Методическая разработка урока по литературе на тему: Театр А. Н. Островского (на примере пьесы «Свои люди – сочтемся!»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Театр А.Н. Островского (на примере пьесы «Свои люди - сочтемся!»).

Цель:

1) познакомить с особенностями театра А.Н. Островского;

2) на примере пьесы «Свои люди - сочтемся!» показать отличительные черты Островского-драматурга как основоположника русского национального театра;

3) пробуждать интерес к творчеству А.Н. Островского.

Оборудование:

  1. интерактивная доска;

  2. электронная презентация;

  3. портрет А.Н. Островского;

  4. словари: «Толковый словарь Даля», «Толковый словарь Ожегова», Краткий словарь литературоведческих терминов;

  5. Энциклопедия литературных героев «Русская литература II половины XIX века»;

  6. «Читаем, думаем, спорим», 9 класс;

  7. учебник литературы для 9 класса;

  8. таблички-указатели: «литературоведы», «актеры», «критики»;

  9. карточки с заданиями группам (с высказываниями критиков).

На доске:

  1. тема;

  2. портрет;

  3. эпиграф

Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

И.А. Гончаров - А.Н. Островскому,

1882

Предварительное домашнее задание:

  1. класс должен разделиться на три группы:

I - литературоведы;

II - актеры;

III - критики.

  1. Карточки с заданиями:

Литературоведы

  1. Рассказать об истории создания пьесы «Свои люди - сочтемся!» и постановок.

  2. Почему это произведение комедия? (особенности комедийного жанра сопоставить с пьесой).

  3. История слова «самодур»? (Даль, Ожегов, Холодов)

Актеры

1. Прочитайте и сопоставьте заключительное явление с концовкой, дописанной к пьесе в угоду цензуре.

2. Что вы можете рассказать об игре актеров, их трактовке образов?

Критики

1. Сопоставьте разные толкования смысла комедии, предложенные критиками Н.А. Добролюбовым, Апп. Григорьевым и литературоведами Лакшиным и Валагиным. Противоречат ли предложенные трактовки друг другу или дополняют одна другую? Какая из них и почему вам кажется более обоснованной и верной?

2. Точки зрения театрального критика Баженова на игру актеров.

Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. 1. Слово учителя.

На прошлых уроках мы говорили с вами о великом русском драматурге Александре Николаевиче Островском.

Вот уже почти полтора века театр и А.Н. Островский стали понятиями неразделимыми. Однако в русской культуре А.Н. Островский еще и нечто большее. Есть авторы пьес, принадлежащих репертуару, и есть вошедшие в пантеон русской литературы.

А.Н. Островский написал около пятидесяти пьес. Одни из них более, другие менее известны. А.Н. Островский продолжает полноправно жить на современной сцене, и не менее важно то, что по праву считается частью классической литературы XIX века.

Не всякому большому писателю выпадает при жизни услышать слова полного и заслуженного признания. А.Н. Островский узнал это счастье. В 1882 году, когда праздновался 35-летний юбилей его литературной деятельности, И.А. Гончаров прислал драматургу письмо, в котором были такие слова: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

- Что же интересного из творческой биографии этого писателя вы узнали?

(родился в Замоскворечье, жил в купеческой среде, образы для своих пьес брал из жизни; жизнь удивительно ровная)

- Почему столь удивительно ровная жизнь А.Н. Островского позволяет считать его родоначальником русского национального театра? Об этом мы сегодня должны с вами поразмышлять.

Итак, тема урока «Театр А.Н. Островского». А особенности его мы рассмотрим на примере первой пьесы А.Н. Островского «Свои люди - сочтемся». Представим себе, что мы в творческой мастерской.

Мы с вами разбились на три группы: «литературоведы», «актеры», «критики», каждая из которых получить определенное задание и в течение 6-7 минут должна подготовиться.


  1. План работы.

Литературоведы

  1. Расскажите об истории создания и постановок пьесы «Свои люди - сочтемся!»

(План ответа:

  1. История создания.

  2. Тщательная работа с 1847-1849 гг.

  3. Почему существует второе название?)


  1. Почему пьеса была запрещена? Какие события, впечат-ления жизни драматурга нашли в ней отражение?

Актеры

Прочитайте заключительное явление пьесы и сопоставьте его с концовкой, дописанной к пьесе «в угоду» цензуре.

- Как изменяет смысл пьесы этот новый финал? Почему, по-вашему, А.Н. Островский так дорожил первоначальной концовкой?

- Раскройте смысл названия комедии «Свои люди - сочтемся!».

Критики

Сопоставьте разные толкования смысла комедии, предложенные критиками и литературоведами.

- Противоречат ли предложенные трактовки друг другу или дополняют одна другую?

- Какая из них и почему вам кажется более обоснованной и верной?

Литературоведы

Почему это произведение комедия?

(особенности комедийного жанра сопоставить с пьесой)


Актеры

К исполнению ролей в комедии «Свои люди - сочтемся!» были приглашены ведущие актеры того времени: Садовский, Щепкин, Живокини, и каждый по-своему трактовал образ героя. Что вы можете сказать об игре этих актеров?

Литературоведы

А.Н. Островский в начале своего творчества изображает дореформенную семью, где отношения между старшими и младшими её членами отличаются враждебностью и действуют отрицательным образом как на «угнетателей», так и на «угнетаемых». Естественно, что из первых формировались самодуры, а из вторых - лицемеры и обманщики. Какова история слова «самодур»?

(Ожегов - 1) человек, который действует по прихоти и личному произволу, унижая достоинство других.

Даль - 1) глупый, самоуверенный, затейливый, упрямый человек.

  1. Балмочь, бестолочь)

Критики

Какова точка зрения театрального критика Баженова на игру актеров?

(Театральный критик А.Н Баженов (1835-1867) видел недостаток игры М.С. Щепкина в том, что «зверя Большова г. Щепкин очеловечил». А в последнем действии играл так, что заставлял зрителей искренне сочувствовать своему герою.

Он неодобрительно отозвался об игре В.И. Живокини: «Г.Живокини был очень забавен, но далеко не удовлетворителен в роли Сысоя Псоича Рисположенского. Прежде всего это был не …, а балагур и потешник, и зрителю скорее хотелось думать, что все эти Большовы и Подхалюзины приглашают его не для обделывания разных неправых дел, а для приятного препровождения времени и компанства».)


  1. Итак, подводя итоги сегодняшнего нашего разговора, мы должны сделать вывод о том, почему мы считаем А.Н. Островского основателем русского национального театра?

  1. Герои реальные.

2. А.Н. Островский изобразил своих героев во всей сложности их социального и индивидуального положения.

3. Типы его конкретны и относительны. Невозможно оторвать их от той среды, к которой они принадлежат.)

А.Н. Островский, чуждый какой-либо национальной ограниченности, на протяжении всей своей жизни, однако, настойчиво противопоставлял свой театр как национальный, русский тому репертуару, который долгое время преобладал на императорской сцене: переводы и переделки хорошо скроенных пьес и оригинальные пьесы, так сказать сшитые по «парижским выкройкам».

Домашнее задание:

Ответить письменно на вопросы:

  1. Тишка - Подхалюзин - Большов - три этапа становления самодура. Какие основания дает пьеса для подобного утверждения?

  2. После появления пьесы «Свои люди - сочтемся!» в литературном мире за А.Н. Островским утвердилась слава «Колумба Замоскворечья» или «Пржевальского внутренней Азии». Как вы думаете, почему?

© 2010-2022