• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Лингвистическая конференция Грамматический патруль (соавтор Свидлова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ Снежская гимназия)

Лингвистическая конференция Грамматический патруль (соавтор Свидлова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ Снежская гимназия)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Грамматический патруль».

(сценарий проведения лингвистической конференции)

Ход мероприятия:

  1. Орг.момент

  2. Вступительное слово.

И.И.: Уважаемые гости! Дорогие ребята! Предлагаем вашему вниманию результат исследовательской работы, проведённой учащимися 8а и 8 б классов в рамках проектной деятельности по русскому языку. Наше исследование получило название «Грамматический патруль»

В течение полугода мы находили и анализировали ошибки в витринах и на ценниках магазинов, в общественном транспорте и в Интернете, в газетах и рекламных объявлениях.

1 ученик: Обратились мы к этой теме неслучайно - слишком уж много в последнее время мы сталкиваемся с такими случаями, когда русские люди говорят и пишут не по-русски.

2 ученик: И здесь, думается, будет уместным привести цитату из книги Василия Израбекова «Тайна русского слова».

1 ученик: « Скоро немногое, что нам останется из всего русского, будут наш русский язык и наша русская словесность…

2 ученик: Поэтому не будем пренебрегать этими доставшимися нам духовными сокровищами.

1 ученик: Если заветы русского слова найдут живой отклик в душе юного человека и послужат ему в качестве жизненного образца, то он сумеет остаться истинно русским - умным, справедливым, милосердным, стойким».

2 ученик: Нами были выделены несколько групп ошибок. 1-я группа - ошибки в объявлениях.

В данном объявлении нарушены правила русской пунктуации и грамматики: не нужна постановка двоеточия, объявление должно быть записано так : «Изготовление щитов и т.д.»

1 ученик: В этом объявлении допущены орфографические и пунктуационные ошибки. В слове «французский» нужно писать суффикс -ск-, а не -к-, это слово нужно писать с маленькой буквы, пропущено тире между подлежащим и сказуемым(порода- французский бульдог).допущена логическая ошибка(окрас…с белой грудкой, грудка белая у собаки, а не у окраса).

2 ученик: Здесь мы видим орфографическую и логическую ошибки. Слово «попугай» нужно писать с буквой «о», а «на стойке» должна быть клетка, а не попугай.

1 ученик: Тут допущены 2 орфографические и пунктуационная ошибки. Слово «кроватка» надо писать с буквой «о», а название кроватки следует писать в кавычках и с большой буквы.

2 ученик: А вот это объявление встретилось нам в автобусе номер 7, здесь мы видим нарушение грамматических норм. Следует говорить и писать « укажите на это»

1 ученик: Еще одна орфографическая ошибка в слове «будущую». Помним с начальной школы: «Чу-щу пишем с буквой «у»

2 ученик: В данном частном объявлении допущены орфографические ошибки: Слово «картошка» пишем с буквой «а», в слове «договорная» ошибки в приставке и в корне- и там, и там нужно писать букву «о».

1 ученик: Снова орфография…В данном объявлении несколько орфографических ошибок: во- первых, союз «и» пишется со словом раздельно, во-вторых, в слове «дальнейшей» нужно писать безударную гласную «а», в-третьих, в инфинитиве «обращаться» необходим «ь». Еще здесь мы наблюдаем неправильный перенос слова «пополнения». А также написано с мальнькой буквы начало предложения( За дальнейшей…)

2 ученик: В этом объявлении тоже несколько орфографических ошибок. Слово «мяч» следует писать без «ь», слово «невыполнение» пишется слитно, в слове «налагаться»- корень -лаг-. Есть здесь и пунктуационная ошибка: не поставлены запятые при однородных членах предложения «выгуливать, бросать, играть».

1 ученик: А это объявление- рекордсмен по орфографическим ошибкам: в слове «холодильник»- 4 ошибки, в слове «морозилка»- 2, а последнее словосочетание вообще не понятно, мы предполагаем, что автор имел в виду «швейные машинки».Также здесь мы видим и грамматические ошибки: следует писать «ремонт холодильников, и т.д.

2 ученик: Следующая группа - ошибки в периодической литературе, книгах.

В одном из номеров газеты «Десница» прямо на первой

странице мы обнаружили ошибку в образовании краткой формы

страдательного причастия. Суффикс -ян- вместо правильного -ен-.

1 ученик: А в журнале «Дом и интерьер» прямо в колонке редактора деепричастие

«приобретя» почему-то написано с приставкой пре-, а слово «гостиная» с двумя буквами «н».

2 ученик: Ошибки мы находили даже в таких авторитетных изданиях, как «Брянская

областная учительская газета». Обратите внимание на отсутствие постановки

знака тире в следующей подписи.

1 ученик: В книге Татьяны Луганцевой «Запчасти для невесты» словарное слово «искусство» написано с двумя «с» в первом случае и с одной- во втором.

2 ученик: Рекламные объявления заслуживают, на наш взгляд, особого внимания, потому что они распространены везде - это и рекламные щиты на улицах города,

«бегущая строка» во время трансляции телепередач, рекламные сайты в Интернете. Вот некоторые примеры.

1 ученик: Отсутствие знаков препинания(нет запятой перед «где»), опечатка в штампе «немейский» вместо «немецкий».

2 ученик: Телеканал «РЕН-ТВ Брянск» являлся для нас постоянным поставщиком новых образцов ошибок в нашу коллекцию - необоснованная постановка знака двоеточие, написание суффикса -ян с двумя нн в прилагательном «масляные».

1 ученик: И снова орфография: в слове «картофель» нужно писать «а», предлог «с» со словом «грибами» следует писать раздельно, в причастии «жаренный»- две «н», здесь же видим и пунктуационную ошибку: при причастном обороте «жаренный с грибами» следует поставить запятую.

2 ученик: Всего три слова- и в каждом ошибка! В слове «стильные» нужно писать букву «ы», в слове «носки», конечно же, букву «о», а в слове «мужские» мы видим вместо русской буквы «И» латинскую «N».

1 ученик: Интернет-сайт по продаже автомобилей. Обратите внимание на написание

корня с чередованием в глаголе «предлагать». В корне -лаг- следует писать букву «а».

2 ученик: Следующее рекламное объявление с ошибками нам подарил водитель маршрутного такси №5. Слово «силиконовые» нужно писать с буквой «и», а в прилагательном «кожаные» одна буква «н», а не две.

1 ученик: На обложке к ДВД-диску мы обнаружили такие нарушения языковых норм:

написание союза «чтобы» раздельно, приложения «робот-убийца» без дефиса, написание существительного с начальным иноязычным элементом «экс-» без дефиса, постановка неоправданной запятой( Эта погоня по улицам будущего втянет Вас…).

2 ученик: Много ошибок встречается и в Интернете. В слове «снегопад» следует писать букву «д».

1 ученик: К сожалению, ошибки допускаются даже в таких словах. Все мы знаем, что слово «российской» пишется с удвоенной «с». Есть здесь и пунктуационная ошибка: деепричастный оборот «служа закону» нужно выделять запятой, а не тире.

2 ученик: На рекламных щитах в нашем поселке мы увидели следующие ошибки:

«Кованая мебель» (отглагольное прилагательное нужно писать с одной «н»)

1 ученик: В слове «принадлежности» следует писать приставку при-.

2 ученик: Если бы все были грамотными и внимательными, если бы люди бережно относились бы к родному языку, то было бы и меньше ошибок, не возникало бы смешных, абсурдных ситуаций.

О.В : А вы, ребята, можете обнаружить ошибки? Видите их? Мы сейчас проверим.

Предлагаем вам лингвистическую игру, которая называется «Корректор».

Корректор, ребята, это человек, который занимается правкой текста, находит и исправляет ошибки. Итак, возьмите красную ручку, найдите и исправьте ошибки

в предложенном тексте.

А наших гостей, чтобы они не скучали, мы просим помочь пополнить нашу коллекцию ошибок. Уважаемые гости, наверняка вам встречались курьёзные орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки, подобные тем, о которых мы говорили.

Поделитесь, пожалуйста!

А теперь давайте проверим, насколько вы грамотны.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ «КОРРЕКТОР»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

И.И.: А сейчас- музыкальная пауза.

Ребята, не секрет, что ошибки в произношении слов( орфоэпические ошибки) допускают и те, чья речь должна служить эталоном для слушателей. Это дикторы и ведущие телевизионных и радиопрограмм, знаменитые артисты. Мы предлагаем вам послушать отрывки песен известных исполнителей и обнаружить в них орфоэпические ошибки.

И.И.: Молодцы, ребята! Но, наверное, самое главное не только уметь находить ошибки, а не допускать их. Что нужно делать для этого?

Как вы думаете, что является для нас образцом правильной русской речи?

Конечно, нам необходимо читать классиков, и тогда мы не будем делать такие речевые ошибки, какие встречаются нам иногда в ваших сочинениях.

Наши юные художники, прочитав некоторые творческие работы учеников нашей школы, создали юмористические рисунки.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ХУДОЖНИКОВ

1 ученик: Уважаемые участники конференции, к сожалению, мы не смогли представить вам все материалы, все ошибки, которые мы находили. Так, например, очень много ошибок на ценниках в магазинах - но там нельзя вести фото и видеосъёмку. Но никто не может запретить нам показать небольшую сцену из жизни - итак, инсценировка «Подслушанный разговор».

ВЫСТУПЛЕНИЕ АКТЁРОВ.

ОБСУЖДЕНИЕ ИНСЦЕНИРОВКИ.

2 ученик: Ребята, почему же рассказчику стало смешно?

1 ученик: Какие ошибки допустили участники диалога?

ЗАДАНИЯ ЕГЭ

- Скажите, ребята, а для чего, вообще, мы ищем ошибки? Какова цель нашей работы? Мы хотим показать людям, что мы умнее?

Ответы уч-ся

- Конечно, и одна из целей - успешная сдача государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Давайте выполним задания ЕГЭ, непосредственно связанные с темой исследования нашего проекта.

2 ученик: Уважаемые гости, дорогие ребята, наша конференция подошла к концу. По итогам работы любой конференции всегда создаётся проект решения. Давайте создадим свой проект решения.

1 ученик: Для этого выполните задание на вставку. Вставьте пропущенные слова в ваши

листочками с проектами .

2 ученик: Итак, что же мы решили? Подведём итоги, зачитаем решение конференции.

ЗАЧИТЫВАНИЕ РЕШЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

1 ученик: 1. К родному языку относиться бережно.

2 ученик: 2. Изучать родной язык, не допускать ошибок.

1 ученик: 3. Принять за образец язык произведений русской классической литературы.

2 ученик: Обращаться к словарям и справочникам различных видов.

ФЛЕШМОБ «Салют родному языку»

О.В.: Ребята, каждый год 21 февраля мы отмечаем международный день родного языка. Давайте вспомним как прошла наша подготовка к этому дню в рамках социального проекта «Родной Русский».

ВИДЕО

1 ученик: Закончить наше выступление хотелось бы словами классиков:

Иван Сергеевич Тургенев говорил : «…Берегите чистоту языка как святыню!»

2 ученик: « Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал Александр Иванович Куприн.

1 ученик: Константин Георгиевич Паустовский сказал : « Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость!»

2 ученик: Спасибо за внимание!


© 2010-2022