Элективный курс «Речевой этикет»

Целью данного курса является– обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку,а также усвоение учениками основных формул этикета и умение правильно пользоваться ими в своей речи, в том числе учитывая последние изменения в речевом этикете. Данная программа содержит теоретический и практический блоки по русскому языку. Специальные упражнения и задания направлены на развитие как письменной речи так и творческих способностей учащихся. Методика «мозгового штурма» позволяет отрабатывать...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса

Элективный курс «Речевой этикет»

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

(А. Сент-Экзюпери)

Речь - одна из важнейших психических функций. Она оказывает решающее влияние на наблюдательность, развитие логического и образного мышления, воображения, эмоции детей. Поэтому развитие речевых навыков учащихся является одной из главных задач школьного курса русского языка. Считаю, что развитие речи предполагает целенаправленную работу в области культуры речи. К сожалению, ученики нередко допускают грубые ошибки, отступления от норм литературного языка, не всегда точно, логично и последовательно выражают свои мысли.

Цель этого курса - обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку, усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете.

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический. Комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика "мозгового штурма" позволяет отработать, углубить и систематизировать знания о языке, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, научиться пользоваться справочной литературой.

Каждое занятие включает обязательные формы работы: практикум (работу с тестами), задания по развитию речи.

Основные задачи курса:

  • познакомиться с историей русского речевого этикета;

  • уметь употреблять этикетные формулы в различных речевых ситуациях собеседнику;

  • научиться правильно вести спор;

  • выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений);

  • уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах;

  • составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы.

Оборудование и материалы:

  • учебники, лингвистические словари, справочники;

  • тестовые задания по русскому языку;

  • памятки по культуре речи.

Оборудование и материалы:

  • учебники, лингвистические словари, справочники;

  • тестовые задания по русскому языку;

  • памятки по культуре речи ( некоторые составляют дети).

Темы занятий

Основные

вопросы

Основные понятия

Формы работы

Проверка знаний:

виды контроля

Часы

Правила речевого этикета. Вежливость и этикет.

Для чего нужны этикетные слова?

Этикет, речевая ситуация

Беседа, анализ предложенного текста

Сочинение "вредных" советов.

1

    Из истории русского этикета.

    Как обратиться к собеседнику?

    Исторические изменения

    Лекция, конспектирование,

    Сообщения учащихся, работа со словарями различных типов.

    1

      Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях

      Как обращаться к собеседнику?

      Умеем ли мы разговаривать по телефону?

      Ситуация знакомства. Ты и вы, семья и вежливость, поведение в общественных местах.

      Работа в группах.

      Ролевая игра.

      Написание писем.

      Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов.

      1

        Умение спорить.

        Разговоры со взрослыми.

        Спорим или ссоримся?

        Как правильно вести диалог?

        Части спора

        Решение проблемных ситуаций.

        Работа в группах.

        Составление предложений и диалогов с использованием обращений, вводных слов.

        1

          Формулы вежливости: просьба, извинение, утешение, поздравление, пожелание, приглашение.

          Умеем ли мы пользоваться формулами вежливости?

          Формулы вежливости.

          Работа в группах.

          Ролевая игра.

          Работа с фразеологизмами.

          Составление диалога.

          1

            Роль мимики и жестов в жизни человека.

            О чём расскажут мимика и жесты?

            Мимика, жесты, позы, телодвижения.

            Анализ текста художественного произведения

            Сообщения учащихся.

            1

              Роль интонации в речевом общении, речь героев в художественных произведениях.

              Знаем ли мы правила литературного произношения?

              Интонация логическое ударение, пауза, мелодика речи,

              Словарная работа

              Работа в группах.

              Индивидуально: расставить паузы и логические ударения в тексте.

              2

                Речевой этикет других народов.

                Зачем надо знать речевой этикет других народов?

                Речевые ситуации.

                Заочное путешествие. Сообщения учащихся.

                Сформулировать практические рекомендации туристам.

                1

                  Изменения в речевом этикете. Общение в Интернете.

                  Нужны ли орфографические правила?

                  Урок - практикум: работа в Интернете

                  Работа в группах.

                  Написать заметку "Новое в русском речевом этикете"

                  1

                    Речевой этикет - культура общения - воспитанность.

                    Как говорить? Как вести диалог? Как выступать? Как писать?

                    Культура общения - воспитанность.

                    Урок - диалог по итогам изучения речевого этикета.

                    Сочинение-миниатюра «Я и этикет».

                    1

                    Ожидаемые результаты обучения:

                    • учащиеся должны усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;

                    • иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете;

                    • знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;

                    • владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;

                    • иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;

                    • уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;

                    • уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.

                    Информационно-методическое обеспечение программы:

                    • Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете. // Русская словесность. - 2003. - №5.

                    • Львова С.И. "Позвольте пригласить вас…", или Речевой этикет. - М., 2005.

                    • «Русский язык и культура речи: Практикум» //Под ред. В.И.Максимова. - М., 2000.

                    • Занимательная грамматика русского языка.

                    • Лингвистические словари.

                    • Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».

                    • Учебники русского языка.

                    • С.И.Львова «Язык в речевом общении» - М., «Просвещение», 1992

                    • Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. «Секреты стилистики» - М., 2004.

                    • Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи: Учебное пособие». - М.: Университетская книга, Логос, 2006

                    • Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой» М., 1988





                    МОУ «Мелеховская средняя общеобразовательная школа №1»







                    Элективный курс «Речевой этикет»




                    Единственная роскошь настоящая роскошь-

                    это роскошь человеческого общения.

                    А. Сент - Экзюпери.




                    Учитель: Анисимова Елена Валерьевна








                    © 2010-2022