Урок по древнерусской литературе Лик Святого в житийной литературе и и скусстве в 7 классе

Урок-исследование по древнерусской литературе в 7-м классе на материале «Жития Серафима Саровского»  "Лик Святого в житийной литературе и искусстве".Урок был проведен в рамках районного семинара учителей основ пра-вославной культуры "Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России в образовательном пространстве школы".   Цель урока: ознакомить с житием прп. Серафима Саровского; привить навыки бережного отношения к православным святыням; способствовать формированию чувства любви к Бо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по древнерусской литературе Лик Святого в житийной литературе и и скусстве в 7 классе

Урок-исследование по древнерусской литературе в 7-м классе на материале «Жития Серафима Саровского»

Тема: "Лик Святого в житийной литературе и искусстве".

Задачи:

• сравнить облик героя в иконописи, в живописи и в житийной литературе на примере

образа преподобного Серафима Саровского;

• углубить представление о таком литературном жанре, как житие, раскрыть понятия

"святой", "икона", "житийный портрет";

• расширить кругозор знаниями о символическом языке иконы;

• осознать значимость древнерусской литературы, дающей четкое различение понятий

добра и зла, долга и чести, правды и совести, человека и смысла жизни - самых высо-ких общечеловеческих нравственных и духовных ценностей.

Оборудование: репродукции икон Серафима Саровского, триптих Павла Рыжухина «Св. Серафим Саровский», «Житие Серафима Саровского», фотографии храмов Сер-афима Саровского.

Группы:

• «Биограф»

• «Экскурсоводы»

• «Лингвисты»

• «Искусствоведы»

• «Литературоведы»

Предварительное домашнее задание:

1. Прочитать «Житие Серафима Соровского» Серафима Чичагова

2. Вспомнить особенности жития.

3. Индивидуальные задания:

• Подготовить сообщение о триптихе Павла Рыжухина «Св. Серафим Саровский»

• Совершить экскурсию по местам, связанным с именем Серафима Соровского, на

Ставрополье.

ХОД УРОКА

Прочитайте эпиграф:

Имя Святого, ему данное, выразительней Великого.

Н. М. Карамзин

I этап. Подготовка к восприятию и осмыслению текста

Цель: создать эмоциональный настрой учащихся на восприятие информации.

Вступительное слово учителя (слайд 1-2)

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях. Их стали называть святыми и тщательно берегли память о них. События из их жизни записывали и составляли жития, поучительные рассказы о трудах, подвигах и чудесах героев.

Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы.

II этап. Фронтальный опрос теоретического материала предыдущих уроков с целью

закрепления и углубления понятий.

- Прежде всего ознакомимся со словарём. Слово лингвистам.

СЛАЙД 3. Лингвисты озвучивают слайд.

- Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература? (Она возникла в Х веке, в связи с принятием христианства. Эта религия "книжная", её ключевой источник-Библия).

- Произведения каких жанров включает в себя древнерусская литература? (Молитва, поучение, проповедь, («слово ".Наиболее распространенный жанр - житие).

- Что такое житие? (Житие - это духовный жанр, как и вся древнерусская литература,

поэтому его цель - прославление святого).

- Каковы канонические черты жития? (Житие составлялось после смерти святого. Повествование ведется от 3-го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией, с обилием церковно-славянизмов.

Композиция жития строится по строгой схеме. Герой идеализируется, его внутренний мир не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. Пространство и вре-мя в житие условно).

Учитель: Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, святителей, благоверных князей, преподобных (пустынников, молчальников, затворников, столпников, основателей монастырей)... Среди них горит и звезда Серафима Саровского.

Мы читали фрагменты «Жития Серафима Саровского» митрополита Серафима Чича-гова. Что мы знаем об авторе?

СЛАЙД 4. Биограф: Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) ро-дился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Семья будущего святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губер-нии. Участник почти всех основных событий кровопролитной Русско-турецкой войны, неоднократно проявлял высокий личный героизм, имел боевые награды.

Служение воина стало для него, как и для его предков, первым опытом самоотвер-женного служения Богу в миру. Он овладел медицинскими знаниями, для оказания по-мощи своим ближним.

Обращенность к молитвенной жизни неизбежно влекла отца Леонида в стены монас-тыря составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», открывшей ему мона-шеские подвиги одного из величайших подвижников Святой Руси - преподобного Се-рафима Саровского. Летом 1898 года отец Леонид был зачислен в число братии Свято-Троице-Сергиевой лавры. При пострижении в мантию был наречён именем Серафим.

7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской приняла постановление о расст-реле митрополита Серафима. Дубовая роща в деревне Бутово должна была стать безымянным кладбищем многих тысяч жертв. 11 декабря 1937 года с последней группой приговоренных был расстрелян и священномученик Серафим.

Учитель.Да немало пришлось потрудиться святому преподобному Серафиму Саров-скому, чтобы так прославили его. Как же складывалась человеческая жизнь отца Серафи-ма? Давайте вспомним этапы его жизни.(Просмотр мультфильма «Святой преподобный Серафим Саровский»).

Учитель: Есть места, связанные с именем Серафима Саровского, и на Ставрополье:

СЛАЙДЫ 5-6.

Экскурсоводы:

- Источник преподобного Серафима Саровского в Ставрополе. Многие верующие приходят к роднику святого Серафима на улице Лесной в Ставрополе. Здесь уже несколько лет как появился небольшой одноименный храм. Источник возле леса был известен местному населению практически с первого дня строительства Ставропольской крепости. Поначалу, говорят, его называли Глазным: согласно преданию, его вода помогала лечить болезни глаз и даже слепоту. Возможно, этому способствовали целебные соли, содер-жащиеся в воде. Но огромное значение имела и глубокая вера. С нею человек, в кого-то или что-то, открывает в себе скрытый спасительный потенциал, и сама природа начинает действовать как врач. Отсюда второе название родника - Врачеватель.

Слава о роднике быстро разнеслась за пределы города. Когда образовался монастырь, родник вновь переименовали, теперь уже в Монастырскую криницу.. Возле родника по-строили часовню из песчаника, купол которой был далеко виден в округе. После 1917 года источник «одичал», и о нем официально забыли.

Возрождение родника началось в 1998 году. ученые - со своих позиций - тоже под-тверждают: место здесь - необычное, совсем не случайно в таких местах люди чувствуют себя комфортно, с радостью вдыхая свежий чистый воздух леса, слушая нежное пение птиц.

СЛАЙД 7.

• 15 января, в день памяти преподобного Серафима Саровского, на храм, строящийся в честь преподобного в поселке Пятигорском (Предгорный район Ставропольского края) были установлены купола и кресты. Чин освящения совершил Архиепископ Ставрополь-ский и Владикавказский Феофан.

Небольшой храм, перестроенный из жилого дома, действует в поселке с середины

девяностых. Строительство типового храма начали в 2006 году.

Установка куполов и крестов в день престольного праздника стала большим событием для жителей поселка, которые сами участвуют в строительстве. Немало сил вложили в строительство храма и местные казаки. Разделить радость праздника приехали священно-служители и прихожане из других храмов Предгорного района и городов-курортов.

СЛАЙД 8.

• Храм преп. Серафима Саровского (с. Труновское) Строительство храма началось в 1896 году и продолжалось в течение 12 лет. Освящение его совершено в 1908 году. В во-енные годы храм был закрыт. В церковном доме находилась контора колхоза, а в храме хранили зерно. Храм является памятником культуры, хотя и не значится в федеральном реестре.

Учитель: Святым становится человек, предмет в меру своей приближенности к Богу.

СЛАЙД 9. Демонстрация слайда "Образ мира в христианском понимании".

"Механизм врастания" в святость образно показал св. Авва Дорофей - восточный по-движник конца VI начала VII века: «Представьте себе круг, средину его - центр, и из центра исходящие радиусы - лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей, есть мир,- самая средина круга - Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу... Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга». (Монашеское деяние: Сб.поучений святых отцов и подвижников благочестия - М.,1991 г.)

Задание 1. Разделите слова с пропущенными гласными на 2 столбика: с корнем «свет» и с корнем «свят»:

Посв...ти фонариком, посв...ти свое стихотворение маме, осв...тили воду в храме; осв....тили улицу новыми фонарями; освещённые куличи и яйца; осв...щённые окна на темной улице; проев...щение народа приходит с книгами; памятник Пушкину для нас св...щенен; лиру посв...тил народу своему; св...щенник принёс св.. .тые дары.

СЛАЙД 10 (Проверка)

Учитель: Свет материален, создан Богом. А святость - это невидимая и непостижимая умом сущность Бога, которую он передал людям как возможность (идеал), создав чело-века по образу и подобию своему.(Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чте-ния с детьми в школе и дома. -М., 1994).

III этап. Сообщения учащихся с комментариями учителя

Цели:

• Рассказать о специфике и таинстве русской иконы.

• Рассмотреть образ Серафима Саровского.

- Какой образ предстает, когда мы говорим о святых? (Икона)

- Что такое икона? (Икона - с греческого "эйкон", - "образ, предмет поклонения" -

живописное изображение Бога, святого или святых. Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и изображение на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их,

обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают. А когда-то даже неграмотные люди могли "читать" икону, переживать какие-то события, подражать добрым примерам. В иконописании исчезло слово "лицо", потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от всего случайного и временного).

- Какие символы в иконописи вам известны? (Круг - очень важный символ в иконо-писи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Сияние святости над головами Бога и святых также изображается в виде круга. Его название - нимб, в переводе с латинского "облако ". Крест - символ несломленной веры. Как и все в иконе, одежда стала символом. По ней можно было узнать воинов, царей, пророков, мучеников или священников).

- Как писали святые образы? (Особенность изображения лика: на иконах изобража-лись удлиненные лица, которым присуща заостренность, неправильные черты лица).

- На что указывают недочеты в изображении лиц? (Автор нацеливает именно на ду-ховный мир святого. Лики святых сосредоточены. Они очень далеки от земных пережи-ваний - гнева и удивления, горя и радости. Их руки приподняты в молитве или благослов-ляют людей).

- При каком свете стоит рассматривать икону7(При свече, т.к. пульсирующий свет свечи преображает пространство иконы. Иконам поклоняются, на них молятся, ставят к ним свечи.

Свеча - символ молитвенного порыва, устремления к Богу, когда светятся лучшие чувства и сгорают все плохие - грехи).

- Каков основной колорит изображения?

СЛАЙД 11.

Искусствоведы:

1. Икона была своего рода книгой, где каждое слово, а значит, и линии и краски священны.

Цвет в иконописи также символичен.

Золотой цвет - обозначает сияние Бога (самого Бога).

Пурпурный или багряный цвет - цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле.

Красный - цвет тепла, любви, жизни, символ Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.

2. Белый цвет - символ Божественного цвета. Это цвет чистоты, святости и простоты.

Синий и голубой цвета означали небо, символ иного вечного мира. Зеленый цвет - природный, живой.

Цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Черный цвет - цвет зла и смерти).

- О чем свидетельствует характеристика описания иконы Серафима Саровского? Дайте характеристику его лика. Допишите значения (Работа на доске и в тетрадях).

СЛАЙД 12. Икона Серафима Саровского описание иконы

Скромное монашеское одеяние (аскетический образ жизни)

На балахоне - епитрахиль (проводит все время в строгом посте, в трудах и в молитве)

Обе руки сложены на груди, как перед причастием(духовное смирение, послушание)

Над головой - золотой нимб и светоносные блики (знаки Божественного присутст-вия, святости).

Лик - спокойно-печальный, отрешенный от всего суетного и земного.

Образ святого Серафима выдвигается на передний план на фоне Серафимо-Дивеев-ской обители, которая в свою очередь символизирует собой Небесный Град - Новый Иеру-салим. Взгляд преподобного устремлен в глубь своего сердца.

По углам - эпизоды из жизни Чудотворца.

Учитель: Разум и воля художника не должны были влиять на вечное и неизменное. На иконах изображали именно вечное, и поэтому небесным золотом светились фоны, исчезли бытовые подробности, фигуры стали лёгкими, жесты значительными, взгляды - глубоки-ми и неотрывными "на века". Когда взирает мастер на образец, он хочет сделать лучше своё произведение, а люди, взирая на святые образы, подражают тому, что хорошо.

СЛАЙД 13.

Икона Картина

Глубокий, проникновенный взгляд, бесконечно милующий и вместе с тем непреклонный, о личности человека многое говорят руки. Лик и руки ико-нописец выписал очень тщательно,

Фигура написана облегченно, так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тело в иконе словно парит в пространстве, зависая над землей.

Эта легкость парения возвращает нас к евангельскому образу человека как хрупкого сосуда.

Фигура старца занимает почти всю картину, он сидит лицом к зрителю. Пре-подобный старец изображён в холщовой рубахе с "вирижным" крестом на шее. Вокруг него - дремучий лес. В натру- женных руках кусочек черствого хлеба.

Суровый взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую боль. Рядом - неизменный медведь. В картине отсут-ствует лёгкость, отрешённость от всего земного. Перед нами обычный старый

человек, проживший свою жизнь в неус-танном труде.

Угодник Божий Серафим (Витя И.)

Старец Божий, старец кроткий. Тяжким подвигом согбенный

В лаптях, с палкою простой, Он идет , гонец небес,

На руке иссохшей четки. Прозорливый, вдохновенный,

Взор, горящий добротой. Полный благостных чудес.

Сколько дивного смиренья Благодатной силой веет

В страстотерпческих чертах. На молящих от него,

Дивный дар богомоленья Гордый разум цепенеет

Лег с улыбкой на устах. Перед святостью его.

Сергей Бехтерев, 1933г.

Учитель: Опишите лицо, позу Серафима Саровского. Какова цветовая гамма изобра-жения? Какие символы вы можете отметить в картине? Каково авторское восприятие героя?

Св.Серафим ( Ира Б.)

Роса на ржи и тихое сиянье,

Закатный свет, молитвенные зори.

Моя Земля и мир, что так любим.

Любил его и ясный Чудотворец,

Светильник, преподобный Серафим.

Ушел от нас безгрешно живший в мире

Простой, он жил как птицы полевые.

Бедняк, не он богатства собирал.

Но Ангел в алтаре на литургии

Ему кадило тайно подавал.

О час утра и голос песен ранний!

Крик петухов, жужжание шмеля,

Когда Господь нисходит на поля.

И монастырь. И в монастырском клире,

Как от кадила уплывает дым,

Премудрый и пресветлый Серафим...

Алексей Масаинов, Петроград, 1916

Задание 2. Рассмотрите картину Павла Рыжухина «Серафим Саровский»

IV этап. Восприятие картины. Триптих Павла Рыжухина «Св. Серафим Саровский».

Цель: создать житийный портрет Серафима Саровского.

СЛАЙД 14. Расскажите, какие качества преподобного Серафима Соровского хотел показать художник на своих полотнах?

1. Саровская монашеская обитель, куда пришёл Серафим, была со всех сторон окру-жена густым лесом. Прямо в лесной чаще монах построил себе маленькую избушку и стал проводить дни и ночи в молитве. В лесной глуши, часто приходилось ему терпеть и голод и холод, но сердце его разгоралось все большей и большей любовью к Богу, к природе. Богом созданной, и к любому Божьему творению. Жизнь Серафима стала похожей на жизнь первых людей в раю, где звери слушались человека и не причиняли вреда ни ему, ни друг другу. По ночам приходили к келье отшельника медведи и волки, зайцы и лисицы, подползали даже змеи и ящерицы. Святой Серафим выходил из избушки и кормил их из лукошка, в котором хранился недельный запас хлеба. Сколько бы зверей ни приходило к старцу, хлеба хватало на всех.

2. Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: «Батюшка! Смерть моя!» и упала. Старец Серафим, услышав её голос, легонько шлепнул медведя и махнул ему рукой. Тогда зверь, как разумный, пошёл в густоту леса - в ту сторону, куда показал Серафим. Монахиня, видя всё это, дрожала от страха. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: «Не ужасайся, не пугайся!» «Ой, смерть моя!», - продолжала кричать монахиня. «Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!», - улыбаясь, ответил старец. И затем он помог мо-нахине подняться и, помолившись, усадил ее на колоду и присел сам. В это время тот же самый медведь опять вышел из чащи леса, подошёл к Серафиму и лег у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, обмерла от ужаса. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. А старец подал ей оставшийся кусок и велел покормить медведя. «Боюсь, батюшка: он мне и руку отъест!», - ответила монахиня. «Нет, матушка, верь, что он не отъест твоей руки». Убежденная этими словами и ласковым уверенным тоном старца, монахиня с радостью скормила весь хлеб медведю, такому кроткому по молитвам святого.

Когда преподобный Серафим увидел, что страх у монахини совсем прошёл, он сказал: «Помнишь, матушка, у преподобного Герасима на Иордане лев служил, а убогому Сера-фиму (так он всегда себя называл) медведь служит. Вот и звери нас слушают! А ты, ма-тушка, унываешь! А о чём нам унывать? Вот если бы я взял ножницы, то и остриг бы его».

Вот что делает любовь! Нет большей силы в мире, как любовь! Только любовью и держится мир, только любовью движется жизнь.

3. Преподобный Серафим и дети

С особенной нежностью и лаской преподобный Серафим относился к детям.

Однажды, за год до своей кончины, когда он уже заметно ослабел и не мог, как преж-де, принимать посетителей, пришла к нему большая толпа паломников. Святого Старца не было в келий. Кто-то из Саровских монахов сказал посетителям:

- Ищите его в лесу, только вряд ли найдете. В кусты спрячется, в траву заляжет. Раз-ве что сам откликнется на детские голоса. Забирайте детей побольше, да чтобы впереди вас шли.

И вот толпа паломников углубилась в дремучий лес. Деревья - все выше и гуще... Кругом - лесная сырость и тишина, под высокими сводами громадных елей совсем темно. Жутко в бору...

Но вдруг на залитой солнцем полянке показалась фигура низенького, худенького старца. Заслышав шорох, старичок быстро приподнялся, взглянул в сторону монастыря и затем, точно спугнутый заяц, шарахнулся в чащу и скрылся из виду.

«- Отец Серафим! Отец Серафим! - чуть не в двадцать голосов закричали мы, - пишет в своих воспоминаниях Н. Аксакова, бывшая тогда в толпе детей. Заслышав детские голоса, отец Серафим не выдержал, и его голова показалась из травы. Приложив палец к губам, он умильно поглядывал на нас, детей, как бы упрашивая не выдавать его старшим.

Протопав к ним дорожку по траве, преподобный поманил нас к себе. Самая малень-кая из нас -Лиза - первая бросилась к нему на шею, прильнув щекой к его плечу. - Сокровища, сокровища! - приговаривал он едва слышным шепотом, прижимая каждого из нас к своей груди.

Между тем подросток-пастушок Сема побежал со всех ног к монастырю, крича: «Здесь, сюда! Вот отец Серафим! Сюда!» Нам стало стыдно. Чем-то вроде предательства показались нам и выкрикивания наши и объятия. На обратном пути та самая Лиза, кото-рую о. Серафим обнял первой, щебетала: «Отец Серафим только кажется старичком, а на самом деле он ребенок»

Задание 3. Составьте духовный портрет Серафима Саровского по синквейну.

СЛАЙД 15.

Серафим Саровский



Урок по древнерусской литературе Лик Святого в житийной литературе и и скусстве в 7 классе

Образец нравственных и духовных ценностей

- Можно ли на основании житийного портрета отнести Серафима Саровского святым?

- В чем заключается его святость? (Молился, верил в предзнаменование, внешне похож на Бога, проявляет чудеса после смерти).

- Прав ли был Карамзин, когда изрек, что "имя Святого, ему данное, выразительней Великого"? (Ценность человека определяется его "нравом" и "деяниями", а "святым" его делают "душевные добродеяния", "помыслы" и "свершенное житие", особенно же "лю-бовь, смирение, покорение, братолюбие ").

- Чем Серафим Саровский заслужил звание "Святой"? (Жизнь Серафима Саровского наполнена опасностями, иноческими подвигами, подвижничеством но только не покоем. Он радел за православную веру и получил в народе великое звание "Святой").

Подведение итогов урока.

1. Обсуждение.

- Чем житие может быть интересно современному человеку? (Размышления учащихся:

- Читая житие, ты очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве долга.

-Житие интересно с точки зрения истории тем, что можно сравнить человека, жив-шего раньше, с современным.

- Я думаю, что современному человеку интересно житие тем, что люди хотят прибли-зиться к Богу, чтобы он помог преодолеть им все трудности).

Учитель: Сила жития в том, что оно учит мыслить, видеть прекрасное в самой жизни.

В 20-е годы XX века во время революционной смуты и гонений на Церковь, предсказанных преподобным Серафимом, святые мощи его пропали. А совсем недавно они чудесным образом были обретены вновь. В июле 1991 года мощи были перенесены в возродившийся после разрухи Дивеевский монастырь. Здесь они покоятся и ныне. С тех пор, сколько бы ни было православных людей во всех народах, все узнавали о преподобном Серафиме, дивились его великой любви к Богу и людям, просили его святых молитв, а многие стремились подражать его жизни и подвигам. Сколько бы подвижников - монахов, мирян, святителей, мучеников, юродивых - ни воздвигал Господь с тех пор на Русской земле, все они как бы приходили к убогой келлии батюшки Серафима, прося благословения на труды, подвиги и терпение. И всем им, и будущим поколениям христиан, желающим жить, исполняя заповеди Божий, раздавался и раздается голос преподобного Серафима:

РАДОСТЬ МОЯ, НЕ ВРЕМЯ НАМ УНЫВАТЬ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

СТЯЖИ ДУХ МИРЕН И ВОКРУГ ТЕБЯ СПАСУТСЯ ТЫСЯЧИ!

Домашнее задание: составить сложный план сочинения на тему "Нравственный облик человека в древнерусской литературе".

© 2010-2022