- Преподавателю
- Русский язык и литература
- КОСы по Русскому языку и культуре речи
КОСы по Русскому языку и культуре речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мещерякова Г.Г. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Нижегородской области |
|
ГБОУ СПО «Нижегородский автомеханический техникум |
Методические указания для выполнения
самостоятельной (внеаудиторной) работы
Дисциплина:
«Русский язык и культура речи»
Специальность:
151901 «Технология машиностроения»
Нижний Новгород
2014 г.
Одобрено предметной (цикловой) комиссией литературы, русского и иностранного языка
протокол.№_____
от ___________20____г
Председатель ПЦК
________________ / М.В. Садовский
Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 151901 «Технология машиностроения»
Заместитель директора по УР
________________ / Г.Н. Малкина
Автор:
Мещерякова Г.Г. - преподаватель ГБОУ СПО «Нижегородский автомеханический техникум»
Рецензент:
Корюкина Е.С. - преподаватель ГБОУ СПО «Нижегородский автомеханический техникум»
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
(ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ
Наименование разделов и тем
Кол-во часов на самост. работу
Вид самостоятельной работы
Формы контроля
Раздел 1
Введение.
Тема 1.1. Язык и речь
Тема 1.2. Понятие культуры речи
3
Анализ речевых структур. Построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи. Написание сочинения.
Презентация «Типы словарей»
Самоотчет
Раздел 2.
Тема 2.1. Фонетические единицы языка
Тема 2.2. Варианты русского литературного произношения
Тема 2.3. Орфоэпические нормы
3
Работа с учебником и конспектами лекций. Выполнение упражнений в рабочей тетради.
Создание словарика «Трудные слова, используемые на дисциплинах профессионального цикла. Их произношение, постановка ударения».
Самоотчет
Раздел 3.
Тема 3.1. Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова
Тема 3.2. Лексико-фразеологическая норма
Тема 3.3. Изобразительно-выразительные средства языка
3
Написание сочинения по определённой тематике, используя изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.
Выполнение заданий в тестовой форме. Работа со словарями и справочной литературой.
Выполнение упражнений в рабочей тетради.
Учебно-исследовательская работа «Лексические ошибки в специальной литературе» (доклад)
Самоотчет
Раздел 4
Тема 4.1.Способы словообразования
2
Составление обобщающей таблицы по теме: "Способы образования слов".
Выполнение заданий в тестовой форме.
Анализ словообразования в текстах официально-делового стиля. Выполнение упражнений в тетрадях.
Самоотчет
Раздел 5
Тема 5.1. Самостоятельные
части речи.
Тема 5.2. Служебные части речи
4
Выполнение морфологических разборов самостоятельных и служебных частей речи. Выполнение упражнений в рабочей тетради.
Составление ответов на контрольные вопросы.
Работа со словарями и справочной литературой.
Создание словаря «Трудности русского языка»
Самоотчет
Раздел 6
Тема 6.1. Словосочетание и предложение
Тема 6.2. Виды предложений
Тема 6.3.Выразительные синтаксические средства
4
Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур.
Составление речи, используя не менее 10 различных риторических фигур.
Выполнение заданий в тестовой форме.
Выполнение упражнений в рабочей тетради.
Самоотчет
Раздел 7
Тема 7.1. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм.
Тема 7.2. Принципы русской пунктуации. Пунктуация и интонация
3
Составление алгоритмов орфографических действий.
Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку (составление карточек-схем).
Выполнение заданий в тестовой форме.
Выполнение упражнений в рабочей тетради.
Самоотчет
Раздел 8
Тема 8.1.Текст и его структура. Типы речи
Тема 8.2.Функциональные стили литературного языка
3
Написание резюме. Подготовка информационной речи.
Подготовка агитационной речи.
Поиск текстов различных стилей.
Самоотчет
Всего
25
Раздел 1 Введение. Тема 1.1. Язык и речь. Тема 1.2. Понятие культуры речи
Виды самостоятельной работы: Анализ речевых структур. Построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи. Написание сочинения. Презентация «Типы словарей»
Задания для закрепления и систематизации знаний:
-
Понаблюдайте за речью окружающих, проанализируйте ее с точки зрения речевых ошибок;
-
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Речевая культура человека - зеркало его души»;
-
Сделайте презентацию на тему: «Типы словарей» (10-15 слайдов);
-
Выучите записи в тетрадях.
Форма контроля: самоотчет
Раздел 2. Тема 2.1. Фонетические единицы языка. Тема 2.2. Варианты русского литературного произношения. Тема 2.3. Орфоэпические нормы
Виды самостоятельной работы: Работа с учебником и конспектами лекций. Выполнение упражнений в рабочей тетради. Создание словарика «Трудные слова, используемые на дисциплинах профессионального цикла. Их произношение, постановка ударения».
Задания для закрепления и систематизации знаний:
1) Выучите записи в тетрадях.
2) Сделайте упражнения из учебника (Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи для инженеров. - Ростов н/Д., 2003.) - задания №7,12,13,14 стр.114-119.
3) Сделайте задания в тетрадях:
Правильно произнесите слова: афера, опека, истекший, белесый, оседлый, блеклый, маневры, решетчатый, разношерстный, тезис, интервью, бассейн, жюри, пресса, свитер.
Расставьте в словах ударения: баловать, красивее, договор, квартал, звонит, обеспечение, вручат, начался, принята, новорожденный, туфля, украинский, ходатайство, бармен, бюрократия, буржуазия, дремота, жалюзи.
Проведите анализ стихотворений с точки зрения фонетических средств выразительности (Лермонтов «Русалка», Пушкин «Эхо», Тютчев «Весенняя гроза», «Слезы людские», Пастернак «Зимняя ночь»);
Отредактируйте предложения, чтобы устранить неблагозвучия:
-
Он был удостоен приза за завоёванную победу.
-
Краю крайне необходимы финансовые средства.
-
Число отчисленных в этом году увеличилось.
-
Мы направили документацию на реставрацию музея.
-
Гол голландцев в ворота французов решил исход матча.
-
Большинство жителей этого города вежливы в отношении друг к другу.
4) Начните составлять словарик «Трудные слова, используемые на дисциплинах профессионального цикла. Их произношение, постановка ударения».
Форма контроля: самоотчет
Раздел 3. Тема 3.1. Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова. Тема 3.2. Лексико-фразеологическая норма. Тема 3.3. Изобразительно-выразительные средства языка.
Виды самостоятельной работы: Написание сочинения по определённой тематике, используя изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Выполнение заданий в тестовой форме. Работа со словарями и справочной литературой. Выполнение упражнений в рабочей тетради. Учебно-исследовательская работа «Лексические ошибки в специальной литературе» (доклад)
Задания для закрепления и систематизации знаний:
-
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Моя будущая профессия», используя изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии;
-
Выполните задания в тетради:
Составьте словосочетания со словами-паронимами: всякий - всяческий, длинный - длительный, злой - злостный, логичный - логический, опасный - опасливый, скрытый - скрытный, хозяйский - хозяйственный.
Исправьте ошибки в предложениях:
-
На выставку пришел брат и сестра.
-
Он живет в городе Ростов.
-
На заявлении гражданина, приложенного к делу, не было подписи.
-
Стоя у перрона, её глаза были полны слёз.
-
Каждый тракторист закреплен за определенным трактором, который следит за его состоянием.
-
Серёжа - большая умница.
-
Стихи написаны доступным языком для детей, читаются легко.
Выпишите из толкового словаря 4 слова с пометами «книж.», «спец.», «разг.», «прост.»; найдите 2 многозначных слова, 2 омонимических слова. Составьте с ними предложения.
Используя словарь иностранных слов, дайте определения иноязычным словам: брокер, дисплей, консенсус, панацея, конфронтация, инфантильный, деструкция, инцидент.
Употребите слова в прямом и переносном значении: зерно, тепло, ветер, звезда, болото, луч, высокий, легкий;
Составьте словосочетания со словами, докажите, что это омонимы: клуб, месяц, ключевой, бродить, печь, дробь, тушить, кран, вид, простой, долг, завод, побег, среда, брак, уход;
Подберите синонимы и антонимы к словам: известный, смелый, кричать, смеяться, идти;
Найдите в текстах художественной литературы примеры градации, антитезы, оксюморона, каламбура.
3) Выполните задания в учебнике (№16,21,24,28,38,39,41 - стр.182-191);
4) Выполните тестовые задания (задания даны в тетрадях);
5) Подготовьте доклад на тему «Лексические ошибки в специальной литературе»
(объем 5-10 стр.)
Форма контроля: самоотчет
Раздел 4 Тема 4.1. Способы словообразования
Виды самостоятельной работы: Составление обобщающей таблицы по теме: "Способы образования слов". Выполнение заданий в тестовой форме. Анализ словообразования в текстах официально-делового стиля. Выполнение упражнений в тетрадях.
Задания для закрепления и систематизации знаний:
-
Выучите записи в тетрадях;
-
Используя конспект, составьте таблицу по теме "Способы образования слов";
-
Выполните задания в тестовой форме (задания даны в тетрадях);
-
Проанализируйте особенности словообразования в текстах официально-делового стиля (на примере документов, законодательных актов и др.);
-
Выполните задания в тетрадях:
Произведите морфемный и словообразовательный анализ слов: европейский, неисчислимый, антинаучный, беспрекословно, высокооплачиваемый, замдиректора, сердцебиение, перешёптываться.
Образуйте при помощи суффиксов формы с субъективной оценкой от слов: мать, дочь, брат, сестра, старик, город, дом, снег, комната.
Форма контроля: самоотчет
Раздел 5 Тема 5.1. Самостоятельные части речи. Тема 5.2. Служебные части речи
Виды самостоятельной работы: Выполнение морфологических разборов самостоятельных и служебных частей речи. Выполнение упражнений в рабочей тетради. Составление ответов на контрольные вопросы. Работа со словарями и справочной литературой. Создание словаря «Трудности русского языка»
Задания для закрепления и систематизации знаний:
-
Выучите записи в тетрадях;
-
Выполните морфологический разбор выделенных слов:
В один-два дня степь принимала новый вид: по-весеннему темнели равнины, окаймлённые бледно-синеватой далью. Выпускали скот из хлевов; обессилившие за зиму лошади и коровы бродили на выгоне.
-
Выполните упражнения в тетради:
Определите род имен существительных: домишко, лебедь, прорубь, подмастерье, коллега, невежда, кенгуру, какаду, Тбилиси, Марокко, форель, пенальти, ООН, вуз, МХАТ, Сидоренко.
Поставьте существительные:
а) в форму именительного падежа множественного числа: директор, профессор, редактор, инженер, бухгалтер, торт, герб.
б) в форму родительного падежа множественного числа: грамм, носок, чулок, кочерга, ботинок, блюдце, грузин, валенок, сапог, крыльцо, платье, простыня, грабли, ясли.
Образуйте краткую форму прилагательных: хороший, светлый, умный, мудрый, мягкий, мужественный, бессмысленный, современный.
Запишите числительные словами:
А) Пароход с 468 пассажирами отошел от пристани.
Б) Книга была иллюстрирована 34 рисунками и 29 чертежами.
В) Государственная казна пополнилась ещё 678 000 (рубль).
Г) Стипендии были выплачены 1552 (студент).
Поставьте глаголы в форму второго лица множественного числа повелительного наклонения: ездить, нести, поить, мять, ставить, бить, лечь.
Образуйте от глаголов деепричастия: бежать, гаснуть, написать, сшить, быть, смотреть, сидеть;
-
Письменно ответьте на вопросы:
-
Что изучает морфология?
-
Перечислите основные части речи русского языка.
-
Что такое имя существительное? Назовите его основные грамматические категории.
-
Что такое имя прилагательное? Его основные грамматические категории.
-
Что такое имя числительное? Его основные грамматические категории.
-
Какова стилистическая роль имен существительных, прилагательных и числительных?
-
Что такое глагол? Его основные грамматические категории.
-
Какова стилистическая роль глагольных форм, наречий и служебных частей речи?
-
Проанализируйте принцип построения и структуру грамматических словарей;
-
Начните создание словаря «Трудности русского языка» (выписывайте сложные, на ваш взгляд, словоформы, старайтесь их запомнить).
Форма контроля: самоотчет
Раздел 6 Тема 6.1. Словосочетание и предложение. Тема 6.2. Виды предложений. Тема 6.3.Выразительные синтаксические средства.
Виды самостоятельной работы: Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. Составление речи, используя не менее 10 различных риторических фигур.
Выполнение заданий в тестовой форме. Выполнение упражнений в рабочей тетради.
Задания для закрепления и систематизации знаний:
-
Выучите записи в тетрадях;
-
Придумайте 6 предложений с использованием данных синтаксических структур ( даны в тетради);
-
Напишите сочинение-рассуждение на свободную тему, используя не менее 10 различных риторических фигур;
-
Выполните задания в тестовой форме (даны в тетрадях);
-
Выполните упражнения в тетрадях:
Определите вид связи в словосочетаниях: находиться неподалёку, мокрый от дождя, заячьи слёзы, три яблока, уборка урожая, лететь навстречу, крайне медлительный, проверить его, возможность отдохнуть;
Поставьте существительное в нужном падеже: обидеться (слова), превосходство (люди), удивлён (выносливость), уверенность (успех), обрадован (возвращение), рецензия (книга), отзыв (фильм);
Выделите грамматическую основу в предложениях, определите тип сказуемых:
-
Я здесь один.
-
Мы с бабушкой пошли в парк.
-
Многие были против.
-
Раза два принимался накрапывать дождь.
-
Решить задачу оказалось делом трудным.
Определите тип односоставных предложений:
-
Снова хотелось спать.
-
Вечерело. Горы были уже в тени.
-
Жаркий полдень. Духота.
-
Вели затопить камин.
Сделайте синтаксический разбор предложения; составьте его схему; определите типы придаточных предложений:
Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок на крыльце, не сразу понял, кто звонит.
Форма контроля: самоотчет
Раздел 7 Тема 7.1. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Тема 7.2. Принципы русской пунктуации. Пунктуация и интонация
Виды самостоятельной работы: Составление алгоритмов орфографических действий. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку (составление карточек-схем). Выполнение заданий в тестовой форме. Выполнение упражнений в рабочей тетради
Задания для закрепления и систематизации знаний:
-
Выучите записи в тетрадях;
-
Проанализировав принципы русской орфографии, составьте алгоритмы орфографических действий;
-
Составьте карточки-схемы, группируя слова по орфографическому признаку;
-
Выполните тестовые задания (даны в тетради);
-
Выполните упражнения в тетради:
В каких словах пишется одна буква н, а в каких - две н?
Оловя..ая пуговица, пря..ый аромат, шерстя..ое одеяло, перекраше..ый стол, кипячё..ое молоко, невида..ое бедствие, юбка отглаже..а, кова..ый сундук, жаре..ая в масле рыба, рассея..ые взоры.
В каких словах не пишется слитно, а в каких раздельно?
(Не)гладкая поверхность; далеко (не)приятный разговор; (не)согласен с доводами; (не)законченный вовремя эксперимент; торопится (не)куда; живет (не)далеко, а близко; ему (не)здоровится.
Раскройте скобки, запишите наречия:
(До)нельзя, (в)тихомолку, (без)спросу, (с)маху, (на)расхват, (по)памяти, (в)открытую, (мало)помалу, (на)тощак, (на)лету, (в)догонку, (по)одиночке, (на)зубок.
Расставьте знаки препинания в предложениях:
Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю. Батальон незамеченный противником ворвался в тыл. Ветер свистя в ушах обдавал прохладой. Было должно быть уже поздно. Воздух чист и свеж как поцелуй ребёнка. Справа у подножья горы расстилалось поле. Некоторые казаки в том числе и Семён встали и вытянулись. Мы решили сказал он остаться здесь ночевать. Поведение Нагульного все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые помалкивали. Я не могу понять почему обстоятельства сложились так что в семье где были мать и отец воспитывала мен бабушка.
Форма контроля: самоотчет
Раздел 8 Тема 8.1.Текст и его структура. Типы речи.
Тема 8.2.Функциональные стили литературного языка
Вид самостоятельной работы: Написание резюме. Подготовка информационной речи. Подготовка агитационной речи. Поиск текстов различных стилей
Задания для закрепления и систематизации знаний:
-
Выучите записи в тетради;
-
Напишите свое резюме по данному в тетради образцу;
-
Подготовьте информационную речь (сообщение об актуальном политическом или культурном событии);
-
Подготовьте агитационную речь (призыв к какому-либо действию);
-
Подберите примеры текстов различных стилей, проанализируйте языковые особенности каждого из них.
Форма контроля: самоотчет
Список рекомендуемой литературы.
-
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1984.
-
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. - М., 2000.
-
Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.
-
Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д., 2003.
-
Введенская Л.А. Культура речи. - М., 2010.
-
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. - М., 2008.
-
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи для инженеров. - Ростов н/Д., 2003.
-
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М., 1993.
-
Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.
-
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 2013.
-
Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М., 1983.
-
Демиденко Л.П. Речевые ошибки. - М., 1986.
-
Измайлова Л.В., Демьянова Н.Н., Меньшикова Н.П. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д., 2005.
-
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983.
-
Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. - Л. 1988.
-
Культура русской речи/ Под ред. проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М., 2000.
-
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2001.
-
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987.
-
Словарь русского языка в 4х томах/ Под ред. А.П. Евгеньевой. - М., 1981-1984.
-
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996.