Программа элективного учебного предмета по русскому языку Сочинение на основе предложенного текста (10 - 11 класс)

      Элективный учебный предмет "Сочинение на основе предложенного текста" направлен на актуализацию, систематизацию и углубление знаний учащихся по комплексному анализу текста, а также на завершение формирования вышеназванных умений, необходимых для успешной сдачи экзамена.        Курс рассчитан на 34 часа. На основе систематизированных теоретических сведений будут проводиться практические занятия по комплексному анализу текста и созданию собственного высказывания на его основе.       Цель эл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендовано РЭС Утверждаю:

Председатель РЭС Директор (ОУ)

___________Томилова А. В. ________________

«__» ________2014 г. /Порывкина Е. А./

«__»__________2014 г.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нижнетоемская средняя

общеобразовательная школа»





Сочинение на основе

предложенного текста


Программа

элективного учебного предмета

по русскому языку

для 10-11 классов

Автор - Савко Любовь Николаевна,

учитель русского языка и литературы

1 кв. категории.




с. Нижняя Тойма

2014 г.



Пояснительная записка


Единый государственный экзамен по русскому языку как форма итоговой аттестации школьников и вступительный экзамен в вуз обязательно включает часть С - написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст. Это задание нацелено на комплексную проверку умений:

- понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию говорящего);

- продуцировать собственное связное высказывание на основе предложенного текста;

- формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;

- композиционно оформлять текст;

- выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту.

Элективный учебный предмет "Сочинение на основе предложенного текста" направлен на актуализацию, систематизацию и углубление знаний учащихся по комплексному анализу текста, а также на завершение формирования вышеназванных умений, необходимых для успешной сдачи экзамена.

Курс рассчитан на 34 часа. На основе систематизированных теоретических сведений будут проводиться практические занятия по комплексному анализу текста и созданию собственного высказывания на его основе.

Цель элективного учебного предмета - подготовить учащихся к выполнению творческого задания на ЕГЭ по русскому языку.

В задачи данного курса входит обучение:

1) комплексному анализу текста;

2) созданию собственного аргументированного высказывания на основе предложенного текста;

3) системной работе с текстовыми материалами.

Система форм контроля уровня достижений учащихся:

промежуточный контроль - анализ текста (частичный или полный) и сочинение по предложенному тексту;

итоговый контроль - сочинение-рассуждение.






Учебно-тематический план

Номер п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности, формы работы


1


17.09.

Основные требования к выполнению задания части С.


1

Коллективная работа.

2

19.09.

Композиция сочинения части С

1

Работа с таблицей, коллективная

3

19.09.

Тема - проблема - тезис

1

Коллективная работа.

4

26.09.

Формулировка темы и проблем исходного текста

1

Групповая работа и индивидуальная.

5

03.10.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

1

Коллективная работа

6


10.10.

Составляем комментарий

1

Коллективная практическая работа с текстом

7

16.10.

Самостоятельная работа. Комментарий.

1

Промежуточный контроль

8

17.10.

Понятие об авторской позиции

1

Коллективная работа.

9

05.12.

Выявление авторской позиции

1

Коллективная или групповая работа

10

05.12.

Формулировка авторской позиции

1

Самостоятельная, индивидуальная работа с текстом.

11-12

09.12.

11.12.

Анализ текста

2

Промежуточный контроль, самостоятельная письменная работа

13

12.12.

Формулирование собственного мнения

1

Практическая работа с использованием речевых клише

14

16.12.

Что такое аргумент?

1

Работа с текстом. Коллективная.

15

19.12.

Типы аргументов

1

Лекция с элементами беседы, демонстрация примеров аргументов

16

23.12.

Аргументация собственного мнения по проблеме

1

Практикум.

17

26.12.

Учимся аргументировать

1

Практикум.

18-19

13.01.

27.01.

Сочинение по предложенному тексту

2

Промежуточный контроль, самостоятельная практическая работа с текстом

20

10.02.

Вступление к сочинению

1

Беседа, демонстрация примеров

21

24.02.

Оформление вступления к сочинению

1

Практикум

22

10.03.

Концовка сочинения

1

Беседа, демонстрация примеров

23

03.04.

Оформление концовки к сочинению

1

Практикум

24

24.04.

Анализ написанного сочинения

1

Беседа, коллективная работа

25

30.04.

Практическая работа «Анализ написанного сочинения»

1

Промежуточный контроль, самостоятельная работа

26-27

05.05.

08.05.

Корректировка написанного

2

Работа над ошибками

28-29

12.05.

15.05.


Сочинение - рассуждение по предложенному тексту

2

Промежуточный контроль Практикум по написанию сочинения

30-31

18.05.

19.05.

Проверяем сочинение

2

Взаимопроверка написанного, работа в парах

32-33

19.05.

21.05.


Сочинение по тексту

2

Итоговый контроль

34

22.05.

Анализ итоговых работ

1






Содержание обучения


Основные требования к выполнению задания части С.

Анализ критериев проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом. Основные термины, необходимые для анализа исходного текста.

Композиция сочинения части С.

Основные композиционные элементы сочинения части С. Задачи, приёмы и оптимальный объём каждой части сочинения.

Тема - проблема - тезис

Понятие о проблеме и авторской позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий «тема - проблема - тезис». Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы и примеры формулировки проблемы. Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку.

Формулировка темы и проблем исходного текста

Практикум по определению темы исходного текста, формулировке проблем, поднимаемых автором. Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам. Вопрос в тексте как формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Понятие о комментарии. Его задачи. Типы комментариев: текстуальный и концепционный. Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.

Составляем комментарий

Анализ примеров комментариев проблемы исходного текста. Коллективная работа по составлению комментария к сформулированной проблеме исходного текста. Речевые клише для введения комментария. Типичные ошибки при написании комментария.

Самостоятельная работа. Комментарий.

Промежуточный контроль по определению темы исходного текста, формулировке проблем и составлению комментария.

Понятие об авторской позиции

Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы выражения авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача - призыв к действию.

Художественные средства в выражении авторской позиции. Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение и обобщение). Сравнения со сравни­тельными союзами как, словно; творительный сравнения (повторение и обобщение).

Выявление авторской позиции

Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий убежден, уверен и т.д. Использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д. Формулировка авторской и собственной позиции в одном предложении, введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что …, трудно не согласиться с автором, что …, я согласен с автором, что…, как и автор текста, я считаю, что… и т.д.

Формулировка авторской позиции

Практикум по выявлению и формулировке авторской позиции.

Речевые клише для формулировки позиции автора исходного текста.

Анализ текста

Промежуточный контроль, самостоятельная письменная работа.

Формулирование собственного мнения

Практическая работа с использованием речевых клише.

Что такое аргумент?

Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты. Выявление авторских аргументов в тексте.

Типы аргументов

Логические (рациональные) аргументы, иллюстративные аргументы-примеры, ссылки на авторитет.

Аргументация собственного мнения по проблеме

Практикум по подбору аргументов. Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по- моему, по моему мнению и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица ведь).

Учимся аргументировать

Обоснование собственного мнения разными способами. Практическое задание с последующим обсуждением в классе.

Сочинение по предложенному тексту

Самостоятельная практическая работа с текстом.

Вступление к сочинению

Вступление, его задачи, приёмы, оптимальный объём. Демонстрация различных видов вступлений к сочинению.

Оформление вступления к сочинению

Самостоятельная работа по созданию вступления к сочинению-рассуждению.

Концовка сочинения

Концовка, её задачи, приёмы, оптимальный объём. Демонстрация различных видов концовок сочинения.

Оформление концовки к сочинению

Самостоятельная работа по созданию концовки к сочинению-рассуждению.

Анализ написанного сочинения

Вопросный план анализа написанного сочинения. Коллективная работа - анализ сочинения, выявление его достоинств и недостатков. Затем - самостоятельная практическая работа.

Корректировка написанного

Выполнение упражнений по корректировке написанного сочинения.

Сочинение - рассуждение по предложенному тексту

Создание собственного связного высказывания на основе прочитанного текста.

Проверяем сочинение

Взаимопроверка сочинений-рассуждений с использованием вопросного плана и критериев оценки части С. Последующее обсуждение полученных баллов.

Сочинение по тексту

Итоговый контроль.

Анализ итоговых работ

Работы анализирует учитель, называя типичные и индивидуальные ошибки.




























Список литературы

  1. Долинина Т. А. Готовимся к единому государственному экзамену: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2010.

  2. Драбкина С. В., Субботин Д. И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2014. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2014.

  3. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ Под ред. И. П. Цыбулько. - М.: Национальное образование, 2015.

  4. Единый государственный экзамен 2011. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2011.

  5. Симакова Е. С. Русский язык: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Сочинение». - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

  6. Цыбулько И. П. Русский язык: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2011.


© 2010-2022