Фаза урока «Вызов»

  5. Фаза урока «Осмысление»

  6. Фаза урока «Рефлексия» (подведение итогов занятия).

  7. Информация о домашнем задании (комментирование), самооценка


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. 1.Фаза урока «Вызов»

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя

- Здравствуйте! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что наш урок принесет вам радость, общение друг с другом. Сегодня у нас урок-игра. Мы будем путешествовать.

Приветствие учащихся.

1.2.Актуализация знаний

(5 минут)

- Перед путешествием немного разомнемся. Поработаем с тренажерами. Те, кто сидит на 1 варианте, работают на нетбуках. Откройте тренажер. Инструкции на стикерах. (6 класс, №22, вариант №355). Остальные работают со мной

На экране Тренажер «Правописание не с разными частями речи» (Слайд №1-12)

(Работа с тренажерами (индивид.) и тренажером на экране)).

1.3.Постановка учебной задачи.

Фаза урока «Вызов»

- Многие орфограммы применительны только к словам определенной части речи.

Попробуем это доказать.

- Первый вариант, с какой орфограммой вы работали?

-Второй вариант, а вы? Какой применяли алгоритм? (Слайд №13)

- Правописание какой еще орфограммы требует знания частей речи?







Сценка.

- Мы повторили разные орфограммы. Сейчас мы с Антоном расскажем одну историю.

-Антон, опять в твоем сочинении много ошибок. Ты не знаешь правило « Правописание не с глаголами»?

- Ребята, давайте поможем Антону разобраться. Что же нужно знать, чтобы не ошибиться в определении части речи?



(Правописание окончаний)

-Правописание не с разными частями речи

-( н и нн в разных частях речи).

- Антон:

-Правило-то я знаю, а глагол не могу найти.

1.4 Фаза урока «Осмысление»

- Вспомним географию. Бывая в походах или путешествуя, вы, наверное, заметили, что поверхность Земли неровная. Подъемы и спуски, речные долины, холмы и горы, острые вершины - все это рельеф Земли.

- Мы отправляемся с вами в страну Морфологию (Слайд №14), которая изучает части речи. Возьмите ваши путеводные листы. Перед вами море. В него впадают четыре реки. У каждого моря и рек есть названия.

Названия рек я подскажу:

-что обозначает имя существительное? (предмет)

- имя прилагательное?

-глагол?

-числительное?

-Как, по-вашему, должно называться море?

-В нашей стране есть горы. Я знаю, как называется одна вершина горы - род.

Назовите остальные вершины.

Как называется вся горная цепь?

( Морфологические признаки).

-Пойдемте отдохнем в лесу.

-Как называются наши деревья? Я подскажу: подлежащее,…

- Как называется вся лесополоса? (Синтаксическая роль).

-Я думаю, вы уже догадались, какая тема нашего урока?

- Я поправлю: «Система частей речи в русском языке». (Слайд №15),

- Кто мне поможет объяснить, что такое система? Где можно найти значение этого слова? Назовите источники информации.

-Посмотрите на слайд (Слайд №16).

(Система - целое из составных частей)

-Слова делятся по определенной системе. Посмотрите на свою карту. (Слайд №17).Это система, на основе которой делятся все слова на части речи.

-Какую бы вы поставили для себя цель на уроке? (Я вывожу цель урока нам экран) (Слайд №18).

Дети дают ответы. По щелчку появляются названия рек, моря, горных вершин, деревьев, леса













(Дети предлагают варианты).

-Интернет, словари, спросить у учителя, у одноклассников



Дети самостоятельно формулируют цель

1.5 Физкультминутка

- А теперь немного отдохнем. Посмотрим на море и сделаем гимнастику для глаз. (Слайд №19).

1.6.Фаза урока «Рефлексия»

-Теперь мы отправляемся в путешествие по нашей стране. Давайте отправим слово

в нашу страну Морфологию. (Слайд №20).

- Кто хочет побыть в роли туриста? Возьми с собой карту.

- Прочитай текст и загадай слово, а мы постараемся с помощью вопросов определить, какое слово ты загадал.

1. По какой реке ты плывешь?

2. На какие вершины ты поднимаешься?

3. Под каким деревом сядешь отдыхать?

4. Какой частью речи ты являешься?

- Сейчас я загадаю слово, а вы задавайте вопросы и записывайте ответы в тетрадь.

Задавайте такие вопросы, на которые я бы отвечала или «да», или «нет».

(Это слово обозначает предмет?

1.

2.

3.

- Мы вывели схему морфологического разбора частей речи. (Слайд №21). Она строится по принципу рассуждения. Выберите слово для своей пары и попробуйте доказать по 3-м основным признакам, какой частью речи оно является.

--Наше путешествие заканчивается. Молодцы. Все вы сегодня поработали.

-Запишите домашнее задание. (Слайд №22).



  • Упражнение №38, стр. 24

  • Задания:

  • 1.Прочитайте и проанализируйте слова с точки зрения морфологии.

  • По какому признаку их можно распределить на группы?

  • 3. Запишите слова соответствующими группами.

- В начале пути каждый из вас для себя поставил цель. Добились вы ли ее? Теперь письменно в одном предложении напишите о своих впечатлениях по уроку на стикерах.

-Всем спасибо. Урок окончен.

Первичное закрепление нового материала



© 2010-2022