Рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

Принято

на заседании методического

совета

протокол от 24.08.2015 № 4

Утверждаю

Директор школы:

А.Р.Нургалеева

Приказ от 25.08.2015 № 462




Рабочая программа учебного предмета



«Русский язык»

7 а,б классы



Составитель:

Мифтахова С.Т., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории




г. Нижневартовск

2015

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка…………………………………………………… 3


  1. Учебно - тематический план………………………………………. .. 11


  1. Содержание учебного предмета………………………………………..… 12


  1. Календарно-тематическое планирование………………………………... 16


  1. Контроль уровня обученности………………………………………….… 29


  1. Учебно - методическое обеспечение………………………………………...36



Пояснительная записка

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263).

  • Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы / Составитель Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2008. - с.10-62.

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта (2004), примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы для общеобразовательных учреждений Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. «Русский язык 5-9 классы», 11-е издание, М.: «Просвещение», 2010 и учебника «Русский язык. 8 класс» Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой (М.: «Просвещение», 2008). Данный учебник допущен Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «филология».

Программа рассчитана на 140 часов (4 часов в неделю).

Цели:

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получений знаний в разных сферах человеческой деятельности.

  2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

  3. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

  4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  5. Применение знаний и умений в жизни.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно - коммуникативной деятельности, в том числе способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить информационно - смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно - практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания.

В процессе реализация данной рабочей программыформируется языковая, коммуникативная и лингвистическая компетенции учащихся.

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Коммуникативная и языковая компетенции реализуются в процессе решения следующих практических задач:

  • формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований)

  • овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

  • обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой; совершенствование навыков чтения и др).

В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех ситуациях речевого общения.

НОРМЫ ОБЪЕМА РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Классы

Виды работ

Диктанты

Словарные

диктанты

Изложения

Сочинения

5 класс

90-100 слов

15-20 слов

100-150 слов

0,5-1 стр.

6 класс

100-110 слов

20-25 слов

150-200 слов

1-1,5 стр.

7 класс

110-120 слов

25-30 слов

200-250 слов

1,5-2 стр.

8 класс

120-150 слов

30-35 слов

250-350 слов

2-3 стр.

9 класс

150-170 слов

35-40 слов

350-450 слов

3-4 стр.

10 класс

3-3,5 листа

11 класс

3,5-4,5

листа









Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Задачи:

  • развивать все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формировать общеучебные умения и навыки: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные;

  • формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;

  • способствовать овладению нормами русского литературного языка и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

К началу 7 класса учащиеся владеют следующими умениями и навыками:

  • производят словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

  • с помощью толкового словаря выясняют нормы употребления слова;

  • соблюдают нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  • По орфографии. Находят в словах изученные орфограммы, уметь обосновывают их выбор, правильно пишут слова с изученными орфограммами; находят, и исправляют орфографические ошибки. Правильно пишут слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

  • По пунктуации. Находят в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывают выбор знаков препинания и расставляют их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

  • По развитию речи. Составляют сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагают повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирают и систематизируют материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывают помещение, пейзаж, составляют рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствуют содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом). Умеют грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме, выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

В результате изучения русского языка учащиеся 7 класса должны:

Знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

· производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

· составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

· соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.

Для достижения требуемых результатов рабочая программа ориентирована на использование следующих педагогических технологий: развивающие, информационные, эмоционально-нравственные, эмоционально-художественные, эвристические.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе - 140 часов.

Обоснование выбора программы и УМК

Преподавание ведется по учебнику «Русский язык: учебник для 7класса общеобразовательных учреждений» / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. - 32 -е издание, - М.: Просвещение, 2010

Количество часов

По программе: 140 часов.

По календарно-тематическому планированию: 140 часов.

Количество часов в неделю: 4 часов


2.Учебно - тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Повторение изученного в 5-6 классах.

15

2

Причастие.

31

3

Деепричастие.

12

4

Наречие.

22

5

Категория состояния

3

6

Служебные части речи.

1

7

Предлог.

12

8

Союз.

12

9

Частица.

15

10

Междометие.

3

11

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.

14

12

Итого

140





3.Содержание учебного предмета

Введение. Русский язык как развивающееся явление.

Повторение пройденного в 5 - 6 классах. Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Функции знаков препинания. Предмет изучения лексики, фразеологии. Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора. Способы образования слов. Связь орфографии и словообразования. Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический и орфографический разборы, анализ текста.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Причастие. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделения запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях.

Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности ( в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Умения и навыки.

Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом - ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

Умения и навыки:

Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -О и - Е; не и ни в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы О и А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий.

Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Умения и навыки:

Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Служебные части речи. Культура речи.

Предлог. Предлог как служебная часть речи.. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов ( в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Умения и навыки:

Умение правильно употреблять предлоги В и НА, С и ИЗ. Умение правильно употреблять существительные с предлогами ПО, БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные.; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия ТАК с частицей ЖЕ.

Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Умения и навыки

Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

Частица. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи..

Рассказ по данному сюжету.

Умения и навыки:

Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Умения и навыки:

Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. Место русского языка в международной жизни. Разделы науки о языке. Признаки текста, виды текстов. Фонетический и графический разбор. Лексическое значение слова, фразеологизмы. Способы словообразования, разбор слов по составу. Морфологические признаки частей речи, их синтаксическая роль. Повторение видов орфограмм. Синтаксический и пунктуационный разборы.





4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

Повторение изученного в 5-6 классах (11+4)

1

Русский язык как развивающееся явление

1

1.09

2

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

2.09

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

4.09

4

Лексика и фразеология

1

7.09

5

Фонетика и орфография

1

8.09

6

Словообразование и орфография

1

9.09

7

Морфемный и словообразовательный разборы. КИМы. Тест. Повторение: словообразование и орфография; морфемный и словообразовательный разбор

1

11.09

8

Морфология и орфография

1

14.09

9

Морфология и орфография. КИМы. Тест. Повторение: морфология и орфография

15.09

10

Морфология и орфография

1

16.09

11

Контрольный диктант. Вводный контроль

1

18.09

12

Текст. Типы речи. Анализ контрольного диктанта

1

21.09

13-14

Стили литературного языка

2

22.09

23.09

15

Подготовка к домашнему сочинению по картине И. Бродского «Летний сад осенью»

1

25.09

Морфология и Орфография. Культура речи. Причастие (24+7)

29.09

16

Понятие о причастии

1

28.09

17

Публицистический стиль

1

29.09

18

Морфологические признаки прилагательного у причастия

30.09

19

Морфологические признаки глагола у причастия

1

2.10

20

Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

5.10

21

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

1

6.10

22

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

1

7.10

23-24

Описание внешности человека

2

8.10

12.10

25

Сочинение-описание по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»

1

13.10

26

Действительные и страдательные причастия

1

14.10

27

Действительные причастия настоящего времени

1

15.10

28

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1

19.10

29

Действительные причастия прошедшего времени

1

20.10

30

Изложение (по тексту упр.100) от 3-го лица

1

21.10

31

Страдательные причастия настоящего времени

1

22.10

32

Страдательные причастия прошедшего времени

1

26.10

33

Полные и краткие страдательные причастия

1

27.10

34

Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

28.10

35

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

1

29.10

36

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

1

9.11

37

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных (урок-игра)

1

10.11

38

Морфологический разбор причастия

1

11.11

39-40

Слитное и раздельное написание не с причастием

2

12.11

16.11

41

Выборочное изложение. Отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» (по упр. 130)

1

17.11

42

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

18.11

43

Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие»

1

19.11

44

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

23.11

45

Анализ контрольного диктанта.работа над ошибками

1

24.11

Деепричастие (10+2)

14.12

46

Деепричастие как часть речи

1

25.11

47

Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

1

26.11

48

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

1

30.11

49

Раздельное написание не с деепричастиями

1

1.12

50

Деепричастия несовершенного вида

1

2.12

51

Деепричастия совершенного вида

1

3.12

52-53

р/р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (от имени одного из действующих лиц картины)

2

7.12

8.12

54

Морфологический разбор деепричастия

1

9.12

55

Повторение по теме «Деепричастие»

1

10.12

56

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1

14.12

57

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

15.12

Наречие (18+4)

58

Наречие как часть речи

1

16.12

59-60

Смысловые группы наречий

2

17.12

21.12

61

Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»

1

22.12

62-63

Степени сравнения наречий

2

23.12

24.12

64

Морфологический разбор наречия

1

28.12

65

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

29.12

66

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

1

30.12

67

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

1

31.12

68

Изложение с элементами сочинения «Когда были открыты драгоценные камни»

1

69

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е

1

70

Описание действий

1

71

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

72

Буквы о и а на конце наречий

1

73

Сочинение по картине Е.М. Широкова «Друзья»

1

74-75

Дефис между частями слова в наречиях

2

76

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

1

77

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

78

Повторение по теме «Наречие»

1

79

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

Категория состоянии (3)

80-81

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния

2

82

Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля»)

1

Служебные части речи. Предлог (11+2)

83

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог

1

84

Предлог как часть речи

1

85

Употребление предлогов

1

86-87

Непроизводные и производные предлоги

2

88

Простые и составные предложения

1

89

Морфологический разбор предлога

1

90-91

Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

2

92-93

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

94

Повторение по теме «Предлог»

1

95

Контрольный диктант по теме «Предлог»

1

Союз (11+1)

96

Союз как часть речи.

Анализ контрольного диктанта


97

Простые и составные союзы

1

98

Союзы сочинительные и подчинительные

1

99

Запятая между простыми предложения в составе сложного

1

100

Сочинительные союзы

1

101

Подчинительные союзы

1

102

Морфологический разбор союза

1

103

Сочинение «Книга - наш друг и советчик»

1

104-105

Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы, зато

1

106

Повторение по теме «Союз»

1

107

Контрольный диктант по теме «Союз»

1

Частица (12+3)

108

Частица как часть речи. Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

109

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

110 111

Смысловые частицы

2

112

Раздельное и дефисное написание частиц

1

113-114

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

2

115

Морфологический разбор частицы

1

116

Отрицательные частицы не и ни

1

117

Различение приставки и частицы не

1

118

Сочинение-рассказ по данному сюжету

1

119

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни

1

120

Повторительно-обобщающий урок по теме «Частицы»

1

121

Повторение правописания служебных частей речи

1

122

Контрольный диктанта по теме «Частицы»

1

Междометие (2+1)

123

Междометие как часть речи. Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

124

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

1

125 126

Контрольное изложение по тексту В.А. Гиляровского «Москва и москвичи»

2

Повторение и систематизация изученного в V-VII классах (12+2)

127

Разделы науки о языке

1

128

Рецензия на текст Н. Соколовой «Рябинка у дороги»

1

129

Фонетика и графика

1

130

Лексика и фразеология

1

131

Морфемика. Словообразование

1

132

Морфология

1

133

Орфография

1

134

Синтаксис. Пунктуация

1

135

Итоговая контрольная работа

1

136

Анализ контрольного диктанта

1

137

Урок-игра «Знай и люби русский язык

1

138-139

«Путешествие в страну Лингвистику»

2

140

Итоговый урок

1






5.КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Формы контроля:

  • диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);

  • комплексный анализ текста;

  • осложненное списывание;

  • тест;

  • составление сложного и простого плана к тексту;

  • изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

  • составление диалога на заданную тему;

  • составление текста определенного стиля и типа речи;

  • сочинение (описание пейзажа, помещения);

  • составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

  • редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

  • работа с деформированным текстом.

Методы и приемы обучения

  • Обобщающая беседа по изученному материалу: индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос.

  • Выборочная проверка упражнения: взаимопроверка, самоконтроль (по словарям, справочным пособиям).

  • Различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический).

  • Виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана).

  • Составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ).

  • Наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя.

  • Изложения на основе текстов типа описания, рассуждения: написание сочинений, письмо под диктовку, комментирование орфограмм и пунктограмм.

Методы и технологии обучения

  • Традиционное обучение

  • Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуальзация обучения)

  • Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)

  • Уровневая дифференциация

  • Проблемное обучение

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Формы организации учебного процесса

В практике обучения русскому языку используется общедидактическая типология уроков:

  • урок усвоения новых знаний,

  • урок закрепления изученного,

  • повторительно-обобщающий урок,

  • урок контроля,

  • урок коррекции знаний,

  • урок развития речи,

  • комбинированный урок.

Средства обучения

  • Учебник

  • Таблицы, схемы, алгоритмы

  • Интерактивная доска

  • Компьютер, проектор

  • ОбучающиеCD-диски по предмету.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

УСТНЫЕ ОТВЕТЫ

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.

ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

КОНТРОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

ОЦЕНКА

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЧЬ

ГРАМОТНОСТЬ

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательного изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Иметься более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок








6 .Учебно - методическое обеспечение

Литература и средства обучения.

Для учащихся

А. Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку 7 класс. Москва. ТЦ. «Сфера», 2010 год. Обернихина Г. А. Как написать сочинение? Рабочая тетрадь для 5-8 классов. М. Просвещение, 2006. А. Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс.

Для учителя

Н. В.Егорова. Поурочные разработки уроков русского языка в 7 классе. Москва. «Вако», 2006. Научно-методический журнал «Русский язык в школе». Москва язык». Научно-популярный и учебно-методический журнал «Русский язык в школе и дома». Москва язык». С. В.Водолазькая Предметная неделя русского языка в школе. Ростов - на Дону «Феникс» 2005 Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань. РИЦ «Школа», 2010. Научно - популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». Москва. «Школьная пресса». А. Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку 7 класс. Москва. ТЦ. «Сфера», 2010 год

Электронные пособия

«Фраза» Программа - тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Интернет-ресурсы

Газета «Русский язык и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»

rus/1september/ru

Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала

language.edu.ru

Культура письменной речи

gramma.ru

Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка

gimn13.tl/ru/rus/

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)

www/mapryal.org

Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»

ropryal.ru

Справочная служба русского языка

spravka/gramota/ru

Тесты по русскому языку

likbez.spb/ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников

learning-russian.gramota.ru

Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»

slovari.gramota.ru

ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор

www/rus-ege.com

Еженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»

rus1september.ru

Кабинет русского языка и литературы

ruslit.ioso/ru

Центр развития русского языка

www/ruscenter/ru





38


© 2010-2022