- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе
Рабочая программа по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чич Р.Е. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учебно-тематическое планирование по литературе 8 класса
Классы 8 класс
Учитель Чич Р.Е..
Количество часов
Всего 102 часа; в неделю 3 часа
Уроков развития речи 13; уроков внеклассного чтения 7
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования
«Литература». 8 класс, Коровина В.Я. и др. М.: Просвещение, 2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС
Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе следующих документов:
1. Закон «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. №1089 (ред. От 19.10.2009 г.) « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 г.
4. Приказ МОиН РФ № 889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МОиН РФ от 09.03.2004г. №1312».
5. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 июля 2006г.№115 «О национально - региональном компоненте государственного образовательного стандарта».
6. Приказ МОиН РА№156 от 02.03.2015г. «О новой редакции базисных учебных планов образовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих программы общего образования».
7. Приказ Минробрнауки России от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 учебный год» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013г. №26755).
8. Учебный план МБОУ « СОШ № 4» а. Гатлукай г. Адыгейска
9. Примерная (авторская) программа (основного общего образования) по русской литературе:
Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы по предмету опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: mon.gov.ru
а также программы по литературе В.Я.Коровиной.
Используемый учебник: Литература. 8 класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений / автор-сост. В.Я.Коровина и др. - М. Просвещение, 2014.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что примерная программа позволяет по-своему структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения; предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Программа В.Я.Коровиной выбрана для составления рабочей программы, так как основная её особенность заключается в том, что в каждом из классов затронута одна из ведущих проблем.
В рабочей программе изменено количество учебных часов, отводимых на изучение крупных разделов курса, в соответствии с учебным планом школы, а также скорректирован перечень изучаемых произведений в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
Место и роль учебного курса литературы в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Литература формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная.
Технологии обучения: развитие критического мышления, информационно-коммуникационные, ТРИЗ, проектная.
Формирование ключевых компетенций достигается путём использования следующих механизмов: групповая работа; исследовательская, поисковая и проектная деятельность; задания, требующие самооценки; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Виды и формы контроля: пересказ, выразительное чтение, в том числе наизусть; сочинение, конспект.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- ориентированного и личностно- ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 8 класса ученик должен
знать/понимать
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
-
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература. 8 класс Учебная-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. / автор-составитель В.Я.Коровина и др. - М. Просвещение, 2014.
Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 8 класс/ Автор-составитель. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. - М.: Просвещение, 2007.
Меркин Г.С. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 8 класса. - М.: Вентана-Граф, 1997.
DVD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы.
Календарно-тематическое планирование по литературе
8 класс
Тема урока
Ч
Тип урока
Требования к уровню
Вид самостоятельных работ.
Домашнее
задание
Дата
план
факт
1
Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.
1
Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебника истории, иллюстрации, репродукции
Знать образную природу словесного искусства, уметь состав. тезисы и план прочитанного, владение монолог. и диалог. речью
Сочинение-миниатюра (попытка создать свой художественный образ)
Стр.3-5 ,
Задание в тетради,
Лекция на пересказ.
Подготовить сообщение по темам
2
Лирическая песня как жанр народной поэзии.
1
Объяснительно-иллюстративная. опорные записи, материалы из учебника. Т.Л.
Знать жанровые особенности лирической песни, уметь делать выводы, анализировать содержание и конфликт лирической песни
Свободная работа с текстами.
Стр.6-11, вопросы на стр.11
Подготовить наизусть песню.
3.
Исторические песни «Пугачёв в темнице». НРК. Исторические песни в адыгейском фольклоре.
1
Урок усвоения новых знаний
Знать исторические песни; своеобразие и характерные особенности песни «Пугачёв в темнице»
Анализ песни, тоска народа по Емельяну Пугачёву.
Стр.11-13.
4
Предания как исторический жанр древнерусской литературы «О покорении Сибири Ермаком»
1
Исследовательская
РР
Знать жанровые особенности, предания, проводить самостоятельную исследовательскую работу
Работа с текстами исторических документов и преданий.
Стр.15-20, пересказ, вопросы стр.20.
5
Древнерусская литература. Особенности содержания и формы жития. «Повесть о жизни и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
1
Объяснительно-иллюстративная, материалы учебника
Знать причины возникновения патриотической темы в древнерусской литературе, уметь анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения
Работа с текстом произведения.
Работа по отбору информации из справочных материалов
Стр.21-33,
Вопросы и задания на стр.30.
6
«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
1
Опорные записи, материалы из учебника.
УВЧ
уметь анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения
Работа с текстом произведения.
Стр.33-40, вопросы, выразительное чтение.
7
Литература 18 века. Д.И. Фонвизин «Недоросль».
1
Опорные записи, материалы из учебника. Т.Л.
Знать особенности социально-полит. обстановки 18 в.; понятия «классицизм»
Отбор информации на заданную тему
Стр.41-72, пересказ эпизодов.
8
Литература 18 века. Д.И. Фонвизин «Недоросль» Понятие о классицизме
1
Объяснительно-иллюстративные материалы.
РР
Уметь самостоятельно делать выводы, анализировать язык комедии.
Владение монологической и диалогической. речью
Чтение, пересказ сюжетов. Вопросы и задания на стр.72-73
9
Д.И. Фонвизин и классицизм. Т.Л. Драма. Трагедия, комедия.
Урок усвоения новых знаний
Знать основные правила и законы классицизма; роды и виды литературы
Владение монологической и диалогической. речью
Стр.73-78.
10
Из русской литературы. 19 века. И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Лягушки, просящие царя», «Обоз» НРК. Х.Ашинов, М.Паранук. Басни.
1
Объяснительно-иллюстративные материалы.
Знать основные факты жизни писателя, уметь определять мораль басен.
Беседа, работа с книгой, выразительное чтение.
Стр.79-84, инсценировка басни
11
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Образ Ермака Тимофеевича. Характерные особенности жанра.
1
Объяснительно-иллюстративная, исследовательская
Знать основные факты жизни К.Ф.Рылеева, понятие «думы»; уметь анализировать поэтическое произведение.
Слово учителя, аналитическая работа с текстами произведения
Стр.85-90, вопросы и задания.
12
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К…»(«Я помню чудное мгновение…»). Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы
1
Объяснительно-иллюстративная.
Наизусть
Знать основные факты жизни А. С. Пушкина,
уметь анализировать поэтическое произведение.
Беседа, работа с произведениями, анализ стихотворений
Наизусть «К…».
Стр.93, вопросы, стр.218-227.
13
А.С. Пушкин «19 октября» Тема и идея стихотворения
1
Урок усвоения новых знаний
Воспоминания поэта, связанные с датой 19 октября, лицейское братство, мечта о свободе
Беседа, выразительное чтение стихотворения
Стр.218-223.
14.
Изобразительно-выразительные средства языка: аллитерация, антитеза, метафора, эпитет.
1
Урок усвоения новых знаний
Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в тексте
Работа с книгой, беседа, проблемные задания
Стр.218-223, вопросы и задания.
15
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Композиция. Жанр. Пушкин в Казани.
1
Объяснительно-иллюстративная.
Знать исторические.
источники; содержание произведения.
Беседа, работа с книгой
Стр.92-93, лекция, вопросы.
Индивидуальные сообщения.
16
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Гл.1-2. Формирование личности П.Гринева «Я рос недорослем».
1
Объяснительно-иллюстративная.
Знать содержание произведения, этапы формирования героя; выделять смысловые части текста.
Владение основными видами публичных выступлений.
Стр.94-118, выборочный пересказ
17
Гринев в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых». Анализ 3-5 глав.
1
Объяснительно-иллюстративная.
Знать систему художественных образов повести; уметь давать характеристику героям.
Владение основными видами публичных выступлений.
Письменный ответ на вопрос «Как и почему изменилось отношение Гринева к своему пребыванию в крепости?»
18
Гринев и Швабрин. Проблема чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика
1
Поисковая. Фрагмент х/ф «Капитанская дочка»
Уметь сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев,
выявлять
авторскую позицию.
Проблемные задания.
Сообщения:
« Роль пейзажа и интерьера в художественном тексте»;
«Роль эпиграфа в повести».
19
Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав
1
Урок усвоения новых знаний
Падение Белогорской крепости. Гибель коменданта. Отношения Гринёва и Пугачёва.
Комментирован-ное чтение эпизодов, значение эпиграфа к 6 главе; черты характера главных героев повести.
Стр.142-157.
20
Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав8-12.
1
Урок усвоения новых знаний
Знать, что личность Пугачёва сложная, что он человек с неспокойной душой; составить характеристику; знать о Пугачёвском восстании. Выявить авторскую позицию и своё отношение к прочитанному.
Чтение эпизодов, образ Пугачёва.
Стр.157-193, подготовить связный текст «Каким я представляю себе Пугачёва?»
21
Взаимоотношения Гринева и Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию.
1
Объяснительно-иллюстративная.
Фрагмент х/ф «Капитанская дочка».
Уметь владеть различными видами пересказа, приводить доказательства, используя цитатный материал
Аналитическая беседа.
Стр. 157-193, найти в тексте «зеркальные сцены». Рассуждения: почему сложились особые отношения у Гринева и Пугачева? Проблема милосердия. Тема русского бунта.
22
Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».
1
Исследовательская, урок обобщения.
Обобщение и систематизация знаний по образу Петра Гринёва; в ходе работы увидеть изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с Пугачёвым.
Самостоятельное планирование и проведение исследования.
Ответить на вопрос: «Какие убеждения Гринёва являются обычными для дворянина какие - его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте?»
23
Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина. Нравственная красота героини.
1
Обобщение и систематизация
Смысл названия повести. Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой. Душевное богатство и нравственная красота героини.
Организация совместной учебной деятельности
Стр.211-218, вопросы и задания.
24
Р.Р. Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (тему формулирует учащийся).
1
Исследовательская
РР
Знать проблематику произведения; уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план к выбранной теме, подобрать цитатный материал
Самостоятельное планирование и проведение исследования.
Темы:
- Каким я представляю Пугачева после прочтения «Капитанской дочки»?
- Рыцарство Петра Гринева.
- Нравственная красота Маши Мироновой.
25
Р.Р. Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
1
Урок развития речи
Развить связную речь учащихся, уметь выразить своё отношение к теме сочинения.
Сочинение
Стр.214-216, вопросы и задания.
26.
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
1
Урок контроля знаний
Обобщение и систематизация материала, составить характеристики ; углубить понимание идейно-художественного богатства повести
Уметь правильно отвечать на вопросы и задания теста
Подготовиться к внеклассному чтению.
27
Внеклассное чтение. УМК «Вокруг тебя мир» В пределах допустимого. О. Генри «Обращение Джими Валентайна».
1
Урок внеклассного чтения
Знать содержание и проблематику произведения; уметь глубоко анализировать художественный текст.
Аналитическая беседа.
Выборочный пересказ эпизодов.
28.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь, творчество. Воплощение исторической темы в творчестве. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ тюрьмы в лирике поэта.
1
Объяснительно-иллюстративная. Романс Рубинштейна и Варламова «Горные вершины».
Знать основные факты жизни и творчества поэта.
Уметь определять род и жанр литературного произведения, выражать свое отношение к прочитанному.
Лекция. Беседа. Работа с книгой.
Лекция, сообщения.
Наизусть. Стр.228-230.
29.
Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. НРК. Стихотворения адыгейских поэтов о Кавказе.
1
Объяснительно-иллюстративная.
Симфоническая поэма «Мцыри».
Знать содержание произведения, уметь анализировать поэтический текст, характеризовать особенности сюжета, композиции.
Лекция. Беседа. Работа с книгой.
Стр. 230-251, выразительное чтение
30.
Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции. Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри.
1
Поисковая. Т.Л.
Уметь выделять смысловые части художественного произведения, характеризовать особенности сюжета.
Организация совместной учебной деятельности. Проблемные задания.
Отрывок наизусть. Стр.230-251, вопросы.
В.1 в тетради.
31.
Своеобразие поэмы «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма.
1
Урок обобщения
Особенности поэмы «Мцыри» как романтического произведения; романтизм Лермонтова.
Беседа, проблемные вопросы, тест.
Стр.251-258.
32.
Творческая работа по поэме М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (анализ эпизода поэмы по выбору учащихся)
1
Поисковая.
Творческая работа. РР
Уметь развернуто обосновывать суждения.
Проблемные задания.
Стр.251-258.
33
Обобщение изученного по творчеству М.Ю. Лермонтова. Тестирование.
1
Урок повторения
Составить характеристику Мцыри, правильно ответить на вопросы и задания теста.
Беседа, тестирование.
Биография Н.В. Гоголя.
Стр.259-263, сообщения
34
Н.В. Гоголь - писатель - сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.
1
Объяснительно-иллюстративная.
Знать особенности драматического произведения, определение понятия «комедия»; уметь составлять тезисы к лекции.
Лекция. Беседа. Работа с книгой.
С.219-300, чтение комедии
35.
Н.В.Гоголь «Ревизор». Действие первое. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.
1
Урок усвоения новых знаний, чтения отрывков
Знать основы сценического поведения, содержание комедии, уметь владеть различными видами пересказа.
Организация совместной учебной деятельности.
Стр.264-282, в.11,2,7,8.
36
Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». Мастерство речевых характеристик (действие 2-3)
1
Исследовательская.
РР
Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в создании образов.
Самостоятельное планирование и проведение исследования.
Инсценировка эпизода (по группам), словесный портрет Хлестакова.
37.
Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ 4 действия комедии «Ревизор»
1
Урок усвоения новых знаний, чтения отрывков
Чтение эпизодов, составление характеристик чиновников
Составление характеристик чиновников
Стр.312-336.
38.
Финал комедии «Ревизор», его идейно-композиционное значение. Действие пятое.
1
Урок усвоения новых знаний, чтения отрывков
Комментированное чтение эпизодов; образы чиновников.
Составить таблицу-схему поведения чиновников и Хлестакова.
Стр.336-350, подготовить сообщения о городничем и Хлестакове
39.
Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова.
1
Поисковая.
Отрывки из х/ф «Инкогнито из Петербурга»
Знать позицию автора по отношению к каждому из персонажей.
Проблемные задания.
Рассуждение:
- Соответствует ли образ Хлестакова в кино образу, созданному писателем?
Индивидуальные задания: «Сценическая история комедии «Ревизор».
40.
Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии «Ревизор». Хлестаковщина.
1
Объяснительно-иллюстративная.
Знать содержание статьи Белинского, определение понятия «хлестаковщина»
Аналитическая беседа. Работа с книгой.
Выписать из комедии крылатые выражения.
Сообщения:
- Трактовка образа Хлестакова различными актерами,
- Белинский о городничем.
41
Практическая работа по комедии «Ревизор». Контрольное тестирование.
1
Поисковая.
РР
Знать пути и приемы раскрытия образов комедии, уметь выражать свое отношение к прочитанному.
Проблемные задания.
Домашнее сочинение 1.Случаен ли самообман чиновников?
2.Почему такой ничтожный человек, как Хлестаков, мог показаться чиновникам ревизором? 3. Что бы мог рассказать Хлестаков сослуживцам о пребывании в уездном городе?
42.
Н.В.Гоголь «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила Башмачкина и его противостояние бездушию общества.
1
Объяснительно-иллюстративная.
УВЧ
Знать содержание повести, тему, идею. Уметь понимать, в чем состоит новаторство гоголя в развитии темы «маленького человека».
Слово учителя, аналитическая беседа, работа с текстом.
Составить вопросы к повести, пересказ эпизодов (устный анализ эпизода)
Из литературы 19 века (продолжение)
43.
М.Е.Салтыков - Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города» «О корне происхождения глупцов». Художествен-
но политическая сатира на общественные порядки. Средства создания коми-
ческого в произведениях.
1
Исследовательская.
Знать понятие «сатира», особенности художественного мира Салтыкова-Щедрина; уметь анализировать художественные произведения.
Аналитическая беседа, работа с текстом.
Стр. 3-15, вопросы, пересказ фрагмента.
44.
Н.С.Лесков «Старый гений».
Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.
Т.Л.
Знать особенности художественного мира Н.С.Лескова, содержание рассказа; уметь анализировать текст произведения, чувствовать мысли автора.
Слово учителя, аналитическая беседа, работа с текстом.
Стр. 16-27, Рассуждение:
- Кто виноват в страданиях героини?
45.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «После бала». Жизненные источники произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Толстой в Казани.
1
Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.
Знать содержание рассказа, уметь составлять план прочитанного, формулировать тему, идею, пробле-
му произведения
Лекция, беседа, работа с книгой.
Стр.28-42, пересказ сюжета, в.1
Индивидуальные сообщения
46
Прием контраста, раскрывающий идею рассказа, - способ эмоционального воздействия на читателя. Иван Васильевич и полковник.
1
Поисковая.
Т.Л.
Уметь находить при анализе текста изобразительно- выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.
Организация совместной учебной деятельности.
Стр. 42,вопросы 2-5
47.
«После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении.
1
Проблемное изложение.
Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.
Аналитическая беседа, проблемные задачи.
Стр.42, вопрос 6 (развернутый ответ).
Подготовка к сочинению
48.
Л.Н.Толстой «После бала». Автор и рассказчик. Систематизация и обобщение.
1
Урок обобщения
Знать главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни
Беседа, элементы диспута
Подготовка к сочинению
49.
Р.Р. Учимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение по рассказу «После бала»). «Утро, изменившее жизнь».
1
Исследовательская
РР
Уметь писать сочинение по мотивам литературного произведения. Темы:
- Письмо Ивана Васильевича Вареньке;
- Страничка из дневника Ивана Васильевича «Утро, изменившее мою жизнь».
Сочинение
Работа над черновиками
50.
Р.Р. Сочинение на тему «Утро, изменившее жизнь» по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»
1
Урок развития речи
Уметь писать сочинение по мотивам литературного произведения
Сочинение
Л. Н.Толстой «Отрочество»,
чтение, пересказ.
51
Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
1
Проблемное изложение.
УВЧ
Уметь находить при анализе текста изобразительно выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.
Аналитическая беседа, проблемные задачи.
С.38-41, выразительное чтение
52.
Природа родной природы. Стихотворения А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова о природе. Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.
1
Поисковая.
Наизусть
Уметь выразительно читать стихи, строить письменное высказывание - анализ поэтического текста.
Проблемные задания
Наизусть по выбору.
Стр.43-47, вопросы
53.
Природа родной природы. Стихотворения Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова о природе. НРК. Стихотворения адыгейских поэтов о родной природе.
1
Урок усвоения новых знаний
Уметь выразительно читать стихи, строить письменное высказывание - анализ поэтического текста.
Проблемные задания
Наизусть по выбору.
Стр.43-47, вопросы
54.
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
1
Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.
Знать основные события жизни писателя, уметь находить художественную деталь и объяснять ее значение; понимать подтекст чеховских рассказов.
Аналитическая беседа, проблемные задачи.
Стр.48-60, вопрос.5 в тетрадях; индивидуальные сообщения по биографии
55
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» Философский смысл рассказа.
1
Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.
УВЧ
Знать содержание рассказа, уметь анализировать художественное произведение.
Аналитическая беседа, проблемные задачи.
Стр.48-60, ответить на вопрос «Правильно ли поступили герои?»
Из литературы 20 века
56
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ».
1
Поисковая
Знать биографию Бунина, содержание рассказа, уметь анализировать художественный текст.
Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой.
Стр.63-71, пересказ сюжета; вопросы (ответы развернутые). Рассуждение: «Почему герой Бунина в финале погибает?»
57.
А.И.Куприн. Жизнь. Творчество. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле.
1
Объяснительно-иллюстративная.
Т.Л.
Знать жизнь Куприна, содержание рассказа, уметь выделять смысловые части рассказа
Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой.
Стр.72-81, вопрос.2 в тетрадях (таблица).
Рассуждения: Почему у Чехова и Бунина ситуации схожи, а формы разрешения различны?
58.
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»
1
Проблемное изложение.
РР
Владение основными видами публичных выступлений.
Беседа
Подготовиться к сочинению.
59.
Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?»
1
Урок развития речи.
Знать требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению; уметь писать сочинение на литературную тему.
Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой
Стр.81, вопросы и задания.
60
Контрольное тестирование по творчеству Л.Н.Толстого, И.А. Бунина, А.И. Куприна.
1
Урок контроля знаний
Уметь правильно отвечать на вопросы и задания теста, знать содержание произведений, их анализ
Тестирование
Анализ художественного произведения
61.
Внеклассная работа по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.
1
Урок внеклассного чтения
Анализ произведений
Пересказ, беседа.
Подготовить сообщение о Блоке.
62.
А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом».
1
Объяснительно-иллюстративная.
Уметь определять род и жанр литературного произведения; формулировать идею, тему, проблематику
Комментированное чтение.
Стр.82-93, вопросы 5,7.
Рассуждение
- Герои Куликовской битвы - в боях за Родину.
63.
А. А. Блок. «На поле Куликовом» Чтение и анализ цикла стихов
1
Урок усвоения новых знаний
Уметь анализировать художественный текст
Комментированное чтение.
Стр.82-93, вопросы и задания на стр. 92.
64.
Внеклассное чтение. УМК «Вокруг тебя - мир». Р.Шекли «Абсолютное оружье». На что готов пойти каждый из нас ради существования.
1
Объяснительно-иллюстративная
УВЧ
Знать содержание проблематику рассказа; уметь глубоко анализировать художественный текст.
Аналитическая беседа.
Выборочный пересказ эпизодов.
Стр.19-38.УМК «Вокруг тебя - мир»
65
С.А.Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
1
Объяснительно-иллюстративная.
Т.Л.
Уметь выразительно читать стихотворения, строить письменное высказывание - анализ поэтического текста.
Комментированное чтение.
Наизусть.
Стр.94-102, выразительно, чтение по ролям, вопрос 2 (развернутый ответ), наизусть по выбору.
66.
С.А. Есенин «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме
1
Урок усвоения новых знаний
Анализ поэтического текста, характеристика Пугачёва.
Комментированное чтение и анализ
Вопросы и задания на стр.101-102
67.
И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
1
Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.
Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.
Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой
Стр. 103-113, вопросы1-5, стр.112-113, вопрос 2 в тетрадях.
68.
М.А.Осоргин. Жизнь. Творчество. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
1
Объяснительно-иллюстративная.
Уметь находить при анализе текста изобразительно- выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.
Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой
С.115-122, вопросы 1-3, пересказ сюжета
69.
Р.Р. Сочинение-эссе на одну из тем «Как я готовился к сочинению», «Как я написал своё первое сочинение».
1
Урок развития речи
Уметь писать эссе, с учётом требований к работе; уметь писать сочинение, соблюдая композиционную стройность.
Сочинение-эссе.
70
Контрольная работа по творчеству И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина.
1
Проблемное изложение.
РР
Уметь работать с тестами
Контрольная работа
Индивидуальные задания по вопросам.
71.
Журнл «Сатирикон». Тэффи. «Жизнь и воротник»
1
Урок усвоения новых знаний
Знать приёмы анализа текста, владеть различными видами пересказа
Рассказ, беседа; работа с книгой
Стр.123-138, вопросы на стр.139.
72.
Журнал «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. М. Зощенко. «История болезни»
1
Объяснительно-иллюстративная.
Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.
Рассказ, беседа; работа с книгой.
С.139-145, пересказ, составить вопросы.
Индивидуальные задания по вариантам
73.
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. История создания. Композиция поэмы «Василий Теркин».
Теркин - олицетворение
национального характера.
1
Объяснительно-иллюстративная.
Т.Л.
Знать образную природу словесного искусства, уметь дать характеристику героев.
Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой
Стр.146-156, вопросы 1-6.
74.
Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа».
1
Поисковая. РР
Уметь характеризовать особенности сюжета, композиция; выявлять авторскую позицию.
Организация совместной учебной деятельности.
Наизусть.
Размышления:
Картина фронтового быта; роль изобразительно-
выразительных
средств языка. Стр.157-165, вопрос 2, отрывок наизусть
75.
Народно - поэтическая основа, героика и юмор в поэме. Комментированное чтение глав «О награде», «Два солдата», «Смерть и воин».
1
Поисковая
Уметь анализировать художественное произведение.
Организация совместной учебной деятельности.
Наизусть.
Стр.165-172, в.13,14-в тетрадях
76.
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.
1
Объяснительно-иллюстративная
УВЧ
Знать основные черты характера Василия Тёркина; сочетание героики и юмора в произведении
Аналитическая беседа.
Выборочный пересказ эпизодов.
Стр.39 - 47. УМК «Вокруг тебя - мир»
77
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин». Автор и его герой. Тест по поэме «Василий «Тёркин»
1
78.
Внеклассное чтение. УМК «Вокруг тебя - мир». Р. Брэдбери «Улыбка». Защита культурных ценностей в ситуации вооруженного конфликта.
1
Урок внеклассного чтения
Знать содержание проблематику рассказа; уметь глубоко анализировать художественный текст.
Аналитическая беседа.
Выборочный пересказ эпизодов.
Стр.39 - 47. УМК «Вокруг тебя - мир»
79.
Стихи и песни о ВОВ. М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».
1
Поисковая
Уметь анализировать текст, формулировать тему, идею, проблему, выражать свою точку зрения.
Проблемные задания
Стр.175-179, вопросы 1-3
80.
Стихи поэтов о ВОВ. Булат Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»
1
Исследовательская
Знать поэтов военного времени и их творчество, уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.
Самостоятельное планирование и проведение исследования.
Наизусть.
Стр.179-181, одно стихотворение выучить наизусть (по выбору)
81.
Стихи поэтов о ВОВ. Лев Ошанин «Дороги», Алексей Фатьянов «Соловьи». НРК. А. Гадагатель «Мы не хотим войны»
1
Урок усвоения новых знаний
Знать поэтов военного времени и их творчество, уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям
Анализ стихов.
Подготовиться к внеклассному чтению
82.
Внеклассное чтение по произведениям о ВОВ.
1
Урок внеклассного чтения
Знать произведения известных писателей о ВОВ
Уметь анализировать текст, формулировать тему, идею, проблему, выражать свою точку зрения.
Стр.182-187.
83.
Тропы как выразительные средства языка.
1
Урок усвоения новых знаний
Знать тропы как выразительные средства языка
Уметь находить в текстах тропы.
Работа с текстом произведения.
84.
А.Астафьев. Тема детства в творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.
1
Поисковая
Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа.
Организация совместной учебной деятельности.
Стр.188-206, пересказ эпизодов.
Рассуждение:
-Роль бабушки в жизни писателя.
85.
Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.
1
Поисковая
Уметь воспринимать и анализировать художественное произведение, владеть различными видами пересказа
Организация совместной учебной деятельности.
Стр.206, вопросы2-3
86.
Р.Р. Подготовка к развитию речи. Составление отзыва о прочитанном произведении.
1
Урок развития речи
Уметь находить тему и основную мысль произведения; какие события произвели наиболее сильное впечатление, кто из героев особенно понравился
Уметь составлять отзыв о прочитанной книге; дать оценку личного восприятия, определить стиль и форму сочинения (письмо другу, статья для стенгазеты и т. д.)
Работа над черновиками
87.
Р.Р. Отзыв о прочитанном произведении о ВОВ.
1
Исследовательская
РР
Уметь составлять отзыв о прочитанном произведении
Отзыв
Стр.206, вопросы.
88
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.
1
Урок усвоения новых знаний
Знать образную природу словесного искусства, уметь выразительно читать стихи, участвовать в диалоге.
Проблемные задания
Стр.207-216, вопросы и задания.
89.
«Мне трудно без России». Поэты русского зарубежья о Родине.
1
Объяснительно-иллюстративная
Знать образную природу словесного искусства, уметь выразительно читать стихи, участвовать в диалоге.
Проблемные задания.
Наизусть.
Стр.217-225, наизусть по выбору, устный анализ стихотворения
90.
«Мне трудно без России». Поэты русского зарубежья об оставленной Родине.
1
Объяснительно-иллюстративная
Знать образную природу словесного искусства, уметь выразительно читать стихи, участвовать в диалоге.
Проблемные задания.
Наизусть.
Стр.217-225, наизусть по выбору, устный анализ стихотворения
Из зарубежной литературы
91
Зарубежная литература. В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков.
1
Объяснительно-иллюстративная.
Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии.
Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой
Стр.226-241, вопросы.
Сообщения:
- Шекспир - представитель эпохи Возрождения;
- Поэтические переводы Шекспира.
92
В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Трагедия произведения эпохи Возрождения.
1
Объяснительно-иллюстративная.
Уметь выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта), строить устные и письменные ответы.
Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой
Рассуждения:
- Как природа раскрывает чувства героев?
- Почему пьесу можно назвать гимном любви?
Мини-сочинение «Герой трагедии, о котором мне хотелось бы рассказать».
93
Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.
1
Объяснительно-иллюстративная.
Т.Л.
Знать образную природу словесного искусства.
Лекция, рассказ, беседа.
Наизусть.
Наизусть сонет (по выбору)
94
Жизнь и творчество Жана - Батиста Мольера. Комедия «Мещанин во дворянстве».
1
Урок усвоения новых знаний
Изображение обнищания и паразитизма аристократии, тщеславие буржуазии.
Выразительное чтение по ролям, беседа.
Стр.243-294
95
Жан - Батист Мольер Комедия «Мещанин во дворянстве».
1
Объяснительно-иллюстративная.
Т.Л.
Уметь выразительно читать текст по сценам
Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой
Стр.243-295,в.2,4
96
Жизнь и творчество Вальтера Скотта.
1
Объяснительно-иллюстративная.
УВЧ
Знать основные этапы жизни и творчества писателя, уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного.
Рассказ учителя, работа с книгой, ознакомительная беседа
Стр.296-298, вопросы. Пересказ.
97
Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман.
1
Объяснительно-иллюстративная.
УВЧ
Уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного. Иметь представление о темах и проблемах романа «Айвенго».
Рассказ учителя, работа с книгой, ознакомительная беседа
Стр.299-338.
98.
Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман.
1
Объяснительно-иллюстративная
Уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного. Иметь представление о темах и проблемах романа «Айвенго».
Рассказ учителя, работа с книгой, ознакомительная беседа
Стр.339-341, вопросы и задания.
99.
Р.Р. Устный рассказ на тему «Кому из писателей вы хотели бы поставить памятник? Где бы вы его поставили? Каким вы его видите?»
1
Урок развития речи
Развитие монологической речи; составление рассказа.
Описание памятника
Стр.341, творческое задание.
100
Теория литературы. Роды и жанры литературы
1
Урок повторения
Знать роды и жанры литературы
Беседа, работа с книгой
Стр.344-347.
101
Литературные места России
1
Объяснительно- иллюстративная
Знакомство с литературными местами России
Презентация
Стр.353-356.
102
Подведение итогов и задание на лето.
1
Литература 8 класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
Недель
9
7
10
8
34
Уроков
18
14
20
16
68
УРР
3
3
4
3
13
УВЧ
1
2
2
2
7
Творческие работы
-
1
1
1
3
Сочинения
1
1
1
1
4
ТЛ
2
2
3
3
10
Наизусть
2
2
3
5
12
Контрольные работы
-
1
1
-
2