Системно - деятельностный подход в преподавании литературы

Системно – деятельностный подход в преподавании  литературы     Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" — это указать на следующие моменты. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития лично...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно - деятельностный подход в преподавании литературы



Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

так как мало таких, которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н. Толстой


Первое десятилетие XXI века в России отмечено беспрецедентным количеством инициатив по реформированию в сфере образования. В их числе оказались и различные подходы к преподаванию, в частности системно-деятельностный, который хорошо зарекомендовал себя для построения соответствующих технологий.

Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно - деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" - это указать на следующие моменты. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Его основными принципами являются следующие:

1) Принцип системности утверждает, что процесс обучения выступает как системный объект. Все его компоненты рассматриваются как единая система, в которой системнообразующим фактором является деятельность учащегося.

2) Принцип предметности - подчеркивает необходимость выделения предмета любой деятельности.

3) Принцип опосредованности - говорит о средствах и технологиях, с помощью которых совершается данная деятельность.

4) Принцип субъектности выдвигает субъекта деятельности на передний план, ставит его в активную позицию по отношению ко всему процессу учебной деятельности.

Задача школы - не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорим "учебная деятельность"?

Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность - это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.

Чему должен научиться ребенок?

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это возможно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя (учить+ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.

Средством для обучения учащихся становятся учебники, рабочие тетради, дидактические пособия, для учителей книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.

Учебник - это основное (но не единственное) средство обучения, имеющееся у каждого ученика. От того, как он устроен, насколько доступен в изложении, удовлетворяет ли интересам и потребностям сегодняшнего ученика, зависит, будут ли успешно развиваться предметные, метапредметные и личностные характеристики школьника.

Хороший учебник тот, который учит учиться: в нем легко ориентироваться (есть условные обозначения для ученика); с ним можно «посоветоваться» (найти нужный алгоритм, план, «карточку-помощницу», подсказку). Такой учебник учит общаться («обсудим вместе», «работа в парах»); с ним можно не бояться трудного материала и сложных заданий (все важное выделено, содержание соответствует теме).

И, наконец, ещё одна важная задача - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для получения и понимания дополнительной информации.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму»


Предполагается, что применение системно-деятельностного подхода позволяет снять противоречия традиционной системы образования, прежде всего ее репродуктивный характер, а так же развить интеллектуальную, ценностную и эмоциональную стороны личности не по отдельности, а в единстве.

3


© 2010-2022