Урок-путешествие Эти загадочные фразеологизмы

Для начала давайте обратимся к истории рождения раздела науки о языке «Фразеология».     Только в середине XX в. ученые, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причем речь образную, особенно ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология.   Фразеология еще очень молода, но за прошедшие годы сделано немало.Об истории и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Эти загадочные фразеологизмы.

Цели: 1) обогатить словарный запас учащихся фразеологизмами; находить фразеологизмы в речи; правильно употреблять их; подбирать синонимы и антонимы;

2) развитие речи, образного мышления;

3) воспитывать внимательное отношение к родному языку.

Оборудование: плакаты, карточки, словари, шуточные рисунки к фразеологизмам.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие

2. Сообщение темы и цели урока.

Мы отправимся в исследовательское путешествие по фразеологизмам. «Эти загадочные фразеологизмы».

Запишите тему урока в тетради.

К сегодняшнему уроку вы уже знаете определение фразеологизмов, отличие их от других словосочетаний, знаете, как работать со словарями. На протяжении урока вы будете подбирать синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, правильно употреблять их в речи.

II. Основная часть.

1. Повторение пройденного.

Для начала давайте обратимся к истории рождения раздела науки о языке «Фразеология».

Только в середине XX в. ученые, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт - несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причем речь образную, особенно ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке - фразеология.

Фразеология еще очень молода, но за прошедшие годы сделано немало.

Что же называется фразеологизмом?

(Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. В предложении является одним членом предложения.)

Приведите примеры (коломенская верста, яблоку негде упасть, козел отпущения, спустя рукава)

Обратите внимание на то, что фразеологизм обычно не терпит не только перестановки слов и замены их (устойчивые сочетания), но вставок внутрь, он как бы «словонепроницаем». Нельзя сказать во что бы то мне ни стало.

Важным признаком фразеологизма является наличие в нем не менее двух основных ударений: любой ценой, раз и навсегда, знать все ходы и выходы. Об этом не следует забывать, так как существуют нефразеолггические сочетания к месту, на глаз и др., имеющие лишь одно основное ударение и по сути приближающиеся к наречиям кстати, примерно.

Существуют некоторые отклонения от признаков устойчивости и «непроницаемости» фразеологизмов (оказывать помощь - помощь оказывать; установить рекорд - установить мировой рекорд). Однако таких случаев сравнительно немного.

А сейчас попробуйте восстановить искаженные фразеологизмы, данные у вас в карточках под номером 1, и запишите их в тетради в исправленном виде.

Карточка № 1

Делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в четверг.

2. С улыбкой о фразеологизмах.

Фразеологические обороты употребляются в переносном значении. На сопоставлении прямого и переносного значения фразеологизмов создаются юмористические ситуации.

Прослушайте отрывки из книги К. Чуковского «От двух до пяти».

Спрашивают Сережку о сестре:

- Что же это твоя Иришка с петухами ложится?

- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

- Мама! А ты говорила, что дядя сидит у тети Анюты на шее, а он все время сидит на стуле.

Почему эти высказывания вызывают у нас улыбку?

(Детям неведом переносный смысл, который подразумевает взрослый. Они все воспринимают буквально.)

Если вы понаблюдаете за своими младшими братишками и сестренками, то обязательно столкнетесь с подобными ситуациями.

Посмотрите, что получилось, когда художник захотел проиллюстрировать фразеологические обороты. Назовите, какие именно он проиллюстрировал и каково их значение.

3. Употребление фразеологизмов в речи.

Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения - фразеологизмы. Не забывайте, как говорится в народной пословице: «Каждому слову свое место».

Посмотрите на карточки № 2. Работать по ним будем так: один читает описание случая из жизни, а остальные подбирают фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл написанного.

1. Вадим немногословен, говорит он редко, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? (редко, но метко)

2. Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракет сделает, и планер. Как можно назвать дядю Мишу? (мастер на все руки)

3. Наш учитель говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко? (слов на ветер не бросает)

Продолжим наше путешествие. Я буду читать фразеологизмы, а вы выразите их смысл одним словом.

1. Не сносить головы (несдобровать).

2. Сколько душе угодно (вдоволь)

3. Как снег на голову (внезапно, неожиданно)

4. Буква в букву (точно)

5. В один голос (единодушно)

6. Во что бы то ни стало (непременно)

7. Надуть губы (обидеться)

8. Вылетело из головы (забыл)

9. Вставлять палки в колеса (мешать)

4. Почему мы так говорим? (Происхождение некоторых фразеологизмов)

«Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится», - говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание. Знание таких выражений обогащает речь, а знание происхождения их откроет нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто говорим остаться с носом (потерпеть неудачу, обмануться в расчетах, оказаться одураченным) или зарубить на носу (хорошо запомнить). Оказывается, что они не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос в современном понимании. Кто из вас знает, в каких значениях было употреблено слово нос в этих выражениях первоначально?

(Остаться с носом. Нос - припошение, подарок. Зарубить на носу. Нос - памятная дощечка)

К фразеологии относятся и народные пословицы, поговорки, яркие и меткие - «крылатые» - выражения писателей, ученых, общественных деятелей, например: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда (Посл.). А ларчик просто открывался (Крылов И.А.). Рожденный ползать - летать не может! (М.Горький). Бежит как на пожар (Пог.).

Много фразеологизмов пришло к нам из мифов Древней Греции, из Библии и т.д.

Посмотрите на доску. В первом столбике даны нарицательные имена существительные, а во втором - собственные. Попробуйте подобрать к нарицательному имени существительному собственное, которое само или прилагательное от которого в сочетании с определяемым нарицательным существительным образует фразеологизм. Фразеологизмы запишите.

Конь Эзон

Ложе Ахилл

Меч Ариадна

Муки Троя

Язык Дамокл

Нить Сизиф

Пята Тантал

Труд Прокруст

Близнецы Гордий

Узел Сиам

Проверь себя:

Троянский конь, прокрустово ложе, дамоклов меч, муки Тантала (танталовы муки), эзонов язык, ариаднина нить, ахиллесова (ахиллова) пята, сизифов труд, сиамские близнецы, гордиев узел.

А знаете вы, что означают эти фразеологизмы? Объясните их.

Троянский конь - тайный, коварный замысел

Прокрустово ложе - мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо, для нее не подходящее

Дамоклов меч - нависшая, угрожающая опасность

Танталовы муки - нестерпимые муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на ее близость

Эзопов язык - язык иносказательный, полный умолчаний, намеков, аллегорий

Ариаднина нить - путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающая выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос

Ахиллесова пята - слабое, уязвимое место у кого либо

Сизифов труд - тяжелая, бесконечная и бесплодная работа

Сиамские близнецы - неразлучные друзья, единомышленники

Гордиев узел - запутанное сплетение обстоятельств

Значение этих фразеологизмов связано с историей их возникновения. Кто из вас знает историю возникновения каких-либо фразеологизмов?

Об истории и значении этих и других фразеологизмов вы можете узнать в словарях, представленных на нашей книжной выставке. Это «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией Молоткова А.И. (свыше 4000 словарных статей); «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова; «Словарь-справочник по русской фразеологии» Р.И. Яранцева (800 фразеологизмов); «Крылатые слова» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной; «Мифологический словарь и «Словарь фразеологических синонимов русского языка» под редакцией В.П. Жукова (730 синомических рядов).

Работайте со словарями и вы обогатите свой словарный запас. Гавриил Романович Державин писал: «Язык через слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ».

5. Нахождение фразеологизмов в художественном тексте.

Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке.

Найдите карточки под № 3. На них помещены предложения из произведения А.С. Пушкина. Что это за произведение? Кому принадлежат эти слова? Найдите в предложениях фразеологизмы и определите их значение.

Карточка № 3

1. Сторона мне знакомая, слава богу, нехожена и изъезжена вдоль и поперек.

2. Я чаю, небо с овчинку показалось.

3. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой.

4. Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет.

5. Поглядеть, так в чем душа держится.

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка», из речи Е. Пугачева)

6. фразеологизмы-синонимы.

В русском языке существует немало синонимичных фразеологизмов, т.е. различных по звучанию и составу, но близких по значению.

Посмотрите на карточку № 4. К выделенным фразеологизмам подберите синонимы.

Карточка № 4

Повернуться негде, во всю прыть, мчаться на всех парусах, никуда не годится, из рук вон, со всех ног, яблоку негде упасть, от начала до конца, что есть сил, как сельдей в бочке, ниже всякой критике, сломя голову, от доски до доски, во все лопатки, не выдерживает (никакой) критики, только пятки засверкали, от корки до корки, что есть духу.

7. Фразеологизмы-антонимы

Как и некоторые слова, отдельные фразеологизмы имеют свои антонимы. Из денных на плакате фразеологических оборотов нужно составить пары. Противоположные по смыслу (антонимы). Например: не зги не видно - хоть иголки собирай.

Не зги не видно жить своим горбом

Заваривать кашу воспрянуть духом

По чайной ложке на ночь глядя

Коломенская верста от горшка до вершка

Чуть свет как кошка с собакой

Повесить нос хоть иголки собирай

На чужой шее сидеть единым духом

Душа в душу расхлебывать кашу

Сидеть сложа руки не покладая рук

Составьте предложение с одной из пар.

8. Сочинение-миниатюра.

Во фразеологии ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Я предлагаю вам продемонстрировать это.

Напишите сочинение-миниатюру не одну из тем: «Летом в деревне», «Мой товарищ» или «Где знание, там и умение». Включите в него несколько устойчивых сочетаний.

Летом в деревне.

Работать с огоньком, чуть свет, бок о бок, оказать помощь, засучив рукава, не покладая рук, спустя рукава и т.д.

Где знание, там и умение.

На все руки мастер; воюют не числом, а умением; не ударить лицом в грязь; заблудиться в трех соснах; на скорую руку; нахвататься верхушек; собаку съел и т.д.

Мой товарищ.

Душа в душу, стоять горой, два сапога пара, не разлить водой, медвежья услуга и т.д.

Проверим (2-3 человека).

III. Подведение итогов. Домашнее задание.

На уроке мы многое успели сделать (узнали о происхождении некоторых фразеологизмов, употребляли их в речи, подбирали синонимы и антонимы). Дома запишите, как можно больше фразеологизмов со словом «вода».

Хочется верить, что он вам запомнится. Пользуйтесь фразеологизмами, они помогут сделать вашу речь богатой, выразительной, меткой.



Тема: Урок-зачет «Аукцион знаний».

Цели урока:

Образовательная- Сообщить и систематизировать теоретические сведения о изученных частях речи и лексике, проверить знания учащихся по данному разделу;

Развивающая- развить умения обосновывать выбор правописания той или иной части речи, речевые умения учащихся;

Воспитательная- способствовать воспитанию познавательного интереса целесообразного выбора той или иной орфограммы.

Тип урока: Обобщение и систематизация полученных знаний.

Форма урока: Урок-зачет.

Метод ведения: Слово учителя, ролевая игра.

Оснащение урока: Кодоскоп, таблицы, плакат с фамилиями для подсчета очков, карточки-задания.

Учащийся должен знать: Понятие части речи, правописание частей речи, их назначение.

Учащийся должен уметь: Правильно выбирать нужные орфограммы, различать части речи, правильно и доказательно строить высказывания, организовывать свои мысли.



О сколько нам мгновений чудных,

Готовит просвещенья дух.

И опыт, сын ошибок трудных,

И Гений парадоксов Друг.

А.С.Пушкин

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Наша самая большая ценность - знания. В какое бы трудное время мы не жили, они не обесценятся никогда. Они непреходящи. И тот богат истинно, кто имеет знания. Наша игра называется «Аукцион знаний». Посмотрим, каково же значение этого слова: (запись на доске). Аукцион - публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

В переносном смысле это слово означает демонстрация, показ, т.е. необходимо показать свои знания, продемонстрировать эрудицию, начитанность.

Наша игра похожа на популярные телеигры: «Счастливый случай», «Звездный час». Вопросы и задания по всем разделам лексики и морфологии, изученным в первом полугодии.

1. Весь класс делится на 4 команды. Учитель оценивает ответы по пяти бальной системе.

Что изучает фразеология? (устойчивые сочетания слов)

2. Что такое орфография? (совокупность правил, устанавливающих: 1) единообразное написание значимых частей слова; 2) раздельное и слитное написание слов; 3) употребление прописных букв; 4) правила переноса.)

3. Сколько частей речи в русском языке? (10, они делятся на самостоятельные, служебные и междометия)

4. Как проверяются безударные гласные корня? (нужно подобрать родственное слово, чтобы данный гласный находился в ударной позиции).

5. Что такое омонимы? (слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение).

6. Для чего используются в русском языке ъ и ь? (для обозначения мягкости и обозначения грамматических форм, ъ для разделения).

7. Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слов по составу? (при разборе слов по составу выделяются значимые части слова, а при словообразовательном выясняется от какого слова, основы образовано слово).

2. Конкурс грамотеев.

А) объясни условия выбора (проецируется на доске через кодоскоп)

Соб…раю выб…раю

Раст…раю сб…раю

Бл…стаю зам…чаю

Бл…щу бл…стать

Ум…рать отн…маешь

Выб…ру зам…чая

Расст…лаю плач…те

Расст…лю сб…рег

Стеч… учиш…ся

Певуч… обруч…

3. Конкурс знатоков.

Расставьте ударения в словах.

Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, магазин, индустрия, красивее, приговор, статуя, положил, аристократия, баловать, диспансер.

4. Конкурс эрудитов.

Из каждой пары слов путем перестановки букв можно составить третье, новое слово, имя существительное, все буквы должны быть использованы.

1. ели + маяк = камелия

2. охра + под = пароход

3. кит + рана = картина

4. лик + пена = пеликан

5. ров + поза = паровоз

6. боб + уста = суббота

7. рука + ракита = карикатура

8. тара + нас = тарантас

5. Конкурс редакторов.

Отредактируйте текст (карточки-задания)

Наши дела слажились блестяще. Мне навстречу шел загарелый человек. Таня сидела на террасе и пила чай. Приследование не прекращалось еще долгое время. Князь андрей в ту же ночь был отправлен куръером. В тайге шол точно шерох и таинственный шопот. От аллее до дома всего несколько шагов. Встает купец, идет разносщик, на биржу тянется извозщик.

6. Конкурс интеллектуалов.

1. По количеству слов имя существительное - самая богатая часть речи. Посему? Докажите свое мнение.

Земля, вода, пшеница, класс -

Все сущее, что окружает нас,

Мы называем.имя им даем

Береза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без существительного не проживешь.

(Существительное - это класс основ. Объединенных значением предметности, качества, свойства, отношения).

2. Образуйте форму мн.ч. от существительных:

Длина, толщина, ширина, высота, количество, качество.

(длина, толщина не имеет формы мн.ч., широты, высоты, количества, качества).

3. докажите, что прилагательные в первом столбике нужно писать с одним -н-, во втором с двумя -нн-.

Кожаный стеклянный

Серебряный оловянный

Лебединый машинный

Ветряной утренний

Ветреный станционный

(одно - н - пишется в прилагательных с суффиксами - ин, - ан, - ян, ветреный исключение, прилагательные с суффиксами - енн, - онн, с двумя - нн-, стеклянный, оловянный, деревянный - исключение).

4. Анаграммы - это слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Найдите среди слов «лишнее»:

Мадам, потоп, тот, Анна, дед, шалаш, заказ (слово дед читается дет)

7. Конкурс грамотеев.

(Если класс хорошо подготовлен и на уроке остается время).

Данный конкурс представляет мини-диктант на все изученные орфограммы.

Нижние бревна у лестницы подгнили, и желоб, в который течет из пруда вода, накренился. Председатель постучал по столу карандашом. В цеху остались только уборщики, смывавшие с помощью шлангов гарь. Далеко видна желтая полоска песчаного берега. До полудня лежала свинцово-желтая, обильная роса. Сорокалетний мужчина молча стоял прислонившись к палубе. Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить, некому поведать своего горя.

8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание.


© 2010-2022