Урок-семинар в 9 классе. Комплексный анализ текста

Уроки-семинары – это уроки систематизации и обобщения изученного, поднимающие уровень знаний учащихся, уровень их ассоциативного мышления. Они помогают осознать взаимосвязь различных языковых явлений, внутри- и межпредметные связи. Проникновение в глубь языкового явления позволяет учащимся видеть живые процессы в языке.             На семинаре совершенствуется монологическая и диалогическая речь учащихся, углубляются их теоретические знания и практические умения.        На уроке-семинаре учащиеся выступают сами и слушают одноклассников; учатся выделять главное, конспектировать, делать записи, рецензировать, включать новую информацию в свой активный запас знаний. Они овладевают некоторыми ораторскими приемами, позволяющими привлечь внимание слушателей, учатся работать со справочной литературой, пользоваться аппаратом книги, овладевают умением выбрать нужную книгу и представить ее.        Уроки –семинары позволяют расширить образовательные функции урока русского языка в соответствии с современными требованиями.        Традиционные уроки иногда создают у учащихся представление о русском языке как о чем-то бесспорном, бесперспективном для каких-либо открытий. Уроки-семинары являются в этом отношении переломным моментом, переходом от формального отношения к представлению о русском языке как о живом, истинно родном и близком.         В системе вопросов к семинару важен какой-либо проблемный, даже провокационный вопрос, который сразу вызывает дискуссию, заставляет любознательных, лингвистически умных ребят пересмотреть, перечитать чуть ли не всю предложенную литературу.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе. Урок - семинар.

Тема: Развитие речи. Комплексный анализ текста.

Цель:

  1. Способствовать обучению учащихся анализу текста; определять тему текста, главную мысль, тип и стиль речи; получать представление о широкой теме и микротемах, учить выявлять роль эмоциональных слов в тексте и другие средства выразительности речи.

  2. Развивать речь обучающихся, способность рассуждать по заданной теме; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать ассоциативное мышление; систематизировать и обобщать изученное; совершенствовать навыки выразительной речи.

  3. Воспитание нравственности и интереса к родному языку.

Эпиграф к уроку:

Учеными людьми становятся не от природы,

а от образования.

Демокрит.

  1. Организационный момент.

  2. Беседа по восприятию содержания эпиграфа.

- Как вы понимаете слова древнего философа?

3. Комплексный анализ текста.

а) Отрывок из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

В семье Попельских родился слепой ребенок.

Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и

неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все

новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась

уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок

определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в

комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которые

покачивались у самых окон в густом деревенском саду. Мать, успевшая

оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского

лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица [Горлица -

голубка], и спрашивала:

- Скажите же мне, отчего он такой?

- Какой? - равнодушно переспрашивали посторонние. - Он ничем не

отличается от других детей такого возраста.

- Посмотрите, как странно ищет он что-то руками...

- Дитя не может еще координировать [Координировать - согласовывать,

устанавливать правильные соотношения] движений рук с зрительными

впечатлениями, - ответил доктор.

- Отчего же он смотрит все в одном направлении?.. Он... он слеп? -

вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее

успокоить.

Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в

глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая

вернуться дня через два.

Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к

своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и

суровым взглядом.

Доктор действительно вернулся дня через два, захватив с собой

офтальмоскоп [Офтальмоскоп - медицинский инструмент, специальное зеркало,

употребляемое для исследования дна глазного яблока]. Он зажег свечку,

приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывал в него и, наконец,

сказал с смущенным видом:

- К сожалению, сударыня, вы не ошиблись... Мальчик действительно слеп,

и притом безнадежно...

Мать выслушала это известие с спокойной грустью.

- Я знала давно, - сказала она тихо.

б) Вопросы для анализа:

- Какие слова подтверждают основную мысль текста, о материнском горе?

- Назовите художественные выразительные средства, передающие волнение матери.

- Обратите внимание на диалог. Как проявляется тревога матери и равнодушные ответы?

- Какой порядок слов применяет автор?

- Какие чувства передают глаголы?

- Обратите внимание на логическое ударение в тексте. Какие слова автор особенно выделяет?

в) Выбор эпиграфа к тексту:

Легче сердце своё казнить,

Легче с разумом быть в раздоре,

С материнским горем сравнить

Можно лишь материнское горе…

Л. Татьяничева.

Коль рано матери седеют -

Не только возраст виноват.

С. Викулов.

г) Как связано стихотворение Л. Татьяничевой с отрывком из повести «Слепой музыкант»?

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что матринская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну, что смогу я им ответить -

Сердцам,

Бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание. Сочинение - рассуждение «Коль рано матери седеют - не только возраст виноват»


© 2010-2022