Конспекты уроков к произведениям Лермонтова, Гоголя, Есенина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М. Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени»

Повесть «Фаталист» как кульминация проблемы судьбы


Цель: Показать учащимся, почему роман завершается новеллой «Фаталист», выявить скептицизм и самоанализ Печорина, понять причины его трагедии.

Оборудование: Портрет М. Лермонтова, иллюстрация Врубеля к эпизоду дуэли, карточки с консультациями и алгоритмами ответов, словари.

Ход урока:

  1. Слово учителя: «Фаталист» до сих пор остается самой непрочитанной, самой загадочной новеллой в составе философско-психологического романа М. Лермонтова. Почему именно она завершает рассказ о «герое нашего времени»? Может быть здесь Печорин отвечает на мучительный вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Попробуем понять, чем эта повесть отличается от предыдущих, в чем причина трагедии Печорина, как решает Лермонтов проблему судьбы.


  1. Самостоятельная работа:

    1. Составить план основных эпизодов главы «Фаталист» и сравнить, чем отличается эта новелла от остальных (см. в тетради планы к гл. «Бэла», «Тамань», «Княжна Мери», сделанные на предыдущих уроках)

    2. Опираясь на фрагменты самоанализа Печорина в гл. «Бэла» («…У меня несчастный характер…»), в гл. «Княжна Мери» («Да, такова была моя участь с самого детства…») и авторскую характеристику в гл. «Максим Максимыч» («Он был среднего роста…») выписать (или оформить самостоятельно) опорную лексику и лексические обороты, характеризующие героя. «Разделить» положительные и отрицательные качества героя.

    3. Сравнить стихотворение «Дума» и роман «Герой нашего времени», опираясь на следующие вопросы:

- В чем состоит общность проблематики обоих произведений?

- Как раскрываются тема бездействия, тема пресыщения жизнью?

- В чем Лермонтов видит непривлекательность человека своего поколения в обоих произведениях?


  1. Самоконтроль (с опорой на предложенные ответы):

К первому заданию: В Новелле «Фаталист» у Печорина нет ни друзей, ни врагов. Любовь низведена до быта (ему и не до женщин). Печорин здесь освобожден от конкретных привязанностей, человеческих отношений.

Ко второму заданию:

Оценочная лексика (лексические обороты)


С положительной окраской

С отрицательной окраской

- способность переносить трудности кочевой жизни;

- привычки порядочного человека;

- «детская улыбка»;

- глубокая грусть;

- ослепительный блеск глаз;

- скромность;

- глубокое чувство добра и зла;

- «был выше сверстников»;

- «был готов любить весь мир»

и т. д.

- скрытность характера;

- нервическая слабость;

- злой нрав;

- холодный взгляд;

- проницательно-тяжелый взгляд;

- лукав;

- злопамятен;

- завистлив;

- ненавидел

и т. д.

К третьему заданию:

В центре стихотворения и романа - судьбы передовой дворянской молодежи, ее настроения, мысли, чувства. Молодые люди ощущали в себе могучие силы. Но в суровое время выросло это поколение. Даже лучшие из него не знали, как применить свои дарования. Годы «молчаливых» страданий в конце концов сделали многих из них безразличными ко всему, равнодушными к общественной жизни, холодными, замкнутыми в себе натурами - «лишними людьми. Лермонтов не сочувствует им, а горько обвиняет, видя главную причину «печальной» судьбы молодого поколения 30-х гг. ХIХ в. в отсутствии настоящего дела. Вина «лишних людей» в том, что они не нашли силы преодолеть «позорное малодушие», а беда - в общественных условиях России ХIХ в. С болью и гневом поэт утверждает, что знания не нашли применения и оказались «бесплодными», подлинно человеческие качества пропадают, потому что нет высокой цели, некуда деть силы и способности. Страшно, когда человек не может по-настоящему ни любить, ни ненавидеть. Апатия, душевный холод, полный упадок нравственных сил рождают циничное отношение к своей собственной судьбе.

И стихотворение «Дума» и роман «Герой нашего времени» выдержаны в тоне глубокого, серьезного, а порою горько-иронического раздумья…

(Мысли, изложенные в ответе, должны подтверждаться фрагментами текста).

  1. Слово учителя: В новелле «Фаталист» идет речь о предметах более всеобщих, чем человеческие чувства, взаимоотношения, поединки с тем или иным кругом общения. Поэтому эта часть имеет философский характер. Опасность бродит рядом, близка граница между жизнью и смертью, возникает спор, что решает участь человека: его воля или судьба, предопределение, предписание сил, ему неподвластных. Верить в судьбу или противиться ей - вот вопрос, ответ на который мы и пробуем найти в новелле.

  2. Работа в парах сменного состава.

    1. Пользуясь памяткой «Литературный герой», подготовить небольшое сообщение о Вуличе.

    2. Выразительно прочитать диалог Вулича и Печорина (со слов: «Вулич вышел в другую комнату…») и ответить на вопрос: В чем суть пари? В чем разница отношений Вулича и Печорина к предопределению, судьбе?

    3. Выяснить значение слов: предопределение, предписание, рок, фатализм, фаталист (используя словари).

    4. Выразительно прочитать отрывок («Я возвращался домой…отбросил метафизику и стал смотреть под ноги») и определить, какую роль играют в нем изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры).

  3. Взаимоконтроль.

  4. Слово учителя: Печорин приходит к мысли, что при любых обстоятельствах нужно действительно проявлять свою волю и решимость. Волевая натура Печорина влечет его к деятельности. Но герой нравственно не готов к тому, чтобы восстать против действительности. Он вел борьбу с отдельными лицами, а такая борьба бесцельна и мелочна. «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли», - говорит Печорин. Еще более горьким является его признание: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Эта смелость, жажда неизведанного, воля отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору назвать его героем времени.

  5. Домашнее задание: Эссе на тему «А зачем я живу? Для какой цели я родился?»

Н. В. Гоголь.

«Мёртвые души».

Способы создания характеров в поэме.

Цель: Выявить основные приёмы описания характеров помещиков, логику создания и группировки персонажей и авторское отношение к ним.

Ход урока:

Слово учителя.

Говоря на предыдущих уроках об истории создания, идейном своеобразии, смысле названия величайшего творения Н. В. Гоголя - поэме «Мёртвые души» - мы отмечали желание автора «показать с одного боку всю Русь». Для этого он и создаёт незабываемые образы помещиков. Своеобразная композиция поэмы помогает Гоголю раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души. Автор использует для описания характеров помещиков одинаковые приёмы, на которые мы и обратим внимание в ходе исследовательской работы с текстом.

Работа в динамических парах.

Задание:

  1. Манилов.

  2. Коробочка.

  3. Ноздрев.

  4. Собакевич.

Дать характеристику помещику, отметив способы создания характера героя: портрет, манера поведения, речь, отношение к хозяйству и окружающим, любимые занятия, жизненные цели и т.д.

(Можно предложить для анализа вопросы:

-Как фамилия характеризует её владельца?

-Как характеризует помещика описание его деревни, усадьбы, комнат, быта?

-По каким деталям можно судить о положении крепостных крестьян?

-Какими кушаньями угощают Чичикова?

-Как каждый из помещиков относится к предложению Чичикова продать «мёртвые души»? и т. д.)

Индивидуальная работа (организуется одновременно для 4-х «сильных» учащихся)

Задание:

Подобрать опорную лексику и лексические обороты, характеризующие персонажей.

Взаимоконтроль (в группах) с опорой на индивидуальные задания, откорректированные учителем.

(Примеры опорной лексики, характеризующие персонажей:

Манилов. Обходительный, учтивый, прекраснодушный, примитивный,

наивно- восторженный, беспечный… слащавость, пустословие

и т.д.

Коробочка. Пошлая, глупая, прижимистая, «дубиноголовая», примитив-

ная, грубоватая, недоверчивая…

Ноздрев. «Исторический человек», «разбитной малый», «говорун, лихач,

кутила», пустой, прожигатель жизни…

Собакевич. «Несколько неуклюжий», «похожий … на медведя», нако-

питель, «кулак», грубый, обжора, безжалостный…)

Слово учителя.

Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвящённой Плюшкину. Нетрудно заметить, что лиризм поэмы нарастает от главы к главе, и это находится в прямой связи с тем, что от образа к образу нарастает духовное ничтожество и аморальность «Мёртвых душ». В шестой главе протестующий голос автора превращается уже в обвинительную речь, т.к. перед нами - полное крушение человеческого в человеке.

Домашнее задание:

Уровень I. Рассказ о Плюшкине (по плану, с которым работали в классе).

Уровень II. Рассказ о Плюшкине + указать примеры юмора, сатиры, иронии, сарказма в шестой главе.

Уровень III. Задания 1-2 уровней + подготовить сообщение на тему: «Биография Чичикова».

А. Н. Островский.

Художественный мир писателя.

Драма «Гроза»

Цель: раскрыть роль А. Н. Островского в развитии русской драматургии и театра, увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга, объяснить смысл названия драмы «Гроза».

Оборудование: портрет А. Островского, картины (Федотов «Сватовство майора», Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом», В. Астрахов «Купцы, играющие в шашки»), фотография Малого театра и дома на Малой Ордынке, на столе - вышитая скатерть, самовар и книги драматурга, распечатка «Пьесы для дома на Малой Ордынке» Е. Селезневой.

Ход урока:

Слово учителя.

«Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами, но у всякого есть какая-нибудь задача. Моя задача - служить русскому драматическому искусству» - такую цель поставил перед собой великий драматург А. Н. Островский еще в начале творческого пути. И можно смело утверждать, что достиг ее. Почти 50 пьес отдал он театру, 46 из них были поставлены при жизни драматурга, заняв прочное место в репертуаре многих театров. Домом Островского - создателя русского драматического искусства - называют Малый театр. Но в нем можно встретиться только с героями пьес. А вот дом на Малой Ордынке в Москве на улице Островского хранит память о самом Александре Николаевиче. Настоящего дома, конечно, уже нет, он разрушился, но был построен дом - декорация, в котором каждая комната- как сцена из спектакля. И мы попробуем пройти вместе с гостями по комнатам, где перед нами будет разворачиваться как будто представление о жизни драматурга. Поможет нам в этом «Пьеса для дома на Малой Ордынке» Е. Селезневой.

Работа в динамических парах:

Чтение, составление плана (или выписки основных положений), пересказ.

1. Действие 1. Замоскворечье.

2. Действие 2. Театр.

3. Действие 3. Мир Островского.

4. «Колумб Замоскворечья» или чужестранец? (см. Учебник под ред. А. Кутузова, с.211).

Самостоятельная работа.

I уровень. Чтение и составление плана статьи «Гроза». Смысл названия» (с. 215)

II уровень. Задание I уровня + статья «Системы художественных образов» (с. 217)

III уровень. Задание II уровня + устный ответ на вопросы и задания:

- Что значит слово «гроза» в пьесе? Найдите все упоминания этого слова на страницах драмы. Какой смысл вкладывает в него каждый из героев?

Виды контроля:

Взаимоконтроль (работа с планом-конспектом). Контроль учителя (индивидуальный при работе в динамических парах и при выступлении учащихся, работающих с заданиями III уровня, перед всеми).

Примерный алгоритм (схема) проверки самостоятельной работы:

Антитеза (столкновение, противопоставление)

патриархальный социальный (внешний)

уклад конфликт

другие герои

драмы

Катерина

Идеальное психологический

представление (внутренний)

о нравственности конфликт

Патриархальный мир

Старая мораль

«Тёмное царство»

- «преуспевающий»

- «госпожа», «хозяйка»

- «тихий»

- хозяева жизни

- ревностная защита патриархальной

старины

- непризнание доводов разума и

нравственных правил

- грубость

- блюстители ритуальных норм

жизни

- самодурство

- неумение различить добро и зло

- произвол

и т.д.

Новая мораль

Свободная личность

- «чистая»

- страстная любовь

- неумение жить во лжи

- несогласие с традициями старого

мира

- поэтическое созерцание красоты

- стремление к познанию

- «луч света в тёмном царстве»

и т.д.

Домашние задание (на выбор):

  1. «Я- критик. Мне предстоит сформировать вкус неизвестной аудитории. Я хочу объяснить ей смысл поступков героев драмы Островского, попытаться убедить в необходимости прочитать пьесу».

  2. «Действующие лица: Он и Она.

Придумать разговор людей, пытающихся преодолеть какие-либо препятствия.

С.А. Есенин.

Лиричность и исповедальность поэзии С.А. Есенина.

Цель: Помочь учащимся почувствовать главную особенность поэзии Есенина - всепоглощающий лиризм - и понять истоки такой исповедальности. Объяснить, как усваивал поэт новые идеи, духовные ценности своего времени.

Оборудование: Портреты С.А. Есенина, собрание книг о поэте, оборудование для демонстрации слайдов, музыкальные записи песен на слова С.А. Есенина («Отговорила роща…», «Не жалею, не зову, не плачу…»)

Ход урока:

(На фоне музыки чтение стихотворения Н.Брауна «Сергей Есенин»)

В этом имени - слово есень,

Осень, ясень, осенний цвет,

Что-то есть в нем от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Синь березы,

И синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут:

«Сергей Есенин»-

Всей России встают черты…

Во всей истории русской поэзии нет другого такого поэта, как Есенин, который с такой силой и яркостью показал нам в своем творчестве «всей России… черты» и обнажил перед миром себя, свой внешний и внутренний облик.

Демонстрация слайдов о жизни и творчестве поэта.

Слово учителя.

Все, что говорит Есенин в стихах - это рассказ о себе и, конечно, о Родине. Пожалуй, никто не вел такой рассказ настолько откровенно, не оставляя закрытых тем. Вы, вероятно, обращали внимание на то, как часто в его стихах звучит «я»: «Я покинул родимый дом…», «Я иду долиной…», «Я красивых таких не видел…», «Я последний поэт деревни…» Кажется, что вся его поэзия- долгий разговор о своей жизни: о мечтах и о любви, о дружбе и близких людях, о революции, о потерях- т. е. лирический автобиографический роман в стихах.

Работа в группах.

Задание: каждой группе подобрать эпиграф на определенную тему (см. ниже) и составить вопросник к анализу предложенных стихотворений.

1 группа. Тема Родины. («Стансы», «Русь»(1914)).

2 группа. Тема революции.(«Сорокоуст», «Русь советская»)

3 группа. Образ матери. Тема любви.(«Письмо матери», «Заметался пожар голубой…»).

4 группа. Мир природы и мир человека.(«Край любимый!..», «О тонкая береза…»).

Выступления учащихся. (2 человека выразительно читают стихотворения, 2 человека предлагают классу 2-3 вопроса к их анализу).

Контроль учителя (осуществляется после групповой работы в форме корректировки вопросов для анализа). Взаимоконтроль проходит после выступлений учащихся.

Самостоятельная работа.

1 уровень. Составить план-конспект статей: «Мир, где всё живое равноправ-

но» и «Тебе, о Родина, сложил я песню ту». (см. учебник А. Куту-

зова с. 171-175).

2 уровень. Опираясь на вопросы, предложенные на уроке, проанализировать

одно из стихотворений С. Есенина.

3 уровень. Написать сочинение-миниатюру на тему: «В чём секрет любви

к поэзии Есенина?»

Контроль. (Осуществляется на следующем уроке. 1 уровень- самоконтроль на основе плана, предложенного учителем. 2 уровень- взаимоконтроль - осуществляется ассистентами. 3 уровень- контроль учителя).

Домашнее задание:

  1. Анализ одного из стихотворений поэта

  2. Читать поэму «Чёрный человек».


М. Булгаков - человек и писатель.

Технология: Конспект-лекция.

Цель:

- Развитие умения самостоятельно работать.

Варианты урока:

I вариант. Учащиеся заранее получают материал. Это может быть конспект предстоящей лекции, план ответа, методические указания, задания по учебнику или другому источнику (например, книге Т. В. Рожковой «Путь к Булгакову»). Предполагаемые задания:

- Детские годы писателя.

- Начало литературной деятельности. Драматургическая карьера.

- Отношение со Сталиным.

- Булгаков в Москве.

- Многообразие Булгакова как художника.

- Отношение к революции.

и т. д.

На следующем занятии учащиеся обмениваются мнениями.

II вариант. Учащиеся получают задание дома изучить новый материал и подготовить по нему опорные конспекты. На следующем занятии идет краткое изложение материала с обсуждением. Опорные конспекты, схемы лучше вывесить (или нарисовать) на доске. Учитель тоже предлагает свой вариант.


© 2010-2022