Урок по русскому языку на тему Правописание суффиксов о и а на конце наречий с приставками из, до, с, в, на, за (6 класс)

Разработка представляет собой конспект урока по теме " Правописание суффиксов о и а на конце наречий с приставками из,до,с,в,на,за". Тип урока: урок открытия новых знаний. Оборудование: презентация, кластер по теме " Наречие", высказывания о наречии, перфокарта - табличка " Получи 5" ( для работы в парах). Цели урока: познакомить учащихся с орфограммой, развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы, мышление; учить анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать интерес к урокам р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ " Западнодвинская СОШ№1"







Открытый урок по русскому языку в 6 б классе

" Правописание о и а на конце наречий с приставками из, до, с, в, на, за"





























Богданова Т.В.,

учитель русского языка

и литературы

2014г.

Тема урока : " Правописание о и а на конце наречий с приставками из, до, с, в, на, за"

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: мультимедийная презентация, кластер по теме " Наречие", высказывания о наречии, перфокарта - карточка " Получи 5", дидактический материал для домашнего задания.

Цели урока.

1. Предметные:

-познакомить уч-ся с орфограммой "о и а на конце наречий с приставками";

-формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы;

- развивать орфографическую зоркость;

развивать познавательные интересы, словарный запас уч-ся, мышление;

-воспитывать культуру речи

2. Межпредметные

- формировать умение находить нужную информацию;

-учить анализировать , сравнивать, обобщать на основе фактов;

- учить представлять информацию в сжатом виде.

3. Личностные:

- умение работать в парах ( строить отношения с людьми);

-воспитывать уважение к родному языку, чувство национальной гордости за свой родной язык.



Ход урока

I. Орг. момент. Психологический настрой.

- Сегодня всё необычно: ваше состояние - у нас гости. Так пусть же каждый лучик солнца заглянет к нам в класс, обогреет своим теплом, придаст сил и уверенности в знаниях, поддержит радостное настроение. Учение - это полезное и приятное занятие. ( слайд 1)

II. Выявление имеющихся знаний по теме урока.

1) Устная фронтальная работа по повторению основных теоретических понятий.

- В каком разделе науки о языке работаем?

-Что является единицей "Морфологии"?

-Какую часть речи изучаем?

-Что узнали о наречии из предыдущих уроков? Каков багаж знаний по теме " Наречие"

( У уч-ся составленные дома кластеры по теме " Наречие")

- Какие ставим цели на определённых этапах урока? ( ответы уч-ся)

2. Актуализация знаний . Развиваем орфографическую зоркость. Объясни следующие виды орфограмм ( слайд 4)

1. Яблоко от яблони (не)далеко падает.

2.Без соли есть (не) вкусно, а без хлеба- (не) сыто.

3. (Не)стыдно не знать, а стыдно не учиться.

4. Ешь досыт... - работай до пота.

5.Наскоро делать - переделывать.

III. Открытие нового знания. Работа по теме урока. Определение темы урока и его целей.

Создание проблемной ситуации.

1. Фиксация затруднения.

- В последних предложениях трудно объяснить орфограмму, не изучали правила.

-- Докажите, что это наречия ( тип речи - рассуждение)

_Докажите, что в этих словах работает орфограмма.

-Какие звуки слышим?

-В какой морфеме работает орфограмма?

- А теперь подумайте, как называется орфограмма?

- Сформулируйте тему урока.

-А одну из целей урока?

2. Выход из затруднения. Пути решения: о или а?

- Исследуйте слова. Что в них общего? (слайд 5)

слева ( левый)

затемно ( тёмный)

досуха ( сухой)

изредка ( редкий)

начисто ( чистый)

вправо ( правый)

( Образованы от прилагательных, способ образования -приставочно - суффиксальный)

- Распределите слова на две группы. По какому принципу будете делить? ( с суффиксом о и суффиксом а).

3. Работа в тетради. Проверим выполнение задания. ( слайд 6-7)

- Почему в одних случаях суффикс - а, а в других суффикс - о?

- Там, где суффикс- а, вижу приставки...

-Там , где суффикс -о, вижу приставки...

- Когда же пишем суффикс -о, а когда суффикс - а?

(О с приставками в, на, за; суффикс -а с приставками из, до, с)

4. Работа с учебником " Теория 5-9". Определение темы урока и его целей.

- Откройте п. 118 и проверьте, правильно ли мы сформулировали правило.

( Выводы наши совпали)

_ Какую подсказку предлагает нам мудрый учебник?

( подставлять слово ОКНО) ( слайд 11-12 ) ( проговорим хором)

5. Сказка - запоминалка.( слайд 18) ( см приложение 0)

-Вернемся к последним предложениям. Сможем ли мы теперь объяснить правописание наречий? (слайд - 14)

( Учащиеся записывают предложения в тетрадь; сильный ученик выписывает наречия , выделяет орфограмму и объясняет правописание суффикса у наречий)

IV. Физкультминутка. ( см приложение 1 ).

V. Использование графических средств обучения.

Графическое изображение правила . Предложить свой вариант ( слайд 16 -17 )

VI. Орфоэпическая разминка ( в рамках ЕГЭ)

Произнеси правильно ( слайд 19)

добела докрасна дочерна изжелта

досуха, досыта, засветло, надолго, ненадолго, задолго, незадолго

VII .Применение нового знания.

1. Первичное закрепление с комментированием. Орфографическая работа (слайд 20 )

Пословицы записать, выделить орфограмму.

Курицу досыт....(не) накормишь, а девицу ( не) нарядишь.

Ешь, как огнем прижги ( дочист...).

Сгоряча (не) добудешь калача.

2. Закрепление ( работа в парах)

" Получите 5"( см. приложение 2 ) (слайд 22 )

( 0 ошибок - 5; 1-2 ошибки - 4; 3-5 -3 )

Перфокарта - табличка представляет собой квадрат 4х5. В каждую клеточку квадрата вы вписываете буквы о или а. По окончании работы соедините линией одинаковые буквы, в результате чего получится оценк.а "5"

IX. Ещё одно исследование. Объясните написание наречий. ( слайд 23 )

досуха, досрочно, доходчиво

X. Лингвистические находки. " Из истории слов" ( слайд 24-27 )

" Вымершие наречия", " Странные наречия". ( см. приложение 3)

XI. Составление синквейна. Зачитать высказывания лингвистов о роли наречия. ( см. приложение 4)

XII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ( слайд 28)

-Выполнили поставленные цели? Какие трудности возникли в работе?

- Используя наречия, скажите, как вы работали на уроке, как себя чувствовали.

Д/З. Р/Р Объяснить смысл записанных пословиц.

Работа с дидактическим материалом по теме урока ( см. приложение 5)

(слайд 30-31)











Приложение 0.

Жил - был маленький человечек с огромным красным носом, и всегда ходил он с гигантским носовым платком в маленькой ручке. Однажды его спросили:

- Как тебя зовут?

-Издос,- ответил он.

-Какое странное имя!

-Это не ибя. Бедя дазывают Издос, потобу что у бедя все вребя течет из доса.

- Он сказал:" Меня называют Издос, потому что у меня всё время из носа течет",- перевел кто-то.

Издос высморкался в свой платок и стал говорить нормально.

- А это мой друг и помощник, показывая на платок, его зовут Занав,- сказал Издос.

-А почему его так зовут?

-Это его родовое имя. Я всегда боролся с насморком, никаких платков не хватало. А на волшебном окне висела занавеска. Я взял и отрезал половину. И теперь Занав всегда со мной. ( Приставки наречий ОКНА)

Приложение 1.

Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

.



Приложение 2.

Получите "5"

Влев..., справ..., досух..., издавн...

направ..., докрасн..., насух..., запрост...

Засветл..., изредк..., добел..., слев...

Затемн..., накрепк..., замертв..., снов...

Задолг..., искос..., издалек..., досыт...

о

а

а

а

о

а

о

о

о

а

а

а

о

о

о

а

о

а

а

а

Приложение 3.

"Странные наречия"

В древнерусском языке краткие прилагательные изменялись и по падежам и имели такие окончания, как имена существительные : в Р.п окончание А, в винительном падеже О. Из сочетаний падежных форм кратких прилагательных мужского и среднего рода с предлогами и создавались наречия.. Падежные окончания превращались в суффиксы наречий, а предлоги в их приставки:

досуха = Предлог ДО + прилаг. в Р.п. суха; добела, докрасна.

" Вымершие наречия"

Наверное, как вымерли в далеком прошлом мамонты, а на их место пришли слоны, так вымерли и эти наречия, и их заменили другие: одесную - справа, ошую - слева.

Приложение 4.

Высказывания о наречии

Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.

М.Горький

Наречия - это слова, живописующие глагол.

А.С.Пушкин

Приложение 5. Дидактический материал для домашнего задания.

Работаем мы в отборочной комиссии. Отбираем наречия, подходящие под Правило Окна. Встаём засветл... и работаем дотемн..., только изредк... на обед и отвлекаемся. Досыт... не наедаемся: надолг... никак не уйдёшь - столько работы! Ходим слев... направ..., а потом справ... налев... - кандидатов рассматриваем. Только всех отсмотришь - снов... кандидаты пришли, уже другие.

Подходить к ним нужно достаточн.. . избирательн... и объяснять доходчив..., почему Великое Окно принять их не может. Некоторые не понимают - занов... приходят. Смотреть нужно внимательно: запрост…ошибиться можно! Устаём изрядн… Но доля наша издавн… такова - служить Великому Окну, отбирать для него наречия!

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ОТ КОТОРОГО

ОБРАЗОВАНО НАРЕЧИЕ

НАРЕЧИЕ

ПРИСТАВКА

( ЕСЛИ ЕСТЬ)

СУФФИКС

светлый

засветло

за-

-0

достаточный

достаточно


-0












© 2010-2022