Сценарий урока русского языка в структуре системно-деятельностного подхода

В связи с введение стандартов второго поколения у нас, педагогов, появилась необходимость изменения методики работы. В данном материале я поделюсь своим опытом по освоению технологии деятельностного метода, т.к. именно системно-деятельностный подход является методологической основой стандартов нового поколения. Нацелен он на развитие личности учащихся на основе освоения различных способов деятельности. Таким образом, наряду с общей грамотностью, на первый план выступают такие качества выпус...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока в структуре системно-деятельностного подхода

1.Организационный момент (1-2 минуты).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне «Хочу, потому что могу».

Задачи:

  • у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;

  • включение детей в деятельность;

  • выделение содержательной области.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;

  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;

  • самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний (4-5 минут).

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Задачи:

  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

  • создание проблемной ситуации;

  • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

Приемы работы:

  • актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом (одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций);

  • создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи (4-5 минут).

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;

  • подводящий к теме диалог;

  • подводящий без проблемы диалог.

«IV. «Открытие нового знания» - построение проекта выхода из затруднения (7-8 мин).

Цель: выполнение заданий по теме и обсуждение проекта их решения.

Способы:

  • диалог,

  • групповая или парная работа.

Методы:

  • организация самостоятельной исследовательской деятельности;

  • выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

V. Первичное закрепление (4-5 минут).

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Способы:

  • фронтальная работа,

  • работа в парах.

Средства:

  • комментирование,

  • обозначение знаковыми символами,

  • выполнение продуктивных заданий,

  • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.

В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут).

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Способы:

  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий), выполняется письменно.

Методы:

  • самоконтроль,

  • самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут).

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности, итог урока (2-3 минуты).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

  • Какую цель ставили на уроке?

  • Удалось ли достигнуть ее?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты, чему научились?

  • Где можно применить новые знания?







Сценарий урока русского языка в 5 классе

«Правописание букв А - О в корнях с чередованием»

Цели урока:

1. Повторить сведения о корнях с чередованием (на основе ранее изученного).

2. Отрабатывать умение выбирать правильное написание наиболее распространённых корней с чередующимися гласными А - О.

3. Провести промежуточный контроль полученных в процессе урока навыков по выбору правильного написания.

Задачи:

  • образовательные:

1) на основе повторения подвести детей к правилам выбора той или иной чередующейся гласной в корне;

2) выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме, обобщить материал, как систему знаний, создать условия для самостоятельной деятельности;

  • развивающие:

1) способствовать развитию логического мышления, памяти;

2) формировать навыки самоконтроля;

  • воспитательные:

1) способствовать формированию ответственного отношения к учению;

2) воспитывать уважительное отношение к слову.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер для учителя, карточки с заданием.


1.Организационный момент (1-2 минуты).

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга, пожмем руки и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Помогите мне, пожалуйста, ответьте на вопрос, а что пригодится нам для успешной работы на уроке?

II. Актуализация знаний (4-5 минут).

- Ребята, на доске прикреплены карточки со словами, в которых пропущены буквы, вспомните, как мы называем пропущенные буквы? (это орфограммы)

- Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место).

- А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). - Пригодится ли в жизни это качество - быть грамотным человеком? (да, конечно).

- Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют).

- Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы по виду орфограмм, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы (слова проецируются на экране):

с.довник, прик..снуться, в..кзал, прил.жить, изл.гать, в.дяной, ог..род.

- Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ). Проверка по эталону: (на доске)

Гласные в корне, проверяемые ударением

Гласные в корне, не проверяемые ударением

…………………………..

гласные в корне

с.довник

в.дяной

в..кзал

ог..род

прик..снуться

прил.жить

изл.гать


III. Постановка учебной задачи (4-5 минут).

- Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему и цель урока).

«IV. «Открытие нового знания» - построение проекта выхода из затруднения (7-8 мин).

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правила написания корней с чередованием гласных А-О? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

- Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных в корнях ЛАГ-ЛОЖ.

- А теперь вместе давайте посмотрим на другой корень с чередующейся гласной А-О.

Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.

Дети высказываются.

V. Первичное закрепление (4-5 минут).

-Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).

(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).

А теперь откроем учебник на стр. 11, прочитаем правило № 1 и сопоставим с нашим алгоритмом (дети высказываются).

Выполним упражнение на новое правило из учебника - стр. 11, упражнение 591.

1 ряд - 1 группа слов,

2 ряд - 2 группа слов

3 ряд - 3 группа слов.

Ученики проговаривают в парах условия написания корней и осуществляют взаимопроверку.

- Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут).

распол…житься на ночлег

возл…гать надежды

распол…гаться недалеко от реки

высказать предпол…жение

слегка к…снуться воды

лёгкое прик…сновение

не должны соприк…саться

случайно прик…снулся

пол…жить в котелок

располОжиться на ночлег

возлАгать надежды

располАгаться недалеко от реки

высказать предполОжение

слегка кОснуться воды

лёгкое прикОсновение

не должны соприкАсаться

случайно прикОснулся

полОжить в котелок

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут).

- Из упражнения № 592 выписать по 2-3 слова на разные группы орфограмм «Правописание гласной в корне слова»

VIII. Рефлексия деятельности, итог урока (2-3 минуты).

Вопросы:

  • Какую цель ставили на уроке?

  • Удалось ли достигнуть ее?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты, чему научились?

  • Где можно применить новые знания?

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

_________________________________________

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

_________________________________________

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

_________________________________________

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

_________________________________________

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

_________________________________________

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

_________________________________________

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

_________________________________________

Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.

______________________________________

Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.

______________________________________


Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.

______________________________________


Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.

______________________________________


Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.

______________________________________


Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.

______________________________________


Касается, прикоснуться, касание, прикосновение.


10


© 2010-2022