Материал для дифференцированного зачета по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплект

контрольно-измерительных материалов

по учебной дисциплине Литература

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по профессиям и специальностям СПО

1. Общие положения

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Литература».

КИМ включают контрольные материалы для промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

Проверяемые результаты обучения:

Работа состоит из 28 заданий по всем основным разделам курса литературы.

Работа проверяет:

1) знание образной природы словесного искусства;

2) знание содержания изученных литературных произведений;

3) знание основных фактов жизни и творчества писателей классиков XIX-XX веков;

4) знание основных теоретико-литературных понятий;

5) умение определять род и жанр произведения;

6) умение анализировать художественное произведение.

ТИПЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Дифференцированный зачет проводится в форме тестирования. В работе используются тестовые задания двух типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом. В заданиях (часть1) с выбором ответа все ответы сформулированы, обучающийся должен только выбрать из четырех готовых ответов один правильный. Задания данного типа используются главным образом для проверки знаний обучающихся, понимания изученного материала. Это задания базового уровня, предполагается, что они посильны для абсолютного большинства обучающихся. Выполняя задания с выбором ответа, нужно записать номер правильного ответа в бланк ответов.

Второй тип заданий (часть 2) - задания с кратким ответом - требует умения самостоятельно сформулировать ответ и оформить его кратко, в виде слова (например: эпитет). Следует самому вспомнить соответствующий термин, название произведения. Угадывание здесь исключено.

Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:

Каждое верно выполненное задание оценивается 1 баллом.

Оценка «5» ставится, если обучающийся набрал 22-24 балла. (Не ставится, если обучающийся выполнил задания только из части А)

Оценка «4» ставится, если обучающийся набрал 19-22 балла. (Не ставится, если обучающийся выполнил задания только из части А)

Оценка «3» ставится, если обучающийся набрал 14-19 баллов.

Оценка «2» ставится, если обучающийся набрал 1-14 баллов.

Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки Балл (отметка) Вербальный аналог

90 - 100 5 отлично

70 - 89 4 хорошо

50 - 69 3 удовлетворительно

менее 50 2 неудовлетворительно

Время на подготовку и выполнение:

подготовка 10 мин.;

выполнение 2 часа 00 мин.;

всего 2 часа 10 мин.

4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых для аттестации

- Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1 [Г.А.Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова и др.]; под ред. Г.А.Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 384 с., илл.

- Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 [Г.А.Обернихина, Т.В.Емельянова, Е.В.Мацыяка, К.В.Савченко]; под ред. Г.А.Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с., илл.

- Белинский В.Г. Избранные статьи. - М.: Детская литература, 1981.







Задания для дифференцированного зачета по литературе для учащихся 3 курса

1 вариант.

Часть 1

1. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины XIX в.

А) романтизм

Б) классицизм

В) сентиментализм

Г) реализм

2. Кого из русских писателей называли « Колумбом Замоскворечья».

А) И. С. Тургенева

Б) А. Н. Островского

В) Л. Н. Толстого

Г) Ф. М. Достоевского

3. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А) Л.Н. Толстой «Война и мир» князь Андрей

Б) А.Н. Островский «Гроза» Катерина Кабанова

В) И.С. Тургенев «Отцы и дети» Базаров

Г) Н. С. Лесков «Очарованный странник» Иван Северьянович Флягин

4. В каком произведении русской литературы второй половины XIX в. появляется герой-нигилист?

А) А. Н. Островский «Лес»

Б) И. С. Тургенев «Отцы и дети»

В) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Г) И.А. Гончаров «Обломов»

5. Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?

А) А.Н. Островский

Б) Ф.М. Достоевский

В) М.Е. Салтыков-Щедрин

Г) Л.Н. Толстой

6. Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»

А) А.А. Фет

Б) Н.А. Некрасов

В) Ф.И. Тютчев

Г) А.К. Толстой

7. Укажите, кому был посвящён роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

А) Н.Г. Чернышевский

Б) Н.А. Некрасов

В) В.Г. Белинский

Г) А.А. Григорьев

8. Кто из героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» говорил о себе: «Клейменый, да не раб»?

А) Савелий, богатырь святорусский

Б) Яким Нагой

В) Ермил Гирин

Г) Гриша Добросклонов

9. Какому из персонажей романа И.А. Гончарова «Обломов» дана следующая авторская характеристика:«Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею, и, добираясь постепенно до ее решения, он понимал всю трудность и был внутренно горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг»?

А) Алексееву

Б) Обломову

В) Штольцу

Г) Тарантьеву

10. К какой жанровой разновидности романа относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

А) автобиографический роман

Б) воспитательный роман

В) социально-психологический роман

Г) авантюрно-приключенческий роман

11. Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А.Н. Островского «Гроза»: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры». Кому принадлежат эти слова?

А) Кудряшу

Б) Шапкину

В) Кулигину

Г) Борису Григорьевичу

12. Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

А) бедность

Б) болезнь

В) отсутствие цели

Г) воспитание и закономерности жизни

13. Вслед за Гоголем Гончаров использует предметно - бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является:

А) книга

Б) рояль

В) письменный стол

Г) халат

14. Чем Е.Базаров особенно далек автору романа?

А) непониманием роли народа в освободительном движении

Б) нигилистическим отношением к культурному наследию России

В) преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении

Г) отрывом от какой-либо практической деятельности

15. Назовите основной мотив творчества М.Ю.Лермонтова:

А) одиночество

Б) зависть

В) измена

Г) свобода

Д) усталость

16. Отличительными особенностями творчества А.П.Чехова являются ( найдите лишнее)

А) объективность изображаемого

Б) краткость произведений

В) морализация, назидательность

Г) контрастность в изображении героев.

17. Основная тема творчества И.А.Бунина (исключите лишнее):

А) Любовь

Б)Смерть

В) Революция

Г) Память о России

18. Романтизм предполагает утверждение исключитель¬ной личности. Какое из произведений А. М. Горького не соответствует этому положению:

А) «Старуха Изергиль».

Б) «Челкаш».

В) «Макар Чудра».

Г) «На дне».

19. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

А) Бубнов

Б) Сатин

В) Клещ

Г) Лука

20. Кому посвящен поэтический цикл А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»:

А) Н. Н. Волоховой.

Б) Л. Д. Менделеевой.

В) Л. А. Дельмас.

Г) Другой женщине.

21. О каком трагическом событии извещает ночлежников Барон в финале пьесы М. Горького «На дне»?

А) смерти Анны

Б) убийстве Костылева

В) самоубийстве Актера

Г) расправе Василисы над Наташей

22. К какому литературному течению принадлежала творчество А.Ахматовой?

А) Акмеизму

Б) Символизму

В) Имажинизму

Г) Футуризму

23. Кто из поэтов XX века, будучи редактором популярного журнала «Новый мир»

помог А.Солженицыну опубликовать повесть «Щ - 854»?

А) Б.Л. Пастернак;

Б) А.Т.Твардовский;

В) Н.Заболоцкий;

Г) В.Распутин;

24. Укажите художественное произведение, написанное В.Г. Распутиным.

А) "Деньги для Марии"

Б) "Сотников"

В) "В круге первом"

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните зада¬ния

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

А. А. Фет, 1843.

1. Три строфы стихотворения начинаются одним и тем же словом. Как называется такое художественное средство?

2. Укажите термин, которым обозначается одушевление природы, ее «очеловечивание» в художественном произведении («...лес проснулся...»).

3. Как называется стилистический прием, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков («на меня весельем веет»)?

4. Укажите название созвучия стихотворных строк, играющего важную роль в организации стиха (страстью - счастью; снова -готова и.т.п.).

2 вариант

Часть 1

1. Укажите писателей второй половиныXIX в. в названии произведении которых есть противопоставление (имеются в виду произведения, изученные в школьном курсе).

А) А.Н. Островский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин

Б) И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой

В) И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов

Г) Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев

2. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок:

Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

А) Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

Б) Ф.М. Достоевский

В) И.А. Гончаров «Обломов»

Г) И.С. Тургенев «Отцы и дети»

3. Какой литературный тип изображён в образе Дикого (А.Н. Островский, «Гроза»)?

А) тип «маленького человека»

Б) тип «лишнего человека»

В) самодур

Г) романтический герой

4. Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»

А) А.К. Толстой

Б) А.С. Пушкин

В) А.А. Фет

Г) Ф.И. Тютчев

5. Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»

А) А.А. Фет

Б) Н.А. Некрасов

В) Ф.И. Тютчев

Г) А.К. Толстой

6. Укажите, кому был посвящён роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

А) Н.Г. Чернышевский

Б) Н.А. Некрасов

В) В.Г. Белинский

Г) А.А. Григорьев

7. Кто из героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» говорил о себе: «Клейменый, да не раб»?

А) Савелий, богатырь святорусский

Б) Яким Нагой

В) ЕрмилГирин

Г) Гриша Добросклонов

8. Основная идея «Очарованного странника» состоит в следующем:

А) русский человек со всем справится

Б) русский человек всегда стремится к опасности

В) только в экстремальных ситуациях раскрывается человек

9. Салтыков - Щедрин использовал жанр сказки, потому что:

А) стремился приблизить литературу к народу

Б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности

В) сказка - аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконической форме поставить и решить самые сложные и запретные проблемы

10. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:

А) расширить представление о барской жизни

Б) объяснить происхождение героя

В) объяснить причины апатии и бездеятельности героя.

11. Образы Обломов и Штольца вводятся в роман по принципу:

А) сравнения

Б) антитезы

В) дополнения

Г) взаимного исключения

12. И.Тургенев написал:

А) «Записки врача»

Б) «Записки на манжетах»

В) «Записки охотника»

Г) «Записки из мертвого дома».

13. С каким былинным богатырем сравнивает И.С.Флягина автор

А) Алеша Попович

Б) Добрыня Никитич

В) Илья Муромец

Г) Савелий - богатырь Святорусский

14. С какого момента начинается наказание Раскольникова?

А) До убийства

Б) После убийства

В) На каторге

15. Темой пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» является:

А) Судьба России, ее будущее.

Б) Судьба Раневской и Гаева

В) Вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина.

16. К какому направлению относится раннее творчество Блока?

А) Футуризм

Б) Акмеизм

В) Символизм

17. Образ Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» тракто¬вался по-разному. Какова символистская идея поэта:

А) Иисус Христос как символ революции.

Б) Иисус Христос как символ будущего, «языческий» Христос.

В) Иисус Христос как Сверхчеловек.

Г) Иисус Христос как символ Высшей Справедливости

18. К какому литературному течению начала XX века от¬носил себя В. Маяковский:

А) Символизму.

Б) Акмеизму.

В) Футуризму.

Г Имажинизму

19. Какое произведение М. Булгаков называл «за¬катным романом»?

А) «Театральный роман»

Б) «Бег»

В) «Жизнь господина де Мольера»

Г) «Мастер и Маргарита»

20. Жанр «Тихого Дона» это:

А) Повесть

Б) Роман-эпопея

В) Роман

Г) Исторический роман

21. Назовите автора этих строк:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

А) А.А.Блок;

Б) Б.Л.Пастернак;

В) С.А.Есенин;

Г) И.А.Бунин.

22. Кому первому из русских писателей была присуждена Нобелевская премия по

литературе?

А) Шолохову;

Б) Солженицыну;

В) Пастернаку;

Г) Бунину;

Д) Бродскому.

23. Какая поэтесса XX века, вынужденная во время Великой Отечественной войны

эвакуироваться сначала в Чистополь, затем в Елабугу, 31 августа 1941года

покончила жизнь самоубийством?

А) М.Цветаева;

Б) А.Ахматова;

В) Б.Ахмадулина;

Г)З.Гиппиус.

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение Ф.И. Тютчева «SILENTIUM!» и выполните задания

Молчи, скрывайся и таи -

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью - и молчи!..

Ф.И.Тютчев, 1830г.

1. Какому классическому жанру поэзии близко стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium»?

2. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium» по совей тематике и проблематике относится к лирике: дружеской, любовной, философской или гражданской?

3. Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа. (Другому как понять тебя?). Как называется такой тип вопроса?

4. Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Мысль изреченная есть ложь»).





3 вариант

Часть 1

1. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А) Л.Н. Толстой «Война и мир» князь Андрей

Б) А.Н. Островский «Гроза» Катерина Кабанова

В) И.С. Тургенев «Отцы и дети» Базаров

Г) Н. С. Лесков «Очарованный странник» Иван Северьянович Флягин

2. Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?

А) А.Н. Островский

Б) Ф.М. Достоевский

В) М.Е. Салтыков-Щедрин

Г) Л.Н. Толстой

3. Укажите, кому был посвящён роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

А) Н.Г. Чернышевский

Б) Н.А. Некрасов

В) В.Г. Белинский

Г) А.А. Григорьев

4. Какому из персонажей романа И.А. Гончарова «Обломов» дана следующая авторская характеристика:«Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею, и, добираясь постепенно до ее решения, он понимал всю трудность и был внутренно горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг»?

А) Алексееву

Б) Обломову

В) Штольцу

Г) Тарантьеву

5. Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А.Н. Островского «Гроза»: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры». Кому принадлежат эти слова?

А) Кудряшу

Б) Шапкину

В) Кулигину

Г) Борису Григорьевичу

6. Раскольников покушается на жизнь старухи - процентщицы из-за

А) желания обогатиться

Б) желания отомстить Алене Ивановне

В) желания проверить теорию

Г) необходимости помочь близким

7. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

А) Бубнов

Б) Сатин

В) Клещ

Г) Лука

8. К какому литературному течению начала XX века от¬носил себя В. Маяковский:

А) Символизму.

Б) Акмеизму.

В) Футуризму.

Г) Имажинизм

9. Кому посвящен поэтический цикл А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»:

А) Н. Н. Волоховой.

Б) Л. Д. Менделеевой.

В) Л. А. Дельмас.

Г) Другой женщине.

10. Кому из писателей 20 века, опасаясь самоубийства, позвонил сам Сталин и

предложил поработать в Художественном театре?

А) М. Булгакову;

Б) А.Твардовскому;

В) Н.Гумилеву;

Г) С. Есенину;

Д) В.Маяковскому.

11. Жанр «Тихого Дона» это:

А) повесть

Б) роман-эпопея

В) роман

Г) исторический роман

12. Назовите автора этих строк:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

А) А.А.Блок;

Б) Б.Л.Пастернак;

В) С.А.Есенин;

Г) И.А.Бунин.

13. Кто автор поэмы о репрессиях 30-х годов и «культе личности» Сталина, в

которой употребляется знаменитая фраза Сталина: «Сын за отца не отвечает» в

качестве заголовка ко второй части поэмы?

А) А.И. Солженицын;

Б) В. Шаламов;

В) А.Т.Твардовский;

Г) Б. Ш. Окуджава;

Д) В.В. Маяковский.

14. Кому первому из русских писателей была присуждена Нобелевская премия по

литературе?

А) М. Шолохову;

Б) А. И. Солженицыну;

В) Б. Л. Пастернаку;

Г) И. А. Бунину;

Д) И. Бродскому.

15. Чьи это строчки:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...»

А) Ф.И. Тютчев;

Б) А. А. Фет;

В) Н. А.Некрасов

16. Кто автор известных произведений 20 века: «А зори здесь тихие...», «В списках

не значился », «Завтра была война » и др.?

А) В.Быков;

Б) Ю.Бондарев;

В) Б.Васильев;

Г) В.Распутин;

17. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд произносит слова: «... - самый

тяжкий порок». Какое человеческое качество он считал наиболее тяжким?

А) Воровство;

Б) Трусость;

В) Убийство;

Г) Прелюбодеяние.

18. В каком университете А.Ахматова получила почетную степень доктора наук?

А) Московский государственный университет

Б) Ленинградский государственный университет

В) университет в Кембридже

Г) университет в Оксфорде

19. Кого из русских писателей называли « Колумбом Замоскворечья».

А) И. С. Тургенева

Б) А. Н. Островского

В) Л. Н. Толстого

Г) Ф. М. Достоевского

20. Марина Цветаева оказалась в эмиграции:

А).По политическим соображениям.

Б) В связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию.

В) По другим причинам.

21. Какое произведение М. Булгаков называл «закатным романом»?

А) «Театральный роман»

Б) «Бег»

В) «Жизнь господина де Мольера»

Г) «Мастер и Маргарита»

22. Какой литературный тип изображён в образе Дикого (А.Н. Островский, «Гроза»)?

А) тип «маленького человека»

Б) тип «лишнего человека»

В) самодур

Г) романтический герой

23. Кто из поэтов XX века, будучи редактором популярного журнала «Новый мир»

помог А.Солженицыну опубликовать повесть «Щ - 854»?

А) Б.Л. Пастернак;

Б) А.Т.Твардовский;

В) Н.Заболоцкий;

Г) В.Распутин;

Часть 2

2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните зада¬ния.

«Спит ковыль. Равнина...»

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет ночью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умеретъ!

Сергей Есенин. 1925

1. Укажите название поэтического течения начала XX ве¬ка, одним из лидеров которого являлся С.А. Есенин.

2. Назовите композиционный прием, основанный на рез¬ком противопоставлении различных явлений (напри¬мер, старая патриархальная Русь и новая российская действительность).

3. Как называется образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, создающее представление об отношении автора к изображаемому предмету («свет таинственный», «золотая изба» и т.д.)?

4. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» ис¬пользован прием, предполагающий одушевление и оче¬ловечивание явлений природы. Как называется этот ху¬дожественный прием?

4 вариант

Часть 1

1.

2. Вслед за Гоголем Гончаров использует предметно - бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является:

А) книга

Б) рояль

В) письменный стол

Г) халат

3. Укажите, кому был посвящён роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

А) Н.Г. Чернышевский

Б) Н.А. Некрасов

В) В.Г. Белинский

Г) А.А. Григорьев

4. Кто из героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» говорил о себе: «Клейменый, да не раб»?

А) Савелий, богатырь святорусский

Б) Яким Нагой

В) ЕрмилГирин

Г) Гриша Добросклонов

5. Основная идея «Очарованного странника» состоит в следующем:

А) русский человек со всем справится

Б) русский человек всегда стремится к опасности

В) только в экстремальных ситуациях раскрывается человек

6. Образы Обломов и Штольца вводятся в роман по принципу:

А) сравнения

Б) антитезы

В) дополнения

Г) взаимного исключения

7. Во время какого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:

А) Аустерлицкое сражение

Б) Шенграбенское сражение

В) Бородинское сражение

Г) Красненское сражение

8. Темой пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» является:

А) Судьба России, ее будущее.

Б) Судьба Раневской и Гаева

В) Вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина.

9. К какому направлению относится раннее творчество Блока?

А) Футуризм

Б) Акмеизм

В) Символизм

10. Салтыков - Щедрин использовал жанр сказки, потому что:

А) стремился приблизить литературу к народу

Б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности

В) сказка - аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконической форме поставить и решить самые сложные и запретные проблемы

11. В начале поэмы «Медный всадник» ее герой Евгений мечтает о:

А) счастливой семейной жизни

Б) высоком общественном поприще

В) славе поэта

Г) богатстве и власти

12. Марина Цветаева оказалась в эмиграции:

А) По политическим соображениям.

Б) В связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюци¬онную Россию.

Г) По другим причинам.

13. Жанр «Тихого Дона» это:

А) Повесть

Б) Роман-эпопея

В) Роман

Г) Исторический роман

14. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд произносит слова: «... - самый

тяжкий порок». Какое человеческое качество он считал наиболее тяжким?

А) Воровство; Б) Трусость; В) Убийство; Г) Прелюбодеяние.

15. Кто автор поэмы о репрессиях 30-х годов и «культе личности» Сталина, в

которой употребляется знаменитая фраза Сталина: «Сын за отца не отвечает» в

качестве заголовка ко второй части поэмы?

А) Солженицын; Б) Шаламов; В) Твардовский; Г) Окуджава; Д) Маяковский.

16. Какая поэтесса XX века, вынужденная во время Великой Отечественной войны

эвакуироваться сначала в Чистополь, затем в Елабугу, 31 августа 1941года

покончила жизнь самоубийством?

А) М.Цветаева;

Б) А.Ахматова;

В) Б.Ахмадулина;

Г) З.Гиппиус.

17. Кому из писателей была присуждена Нобелевская премия?

А) И.А. Бунину

Б) А.И.Куприну

18. В каком произведении русской литературы второй половины XIX в. появляется герой-нигилист?

А) А. Н. Островский «Лес»

Б) И. С. Тургенев «Отцы и дети»

В) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Г) И.А. Гончаров «Обломов»

19. Укажите, кому из русских писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

А) М.Е. Салтыков-Щедрин

Б) Л.Н. Толстой

В) Ф.М. Достоевский

Г) А.П. Чехов

20. Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»

А) А.А. Фет

Б) Н.А. Некрасов

В) Ф.И. Тютчев

Г) А.К. Толстой

21. Кто из поэтов Серебряного века осознавал себя художником, «революцией мобилизованным и призванным»?

А) А.Блок

Б) С.Есенин

В) В.Маяковский

Г) Н.Гумилев

22. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек - это звучит гордо!»

А) Сатину

Б) Луке

В) Актеру

23. В произведениях какого автора основными художественными приёмами являются гипербола, фантастика, гротеск?

А) И.А. Гончаров

Б) Н.А. Некрасов

В) М.Е. Салтыков-Щедрин

Г) А.П. Чехов

24. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:

А) расширить представление о барской жизни

Б) объяснить происхождение героя

В) объяснить причины апатии и бездеятельности героя.

Часть 2

1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните зада¬ния

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

25 октября 1902 г.

1. К какому направлению относится ранее творчество А. Блока?

2. Кому посвятил А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме»?

3.Какая тема объединяет стихотворения А.Блока «Вхожу я в темные храмы», и «О доблестях, о подвигах, о славе…»: назначения поэта, любви, Родины, природы?

4. Какие приемы использует А.Блок в следующих примерах?

А) «Весенний и тлетворный дух».

Б) «И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу»

В) «Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?»

1. Метафора. 2. Анафора. 3. Оксюморон



Ключ

Вариант 1

Часть 1

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

г

8

а

15

а

22

а

2

б

9

в

16

в

23

б

3

г

10

в

17

в

4

б

11

в

18

г

5

в

12

г

19

б

6

б

13

г

20

б

7

в

14

б

21

в

Часть 2

  1. анафора

  2. олицетворение

  3. аллитерация

  4. рифма

Вариант 2

Часть 1

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

Б

8

А

15

А

22

Г

2

Г

9

В

16

В

23

А

3

В

10

В

17

А

4

В

11

Б

18

В

5

Б

12

В

19

Г

6

В

13

В

20

Б

7

а

14

а

21

б

Ч. 2

1. Песня

2. Философская

3. Риторический

4. Афоризм

Вариант 3

Часть 1

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

г

8

в

15

А

22

в

2

в

9

б

16

В

23

б

3

В

10

а

17

б

4

В

11

Б

18

г

5

в

12

б

19

б

6

В

13

В

20

Б

7

б

14

г

21

г

Часть 2

  1. Имажинизм

  2. Антитеза

  3. Эпитет

  4. Олицетворение

Вариант 4

Часть 1

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

г

8

в

15

А

22

в

2

в

9

в

16

а

23

в

3

а

10

а

17

б

4

а

11

Б

18

б

5

б

12

б

19

б

6

а

13

б

20

в

7

а

14

в

21

а

Часть 2

  1. Символизм

  2. Менделеевой

  3. Любви

  4. А 3

Б 1

В 2












Бланк ответов.

Дифференцированный зачет по литературе



Студента _______курса_____________группы

ФИО______________________________________________________________



Вариант ______

Часть 1

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

8

15

22

2

9

16

23

3

10

17

4

11

18

5

12

19

6

13

20

7

14

21





Часть 2

1.______________________________________

2.______________________________________

3.______________________________________

4.______________________________________



© 2010-2022