Внеклассное мероприятие ко Дню языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры - Крестики-нолики

Внеклассное мероприятие по русскому языку 5 класс

Цель:

  • прививать любовь и интерес к русскому языку,

  • расширить их представления о русском языке,

  • развивать интеллектуальные способности учащихся;

  • развивать устную речь детей, логическое мышление;

  • совершенствовать навыки коллективной работы,

  • воспитывать дружбу, взаимовыручку, взаимоподдержку

  • развивать любознательность, познавательные способности,

-Ребята, сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке - провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит - злой; говорит вежливо, ласково - хочется думать, что добрый. К великому сожалению русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку:

Ведущий: Встретились два приятеля.

1-ый ученик: Привет!

2-ой ученик: Привет!

1-ый ученик: Все? Отстрелялся?

2-ой ученик: Сдал. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в эту математику. Было бы клева получить «4». Оно говорит, иди, блин, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.

2-ой ученик: Ну похиляли. Кранты.

- Вы поняли, о чем шла речь? На каком языке говорили мальчики? К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью.

-Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся русские писатели.

Дети показывают портреты русских писателей и говорят их слова.

  • Писатель Александр Иванович Куприн говорил "Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен".

  • Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению «русский язык - это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

  • «Русский язык - настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно - бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

  • Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками»

Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому давайте изучать русский язык.

Ребята, освоить русский язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

1 чтец. Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

2чтец. Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье.

Не составить телеграмму

И открытку не отправить.

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить.

3 чтец. Люблю тебя , грамматика!

Ты умная и строгая,

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я !

Русский язык - необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка. Мы проведём игру «Крестики- нолики», в котором примут у участие 2 команды. 1 команда (дети хором) «Крестики» 2 команда (дети хором) «Нолики». Вы по очереди будете выбирать сектора. Та команда, которая правильно выполнит задание, поставит свой значок: крестик или нолик в соответствующий сектор. Победителем игры станет та команда, которая заполнит своими значками строчку по вертикали, горизонтали или диагонали, или 5 секторов игрового поля.

Первый сектор выберу вам я. Это - разминка. Вы должны постараться ответить на все вопросы. 5-ый сектор

КРЕСТИКАМ:

  1. Какие знаки ставятся в конце предложения.

  2. Как пишутся имена и фамилии людей?

  3. На какие две группы делятся все звуки и буквы?

  4. Сколько гласных букв в русском языке?

  5. Как узнать, сколько в слове слогов?

  6. Что такое предложение?

  7. Что такое подлежащее?

  8. Из чего состоит предложение?

  9. Как переносится слово?

  10. Что стоит перед корнем?

  11. Как иначе называются родственные слова?

  12. Выделение голосом одного из слогов в слове.

  13. Как называется общая часть родственных слов.?

  14. Как пишутся предлоги с другими словами?

  15. Сколько гласных в слове «медведица»?

  16. Сколько букв в слове «слива»?

НОЛИКАМ:

1. С какой буквы пишется первое слово в предложении.

  1. Как обозначаются звуки на письме?

  2. Сколько гласных звуков в русском языке?

  3. Какой звук образует слог?

  4. Сколько букв в русском языке?

  5. Может ли слово состоять из одного слога?

  6. Что такое алфавит?

  7. Что такое сказуемое?

  8. Из чего состоит наша речь?

  9. Переносится ли слово из одного слога?

  10. Что стоит после корня?

  11. Проверочное слово к слову «ветвистый»?

  12. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

  13. Какие буквы могут обозначать два звука?

  14. Сколько слогов в слове «машина»?

  15. Подлежащее подчёркивается…

1-ый сектор: Напишите диктант.

Я буду диктовать текст, а вы на листе напишете слово и передадите лист следующему участнику, тот записывает ещё одно слово и передаёт дальше. И так до конца по одному слову.

Русский язык.

Русский язык звучный и красивый. В словах можно услышать вой вьюги. Жужжание пчелы. На этом языке писал стихи Пушкин. На русском языке Лев Толстой писал маленькие рассказы для детей.

2-ой сектор: Расшифруйте слова, найдите лишнее.

3-ий сектор: Составь пословицу.

-Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы. Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает её очень выразительной, заостряет ум и развивает память.

-Объясните смысл пословицы.

4-ый сектор: Среди букв спрятались слова, отыщите их.

6-ой сектор: Назовите одним словом.

7-ой сектор: К данным словам подберите различные прилагательные.

8-ой сектор: В каких словах ель растёт?

«метель», «карамель», «кисель», «дельфин», «апельсин», «писатель», «водитель», «дельта», «учитель», «карусель», «пепельница», «мебель», «ущелье», «бездельник», «капель», «портфель», «мель», «цель», «панель»,
«рельс», «новоселье», «картофель», «мельница», «пельмень»,«понедельник»

9-ый сектор: Третий лишний.

Ведущая: Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать русский язык, правильно писать и говорить. «Мы не властны над речью других, но мы хозяева своей собственной речи; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным». Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете.

ХОЧУ ДОМОЙ.

Игра

Всем играющим завязывают глаза. В разнобой ставят на сцене. Ведущий просит всех выполнять его команды: "Кругом, шаг вперед, направо, два шага в левую сторону и т.п." Потом по сигналу ведущего включается музыка, а все играющие должны собраться в свои команды, взяться за руки, т.о. вернуться в "ДОМ"

Подведение итогов. Награждение.

Переделанная песня "Учат в школе" - муз. Шаинский В.Я.

Тонким перышком писать, промокашкой промокать

уж давно не учат в современной школе,

но глаголы проспрягать будут на дом задавать

и сейчас, и через год, и через сто лет.

Легче ребус разгадать, чем глагол "хотеть" спрягать,

я потею, ты потеешь, мы потеем.

Я хочу, и хочут все, хочем мы - хохочут все.

Почему? Я не пойму, не разумею.

Начинаю вновь спрягать, окончания менять,

проспрягаю-ка я во втором спряженьи:

ты хотишь, и он хотит... В классе смех опять стоит,

а учитель покраснел от возмущенья.

- Ты в учебник не смотрел. Мы хотим, чтобы ты сел.

У меня на слово "хочем" аллергия.

Окончанье с буквой "е" лишь в единственном числе,

а во множественном - с гласными "и", "я"

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все…антракт.

На время что-то прекратив, мы объявляем…перерыв.

В борьбе, труде устали слишком -

Дают уставшим… передышку.

После урока непременно нужна ребятам … перемена!

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Да и в школе я нужна,

Называюсь…тишина.

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

Я в бутылке лимонада,

А зовут меня…прохлада.

Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

Двойное р содержит он

И называется…перрон.

На большие расстоянья

Мчится он без опозданья.

Пишется в конце два «с»,

Называется…экспресс.



Внеклассное мероприятие по русскому языку

Грамматический бой


Цель: через занимательные упражнения содействовать поднятию

интереса учащихся к русскому языку; развивать смекалку,

сообразительность; воспитывать дружбу, коллективизм.

Оформление: красочно оформленные плакаты с названиями «Грам-

матический бой», «Счастливый случай»; открытки с записью

названий геймов: «Разминка», «Дальше, дальше, дальше…»,

«Заморочки из бочки», «Темная лошадка», «Гонка за лидером»;

магнитофон с записью музыки к передаче «Счастливый случай»,

слайды на компьютере.

Ребята! Сегодня мы проведем «Грамматический бой». Вам надо быть

очень внимательными, активно, быстро, но, подумав, выполнять те зада-

ния, которые вам будут даваться, так как мы проведем соревнование меж-

ду командами. А чтобы вам было веселее, этот бой я решила провести в

форме игры «Счастливый случай». Вы согласны?

Итак, начинаем «Грамматический бой» с приветствия.

Приветствие команд.

1.Мы веселые ребята, и не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами в Грамматический бой будем играть.

2.Грамматический бой сейчас науке посвящается,

Что русским языком у нас с любовью называется.

3.Нам доверено с тобой провести удачно грамматический бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык, ты богат, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

4.Грамматика, грамматика - наука очень строгая!

Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.

5.Она трудна, но без нее плохое было бы житье!

Не составить телеграмму и открытку не отправить,

Даже собственную маму с днем рожденья не поздравить!

6.Люблю тебя, грамматика! Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика, осилю понемногу я!

7. Мы отвечаем дружно, и здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба владычицей побед.

8. И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование,

Успех решает не судьба, а только наши знания.

9. И, соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней и наша дружба крепнет с ней.

Сегодня встречаются две команды друзей - товарищей. Команда «Точка»

и команда «Многоточие». Команды займите свои места за столиками.

Звучат позывные передачи «Счастливый случай».

Переходим к первому гейму.

Гейм «Разминка» (Слайд № 3)

Незнайка приготовил для вас кроссворд. Но взгляните, как он ехидно улыбается.

Незнайка думает, что вы не умеете разгадывать кроссворды. Докажите ему, что

вы можете это делать.

Итак, нужно вписать названия изображенных предметов в клеточки кроссворда.

В среднем ряду вы прочитаете название учебного предмета.

(Ответ: русский язык)

Словесная перестрелка. (Слайд № 4)

Кто больше назовет слов на букву «Д».

Забавные недоразумения.

-Послушайте стихи и найдите в них ошибки.

На верхушке каланчи день и ночь кричат врачи.

А о чем они кричат, вы спросите у врачат.

Говорят, один рыбак, в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался дом.

(Звучит музыка)

-Переходим к следующему гейму.

Гейм «Дальше, дальше, дальше…»

(Слайды № 5-6)

Волшебные цепочки.

-Меняя по одной букве, превращайте нижнее слово в верхнее.

Попробуйте превратить аиста в луну.

Хотите пить? Превратите сад в сок.

Анаграммы (Слайд № 7)

-Из букв слов круча, перс, бар составьте по два новых слова.

Гейм «Заморочки из бочки».

Наборщик (Слайд № 8)

-Из букв слова ГРАММАТИКА составьте как можно больше

новых слов.

Превращение слов.

-Замените в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово:

Пара- Игла-

Роща- Белка-

Свет- Бинт-

Река Уха-

Помоги медвежатам наполнить ведра. (Слайд № 9)

г…рбатый кр…савица вып…лзает

кол…с ш…гает л…вил

т…лстеет л…скает прик…зал

Гейм «Темная лошадка».

Полубуковка. (Слайд № 10)

Буквы поломались, остались только кусочки. Какие это были буквы?

Допишите их.

(Ответ: А, Н, И, Д, Л )

Слова - невидимки. (Слайд № 11)

Прочтите слова сверху вниз.

(Ответ: берег, вечер, немец, певец, север, ненец)

Крепкие орешки. (Слайд № 12)

Эти орешки не простые, а с секретом. Найдите потерявшиеся буквы и

образуйте новые слова.

(Ответ: потерялись буквы м, д, б, с, п, т, р)

Звучит музыка.

Переходим к следующему гейму.

Гейм «Гонка за лидером».

Вопросы команде «Точка». (Слайд № 13)

- Какие знаки ставятся в конце предложения?

- Как пишутся имена и фамилии людей, клички животных?

- Сколько гласных букв в русском языке?

- Как отличить гласный звук от согласного?

-На какие вопросы отвечает подлежащее?

- Как узнать, сколько в слове слогов?

- Как пишутся сочетания ЧК, ЧН?

Вопросы команде «Многоточие». (Слайд № 14)

-С какой буквы пишется первое слово в предложении?

- Как обозначаются звуки на письме?

- Сколько букв в русском алфавите?

-На какие вопросы отвечает сказуемое?

-Как нужно переносить слово?

-Из чего состоит речь?

- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?

Подведение итогов. (Слайд № 15)

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Забытые сокровища"

Занятие призвано активизировать словарь учащихся по темам «Дом, быт, праздники», «Календарь, приметы, символы», «Народные приметы», «Устное народное творчество», приобщить учащихся к истокам народной культуры, углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор

  2. Медальки с ценой вопроса (раздаточный материал)

Вступительное слово учителя

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим викторину под названием "Забытые сокровища", посвященную Дню родного языка, который празднуется 21 февраля. Как вы думаете, для чего придумали этот праздник? Какие проблемы испытывает наш родной язык? Как мы можем помочь русскому языку справиться с этими проблемами?

Представление команд.

Объяснение правил игры.

Вам предлагается 4 темы на выбор. Каждая тема содержит 5 вопросов разной стоимости. Право первой дать ответ принадлежит команде, выбирающей категорию вопроса.

Игру мы начинаем с эпиграфа. Как вы понимаете его смысл? (Команда, давшая наиболее полный ответ, получает право первого хода).

Темы

  1. Родное слово.

  2. Календарь, приметы, символы.

  3. Дом, быт, праздники.

  4. Устное народное творчество.

1. Родное слово

Цена вопроса

Вопрос

Варианты ответов

10

Как назывался на Руси жилой дом?

Изба

Хата

Мазанка

20

Что украшает пословица?

Предложение

Речь

Текст

30

Что означало в старину выражение "бить баклуши"?

Вырезать заготовки для ложек

Ничего не делать

Усердно трудиться

40

Как в старину называлось солнце?

Ярило

50

Что наши предки называли каравайцами?

Блины

Маленькие караваи

Баранки

2. Календарь, приметы, символы.

Цена вопроса

Вопрос

Варианты ответов

10

В какой месяц народная поговорка советует надевать "сто порток"?

Январь

Февраль

Март

20

Как назывался праздник в честь нарастающей силы солнца?

Рождество

Масленица

Крещение

30

Как раньше назывался календарь природы?

Годовик

Месяцеслов

Круглогодник

40

Какая трава защищала в старину от нечистой силы?

Крапива

Полынь

Ромашка

50

В рождественские праздники ходят по дворам и поют:

Песни

Частушки

Колядки

3. Дом, быт, праздники.

Цена вопроса

Вопрос

Варианты ответов

10

Народ говорит, что звезды на небе к…

Дождю

Ясной погоде

Ветру

20

К народным праздникам относится

День народного единства

Новый год

Троица

30

Что располагалось в Красном иглу?

Иконы

Портреты

40

Светлая парадная комната в избе для столования

Горница

Светлица

Сени

50

Назовите символ торжества жизни над смертью

Солнце

Вода

Петух

4. Устное народное творчество.

Цена вопроса

Вопрос

Варианты ответов

10

Жанр УНТ, в котором народ обращается к дождю?

Пословица

Закличка

Потешка

20

К какому жанру УНТ относятся слова: Каков Ерема, таково у него и дома

Поговорка

Пословица

Загадка

30

Как называли на Руси людей, веселящих народ на праздниках?

Шут

Скоморох

Клоун

40

Кто из названных героев является героем былин?

Иванушка-дурачок

Царь-горох

Алеша Попович

50

Кто из русских писателей литературно обработал русскую народную сказку "Мороз Иваныч"

Ф. Одоевский

А. Пушкин

Л.Н. Толстой

Как вы думаете, почему наша игра называлась "Забытые сокровища"?

Подведение итогов игры и награждение победителей.

Заключительное слово учителя.

А закончить наше мероприятие я хочу такими словами:

Красоту, доброту
Мы у старших берем.
Саги, сказки из прошлого тащим.
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и наст



Внеклассное мероприятие по русскому языку 5-6 класс

5. Сосчитайте, сколько звуков и сколько букв в словах.

1-я команда:

Юла - ... (3 буквы, 4звука).

Коньки - ... (6 букв, 5звуков).

Солнце - ... (6 букв, 5звуков).

2-я команда:

Ёж - ... (2 буквы, 3звука).

Деньки - ...(6 букв, 5звуков).

Сердце - ... (6 букв, 5звуков).

(Музыкальная пауза.)

6. Из букв слова «ТРАНСПОРТ» нужно составить как можно больше новых слов.

(Спорт, порт, трос, пост, транс, торт, стоп, сорт, наст, нос, сон, рот, спор, пот, сор, рост, рапорт, старт, тропа, сноп, роса, сатрап.)

7. Предлагается рифма, нужно сочинить четверостишие.

1-я команда:

... солнце

... оконце

... привет

... кабинет

(Дети могут предложить несколько вариантов четверостиший. Пример одного из них:

Веселое летнее солнце

Заглянуло к Маше в оконце.

Она этот веселый привет

Несет в папин большой кабинет. (М. Жиренко)

2-я команда:

... не спешу

... пишу

... в тетрадь

... пять

(Пример:

Закончить уроки я не спешу.

Я упорно слова пишу

В опрятную свою тетрадь,

Хочу получить отметку «пять». (М. Жиренко)

8. Кто в лесу живет?

Поочередно вспомните и назовите сказки, в которых одно из действующих лиц - медведь.

9. Конкурс «Веселая белка».

За 1 минуту должны подобрать и записать как можно больше слов, обозначающих действия белочки.

(Музыкальная пауза.)

10. Конкурс капитанов.

- Здесь вывешены два рисунка. Сейчас я сразу проговорю оба задания. А вы письменно ответите на поставленный вопрос.

(Показывает капитану первой команды рисунок с хвостами, большим и маленьким.)

- Как из этого предмета получили этот предмет? (Два способа: чтобы получить маленький хвостик, надо к слову «ХВОСТ» прибавить суффикс -ИК, и наоборот, чтобы получить большой «хвост», нужно убрать у слова хвостик суффикс -ИК.)

(Показывает второй рисунок другому капитану.)

- Как из этого предмета получить вот этот предмет? (К слову «рыба» добавить суффикс -К, получится слово «РЫБАК», и наоборот.)

11. Составьте слово по названным частям речи

1-я команда

Его корень в слове «лесной», приставка в слове «перелет», суффикс в слове «грибок», окончание, как у слова «волк». (Перелесок)

2-я команда

Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание, как у слова «заяц». (Подорожник)

12. Конкурс «Части речи» (Выходят дети и читают стихи, члены команды называют часть речи.

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена. (Местоимение)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь. (Прилагательное)

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Существительное)

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду - все в действие придет. (Глагол)

13. Творческое задание. Молча изобразить, проинсценировать отрывки, которые учитель прочитает из детских художественных книг. Команда-соперница должна определить название рассказа и автора.

14. Раскрыть скобки

Язык (до) Клева (до) ведет.

Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

(Музыкальная пауза.)

15. К данным группам слов подберите и добавьте после них такое слово, чтобы получилось новое слово.

1-я команда

Мыло, стекло. (Добавить можно слово «вар»: мыловар, стекловар.)

Град, кон, тон, яр. (Добавить можно слово «ус»: градус, конус, тонус, ярус.)

2-я команда

Гриф, пост, штаб. (Добавить можно слово «ель»: грифель, постель, штабель.)

16. Какое существительное можно присоединить к словам «тать», «покой», «корь», «вой», чтобы превратить их в глаголы? (Это слово - «ус»: устать, успокой, ускорь, усвой.)

17. Какое слово превращает глаголы «стой», «мыл», «лёг», «жал» в имена прилагательные? (Слово «кий»: стойкий, мылкий, лёгкий, жалкий.)

18. Вспомните слова, которые при чтении слева направо, так и в обратном чтении имели бы следующее значение:

Прибыль -... (доход).

Повар на корабле - ... (кок).

Огнестрельное оружие - ... (наган).

Шелковица -... (тут).

Палатка из веток или соломы - ... (шалаш).

19. Назовите слова, которые имели бы следующие значения.

1-я команда

При чтении слева направо - это лиственное растение, а при чтении справа налево - это правильный шестигранник, все грани которого - квадраты. (Бук - куб)

Прибор для определения моря, а наоборот - взрывчатое вещество. (Лот - тол)

Узкая горная или лесная дорога, а наоборот - сорт яблок. (Тропа - апорт)

2-я команда

При чтении слева направо - это нестройный гул голосов, шум, а при чтении справа налево - это волшебник, фокусник. (Гам - маг)

Место для молотьбы, а наоборот - домашнее животное. (Ток - кот)

Кушанье из мелко нарезанного мяса или рыбы с овощами и острой приправой, а наоборот - отравление удушливым газом, получающимся при неполном сгорании углерода. (Рагу - угар)

Учитель: Подошло время подвести окончательные результаты нашего познавательного КВН, пока жюри совещается, вспомним слова русских писателей о родном языке.

«Язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть». Так писал Максим Горький. Владимир Луговской: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».







Внеклассное мероприятие по русскому языку

Тема: «ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА».

Цели: через занимательные задания содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку; формировать умения применять полученные знания на практике; развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; воспитывать дружбу, коллективизм.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

II. Беседа с детьми о русском языке.

-В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке - провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит - злой; говорит вежливо, ласково - хочется думать, что добрый. К великому сожалению наш родной русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку:

Встретились два приятеля.

1-ый ученик: Привет!

2-ой ученик: Привет!

1-ый ученик: Все? Отстрелялся?

2-ой ученик: Сдал. А Васька, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, такую чепуху.

1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в эту химию. Было бы клева получить «4». Оно говорит, иди, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.

2-ой ученик: Ну похиляли. Кранты.

-Вы поняли, о чем шла речь? На каком языке говорили мальчики? К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью. Давайте все вместе встанем на защиту русского языка, изучая русский язык, будем бороться за его чистоту

Всему название дано -

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных нету.

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном мире - море - слов

Купаться ежечасно!

Сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной и плутовской. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка. В нашем соревновании принимают участие 3 - и команды. 1 команда (дети хором) «Грамотеи», 2 команда (дети хором) «Всезнайки», 3 команда (дети хором) «Любознательные».

III. Викторина по русскому языку.

1-ое задание: «Алфавитная»

- Ребята, сколько букв в русском языке? (33) Мне нужно по 1 человеку от каждой команды, надо назвать буквы в алфавитном порядке. За правильный ответ 5 баллов.

2-ое задание: «Заблудившиеся буквы».

- Сейчас я буду читать вам четверостишия, в каждом из них есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. Если команда не отвечает, то помогает другая команда, поднимая руку. За правильный ответ по 1 баллу.

1.Говорят один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом).

2. Жучка будку (булку) не доела,

Не охота, надоело!

3. Забодал меня котел (козел)

На него я очень зол.

4. Врач напомнить должен Мите:

Не забудьте об одном,

10 цапель (капель) перед сном!

5. На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву.

6. Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами.

3- е задание: «Дети».

-У белки - бельчонок; у мыши - мышонок; у кукушки - кукушонок; у кошки - котенок.

- Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны! За правильный ответ по 1 баллу.

1 команда: У вороны . ………..(вороненок).

2 команда: У лошади………..(жеребенок).

3 команда: У лисы …………..(лисенок).

1 команда: У галки…………(галчонок).

2 команда: У свиньи ……….(поросенок).

3 команда: У коровы……. (теленок).

1 команда: У козы………(козленок).

2 команда: У собаки…….(щенок).

3 команда: У лягушки……(Лягушонок).

4 - ое задание: «Найди пару».

-Лев - львица, волк - волчица, тигр - тигрица, слон - слониха, еж - ежиха. Продолжим дальше.

1 команда Хобот…..(слон) Двугорбик….(верблюд) Фонтан……(кит)

2 команда Будильник….(петух) Длинношеий….(жираф) Листоедка….(гусеница) 3 командаГав-гав….(собака) Клешня…..(рак) Медоноска…. (пчелка).

5 - ое задание: Загадки.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

Далеко мой стук слышится вокруг,

Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы)

Стоит дуб, на дубе двенадцать веток, на каждой ветке по четыре гнезда, в каждом гнезде семь птенцов, у каждого птенца одно крыло белое, другое - чёрное. (Год, месяцы, недели, дни недели, день, ночь)

Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол)

Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)

Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)

Кого один раз в году наряжают? (Ёлку)

Два братца в одну сторону глядят. (Глаза)

Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт -

Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)

Яркий, жёлтый, налитой

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики -

Из далёкой Африки. (Апельсин)

Льётся речка - мы лежим,

Лёд на речке - мы бежим. (Коньки)

День и ночь стоит на крыше

Этот чудо постовой:

Всё увидит, всё услышит,

Всем поделится со мной. (Антенна.)

6 конкурс- игра «Наоборот»

-Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.

1) Опустите руки вниз.

2) Поднимите руки вверх. 2 р.

3) Голову поднимите.

4) Голову опустите. 2 р.

5) Поворот туловища вправо.

6) ----------------------- влево. 2 р.

7) Закройте глаза ( откройте) 2 р.

8) Посмотрите вдаль.

9) Привстаньте.

10) Присядьте.

11) Опустите правую (левую) руку.

12) Опустите левую (правую) ногу.

7 - ое задание: «Угадай знак»

(На доске записано три знака «!», «?», «.».)

-Я читаю предложения, а команды поочереди выставляют соответствующий знак в конце предложения, зарабатывая себе баллы.

- Ты знаешь, какой праздник мы отмечаем 9 Мая?

- Это День Победы.

- Какое счастье быть свободным!

- Ты любишь раннее весеннее утро?

- Выйди в сад и открой глаза.

- Чувствуешь радость наступающего дня?

- Как прекрасно все вокруг!

- Что ты еж такой колючий?

- Это я на всякий случай.

- Знаешь, кто мои соседи?

- Лисы, волки и медведи!

8 -ое задание: конкурс «Телеграмма».

¾ Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы: Правильный ответ 1 балл.

1 команда: Купил семена, приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка)

2 команда: Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик ИА)

3 команда: Помни, все исчезнет после 12 ночи. (Фея из сказки «Золушка»)

1 команда: Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок)

2 команда: Купили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха - Цокотуха)

3 команда: Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)

9 конкурс «Народная мудрость»

-Я буду читать пословицы,а вы найдите недостающие слова.

1) Ученье - свет, а не ученье - (тьма)

2) Знай больше, говори - (меньше)

3) Не имей сто рублей,а имей - (сто друзей)

5) Лучшая вещь новая, лучший друг - (старый)

6) Старый друг, лучше новых- (двух)

7) Без труда не вытащишь и рыбку- (из пруда)

8) Семь раз отмерь, один раз - (отрежь)

IV. Итог мероприятия.

Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите.

Подведение итогов, награждение победителей.

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

До счастливых новых встреч!






ПУШКИНСКИЙ БАЛ



Сценарий литературно-музыкального вечера для учащихся 5-11 классов



Пояснительная записка

Прикладная методическая продукция предназначена для заместителей директоров по ВР, учителей русского языка и литературы, а также для преподавателей школы искусств. Сценарий литературно-музыкального вечера рассчитан для учащихся 5-11 классов как общешкольное мероприятие. В целях приобщения к прекрасному, расширения знаний об А.С.Пушкине, заполнения пробелов в знании истории русской общественности 19 века планируется проведение данного мероприятия.

Разработан сценарий вечера, посвященный жизни великого русского поэта, на котором воссоздается Пушкинская эпоха через стихи, костюмы, декорации и посвящен 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Данный сценарий можно использовать и каждый год 19 октября, в день открытия Царскосельского лицея или в рамках недели русского языка и литературы.

Мероприятие требует большой подготовительной работы. Здесь не обойтись без помощи преподавателей школы искусств. Преподаватели музыки и хореографии школы искусств смогут помочь в подборе музыкального сопровождения и в постановке танцев. Преподаватели живописи и графики окажут помощь в оформлении зала и проведении итогов конкурса рисунков. Старшеклассникам (учащиеся 9-11 классов) рекомендуется посмотреть оперу П.И.Чайковского «Евгений Онегин». В работу следует вовлекать классных руководителей и родителей, как консультантов в подборе костюмов и нарядов.

Сценарий полезен тем, что указаны названия музыкальных произведений и их авторы, даны советы по оформлению зала.

Сценарий состоит из логически взаимосвязанных разделов, по которым видны, какие художественные произведения могут быть использованы в ходе проведения бала.











Музыкальное оформление вечера:

Г.Свиридов "Метель" - "Вальс"

Вальс музыка И.Штрауса

М.Глинка "Мазурка"

Полонез из оперы «Евгений Онегин»

Боккерини "Менует"

Мазурка из балета «Лебединое озеро П.И.Чайковского

Романс на стихи А.С.Пушкина, муз. М.Глинки "Я помню чудное мгновенье"

Д. Вивальди "Времена года"

Романс на стихи А.С.Пушкина "Не спрашивай, зачем"

Г.Свиридов, музыка к кинофильму по повести А.С.Пушкина "Метель"

М.Глинка "Вальс-фантазия"

Вальс музыка И.Штрауса

Д.Верди "Травиата"

Донизетти

Симфония Моцарта № 40

Сборник классической музыки в эстрадной обработке

Художественное оформление зала:

Участники и гости вечера одеты в стиле XIX-го века, юноши в - белых рубашках и черных брюках, девушки - в длинных вечерних платьях.

Рабочий стол А.С.Пушкина: белая расшитая скатерть, резной подсвечник со свечами, чернильница с гусиным пером, лист бумаги.

Сцена: зажженные свечи, эмблема вечера, черно-белый рисунок с изображением

С.Пушкина, читающего в парке стихи для дамы

Стенд, посвященный А.С.Пушкину.

I. Вступление

Учитель: Добрый день, уважаемые учителя, дорогие дети, гости! Сегодня мы с вами собрались в этом зале по очень важному поводу. 6 июня 2009 года вместе с Россией, с русским народом весь земной шар будет отмечать юбилей, 210-летие со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И сегодня мы приглашаем вас окунуться в мир 19 столетия, подышать воздухом пушкинской поры.

Итак, приглашаем всех на пушкинский бал!

Ведущий 1. Глухая полночь. Строем длинным,

Осеребрённые луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным

Пылает тысячью огней

Обширный зал; с высоких хоров

Ревут смычки, толпа гостей;

Гул танца с гулом разговоров

В роскошных перьях и цветах,

С улыбкой мёртвой на устах,

Обыкновенной рамой бала,

Старушки светские сидят

И на блестящий вихорь зала

С тупым вниманием глядят.

Ведущий 2. В движенье всё. Горя добиться

Вниманья лестного красы,

Гусар крутит свои усы,

Писатель чопорно острится,

И оба правы: говорят,

Что в то же время можно дамам,

Меняя слева взгляд на взгляд,

Сменяться справа эпиграммам.

Меж тем и в лентах и в звездах,

Порою с картами в руках,

Выходят важные бояры,

Встав из-за ломберных столов

Взглянуть на мчащиеся пары

Под гул порывистых смычков

Ведущий 1. Кружатся пары молодые,

Не чувствуя себя самих;

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают;

Одежды легкие, как дым,

Их легкий стан обозначают.

Вокруг пленительных харит

И суетится и кипит

Толпа поклонников ревнивых;

Толкует, ловит каждый взгляд:

Шутя, несчастных и счастливых

Вертушки милые творят.

Ведущий 2. Бал - это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Для юной девушки, которую только начинали вывозить, это повод для волнений - там её увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она лёгкая, грациозная…

К балу готовятся - ведь это целый день спектакль, который по строгой построенности допускает массу вариантов, неожиданных поворотов, и чем дольше длится это волшебное время, тем больше свободы.

Ведущий 1.

Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом;

По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков.

Ведущий 2. Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву со своими дочерьми - «на ярмарку невест».

Ведущий 1. Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка, и праздничное сияние…

Бал открывался полонезом.

Танец полонез (танцует 15-20 пар)





II. Сказочный зал.

Ведущий 2. «Что за прелесть эти сказки» - писал А. С. Пушкин брату в одном из своих писем. Приглашаем всех в сказочный зал.

Ведущий 1. Отрывок из «Сказки о царе Салтане» инсценирует учащиеся 5 класса.

Ведущий 2. «Сказка о рыбаке и рыбке». Показывают учащиеся 6а класса.

Ведущий 1. « Сказка о золотом петушке». Учащиеся 6б класса.

Ведущий 2. «Сказка о мертвой царевне…» Дмитриева Г. 5 класс.

Ведущий 1. «Сказка о Медведихе» Продолжение сказки (свой вариант) читает Фомина Светлана. (6а)

Ведущий 2. Сказка - ложь, не в ней намек,

Добрым молодцам урок.

После полонеза на балу звучал менуэт.

Танец менуэт (исполняют учащиеся 9а класса)

III. Лирический зал

Ведущий 1.

И мысли в голове волнуются в отваге,

Рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Стихотворения А.С. Пушкина прозвучат в исполнении учащихся и учителей школы. (Ведущие объявляют чтецов)

Ведущий 2.Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой.

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Танец вальс (исполняют учащиеся 11 класса)

IV.По страницам книг

Ведущий 1. Благодаря своему поэтическому гению, своему замечательному мастерству художника, Пушкин создал произведения, ставшие классическими образцами в разнообразных жанрах эпоса, лирики и драмы. А.С. Пушкин необычайно обогатил русский стих, вознеся его на недосягаемую высоту.

Приглашаем перелистать страницы книг А.С. Пушкина.

Ведущий 2. Чтение наизусть разговора Татьяны с няней.

Ведущий 1. Чтение наизусть письма Татьяны и письма Онегина.

Ведущий 2. Чтение наизусть отрывка из «Моцарта и Сальери»

Ведущий 1. Чтение наизусть отрывка из «Песни о вещем Олеге»

Ведущий 2. Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы как дамы,

Скользя по лаковым доскам.

Танец мазурка (исполняют учащиеся 10 класса)

V. Парад литературных героев

Ведущий 1. Герои Пушкина на нашей сцене. Объявляем парад литературных героев.

а) «Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня гарнизонная скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой с минуту назад думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем…»

(Пётр Гринёв «Капитанская дочка»)

б) «Прощайте, Петр Андреевич! Придётся ли нам увидаться или нет, бог один это знает; но век не забуду вас: до могилы ты один останешься в моём сердце».

(Миронова Марья Ивановна «Капитанская дочка»)

в) «Через полчаса я должна навсегда должна оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь… А на дворе метель, ветер. Все это кажется мне угрозой, печальным предзнаменованием…»

(Мария Гавриловна «Метель»)

г) «Вы знаете, что я служил в гусарском полку. Характер мой вам известен: я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию…»

(Сильвио «Выстрел»)

д) «Пойти гулять в сторону Тугилово? Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне все же нельзя будет с ним познакомиться…Ах! Наряжусь-ка я крестьянкою!»

(Лиза «барышня-крестьянка»)

е) Для кого вам беречь вашу тайну? Для внуков? Они богаты и без того.. . Откройте мне только вашу тайну: три карты…

(Герман «Пиковая дама»)

ж) « Я обвязала ему голову платком, намоченным уксусом, и села со своим шитьем у его кровати. Я от него отходила. Больной поминутно просил пить, он только обмакивал губы и в знак благодарности слабою своею рукою пожимал мою руку».

(Дуняша «Станционный смотритель»)

Ведущий 2. Наш бал продолжает вальс.

Танец вальс (исполняют учащиеся 9б класса)

VI. Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина

Ведущий 1. В школе под эгидой «212 лет А.С. Пушкину» проводились конкурсы в четырёх направлениях: конкурс рисунков (по сказкам А.С. Пушкина);

конкурс сочинений (по произведениям А.С.Пушкина);

конкурс рефератов (по творчеству А.С.Пушкина);

конкурс рисунков (по стихотворениям А.С.Пушкина)

(Ведущие объявляют победителей)

Ведущий 2. В честь победителей конкурсов прозвучит песня на стихи А.С. Пушкина.

(Грамзапись)

VII. Критики о Пушкине А.С.

Ведущий 1. Пушкин в оценке Белинского, Гоголя, П. Хузангая (5 учащихся старших классов читают наизусть)

Ведущий 2 . Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума… ,-признавался А.С. Пушкин.

И хочется верить, встретимся мы с А.С. Пушкиным ещё не раз.

Ведущий 1. До следующей встречи с А.С. Пушкиным.

Танец полонез (танцует 15-20 пар)













© 2010-2022