- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сценарий урока русского языка в структуре системно-деятельностного подхода
Сценарий урока русского языка в структуре системно-деятельностного подхода
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черных Л.И. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий урока в структуре системно-деятельностного подхода
1.Организационный момент (1-2 минуты).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне «Хочу, потому что могу».
Задачи:
-
у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
-
включение детей в деятельность;
-
выделение содержательной области.
Приёмы работы:
-
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
-
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;
-
самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний (4-5 минут).
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Задачи:
-
актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
-
создание проблемной ситуации;
-
выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
Приемы работы:
-
актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом (одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций);
-
создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи (4-5 минут).
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи:
-
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
-
подводящий к теме диалог;
-
подводящий без проблемы диалог.
«IV. «Открытие нового знания» - построение проекта выхода из затруднения (7-8 мин).
Цель: выполнение заданий по теме и обсуждение проекта их решения.
Способы:
-
диалог,
-
групповая или парная работа.
Методы:
-
организация самостоятельной исследовательской деятельности;
-
выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
V. Первичное закрепление (4-5 минут).
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Способы:
-
фронтальная работа,
-
работа в парах.
Средства:
-
комментирование,
-
обозначение знаковыми символами,
-
выполнение продуктивных заданий,
-
выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут).
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Способы:
-
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий), выполняется письменно.
Методы:
-
самоконтроль,
-
самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут).
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII. Рефлексия деятельности, итог урока (2-3 минуты).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
-
Какую цель ставили на уроке?
-
Удалось ли достигнуть ее?
-
Каким способом?
-
Какие получили результаты, чему научились?
-
Где можно применить новые знания?
Сценарий урока русского языка в 5 классе
«Правописание букв А - О в корнях с чередованием»
Цели урока:
1. Повторить сведения о корнях с чередованием (на основе ранее изученного).
2. Отрабатывать умение выбирать правильное написание наиболее распространённых корней с чередующимися гласными А - О.
3. Провести промежуточный контроль полученных в процессе урока навыков по выбору правильного написания.
Задачи:
-
образовательные:
1) на основе повторения подвести детей к правилам выбора той или иной чередующейся гласной в корне;
2) выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме, обобщить материал, как систему знаний, создать условия для самостоятельной деятельности;
-
развивающие:
1) способствовать развитию логического мышления, памяти;
2) формировать навыки самоконтроля;
-
воспитательные:
1) способствовать формированию ответственного отношения к учению;
2) воспитывать уважительное отношение к слову.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер для учителя, карточки с заданием.
1.Организационный момент (1-2 минуты).
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга, пожмем руки и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Помогите мне, пожалуйста, ответьте на вопрос, а что пригодится нам для успешной работы на уроке?
II. Актуализация знаний (4-5 минут).
- Ребята, на доске прикреплены карточки со словами, в которых пропущены буквы, вспомните, как мы называем пропущенные буквы? (это орфограммы)
- Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место).
- А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). - Пригодится ли в жизни это качество - быть грамотным человеком? (да, конечно).
- Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют).
- Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы по виду орфограмм, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы (слова проецируются на экране):
с.довник, прик..снуться, в..кзал, прил.жить, изл.гать, в.дяной, ог..род.
- Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ). Проверка по эталону: (на доске)
Гласные в корне, проверяемые ударением
Гласные в корне, не проверяемые ударением
…………………………..
гласные в корне
с.довник
в.дяной
в..кзал
ог..род
прик..снуться
прил.жить
изл.гать
III. Постановка учебной задачи (4-5 минут).
- Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему и цель урока).
«IV. «Открытие нового знания» - построение проекта выхода из затруднения (7-8 мин).
-Ребята, а как мы можем с вами узнать правила написания корней с чередованием гласных А-О? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).
- Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.
Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.
Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных в корнях ЛАГ-ЛОЖ.
- А теперь вместе давайте посмотрим на другой корень с чередующейся гласной А-О.
Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.
Дети высказываются.
V. Первичное закрепление (4-5 минут).
-Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).
(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).
А теперь откроем учебник на стр. 11, прочитаем правило № 1 и сопоставим с нашим алгоритмом (дети высказываются).
Выполним упражнение на новое правило из учебника - стр. 11, упражнение 591.
1 ряд - 1 группа слов,
2 ряд - 2 группа слов
3 ряд - 3 группа слов.
Ученики проговаривают в парах условия написания корней и осуществляют взаимопроверку.
- Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут).
распол…житься на ночлег
возл…гать надежды
распол…гаться недалеко от реки
высказать предпол…жение
слегка к…снуться воды
лёгкое прик…сновение
не должны соприк…саться
случайно прик…снулся
пол…жить в котелок
располОжиться на ночлег
возлАгать надежды
располАгаться недалеко от реки
высказать предполОжение
слегка кОснуться воды
лёгкое прикОсновение
не должны соприкАсаться
случайно прикОснулся
полОжить в котелок
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут).
- Из упражнения № 592 выписать по 2-3 слова на разные группы орфограмм «Правописание гласной в корне слова»
VIII. Рефлексия деятельности, итог урока (2-3 минуты).
Вопросы:
-
Какую цель ставили на уроке?
-
Удалось ли достигнуть ее?
-
Каким способом?
-
Какие получили результаты, чему научились?
-
Где можно применить новые знания?
Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.
_________________________________________
Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.
_________________________________________
Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.
_________________________________________
Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.
_________________________________________
Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.
_________________________________________
Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.
_________________________________________
Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.
_________________________________________
Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.
______________________________________
Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.
______________________________________
Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.
______________________________________
Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.
______________________________________
Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.
______________________________________
Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.
______________________________________
Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.
10