Открытый урок литературы в 9 классе М. В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1Открытый урок литературы в 9 классе М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.001 идея интересного занятия с детьми

М.В. ЛОМОНОСОВ. «ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ»

Скидело Ольга Сергеевна, ГКОУ РО школа-интернат V вида, учитель русского языка и литературы, логопед, Ростовская обл.


Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 9 класс.

Место проведения: класс.



Открытый урок литературы в 9 классе М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.Открытый урок литературы в 9 классе М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.

Технологическое сопровождение урока:

  • информационные технологии;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • технология воспитания духовной культуры;

  • коррекционно-развивающие технологии;

  • технология на проблемной основе.

Методы обучения:

  • репродуктивный метод;

  • создание проблемной ситуации;

  • объяснительно-иллюстративный метод;

  • эвристический метод;

  • метод анализа и синтеза.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • расширение знания учащихся о М.В. Ломоносове, создание условия для осмысления реформаторской деятельности в области русского языка и литературы; знакомство с жанром оды.

2. Коррекционно-развивающие:

  • обогащение активного и пассивного словаря;

  • формирование навыкачтения поэтического текста, умения воспринимать и анализировать художественное произведение;

  • развитие монологической речи.

3. Воспитательная:

  • воспитание интереса к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордости за Родину и достижения соотечественников;

  • развитие мотивации к изучению предмета.

Словарная работа: реформа; силлабическое стихосложение, женская рифма, цезура, вирши; силлабо-тоническое стихосложение, теория «трех штилей», ода, северное сияние; уста, зрак,

прах, мятет, зыблет, твердь, зенит, мгла, зефир, эфир, несведом.


Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, таблицы «Реформа стихосложения», теория «трех штилей», рабочие листы, портрет М.В. Ломоносова, видеофрагмент «Полярное сияние», учебники литературы 9 класс, I часть.

«…Петр Великий русской литературы»

В.Г. Белинский

Ход урока

Слайд 1.

I.Организационный момент

II.Слово учителя. Сообщение темы и целей урока

Ребята, на прошлом уроке мы с вами закончили изучение большой темы. Как она звучит? (Древнерусская литература). Сегодня мы познакомимся с литературой 18 века.

Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины был Михаил Ломоносов.

- Ребята, а кто такой М. Ломоносов? (Выдающийся ученый 18 в.) - Сколько лет со дня рождения Ломоносова мы с вами отмечали в ноябре месяце? (302 года со дня рождения ученого). - На каких предметах вы говорили о Ломоносове? (На химии, физике, биологии, географии).

Цель урока: Сегодня на уроке мы будем говорить не только о Ломоносове-ученом, Ломоносове-поэте, но и о Ломоносове-реформаторе русского языка, стихосложения, о Ломоносове, которого В. Г. Белинский назвал «Петром Великим русской литературы».

В ходе урока мы с вами попытаемся доказать, насколько был прав В. Г. Белинский, так высоко оценивший деятельность Ломоносова в области литературы и русского литературного языка. А также познакомимся с философской одойМихаила Васильевича«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

Итак, тема нашего урока:М.В. Ломоносов.«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

III.Выступления учащихся

Ребята подготовили небольшие сообщения о Ломоносове. О его родном крае расскажет _______________.

Сообщение 1. "Беломорский север - Родина Ломоносова"

Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. насевере России,в деревне МишанинскойСлайд 2,в семье промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова.Он владел собственным судномСлайд 3, под его началом была артель рыболовов. Детство Михаила прошло в труде, не только нелёгком, но часто и опасном. Вместе с отцом он совершал плавания по Белому морю. Приходилось бывать на Соловецких островах и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего учёного, развивались трудолюбие и выносливость.

- ______________ продолжит рассказ о Ломоносове.

Сообщение 2. "Детские годы М.В. Ломоносова, или Путь в науку"

Михаил Ломоносов рано обучился грамоте и чтению. Грамотные местные крестьяне привезли ему книги из МосквыСлайд 4, из которых он особенно полюбил славянскую грамматику МилетияСмотрицкого, стихотворную Псалтырь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.Слайд 5В 19 лет Ломоносов пешком, без денег, уходит из родного дома за рыбным обозом - в Москву. Он жил всего на 90 копеек в месяц, ему было очень трудно, но несмотря ни на что он- сын рыбака - поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академиюСлайд 6, в которой могли учиться только дети дворян.За хорошую учебу Ломоносова направляют вместе с другими лучшими учениками в ПетербургСлайд 7, в Академию наук. В 1736 году за успехи в науке 3 ученика, в том числе и Ломоносов, были посланы в Германию, в город МарбургСлайд 8, - изучать горное дело и металлургию.Через 5 лет, в 1741 году Ломоносов возвращается на родину и сразу же начинает свою научную деятельность: занимается химией, физикой, металлургией, увлекается историей, теорией языка, искусством.

4. Проверка домашнего задания. Открытия Ломоносова в области физики, химии, прикладных наук».

Да, Ломоносов мог родиться только на севере. "Историк, механик, химик художник и стихотворец, он всё испытал ивсё проник…", - говорил о Ломоносове А.С. Пушкин.

- На дом было задано подготовить материал о научных открытиях Ломоносова. Назовём некоторые из них.

Примерные ответы учащихся.

Химия-создал химическую лабораторию. Нашёл рецепты цветных стёкол, мозаичной массы - смальты, основал мозаичную фабрику.

Искусство - В мастерской Ломоносова было создано 40 мозаик. До наших дней сохранилось 24 мозаики.Знаменитая мозаичная картина Ломоносова "Полтавская баталия". Портреты Елизаветы Петровны, дочери Петра I, и Екатерины Второй.

Физика -открытие закона сохранения материи и движения, теория теплоты, изучение атмосферного электричества.

Астрономия - Ломоносов открыл наличие атмосферы на Венере.

Метеорология - Ломоносов проводил систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра.

География - Ломоносова считают одним из основоположников российской географии. Сделал попытку географического описания страны, руководил созданием «Российского атласа».

-Да, ребята, Ломоносов сделал великие открытия почти во всех областях науки. Увлечение одной наукой приводило его к занятиям другой, смежной. Нужды Родины заставляли помора - академика быть в одно и то же время « и физиком, и лириком».

IV. Изучение нового материала.

1.Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы.Реформа стихосложения. Работа по опорному конспекту.

Следующий этап урока - знакомство с реформаторской деятельностью Ломоносова в области русского языка и литературы.

- Что такое реформа?(преобразование)

У вас у каждого на столе лежат опорные конспекты, которые мы с вами начнем сейчас заполнять. Внимательно слушайте, и вы все сделаете правильно.

Начнем с реформы стихосложения.

- Что такое стихосложение? (написание стихотворений)

М.В.Ломоносов вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения. Его предшественники и современники для создания своих стихов использовали силлабическое стихосложениеСлайд 9(от греч. συλλαβή - слог), особенностью которого является равное количество слогов в рифмующихся строчках и обязательно с женской рифмой.

-Кто помнит определение женской рифмы?(Женская рифма - разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов.)

В таких стихах появляется цезура -пауза в середине стиха (//).

- Рассмотрим пример, представленный в таблице.Слайд 10Что такое вирши?Прочитаем его.

(Вирши - это в русском языке XVII-XVIII веков название всех стихов в противоположность прозе.)

- Как вы понимаете смысл четверостишия?

- Сейчас мы попытаемся на данном примере доказать, что данное четверостишие написано силлабическим способом стихосложения.

- Кто желает определить способ стихосложения данного отрывка? Мы с вами работаем в рабочих листах, а …. На интерактивной доске.

-Разделим стихи на слоги. Сколько слогов в первом стихе? Во втором… Напишите. - Какие стихи рифмуются? (1-2, 3-4). На какие слоги падает ударение в рифмующихся словах? (предпоследние). Какая это рифма? (женская).Прочитайте выразительно первую строфу. - Какой вывод можно сделать?

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы.

Реформа стихосложения

1.Вирши петровской эпохи

О коль ве-ли-ю ра-ость // аз есмь об-ре-тох

Ку-пи-до Ве-не-ри-ну // ми-лость при-не-сох

Сол-целу-чисво-и // на мяспус-ти-ло

И злу пе-чаль// во ра-дость мне об-ра-ти-ло

Силлабическое (слоговое) стихосложение; равное число слогов в строке; цензура - пауза в середине; на предпоследнем слоге обязательное ударение; рифма связывает смежные строки

- Что мы с вами доказали? (Данная строфа составлена силлабическим способом стихосложения.)

Но силлабикачужда русскому языку. Поэтому М.В.Ломоносов, опираясь на работы Василия Кирилловича Тредиаковского, сделал переход от силлабческого (слогового)к силлабо-тоническомуСлайд 11 (от греч. syllabe - слог и tónos - ударение), (слогоударному) стихосложению. Главная особенность этого стихосложения - чередование ударных и безударных слогов. Этой системой стихосложения поэты пользуются до сих пор.

- Рассмотрим пример, представленный в таблице. Слайд 12Прочитаемего. Отличаются ли стихи по восприятию?

(Силлабические стихи виршей петровской эпохи тяжелые,сложно воспринимаются на слух, а строфы Ломоносова, написанные силлабо-тоническим способом стихосложения, подвижные, легкие, воздушные, украшенные перекрестными рифмами.)

Кто желает доказать, что перед нами силлабо-тонический способ стихосложения?

Задание: разделить вертикальной чертой стихи на слоги, поставить ударение в каждом слове.

- Разделите вертикальной чертой стихи на слоги. Поставьте ударение в каждом слове. Сколько ударных слогов в первом стихе? Сколько безударных? Запишите. Продолжите работу.

- Какой вывод можно сделать?(Перед нами пример силлабо-тонического стихосложения).


  1. М. В. Ломоносов

Ночною темнотою

Покрылись небеса.

Все люди для покою

Сомкнули уж глаза.

Силлабо-тоническое (слогоударное) стихосложение.

Чередование ударных и безударных слогов (равное количество ударных и безударных слогов).

-В чем преимущество, достоинство силлабо-тонического стихосложения? Силлабо-тоническая система стихосложения дает простор для творчества поэтов, помогает сделать стихи более легкими, звучными, выразительными и более понятными.

  1. Жанрово-стилевая реформа.Теория «трех штилей».Составление схем.

Следующей реформой Ломоносова была реформа в области литературного языка.Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, церковнославянскими. Он поставил своей задачей очистить литературный язык от этих малопонятных слов, убрать их, сократить их употребление, приблизить языкк народному, разговорному языку.

Ломоносов разрабатывает теорию «трех штилей»Слайд 13, в которой разделяет все жанры литературы на «высокие», «средние» и «низкие».

- Рассмотрим схему. Прочитайте, какие жанры Ломоносов относил к «высокому штилю», к «среднему» и к низкому»?

Открытый урок литературы в 9 классе М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.

Все слова в русском языке Ломоносов также разделил на несколько родов. Каких? Мы узнаем, прочитав отрывок статьи из учебника.

-Откройте учебники нас. 43 (послед. абз.), начнем читать со сл. «Он разделил слова…».(По с. 44 (до слов «Каждому стилю соответствует…»)

- Сколько родов слов выделил Ломоносов? (3)

- К 1-му роду слов он относил слова …(Церковнославянские и рус.слова)

Ко 2-ому роду слов- … (рус.слова с небольшой примесью церковнослав. слов, книжные)

К 3-му роду - …( русские разговорные)

Ваша задача дополнить схему «Теория»трех штилей». Распределите роды слов по трем штилям. Мы продолжаем работу в опорных конспектах, а Петя работает в самой презентации.

- Какой род слов мы можем отнести к высокому штилю? Запишите. ….

1. Церковнославянские и рус.слова 2. Рус.слова с небольшой примес. Ц. - сл. 3. Русские разговорные

- Следующее задание выполним устно.Распределите слова по штилям (высокому, среднемуи низкому). Запомните, что средний штиль, в совр. языке соответствует нейтральному стилю речи. К нему относятся общеупотребительные слова, понятные всем говорящим на языке.

Рука, братцы, письмо, попрыгунья, дерзайте,небо, небеса, глаза, очи.

- Сделайте вывод. В чем значение теории «трех штилей»?

Теория «трех штилей» имела демократический характер: она сократила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному, что сделало его доступным широкому кругу читателей.

3. Рассказ учителя о жанре оды.

С творчеством Ломоносова в литературу пришел жанр оды.Это любимый жанр Ломоносова.

Ода - стихотворное лирическое произведение.

- Что такое лирика? В оде поэт торжественным, величавым языком выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы.

- Посмотрите, к какому штилю относил оду Ломоносов? (к «высокому штилю»)

Оды Ломоносова были посвящены различным знаменательным событиям в жизни русского государства: восшествию на престол, победам в сражениях.Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Такова, например, его философская ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».

V. «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

1. Слово учителя.

Видео без звука - Сев.сияние

Северное сияние одно их прекраснейших и величественных явлений природы на нашей планете. Полярное сияние проявляется в виде общего быстро меняющегося свечения неба или движущихся лучей или полос. Длительность полярных сияний составляет от десятков минут до нескольких суток.

-Из уроков географии вы знаете, когда чаще всего возникают полярные сияния. ( Полярные сияния весной и осенью возникают заметно чаще, чем зимой и летом.Чаще всего они возникают в период, близкий к весеннему и осеннему равноденствию).

Во времена Ломоносова люди не могли объяснить природу этого явления и приписывали его только Божественному разуму. Ломоносов же своими размышлениями подводит читателя к пониманию северного сияния как физического явления.

2. Задание на развитие смысловой догадки.

- Исходя из названия произведения, мы можем определить признаки северного сияния? Проанализируем каждое слово названия.

(Вечернее - бывает в вечернее и ночное время; размышление - побуждает к раздумью о причине сияния; о Божием величестве - предположение о неземной природе сияния, Божьем провидении; при случае - явление бывает нечасто, великого - уникальное, необычное явление, северного сияния - бывает на севере).

- Можем ли мы уже по заголовку определить отношение автора к этому явлению. (Да, можем.Автор восхищается и преклоняется перед величественной красотой северного сияния).

  1. Объяснение устаревших слов и выражений. Лексическая работа.

- В этом произведении вы встретитесь с такими словами…. с многими мы знакомы по произведениям древнерусской литературы. Попробуем объяснить их значение.


Уста - рот, губы

Зрак -взгляд, взор

Прах - мельчайшая частица

Мятет-беспокоит

Зыблет -колышет

Твердь -земная поверхность

Зенит -высшая точка положения солнца

Мгла -темнота, туман

Зефир -в греч.мифологии бог западного ветра, легкого и теплого.

Эфир -сияние света

Несведом - неизвестен.

Слайд 14

- Ребята, как называются эти слова? (устаревшие, архаизмы, старославянские слова)

  1. Чтение оды по стихам с объяснением.Развитие навыка анализа поэтического текста .


-Приступим к чтению и анализу оды Ломоносова. Ваша задача читать не только выразительно, соблюдая все интонационные знаки, но и вдумываться в подтекст произведения.


- Итак, 1, 2 и 3 строфывоссоздают образ космоса, мироздания и бесконечности, изображают картину звездного неба.

Прочитаем их. Первую строфу прочитаю я.

- Как вы понимаете 1строфу?В 1 строфе говорится о смене дня и ночи, описывается звездное небо.

- Как вы понимаете 2 строфу? Лирический герой оды - наблюдателькосмической панорамы, а не просто пейзажа. Человек сравнивается с песчинкой, искрой, мельчайшим прахом по отношению ко всей Вселенной.

- Как называется средство художественной выразительности, которое использует автор? (сравнение)

- О чем говорится в 3 строфе?-«Уста премудрых нам гласят». Кого имеет ввиду Ломоносов?(Выдвигается научная гипотезы о множественности обитаемых миров.)

И в те времена ученые предполагали, что мы не одни во Вселенной, что существуют другие миры.

В 4, 5, 6 и 7 строфах рассматривается северное сияние Слайд 15 как явление природы.

Прочитаем 4 и 5 строфы.

- Что говорится в 4 и 5 строфах?(Автор восхищается и описывает явление сев.сияния.)

- Назовите средства художественной выразительности, употребленные автором.

Эпитеты: «ясный луч», «грозных туч».

Метафоры: «тонкий пламень», «мёрзлый пар».

-Найдите в тексте, как называет само сев.сияние Ломоносов? (луч, пламень, молния, пожар).

Задание на развитие логического мышления, на развитие восприятия

- Прочитаем 6 и 7 строфы. О чем говорится в них. (Размышление, о природе происхождения северного сияния. )

-Ломоносов выдвигает гипотезу, что причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха («в море дуть престал зефир, и гладки волны бьют в эфир». Отвечает на вопросы. Дает возможные варианты.)

Микроитог по анализу оды.

- Каковы ваши впечатления от прочитанной нами оды? Что восхищает вас как читателей? (Мы видим красоту языка, прекрасные сравнения.У нас нет возможности увидеть своими глазами северное сияние, но благодаря оде Ломоносова мы можем представить его величие).

- Так какая же тема произведения? (Размышление о природе северного сияния, о бесконечности мироздания)

Идея - выражение предположения о физической природе северного сияния.

VI. Итог урока

- А вот теперь, ребята, давайте с вами вспомним, какие же реформы были сделаны Ломоносовым и какими мы пользуемся до сих пор?

Стал реформатором стихосложения

- Какие виды стихосложения вы знаете? Чем они отличаются?

Создал "теорию трёх штилей".

- Что вы можете сказать о ней?

Разработал жанр оды.

- Дайте определение оды.

- Так прав был Белинский, назвавший Ломоносова « Петром Великим русской литературы»?Почему?(Да, он прав.Так же, как и Петр 1, он много сделал для развития России, стал первооткрывателем и в науке, и в лит-ре).

Практически все, ч то мы сейчас имеем в нашей русской литературе было создано Ломоносовым. И мы до сих пор пользуемся его трудами, не смотря на все современные достижения. Поэтому мы можем подтвердить, что слова Белинского действительно соответствуют истине.Великий критик В. Г. Белинский продолжил свое высказывание о Ломоносове такими словами: Слайд 16

На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало, что человек есть человек во всяком состоянии и

что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями.

VII. Оценивание

Домашнее задание. Запишите д/з:

Выучить записи в рабочих листах, подготовить выразительное чтение оды «Вечернее размышление…».

Резервное задание: работа над выразительным чтением оды.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: «ВАКО», 2003.

  2. Живое Севера дыханье / Поэтический сборник.- Мурманск: МИПП «Север», 2000.-156 с.

  3. Наумова М. Бродит сумрака тень неверная // Площадь первоучителей: Литературно-художественный и общественно-политический альманах. № 5. Мурманск, 2005.-С.26.

  4. Перевезенцев С. Михайло Ломоносов. М.: Белый город, 2001.- 47 с.

  5. Родченко О. Поэтические образы Кольского севера./Опыт комплексного регионального словаря поэтического языка. - Мурманск, 2008.-364 c.

  6. Тарасов Л.В. Физика в природе. Москва: «Просвещение», 1988.- С.142-164.











ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ВИДЕОЖУРНАЛ «ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ», ПОСВЯЩЕННЫЙ 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА

Скидело Ольга Сергеевна, ГКОУ РО школа-интернат V вида, учитель русского языка и литературы, логопед, Ростовская обл.


Предмет (направленность): русский язык, литература, история, география, химия, физика, астрономия, изобразительное искусство.

Возраст детей: 5-10 классы.

Место проведения: вне класса.



Открытый урок литературы в 9 классе М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.Открытый урок литературы в 9 классе М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.

ТДЦ мероприятия:


  1. Обучающий аспект цели:

  • Расширение кругозора учащихся;

  • Формирование ценностных ориентиров учащихся;

  • Формирование умений инсценировать монологи;

  • Актуализация знаний учащихся из истории, географии, физики, химии, литературы об особенностях эпохи Петра I, Михаиле Васильевиче Ломоносове - человеке и гражданине.


  1. Развивающий аспект цели:


  • Совершенствование навыков связанной речи;

  • Развитие умений выделять главное, развивать мышление, память;

  • Развитие творческих способностей учащихся;

  • Развитие познавательного интереса к предмету через использование разнообразных форм работы.


  1. Воспитательный аспект цели:


  • Осуществление эстетического и нравственного воспитания учащихся на примере жизни и деятельности великого русского мыслителя, ученого и гражданина М.В. Ломоносова;

  • Воспитание культуры поведения учащихся, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;

  • Осуществление трудового воспитания и профориентации учащихся.

Страницы видеожурнала:

Страница 1. "Беломорский север - Родина Ломоносова"

Страница 2. "Детские годы М.В. Ломоносова, или Путь в науку"

Страница 3. "Ломоносов - учёный". Открытия М.В. Ломоносова в области физики

Страница 4. Открытия М.В. Ломоносова в области астрономии Страница 5. Открытия М.В. Ломоносова в области химии Страница 6. Открытия М.В. Ломоносова в области искусства Страница 7. Открытия М.В. Ломоносова в области географии Страница 8. Открытия М.В.Ломоносова в области геологии и минералогии

Страница 9. Открытия М.В.Ломоносова в области истории Страница

10. Достижения Ломоносова в литературе Страница

11. Ломоносов - просветитель Страница 12. "Памяти М.В. Ломоносова"

Ход мероприятия

Слайд 1. Аудиофайл «Российская истории»

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, коллеги. Все вы знаете, что 2011 год объявлен годом Ломоносова. 19 ноября вся Россия отмечала 300-летие со дня рождения великого ученого. Этому событию и посвящается наше мероприятие «Великий сын России» (Слайд 2). Перелистывая страницы нашего видеожурнала, мы познакомим вас с жизнью М.В. Ломоносова, научными открытиями и творчеством, постараемся пристальнее вглядеться в личность этого выдающегося человека и попробуем отгадать великую тайну - тайну его гениальности, так и не раскрытую наукой до сих пор. А помогать нам в этом будут Краснянская Светлана и Скориков Виталий. Итак, открываем первую страницу нашего журнала «Беломорский север - Родина Ломоносова» (Слайд 3).

Страница 1. "Беломорский север - Родина Ломоносова"

Ведущий 1."Велика Россия, а Ломоносов мог родиться только на Севере", - писал профессор А. Преображенский. Здесь (Слайд 4), на северной окраине России среди широких двинских просторов, на Курострове, в деревне Мишанинской, что слилась потом с деревней Денисовкой в семье промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился и вырос сын Михайло.

Ведущий 2. (Слайд 5). Богат был их край рыбою, зверем и лесом. И поморы (так они себя называли) славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан, добирались до самого Шпицбергена.

Видео 1. («От недр своих»)

Учитель: Таков был край и таковы были люди, среди которых прошли детство и юность Ломоносова. Своеобразные черты русского Севера положили свой отпечаток на интересы и стремления юного Ломоносова. Грозная морская стихия, тяжёлый рыбацкий промысел выработали в Ломоносове с отроческих лет упорство и находчивость.

Ведущий 1. Впоследствии в своих учёных и поэтических сочинениях Ломоносов вспоминал Белое море, природу, то время, когда он был юнгой или зуйком, а потом помощником отца на европейски оснащённом паруснике-галиоте «Чайка» (Слайд 6). Послушайте отрывок из «ВЕЧЕРНГО РАЗМЫШЛЕНИЯ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ» (Слайд 7).

Чтец. Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верьхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Страница 2. "Детские годы М.В. Ломоносова, или Путь в науку" (Слайд 8)

Ведущий 2. Михаил рано обучился грамоте и пристрастился к чтению. Грамотные местные крестьяне привезли ему книги из Москвы (Слайд 9), из которых он особенно полюбил славянскую грамматику Милетия Смотрицкого, стихотворную Псалтырь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.

Видео 2. («От недр своих»)

Ведущий 1. Ломоносов - творец своей судьбы. Влекомый жаждой знаний, в декабре 1730 года он пешком, без денег, уходит из родного дома за рыбным обозом - в Москву (Слайд 10). Его смелый поступок Н.А. Некрасов поставит в пример молодому поколению в стихотворении «Школьник»:

Чтец.

- Ну, пошёл же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невесёлая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славных путь.
Вижу я в котомке книжку,
Так, учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаёк.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай, -

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Ведущий 1. Терпя нужду, на 90 копеек в месяц, Ломоносов успешно учится в Московской Славяно-греко-латинской академии (Слайд 11). А затем, в числе 20 лучших учеников, отправляется в Петербург, в Академию наук (Слайд 12). В 1736 году за успехи в науке 3 ученика, в том числе и Ломоносов, были посланы в Германию, в город Марбург (Слайд 13), - изучать горное дело и металлургию.

Ведущий 2. В 1741 году он вернулся на родину, получив блестящую оценку знаний профессорами, у которых прослушал курсы по 16 научным дисциплинам. И сразу же разворачивает бурную деятельность: занимается химией, физикой, металлургией, увлекается историей, теорией языка, искусством.

Учитель. Ломоносов сделал великие открытия почти во всех областях науки. Увлечение одной наукой приводило его к занятиям другой, смежной. Нужды Родины заставляли помора - академика быть в одно и то же время « и физиком, и лириком».

"Историк, механик, химик художник и стихотворец, он всё испытал и

всё проник…" (Слайд 14), - говорил о Ломоносове А.С. Пушкин.

Страница 3. "Ломоносов - учёный"

Открытия М.В. Ломоносова в области физики (Слайд 15)

Чтец 1. Ломоносов сформулировал принципиальный закон сохранения материи и движения. Он не побоялся выступить против великого Ньютона и одним из первых заговорил о волновой теории света. Учёный открыл закон, по которому единственным источником теплоты является движение - «Молекулярно-кинетическая теория теплоты».

Чтец 2. Работая в Петербургской Академии наук, создаёт там хорошую физическую лабораторию. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке.

Чтец 3. Видное место в творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения: телескопа и "ночезрительной трубы" (Слайд 16). Сконструировал несколько типов телескопов, перископ, различные варианты барометра, особо точные весы, "большой маятник" для измерения силы тяжести.

Чтец 4. Им созданы: аэродинамическая машина (Слайд 17), которая позволяла наблюдать за метеорологическими процессами в атмосфере, построил "громовую машину"(Слайд 18), установил, что электричество содержится в атмосфере не только во время грозы, но его образуют восходящие и нисходящие потоки воздуха.

Чтец 5. Трудно перечислить все термины, которые ввел в обиход Ломоносов, и которыми мы пользуемся, по сей день: экспериментальная физика и периодическое обращение, жидкие тела и разноименные полюсы, влажность воздуха, упругость и так далее.

Чтец 6. Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, теории электромагнитной индукции. Сейчас вы увидите видеоопыт «Явление электромагнитной индукции».

Видео 3. Видеоопыт «Явление электромагнитной индукции»

Страница 4. Открытия М.В. Ломоносова в области

астрономии (Слайд 19)

Ведущий 1. Ломоносов живо интересовался астрономией. Он выдвинул теорию свечения комет и полярных сияний, первым предположил существование на Венере атмосферы.

Ведущий 2. 26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Он замечает, что «… когда передний край Венеры приблизился к солнечному краю, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера подходила…». Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что … Венера окружена воздушной атмосферой.

Ведущий 1. В своей работе «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санкт -Петербургской Императорской Академии Наук», Ломоносов высказывает сожаление о том, что «тогда не было таких остроумных поваров, как следующей» (Слайд 20):

Чтец. Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит,

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник (Слайд 21) был, другой слыл Птоломей (Слайд 22).

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?

Он дал такой ответ: что в том Коперник прав;

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такого,

Которой бы вертел очаг кругом жаркова?

Страница 5. Открытия М.В. Ломоносова в области химии (Слайд 23)

Ведущий 1. «… Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания».

Ведущий 2. Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. В 1752-1753 ученый прочитал студентам курс "Введение в истинную физическую химию", сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями. Он составил обширную программу исследований свойств растворов, разработал учение о природе цветов.

Учитель. Любая теория должна подкрепляться практической деятельностью, для осуществления которой было необходимо учреждение химической лаборатории. Но многие препятствия ожидали его на пути. Посмотрите небольшую сценку. Перед вами Ломоносов и профессор физики Георг Рихман (Слайд 24).

Сценка Ломоносов и Рихман ставят химические опыты

На сцене стол с приборами для химических опытов. М. Ломоносов и Рихман ставят химические опыты.

Ломоносов. Ваше благородие, намерен вам сказать, что уже трижды подавал в Академию наук предложения.

Рихман. Какое же?

Ломоносов. Об учреждении химической лаборатории. Я мог бы трудиться для пользы Отечества, но трижды получил отказ.

Происходит взрыв. См. слайд 24.

Рихман. Да, науки в небрежении находятся. Нам опыты чинить надо, да помещения нет, стеклянных шаров достать нельзя. Пиши прошение в Сенат.

Рихман уходит со сцены. Ломоносов пишет прошение.

Ломоносов (читает написанное прошение). «… Химическая лаборатория при Академии наук для исследования натуральных вещей необходима, и профессор химии без нее почти никакой пользы учинить не может, равно как профессор астрономии без обсерватории и надлежащих тому инструментов. Того ради Правительствующий Сенат всепокорнейше просим, дабы по примеру других славных Академий повелено было при Академии наук построить химическую лабораторию по приложенному при сем рисунку и оную удовольствовать нужными к тому инструментами и другими принадлежностями…». Академии наук адьюнкт Михайла Ломоносов.

Читая, уходят.

Ведущий 2. На это в 1746 году последовало указание канцелярии Академии о постройке химической лаборатории (Слайд 25). Химическая лаборатория была построена в 1748 году рядом с домом Ломоносова.

Ведущий 1. К тому времени Ломоносов Высочайшим указом Елизаветы Петровны был назначен профессором химии, и стал действительным членом Российской Академии наук. Ломоносовым написан фундаментальный труд «Опыт физической химии», основанный на лабораторных опытах, научные сочинения: 'О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном", 'О действии химических растворителей вообще" и "Физические размышления о причинах теплоты и холода'. В своей химической лаборатории ему удалось найти состав, рецепт которого в Германии тщательно скрывался - состав для получения фарфора.

Страница 6. Открытия М.В. Ломоносова в области искусства (Слайд 26)

Ведущий 2. Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стёкол. Его увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезённых из Рима графом М.Л. Воронцовым.

Ведущий 1. Ученого тогда поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных камней, и он решил создать нечто подобное, но не из природных материалов, а из искусственных окрашенных стекл.

Ведущий 2. В 1753 году Ломоносов собственными силами в поселке Усть-Рудице приступает к строительству фабрики цветного стекла, в 1758 году открывает мозаичную мастерскую. На фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи. Учёный разработал технологию по изготовлению цветных стёкол, смальт и красителей для них. Ему удалось изготовить 112 тонов и свыше1000 оттенков.

Учитель. В мастерской Ломоносова было создано 40 мозаик. До наших дней сохранилось 24 мозаики. С некоторыми из них вас познакомят …

Чтец 1. (Слайд 27) Перед нами знаменитая мозаичная картина Ломоносова "Полтавская баталия". Она поражает своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота 4,8 метра. В центре фигура всадника с обнаженной саблей в руке. Это царь Петр Первый. Петра окружают его генералы, тоже с обнаженными саблями, взведенными пистолетами. Пестреют знамена. Бомбардиры забивают в пушки снаряды. Вьется дым от разрывов. Рубятся в ожесточенной схватке солдаты…

Чтец 2. (Слайд 28) В Эрмитаже представлен портрет Петра Первого собственноручной

работы Ломоносова, подаренный сенату за учреждение фабрики в Усть-Рудице.

Чтец 3. (Слайд 29) В Русском музее можно увидеть портреты двух величественных

женщин - Елизаветы Петровны, дочери Петра I, и Екатерины Второй.

Фигуры, изображённые по пояс, как бы выступают навстречу нам из

золочёных рам. На табличке надпись: "Работы мастерской Ломоносова".

Учитель. Именно за работы в области мозаичного искусства Ломоносов был избран почётным членом Болонской академии наук.

Страница 7. Открытия М.В. Ломоносова в области географии (Слайд 30)

Ведущий 2. Ломоносов разработал принципы новой науки - «Экономической географии», доказал возможность Северного пути в Индию.

Ведущий 1. Ломоносов был директором географического департамента академии наук. В «Кратком описании разных путешествий по северным морям» он предугадал, что в открытой части океана дрейф льдов должен происходить с востока на запад. Но экспедиции не удалось свершиться.

Видео 4 со льдами 0.28 - 1.18 (Гений и злодей уходящей эпохи)

Ведущий 1. Предположение Ломоносова было практически подтверждено Нансеном в 1896 году.

Страница 8. Открытия М.В.Ломоносова в области геологии и минералогии (Слайд 31)

Ведущий 2. Ломоносов выдвинул теорию постоянных геологических изменений земной поверхности под действием «подземного огня», а возникновение металлов и минералов считал следствием этих изменений.

Ведущий 1. Ученый предположил, что причиной возникновения вулканов может быть землетрясение.

Страница 9. Открытия М.В.Ломоносова в области истории (Слайд 32)

Учитель. Ломоносов с юности проявлял большой интерес к отечественной истории. Им было создано два труда по русской истории: «Краткий Российский летописец с родословием» и «Древняя Российская история», о чем попросила его сама Елизавета. Давайте посмотрим, как это было (Слайд 33) .

Сценка Елизавета и Ломоносов

На сцену выходит Ломоносов. Елизавета сидит.

Елизавета. Здравствуй, Михайла Васильевич! Заходи, заходи, жду.

Ломоносов кланяется.

Ломоносов. Здравствуй, матушка Елизавета Петровна!

Елизавета. Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись.

Ломоносов садится.

Елизавета. Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым. Но уместно нам, чтобы о России писало перо иностранца. И нет сейчас никого, кто пользовался бы большей славой и популярностью, чем Вольтер. Я уже писала ему, чтобы принимался за книгу. Он отвечает, что примется сразу с радостью (давно-де интересуется). Но просит переслать ему сведения об устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических бумаг, военных донесений, писем царя Петра…. Да, впрочем, ты, Михайла Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо….

Для нас важно, что книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей.

Ломоносов. Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу своего народа и отвечать требованиям строгой правды, ибо справедливостью своей полезна.

Елизавета. Ну, ступай с Богом. Надеюсь на тебя, что не подведёшь.

Уходит со сцены Елизавета. Ломоносов садится за стол, пишет.

Ломоносов. Нет, здесь у меня произошло смешение штилей: высокого и низкого. Не должно так быть. Низким штилем подобает токмо басни писать. Сумароков и Тредиаковский засмеют.

Заканчивает писать. Откладывает листы в сторону, задумываясь.

Ломоносов.

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют,

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Великое светило мира,

Блистая с вечной высоты

На бисер, злато и порфиру,

На все земные красоты,

Во все страны своей взор возводит,

Но краше в свете не находит

Елисаветы и тебе.

Ты кроме той всего превыше;

Душа ея зефира тише,

И зрак прекраснее рая.

Учитель. Да, вклад Ломоносова в российскую культуру огромен. Но всё

разнообразие творческих и человеческих устремлений Ломоносова наиболее

полно отразилось в его поэзии. С этой точки зрения никакая другая сфера

ломоносовской деятельности не может соперничать с его поэтическим

творчеством.

Страница 10. Достижения Ломоносова в литературе (Слайд 34)

Ведущий 1. Ломоносов был подлинным преобразователем русской поэзии, «Петром Великим русской литературы», как называл его В.Г. Белинский. Нужен был гигантский труд и талант Ломоносова, чтобы не только открыть и указать новые пути для развития русской поэзии, но и практически утвердить ее на этих путях.

Ведущий 2. Для этого потребовалось не только решительно порвать с прежней традицией стихосложения, перевести русский стих с силлабики в силлабо-тонику, но и выработать новые средства поэтического выражения, обновить поэтический словарь и синтаксис, пополнить и расширить его за счет новых слов, понятий и представлений. Русская поэзия приобрела при Ломоносове неведомую до него звучность и живописность. Это было новаторство необычайной силы.

Учитель. Чтобы почувствовать всю глубину и живительную остроту этого новаторства, на время отвлечемся от всей последующей поэзии и представим Ломоносова на фоне его времен.

Ведущий 1. Вскоре после воцарения Елизаветы в одной из провинциальных семинарий была сочинена драма «Стефанотокос». Вот отрывок из нее:

Юрова А.

Десницу мою врази, десницу всесильну,

Познавше и державу в милости обильну,

Все уже под моими падоша ногами,

Что довольно можете видети сами.

Из далечайших земель православные цари

Приглаша богатые и дивные дары,

Милости и покоя просяще покорно

От нас, что повелехом сотворить неспорно.

Ведущий 1. Эти стихи доживали свой век. Они были прямым отголоском виршевой поэзии 17 века.

Ведущий 2. Уже по другому звучит студенческий перевод Ломоносова оды Анактеонта «К лире». Это один из первых опытов Ломоносова в новом русском сложении.

Скориков В.

Хвалить хочу Атрид,

Хочу о Кадме петь:

А гуслей тон моих

Звенит одну любовь.

Стянул на новый лад

Недавно струны все,

Запел Алцидов труд:

Но лиры звон моей

Поет одну любовь.

Прощайте ж, нынь, вожди!

Понеже лиры тон

Звенит одну любовь.

Ведущий 1. Важнейшими трудами Ломоносова были: "Российская грамматика" (Слайд 35), "Рассуждение о пользе книги церковной в российском языке" и "Письмо о правилах российского стихотворства".

Ведущий 2. Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана Ломоносовым. Изучая живой русский язык, Ломоносов все разнообразие русских наречий и говоров свёл к трем группам или наречиям, "диалектам":

1) Московское;

2) Северное или приморское;

3) Украинское или малороссийское.

Ведущий 1. Ввел в русский язык новые слова: атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь, скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт. Выпустил «Риторику» (Слайд 36), которая стала по сути первой в России хрестоматией мировой литературы.

Ведущий 2. Ломоносов положил начало созданию литературного русского языка, разработал "теорию трёх штилей"(Слайд 37), где наметил три оттенка или "штиля" в языке: "высокий" "(Слайд 38), "средний"(Слайд 39), и "низкий"(Слайд 40).

Ведущий 1. В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова». Видное место в нем занимали оды и стихотворные надписи к проектам иллюминаций, которые устраивались в честь различных событий.

Учитель. Послушайте одну из таких похвальных од. «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны».

(Слайд 41) Аудиофайл «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны».

Ведущий 2. Ломоносов пропагандировал ямб как наиболее благородный стихотворный метр. Участвовал в своеобразном поэтическом состязании - переложении псалма 143-го, который одновременно с ним переводили Тредиаковский и Сумароков.

Видео 5. 143 псалом Давида. Против Голиафа. Отрывок.

Учитель. А сейчас вы услышите отрывок из « Переложения 143 псалма» Ломоносова, в который он сумел вложить и свои собственные переживания.

Видео 6.

Страница 11. Ломоносов - просветитель (Слайд 42)

Учитель. «Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили своё время» (академик Келдыш.) Перечислить все его заслуги перед Отечеством просто невозможно. Но нельзя не сказать о любви великого ученого, просветителя к русскому народу. Он всегда помнил, как трудно было ему, крестьянскому сыну, поступить в академию для дворянских детей. И уже в конце жизни основал Московский университет и гимназию при университете, заботясь о том, чтобы туда принимали всех детей без исключения.


Ведущий 1.
Великий сын русского народа Михаил Васильевич Ломоносов умер 15 апреля 1765 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Страница 12. "Памяти М.В. Ломоносова" (Слайд 43)

Учитель. М.В. Ломоносов прожил яркую, полную творческих дерзаний жизнь.

Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ

запечатлен в произведениях живописи, графики, культуры. Имя Ломоносова

присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов (Слайд 44).

Его имя носят в нашей стране города (Слайд 45) и сёла, улицы и площади, учебные заведения (Слайд 46), школы, библиотеки (Слайд 47); ему воздвигнуты памятники; созданы музеи. Один из музеев находится на его родине в селе Ломоносово (Слайд 48). Архангельской области, другой - в Санкт-Петербурге (Слайд 49), в здании Кунсткамеры, в котором когда-то работал Ломоносов. Сейчас мы с вами совершим виртуальную экскурсию в Кунсткамеру и увидим все то, что окружало этого гениального ученого М.В. Ломоносова.

Видео 7. Фотоэкскурсия с одновременным пояснением учителя.

Кунсткамера в переводе с немецкого - кабинет редкостей, музей. Это первый музей России, учреждённый императором Петром Первым. Музей Ломоносова был открыт 5 января 1949 года в верхних этажах здания Кунсткамеры.

Первое здание Академии Наук (бывший дворец Шафирова). Рис. 18 века.

Ломоносов и Академия Наук . 18 в.

М.В. Ломоносов.

Архангельск в к. 17 в.

Холмогоры - село в Архангельской обл., важный населенный пункт - пристань на Северной Двине. В нескольких километрах от Холмогор родился Ломоносов.

Модель парусника. 18 в.

«Врата учености» М.В. Ломоносова. Так ломоносов называл 2 книги: «Грамматику» Мелентия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого.

Карта поездок Ломоносова по России и Европе.

Московский Заиконоспасский моностырь. 19 в. Здесь в 1687 году была открыта славяно-греко-латинская академия.

Сценки из жизни немецких студентов.

Личные вещи студента Ломоносова.

Титульный лист студенческих диссертаций Ломоносова.

В кабинете Ломоносова.

«Первые основания металлургии».

Оборудование химической лаборатории.

Диплом Ломоносова на звание профессора химии.

«Риторика».

Северное сияние. Рисунок Ломоносова к «Слову о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих».

Вещи из кабинета Ломоносова.

«Древняя Российская история», 1766 г. (С начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого.)

Собрание сочинений, посвященное императору Петру Великому и императрицу Елизавете Петровне.

«О большей точности морского пути».

Чертежи Ломоносова.

Собрание разных сочинений в стихах и в прозе. Книга первая.

Жалованная грамота Ломоносова на владение землей в Усть-Рудице.

Вид парка в имении Ломоносова Усть-Рудицы. 19 в.

Цветное стекло, смальта.

Фабрика Ломоносова.

Императрица Елизавета Петровна.

Ломоносов.

Личные вещи Ломоносова. Чайник - один из немногих сохранившихся предметов сервиза, входившего в приданое жены Ломоносова. Мраморная статуэтка- амур с колонной. Блюдо 18 в. Бокал (кубок).

Кабинет Ломоносова.

Генеалогическое древо рода Ломоносовых.

Мария Волконская - правнучка Ломоносова. Волконские - известный и древний русский княжеский род. Происходил от Рюрика через Олега Святославича и его потомков.

Надгробный памятник Ломоносову. Гравюра к. 18 в.

Итог мероприятия (Слайд 50)

Ребята, посмотрите на доску. Перед нами Ломоносов в окружении всех своих научных и творческих побед. Эта схема наглядно дает нам представление насколько многогранен талант, дарование ученого. Давайте еще раз вспомним, в каких областях науки и каким образом он проявил себя.

Что вам напоминает этот своеобразный рисунок? На что это похоже? На солнце. Что мы называем солнцем? (Солнце - небесное тело, светило, звезда.)

(Слайд 51) Солнце - это источник тепла и света, жизни и плодородия. Солнце - это символ высшей космической силы. В астрологии Солнце - это живучесть, воплощённый характер личности, сердце и его устремления. У буддистов Солнце - это «мировая дверь», вход для знания и бессмертия.

А как вы думаете, каким образом связано Солнце и личность М.В. Ломоносова? Что их объединяет? Что у них общего?

Ярким, в прямом и переносном смысле этого слова, представителем Солнца является Ломоносов. Он сам, как Солнце. Он являет собой источник силы, знаний, воплощенного характера, бессмертия.

В чем же тайна гениальности Ломоносова? Как он сумел добиться больших успехов практически во всех областях научной деятельности, литературе, искусстве? (Талант, упорство, настойчивость, находчивость)

Какие черты характера способствовали становлению такой гениальной личности? Что с самого детства закалило характер Ломоносова? (Жизнь на крайнем севере, походы в море в качестве зуйка)

А для чего он совершал научные открытия, чтобы прославиться? (Служба на благо Отечеству)

(Слайд 52) Вы правы, ребята, жизнь и деятельность Ломоносова - ярчайший пример беззаветного служения своему народу, неутомимого, разностороннего труда на благо Родины.

Я надеюсь, что и кто-нибудь из вас последует примеру великого сына Поморья, сына земли русской М.В. Ломоносова - великого ученого, просветителя, поэта. А начать надо с хорошей учебы, трудолюбия, старания, т.е. с воспитания в себе сильной, целеустремленной личности, какой был Ломоносов.

Закончить наше мероприятие мне хотелось бы словами известного литературного критика В. Г. Белинского:

На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца.


"Литературные мечтания", 1834 г.


Финальный выход. Аудиофайл 1 на слайде («Российская история»), только музыка.


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Андреев-Кривич С.А. Крестьянский сын Михайло Ломоносов: Повесть. -М.: Просвещение, 1960 г.

  2. Астафуров В.И. Для славы народа российского. Просвещение, М., 2001.

  3. Астафуров В.И. М.В.Ломоносов. Люди науки: Просвещение, М., 1985.

  4. Белявский М.Т. Всё испытал и всё проник. Изд. МГУ, 1986.

  5. Дик Н.Е. Деятельность и труды М.В.Ломоносова в области географии. Изд. МГУ, 1961.

  6. Дик Н.Е. Ломоносовский период в развитии русской географии. Изд. Мысль, М.,1976.

  7. Елисеев А.А., Литинецкий И.Б. М.В.Ломоносов первый русский физик. Госуд. Изд. физико-математической лит-ры, М., 1961.

  8. Ломоносов М.В. Стихотворения. Сост. Лебедева Е.Н. Сов. Россия, М., 1980.

  9. Ломоносов М.В. Избранное.-М: Детская литература, 1981 г.-(Поэтическая библиотечка школьника)

  10. «Ломоносов М.В.» -М: Школьная библиотека, 2006 г.

  11. Михайло Ломоносов. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём. Сост. Павлова Г.Е., Орлов А.С. Современник, М., 1989.

  12. Михайло Ломоносов. Избранная проза. Сост. Дмитриева В.А. Сов. Россия, М., 1980.

  13. Морозов А. ЖЗЛ. Ломоносов. Изд. ЦК ВЛКСМ, Молодая гвардия, М., 1965.

  14. Муратов М. Юность Ломоносова. Госуд. изд. детской лит-ры наркомироса РСФСР, М - Л, 1944.

  15. Осокин В. Российскою землёй рождённый. Изд. ЦК ВЛКСМ, Молодая гвардия, 1971.

  16. Павлова Г.Е., Фёдоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов - Москва: Издательство «Наука», 1980.

  17. Полякова И.Ф. и другие. Младшим школьникам о Ломоносове. - Архангельск: АО ИППК РО, 2001.

  18. Равич Н.А. Повесть о великом поморе. - М: Детская литература, 1969 г.

  19. Сизова М. Михайло Ломоносов - М: Молодая Гвардия, 1954 г.

  20. Слово о Ломоносове. Сост. Фруменков Г.Г., Арх-ск Сев-Зап. книжн. изд-во, 1983.

  21. Черняховский Ф.И. Михайло Васильевич Ломоносов 1711 - 1961, Арх. книжн. изд-во,1961.

  22. Чудинов И.А. Богатырь науки и искусства. МИУ, Арх-ск, 2001.

  23. terbuny school.ucoz.ru/load/vserossijskij_konkurs_professionalnogo_masterstva_pedagogov_moj_luchshij_urok/9-1-0-28

  24. museum.lomic.ru/news.html

  25. rustrana.ru/article.php?nid=3322

  26. taina.aib.ru/biography/mihail-lomonosov.htm

  27. piter-otel.ru/stat.php?stat=106








37

© 2010-2022