Урок на тему: Частица как служебная часть речи

Тема урока: Частица как служебная часть речи Цели:   1.      Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи 2.      Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   1.      Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие. 2.      Развивать познавательный интерес. 3.      Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности. 4.      Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать во...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: Частица как служебная часть речиУтверждено:______________________ Класс: 7р Дата: 14 03 15

Тема урока:Частица как служебная часть речи

Цели:

  1. Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи

  2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Задачи:

  1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.

  2. Развивать познавательный интерес.

  3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.

  4. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи

  2. Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

  3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия - участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация

Элементы урока с описанием видов деятельности учителя и учащихся

Элементы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент





Слайд1










2. Сообщение темы урока



Слайд 2


- Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подберите антонимы и запишите их в столбик.

Родной - чужой

неряшливый -аккуратный

горький - сладкий

светлый - темный

ложный - истинный

разбитый - целый

пассивный - активный

- Прочитайте сверху - вниз первые буквы второго столбика

Запишите тему урока « Частица как служебная часть речи.

- На какие вопросы вы должны получить ответы при изучении темы урока.

- Что такое частица?

- Какова роль частиц в предложении и в речи?

- Важны ли частицы в речи?

- Имеет ли частица грамматические признаки?

- Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?

- Какие разряды частиц бывают?

3. Составление кластера к понятию

« Частица как часть речи».

Слайд3







4. Работа с учебником

Слайд 4











Слайд 5





Слайд 6














Слайд 7






5.Исследовательская работа




Слайд 8














Слайд 9 Исследовательская работа








Слайд 10






6. Написание синквейна




Слайд 11

Вы получили уже знания о служебных частях речи, в том числе в ознакомительном плане и о частице. Что вы уже знаете об этой части речи?

Составим кластер к понятию « Частица как часть речи».

1.Служебная часть речи.

2.Образовалось от слова «часть».

3. Не имеет грамматического значения

4. Не изменяется

5.Не является членом предложения

-Прочитайте статью учебника(п. 151), применяя прием инсерта. Можете воспользоваться опорой, данном на этом слайде 4.

\/ - это я знал;

  • - противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;

+ - новая информация;

? - возник вопрос.

- Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале § 151 новая для вас информация?

2) Дополните кластер новой информацией.

- Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории

В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.

- Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?

(Писарь образовал новое слово - ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.

- Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотезы я предлагаю провести исследовательскую работу.

- Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить?

Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось? Что они вносят в предложение?

Вотспорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.

(По К. Паустовскому)

(ВОТ - выражает указание, ИМЕННО - выражает уточнение, НЕ - выражает отрицание, ЛИШЬ - выражает выделение, ограничение)

(«Смысловые значения частиц»)

  • Употребите разные частицы в данном предложении.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком.

Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложении. Для чего еще служат частицы в речи?

- Какие частицы вы будете использовать для образования условного наклонения? (БЫ)

- Какие частицы вы будете использовать для образования повелительного наклонения? (ПУСТЬ,ПУСКАЙ, ДАВАЙ, ДА)

- Изменится ли форма глагола, если мы будем использовать частицы для образования повелительного наклонения?(нет)

- Составьте предложения, используя частицы(1в. - для образования глаголов условного наклонения;

2в. - повелительного).

Проверка.

Творческая работа

  1. Чем вам показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в синквейне "Частица" Вспомним, что означает это слово.

( Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк)

Мне очень понравились прослушанные синквейны, свои работы вы мне сдадите, а наиболее интересные мы прочитаем на ледующем уроке.

Домашнее задание - выучить определение частицы (п. 151)

Написать сочинение - рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»

Итог урока.

Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо

Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых оцените свою работу на уроке.

Ответы уч-ся:

1.Служебная часть речи.

2.Образовалось от слова «часть».

3. Не имеет грамматического значения

4. Не изменяется

5.Не является членом предложения.

- вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова.

(Писарь образовал новое слово - ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.

Возможные ответы учащихся:

(Каким бывает дождь. Художественный стиль.)

Возможные ответы:

Именно во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком. Разве во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком?

Возможные ответы:

Пусть наступит скорее весна! Я хотел бы быть волшебником.

Рефлексия

используем прием «Телеграмма»

Предлагаю ученикам взять заполнить рефлексивный лист

Я усвоил, понял…(допишите). Затрудняюсь в том…(допишите) и пожелание себе или товарищу

--Прочитайте телеграммы

. пишут рефлексию








© 2010-2022