Алгоритм работы над сжатым изложением

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алгоритм работы над сжатым изложением

1 прочтение

1

Тема - это то, о чём ( или о ком) говорится в тексте

Как определить?

*По началу текста;

*По ключевым словам, (эпизодам);

*По поступкам или размышлениям героев;

*По заглавию текста.

. Внимательно прослушай текст.

а) определи тему текста.

б) определи основную мысль ( идею) текста.

в) Определи тип и стиль текста

Алгоритм работы над сжатым изложениемповествование

ТАлгоритм работы над сжатым изложениемАлгоритм работы над сжатым изложениемип речи описание

рассуждение

Алгоритм работы над сжатым изложениемкнижные (научный, деловой, публицистический, художественный)

Алгоритм работы над сжатым изложениемСтили речи

разговорный

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Особенности построения текста: в повествовании - начало события, его ход, самый острый момент сюжета, конец;

в описании - предмет речи, его значимые, существенные признаки;

в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, выводы







2 Прочтение

1. Составь подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац. ! Внимательно следи за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев. 2.Используйте приёмы сжатия текста

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями;

8)замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

9)замена предложения или его части указательным местоимением;

10) замена однородных членов обобщающим наименованием;

11) исключение повторов;

12) исключение одного или нескольких синонимов.

!!! Содержательные элементы сжатия текста разных типов речи

Тип речи

сохранить

сократить

Описание


Описательную часть, особенность авторских образов, приёмы и средства выразительности


  • Попутно сообщаемую информацию;

  • Элементы повествования и рассуждения;

  • Прямые авторские оценки, не связанные с описанием.

повествование

Последовательность событий и динамику действий, выражающуюся глаголами, односоставными предложениями, неполными предложениями

* Попутно сообщаемые факты,примеры,иллюстрации;

  • Развёрнутые описания;

  • Авторские оценки.

рассуждение

Тезис, основные аргументы

  • развёрнутые иллюстрации,примеры;

  • дополнительные сведения;

  • описания.

3.Соедините части в тексте, сохраняя абзацное членение.

Основные средства связи между предложениями в тексте

Название средства

Пример

Слова-заместители

местоимения девушка - она

наречия в лесу - там

синонимы быстро, стремительно

различные оценочные обозначения храбрец - богатырь

родовидовые слова деревья - березы

имя собственное - имя нарицательное офицер - Соболевский

Лексические повторы

Золотая полка - это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом - завести золотую полку.(Ю. Олеша)

Соответствие видовременных глагольных форм

Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир - он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)

Предлоги

Предлоги

Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

…что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

Противопоставление

Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.)

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начина

Союзы

1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)

2.Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы - все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему - то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев)

Последовательность в изложении мыслей

встал, умылся, позавтракал

Слова-организаторы логических связей

вот, почему, из этого следует и др.

Вводные слова, организующие порядок высказывания

итак, наконец, в заключение разговора.

4. Напишите изложение на черновике и проверьте его.

Алгоритм составлен

учителями русского языка и литературы

МБОУ «СОШ»№10 г. Мурома Владимирской обл.

Зиминой М.В. высшая кв. категория - руководитель МО,

Самариной Л.Г. высшая кв. категория

Шекурдяевой В.А. 2 кв.категория



© 2010-2022