Воспитание в процессе анализа художественного текста на уроке русской литературы в старших классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание в процессе анализа художественного текста на уроке русской литературы в старших классах.


Махмудова ГульджаханХайдаровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ «Яктылык»





Воспитание в процессе анализа художественного текста

на уроке русской литературы в старших классах.


Цель занятия - непрямое формирование чувства любви к Родине. У каждого человека как языковой личности представление о родине запечатлевается как некий словесный образ, фрагмент языковой картины мира. Учитель-словесник с помощью и на словесном материале анализируемого текста может формировать образ родины.

Поэт К. Симонов писал: «Когда я думаю о родине, я вспоминаю Смоленщину... и хотя я родился далеко отсюда, но именно эти места мне кажутся самыми родными. Должно быть, это потому, что начинать войну мне пришлось именно здесь, на дорогах, и самая большая горечь, какая бывает в жизни,- горечь утраты родной земли,- застигла меня именно здесь, в Смоленщине» [Симонов К. На старой Смоленской дороге // К. Симонов. От нашего военного корреспондента. - М., 1948. - С. 349].

После прослушивания стихотворения в исполнении автора вопрос классу: «Какой образ является главным в стихотворении К. Симонова "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..."»?

Задание: найти по словарю Ожегова значение слова родина.

  1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-н. [Ожегов 2010: 1009]

Вопрос классу: «Какие слова способствуют конкретизации центрального обобщённого образа родины? ».

Чаще всего образная конкретизация осуществляется с помощью привлечения определенной конкретной лексики, лингвистическая основа такой конкретизации близка к синекдохе, когда «целое» характеризуется через «часть», а «часть» несет в себе типичные признаки всего целого.

Задание классу: «Найдите в словаре определения слов дорога («полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения» [Ожегов 2010: 273]), тракт (устар. «большая проезжая дорога» [Ожегов 2010: 1186]), просёлок («грунтовые дороги между небольшими населенными пунктами» [Ожегов 2010: 921])».

Ключевыми словами при создании образа дороги являются конкретные по своему общеупотребительному значению слова-синонимы дорога («полоса земли, служащая для езды и ходьбы»), тракт («большая проезжая дорога»), проселки («грунтовые дороги между небольшими населенными пунктами»). Наиболее значительны в идейно-художественном отношении слова дорога и проселки.

Вопрос классу: «Сколько раз и в каких местах текста употребляется слово дорога (дороги), проселки?»

Слово дорога (дороги) выделяется благодаря тому, что оно употреблено в самой первой строке стихотворения, которая к тому же выполняет функцию названия. Слово проселки также выделено: впервые оно употреблено в очень важной - пятой строфе стихотворения, где поэт дает свое определение Родины.

Названные слова-синонимы (дороги, тракт, проселки) сначала воспринимаются только в прямом, конкретном смысле.

Подберите слова, описывающие движениеотступающих советских войск. (Примеры: шли бесконечные злые дожди..., кринки несли нам усталые женщины..., слезы они вытиралиукрадкою..., вслед нам шептали..., шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз...).

Движение отступающей армии нигде не обозначено прямо, оно передается с помощью глаголов, называющих действие не самих движущихся солдат, а всего того, что находится вокруг них - по сторонам, впереди, позади (шли бесконечные злые дожди..., кринки несли нам усталые женщины..., слезы они вытирали украдкою..., вслед нам шептали..., шел тракт, на пригоркахскрываясь из глаз...).

Обратите внимание: в движение включается как живое, так и неживое (тракт, дожди).

Задание классу: «Обратите внимание на повтор».

Повторы встречаются на протяжении всего стихотворения. Три раза повторяется слово деревни (деревни, деревни, деревни с погостами), три раза повторяется обращение (ты помнишь), трижды звучит с нарастанием экспрессии мы вас подождем, девять раз (т. е. трижды три!) встречаются в тексте слова с корнем рус- (Русь, русский, по-русски).

Вопросы классу: «Можно ли сказать, что повторы, встречающие тексте, выполняют стилистическую функцию риторического усиления? Какое значение слова дороги подчёркивают повторы?»

Все повторы, встречающие тексте, выполняют стилистическую функцию риторического усиления, но в то же время они подчеркивают прямое, конкретное значение слова дороги.

Вопросы классу: «В тексте происходит своеобразная замена объекта описания по смежности, но заканчивается ли обобщение образа родины? Какие слова использует автор для развития обобщённого образа родины?»

Своеобразная замена объекта описания по смежности: слово дороги обозначает все то, что происходит на дороге, всё то, что связано с этими дорогами.

Однако на данной ступени обобщение не заканчивается. К следующему уровню обобщения ведут слова Русь и Россия, которые являются в художественной речи поэтическими синонимами слова родина. Употребление слов Русь и Россия сразу же создает определённую точку зрения на происходящее, формирует особый угол восприятия: современность воспринимается как продолжение истории, за конкретными событиями и картинами встает обобщённый образ Родины.

Задание и вопрос классу: «Докажите обоснованность включения слова Смоленщина в средство создания образа родины. С какими историческими событиями ассоциируется в сознании читателя упоминание слова Смоленщина?»

Смоленская дорога - места исторические, связанные в нашем сознании прежде всего с событиями Отечественной войны 1812 г. Читатель вспоминает, что по смоленским дорогам двигался на Москву Наполеон, а потом по разоренным дорогам Смоленского края французская армия отступала по напором русских войск, и возникают конкретные исторические ассоциации связанные со словосочетанием дорогиСмоленщины.

Понятие Родины формируется с помощью слова просёлки,конкретный смысл слова проселки усиливается благодаря тому, что оно употреблено во множественном числе. Поэтому и слово родина понимается в конкретном значении.

Вопрос классу: «Как изображалась в русской поэтической традиции, в том числе и в произведениях устного народного творчества, судьба человека?»

В русской поэтической традиции, в том числе и в произведениях устного родного творчества, судьба человека изображалась как движение по жизненному пути. Наряду со словом путь в этом значении могло употребляться и более конкретное слово дорога. Именно это символическое значение и актуализируется в слове проселки.

Вопрос классу: «С помощью какого словосочетания,развивая поэтическую традицию, К. Симонов создал авторский образ-символ Родины?»

К. Симонов сделал сельские проселки символом исторического пути Родины, символом судьбы всего русского народа. Замена слова дороги словом проселки ведет к большей конкретизации образа Родины.

Задание классу: «Подсчитайте количество повторов».

С народной традицией связана роль числа «три». За этим числом стоят ассоциации, идущие от устного народного творчества. В дни тяжелых испытаний особенно ярко проявляются национальные качества человека, чувство Родины. Жившему в городе поэту становится ясно, что только теперь он по-настоящему увидел свою родную землю и понял свой народ. Слово дом в стихотворении символизирует «отдельную», сугубо «личную» родину, не связывающую человека со всем народом. Дороги, проселки, ведущие от одной деревни к другой и словно уходящие в глубь истории, соединяют человека с родной землей в ее настоящем и прошлом.

Оппозиция дом - проселки усложняет и обогащает отвлеченный смысл понятия Родины и усиливает конкретный план.

Задание классу: «Какую цель ставит автор, вводя наряду с традиционными при поэтическом раскрытии темы Родины словами, как женщина, мать, не совсем обычноесловостаруха, подумайте».

Хотя за этой картиной стоят вполне реальные, имевшие место в действительности события, слова старуха и старикявляются прежде всего мотивированными художественно. Седая старуха, прожившая большую жизнь, воспринимается как воплощение матери-Родины, прошедшей длительный и тяжелый жизненный (исторический) путь. Таким образом поддерживаются исторические ассоциации, возникающие на основе первого ряда ключевых слов текста (дороги, тракт, проселки).

Вопрос классу: «Чьи слова подхватывают пажити и леса, чей голос сливается с голосом матери-природы, случайно ли это?»

Вопрос классу: «Какое слово для обозначения Родины поэт использует в следующих строфах:

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился?»

В представленных строфах для обозначения Родины поэт использует слово земля с определениями русская и горькая («та, на долю которой выпало много горя, несчастная»).

В последней строфе стихотворения, как и в первой, поэт употребляет слово женщина и впервые вводит слово мать.

Вопрос классу: «Какой образ встаёт за словами женщина и мать в следующей строфе?»

За словами женщина и мать в контексте поэтической традиции снова встает образ Родины, провожающей в бой своих сыновей.

Вопросы классу: «Какую художественно-смысловую функцию выполняют просторечно-бытовые слова?».

Используемая К. Симоновым бытовая лексика зачастую овеяна историческими ассоциациями (солдатки, всем миром, версты, бабье чутье ) или несет тему времени и сменяющихся поколений (прадеды, внуки, старуха, старик, дети), что придает этим словам в тексте стихотворения стилистическую двойственность: они одновременно поддерживают и конкретный, и обобщённый, высокий план. Встречаются также слова с народно-поэтической и традиционно-поэтической стилистической окраской (пажити, родимые, милуют, великая Русь).

Обобщающий вопрос классу «Какова художественная роль лексических единиц словесных рядов, создающих ассоциативные смыслы?»

Таким образом, на занятии происходит непрямая коммуникация - сложнейший многоуровневый и многоплановый педагогический процесс становления учащихся как личностей: внешне обсуждается языковой материал, а в глубинном плане идёт педагогическое воздействие трансляцией смыслов социальной действительности.Возникающие в тексте ассоциативные смыслы усугубляют первичные, конкретные значения ключевых слов, переводя в более общий план, делают воссоздаваемые поэтом картины символическими.

«Интерпретация смыслов представляет собой процесс гибкого коллективного осмысления социальной действительности, как психологическое или феноменологическое переживание общности (togetherness) интересов, действий и т.п.» [Дементьев 2006: 57].

Литература

Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. - М.: Гнозис, 2006. - 376 с.

Колесникова В.П. Образ Родины в стихотворении К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» // РЯШ. 1987. №2. С. 83 - 87.

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. Изд. 3-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 304 с.

Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. Изд. 3-е., стереотип. - М.: КомКнига, 2007. - 184 с.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста: учебное пособие для студентов педагогических институтов. 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990. - 415 с.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.

Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста: Книга для учителя. - М.: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2010. - 256 с.


© 2010-2022