Рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента  государственного образовательного стандарта. Состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования. Рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю, 35 учебных недель). Региональный компонент- 20 уроков, материал для которых взят из сборника "Литература России. Южный Урал". Рабочая программа к учебнику Т.А. Ладыженской "Русский язык. 5 класс", содержит планируемые результаты и требования к уровню под...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.1.Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования:

  1. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.

  2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

  3. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

  4. Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047

  5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

  6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

  7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

  8. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

  9. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).

  10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

  11. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

  12. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.

  13. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.

  14. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404.

  15. Авторской программы для общеобразовательных учреждений М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской ,Н.М.Шанского; М. «Просвещение» 2010г.

  16. Методические рекомендации «О преподавании учебного предмета «Русский язык и литература» в 2014-2015 учебном году» от 30 июня 2014 г. №03-02/4959



1.2. Обоснование выбора программы и учебного комплекса.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» (изменения и дополнения от 25.06.2002 № 71-ФЗ, ст. 32, п.2, пп. 23) «образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания русского языка используется перечень-каталог учебно-методических изданий, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 )

При формировании дидактико-методического комплекса образовательного учреждения по русскому языку учитывается ряд факторов, важнейшими из которых является наличие программного и учебно-методического обеспечения; соответствие УМК государственному стандарту; завершенность учебной линии; эффективность учебников. По данным критериям основными линиями учебников русского языка на ступени основной школы, используемых в образовательном учреждении, являются линия издательства «Просвещение» под ред. Т.А. Ладыженской. Обучение русскому языку ведётся на базовом уровне. Поэтому в целях обеспечения преемственности на старшей ступени обучения используется учебник Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 - 11 классы. - М.: Просвещение, 2009.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

1.3.Перечень компонентов учебно-методического комплекса,

обеспечивающего реализацию рабочей программы (базовый учебник, дополнительная литература для учащихся и учителя)



Базовый учебник

Литература для учащихся

Литература для учителя

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова Учебник для 5класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2010г


1. Рабочая тетрадь. Г.А.Богданова 5 класс. Русский язык в 2-х частях. Москва. Издательский дом «Генжер» 2012г.

2. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Авторы-составители: О.Б.Адаева, Л.И.Журавлева, М.Г.Саннокова, Е.М.Шадрина. Русский язык 5 класс. Челябинск. «Взгляд» 2009г.



1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку к учебникам Т.А.Ладыженской и др. М. «Вако» 2011г.

2.Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 кл. М. «Просвещение» 2003г.

3. И.В.Карасева. Русский язык 5 класс. Поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. Волгоград. 2003г.


1.4. Цели обучения русскому языку

Изучение русского языка в 5 классе направлено на достижение следующих целей

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и

ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

1.5.Реализация НРК. Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента. Региональный компонент программы соотносится с Федеральным и составляет 10% содержания языкового образования в 5 классе (20 часов).Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, преследующих цели: приобщение учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к традициям русского народа, народов, населяющих наш регион, развитие эмоциональной культуры личности, чувства гражданственности, патриотизма.

В федеральном государственном образовательном стандарте уделяется особое внимание формированию культуроведческой компетенции, тесно связанной с национально-региональным компонентом, предполагающим воспитание у учащихся национального самосознания, представления о родном языке как форме выражения национальной культуры, как материальной и духовной ценности, национальном достоянии русского народа; осознание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка; овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; формирование любви к родному языку, гордости за него.

Содержание регионального компонента учебного предмета «Русский язык» определяется тенденциями в развитии языкознания, актуализацией проблем коммуникации в современном мире, становлением коммуникативной культуры личности

При изучении регионального компонента рекомендуется использовать хрестоматию для учащихся «Литература России. Южный Урал». Курс «Литература России. Южный Урал» дополняет и расширяет курс русского языка за счет включения таких вопросов и понятий, как региональные формы культуры, региональная литература, «культурное гнездо» литературное краеведение на Урале, крупнейшие краеведы: В.Бирюков, А.Шмаков, А.Лазарев, Л. Гальцева и др., тематические и проблемные параллели между национальной литературой и литературой Южного Урала

№ урока

Тема учебного занятия

НРК

3

Стили речи

Стилистические возможности слов и выражений. Сейфуллина Л.И.

«Тургояк»

с. 86

17

Р/Р. Текст. Тема текста.

Фонотов М.С. «Бронза Аркаима» с.437.

29

Виды предложений по цели высказывания.

Употребление в речи различных по цели высказывания предложений. Татьяничева Л.К. «Я выхожу из электрички»

с. 203

41

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Власова С.К. «Тютьнярская старина» с. 258

45

Предложения с обращениями.

Употребление предложений с обращениями в речи.

Татьяничева Л.К. «Урал», «Дорога» с. 201

55

Р/Р. Диалог


Роль диалога и монолога.

Макаров К.М. «Ванька Жуков

из детдома».

с. 422


60

Фонетика. Гласные звуки.

Фонетический строй языка. (с.11)

Протасов В.А. «Мои школьные годы»

72

Орфоэпия

Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.

77

Слово и его лексическое значение.

Толковые словари и их использование в повседневной жизни.

78

Однозначные и многозначные слова.

Однозначные и многозначные слова.

Горская А.Б. «Тёплый дом»

с. 381

105

Буквы О - А в корне -РАСТ-, -РОС-

Дышаленкова Р.

«Ссора» с. 408

115

Имя существительное как часть речи.

Стилистические возможности имён существительных. Кондратковская Н. «Тайсара-жёлтый жеребёнок»

С. 150

119

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.

«Путешествие» по малой родине

120

Р/Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (упр. 496)

Пермяк Е. «Перо и чернильница».

141

Имя прилагательное как часть речи.

Употребление имён прилагательных в речи.Фонотов М.С. «Горное озеро».

с. 447

148

Морфологический разбор имени прилагательного

Эпитет, сравнение, метафора. Шишов К.А. «Подснежники»

с. 363

154

Р/Р. Сочинение

«Наши друзья - животные»

Макаров К.М. «Джурка» с. 418

156

Глагол как часть речи.

Текстообразую -

щая роль глаголов. Сорокин В.В.

«Над Челябинскомдождь» с. 341


159

Р/Р. Рассказ.

Сорокин В.В. «Добрым быть».

с. 345

208

Сочинение по личным впечатлениям.




2. Учебно-методический план.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. Так, в 5 классе на изучение русского языка отводится 210 часов (6 часов в неделю):

 Язык - важнейшее средство общения - 2 + 1

 Повторение пройденного в 1-4 классах - 17 + 3

 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. - 29 + 7

 Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи - 13 + 4

 Лексика. Культура речи. - 7 + 3

 Морфемика. Орфография. Культура речи. - 22 + 4

 Морфология. Орфография. Культура речи.

 Самостоятельные и служебные частии речи - 2

 Имя существительное - 20 + 4

 Имя прилагательное - 12 + 4

 Глагол - 36 + 6

 Повторение и систематизация пройденного в 5 классе - 11 + 2

В связи с тем, что в разделе «Самостоятельные и служебные части речи» предполагается первичное знакомство с причастием, деепричастием, категорией состояния, добавлен один час в этот раздел из раздела «Фонетика. Орфоэпия» На уроки развития речи отводится 38 часов.

3.Календарно-тематический план реализации рабочей программы



Сроки

Тема

Основное содержание. Понятия

Виды деятельности (учебные действия)

Диагностика (вид и форма контроля)

1

Язык и человек.

Общение устное и письменное.

Функции русского языка

Письменное общение и устное общение

Тема текста, границы предложений, интонация

Отличать письменное общение от устного. Читать, устно воспроизводить лингвистический текст; различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; определение темы текста, границы предложений на основе смысла и интонации

2

Читаем учебник. Слушаем на уроке.



3

Р/Р. Стили речи.

НРК. Стилистические возможности слов и выражений.Сейфуллина Л.И.

«Тургояк»

с. 86

Общие понятия о стилях речи: разговорный стиль, научный, художественный

Определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания

Повторение изученного в 1 - 4 классах. (17 + 3)

4

Звуки и буквы. Произноше-

ние и правописа-

ние.

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твер­дые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и
глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.


Определять сильные и слабые позиции звуков, производить фонетический разбор, транскрибировать слова, определять количество звуков и букв




5

Орфограмма.

Орфограмма - буква, орфограмма-пробел

Находить орфограммы- гласные и орфограммы - согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки; орфограммы- гласные и согласные буквы в разных морфемах


6-7

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Проверяемые безударные гласные в корне слова, однокоренные слова, форма слова

Пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменение формы слова и подбор однокоренных слов); графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем


8

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Проверяемые безударные гласные в корне слова, однокоренные слова, форма слова

Пользоваться способами проверки согласной в корне (изменение формы слова и подбор однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласная Л, М,Н,Р); графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем


9

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Непроизносимые согласные

Разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых согласных в корне


10

Буквы и, у, а после шипящих.

Орфограмма - буква, шипящие согласные

Выбор букв И, У, А после шипящих, написание слов- исключений; графическое обозначение условия выбора правильных написаний; использование орфографического словаря


11

Разделительные Ъ и Ь

Функция разделения, приставка, корень слова, мягкость предшествующего согласного

Разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного;

правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь; графически обозначать условия их выбора


12

Раздельное написание предлогов с другими словами

Орфограмма -пробел, орфограмма-дефис

Предлог и приставка, падежи

Усвоение орфограммы- пробела, орфограммы-дефиса; знание о совпадении по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок, графически обозначать условия выбора орфограммы


13

Р/Р. Обучающее изложение

(По Г.А. Скребицкому)

Признаки текста, простой план текста

Определять основную мысль текста, составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план




14

Части речи. Глагол.

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола Синтаксическая роль глагола в предложении.


Определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Ознакомление наречием как неизменяемой частью речи

Определять морфологические признаки глагола (время, лицо), употреблять Ь после шипящих во 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени


15


Правописание -тся и - ться в глаголах.


Находить орфограмму в -ТСЯ и -ТЬСЯ, пользоваться способом определения правильного написания орфограммы


16

Личные окончания глаголов. Не с глаголами.

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения

Выделять личные окончания глаголов; писать е или и в личных окончаниях глаголов; уметь писать раздельно НЕ с глаголами; разбирать глаголы по образцу


17

Р/Р. Текст. Тема текста.

НРК Фонотов М.С. «Бронза Аркаима» с.437

Темы широкие и узкие, микротемы

Определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста (микротемы)


18

Имя существительное.

Морфологические признаки имени существительного: род, число, падеж, типы склонения; безударные падежные окончания имен существительных

Ставить вопросы к существительным, определять число, род, падеж, тип склонения существительного, правильно употреблять Ь после шипящих на конце слова у существительных, выбирать написание Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь разбирать имена существительные по образцу.


19

Имя прилагательное.

Имя прилагательное. Морфологические признаки. Синтаксическая роль.

Изменять прилагательные по родам, падежам, числам, согласовывать прилагательные с существительными, разбирать имена прилагательные по образцу, пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного, графически обозначать условия выбора правильных написаний.


20

Местоимение Наречие.

Морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений и наречий

Находить личные местоимения в тексте, определять их падеж и число, правильно писать личные местоимения с предлогами, употреблять местоимения 3-го лица после предлогов.


21

Р/Р. Основная мысль текста.Устное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом».

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста

Структура текста типа повествование, использование прилагательных при описании изображенного на жанровой картине, умение устно описывать изображенное на жанровой картине.


22

Повторение материала по разделу.

Понятия , входящие в раздел «Повторение за курс начальная школа»

Обобщить и систематизировать сведения по морфологии.










23

Контрольная работа.


Правильно писать слова с изученными орфограммами, определять слово как часть речи, выполнять разбор по составу.


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 + 7)

24

Синтаксис. Пунктуация.

Основные синтаксические понятия (единицы): словосоче­тание, предложение, текст.


Роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия и функции знаков препинания; связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста, разграничение знаков препинания по их функции.


25-26

Словосочетание.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.


Строение словосочетания, смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании. Отличие словосочетания от слова, определение главного и зависимого слова в словосочетании, установление смысловой и грамматической связи в словосочетании, составление словосочетаний по образцу, выделение словосочетания из предложения.


27

Разбор словосочетания.

Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Порядок разбора словосочетания. Разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме.


28

Предложение.

Предложение. Простое предложение Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).


Основные признаки предложения. Усвоение понятия «опознавательный признак» для определения границ предложения и постановки знаков завершения. Знать знаки завершения. Понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего. По интонации конца определять границы предложения. Использовать различные знаки завершения на письме, находить грамматическую основу, состоящую из одного главного члена, соотносить указанные предложения с определенными схемами.


29

Виды предложений по цели высказывания.

НРК Употребление в речи различных по цели высказывания предложений.Татьяничева Л.К. «Я выхожу из электрички»

с. 203


Виды простых предло­жений по цели высказывания: повествовательные, вопроситель­ные, побудительные.

Виды предложений по цели высказывания, особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений. Распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять, интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, составлять разные виды предложений по цели высказывания, опираться на вопросительные слова при составлении вопросительных предложений, использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации.


30

Восклицательные предложения

Восклицательные и невосклицательные предложения

Виды предложений по интонации, знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений. Распознавать виды предложений по интонации. Правильно пунктуационно оформлять.


31

Р/Р. Сжатое изложение

(В.П. Катаев).

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Способы сжатия текста. Формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение, строить сжатый текст.


32

Главные члены предложенияПодлежащее.

Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Определять грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего. Смысловая и грамматическая связь подлежащего и сказуемого. Разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены, уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов.


33

Сказуемое.


Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Способы выражения сказуемого, чем определяется выбор способа выражения сказуемого. Находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным, выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.


34

Тире между подлежащим и сказуемым.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами предложения, пауза между подлежащим и сказуемым в данной конструкции. Составлять схему данной конструкции, по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией, правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом, заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.


35

Нераспространённые и распространённые предложения

Распространенные и нераспространенные предложения.

Определения понятия распространенных и нераспространенных предложений, общее определение второстепенных членов предложения, разграничение распространенных и нераспространенных членов предложения, находить в предложении второстепенные члены, определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения, распространять предложение второстепенными членами.


36

Дополнение.

Второстепенные члены предложения , дополнение, вопросы косвенных падежей

Способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения. Знать о возможности смешения подлежащего и дополнения как члена предложения. Находить дополнения в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога, верно обозначать дополнение как член предложения, распространять предложения дополнениями.


37

Определение

Второстепенные члены предложения. Определение.

Прилагательное , вопросы имени прилагательного

Способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания. Находить определения в предложении, верно обозначать определение как член предложения, распространять предложения определениями, использовать определения для выразительной передачи содержания высказывания


38

Р/Р. Сочинение «Какая ты, осень?»




39

Обстоятельство

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения, знать о зависимости обстоятельства от глаголов-сказуемых, роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания. Уметь находить обстоятельства в предложениях, верно обозначать обстоятельство как член предложения, распространять предложения обстоятельствами, использовать обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания. Уметь различать второстепенные члены предложения, уметь составлять предложения с включением второстепенных членов по указанным схемам.


40

Предложения с однородными членами.

Однородные члены предложения.

Определение однородных членов предложения, интонация перечисления в предложениях с однородными членами предложения, предложения с однородными членами, с вязанные только интонацией перечисления. Уметь находить однородные члены, составлять предложения с однородными членами, связанными только интонацией перечисления.


41

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

НРК

Власова С.К. «Тютьнярская старина» с. 258

Однородные члены предложения.

Опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами, функцию запятой между однородными членами - знака разделения, знать правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах, знать схемы предложения с однородными членами. По опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами И, А, НО, составлять схемы предложений с однородными членами


42

Обобщающие слова при однородных членах.

Обобщающее слово

Находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов, обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие).


43

Урок-практикум.




44

Контрольная работа по теме «Простое предложение»




45

Предложения с обращениями.

НРК Употребление предложений с обращениями в речи.

Татьяничева Л.К. «Урал», «Дорога» с. 201

Обращения.

Распознавать обращение с опорой на звательную интонацию, по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания, обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением, составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам, отличать обращение от подлежащего.


46

Р/Р. Письмо.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста

Определять, к какому стилю речи относится текст, использовать обращения в письме.


47

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.


Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая основа предложения.

Производить синтаксический разбор простого предложения, уметь определять стиль речи, к которому относится устный разбор.


48-49

Р/Р. Основная мысль в сочинении по картине (Ф.П. Решетников. «Опять двойка»)

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста

Понятие основной мысли высказывания, рассказ по картине - один из видов повествования, понятие о замысле художника, способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине. Уметь составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины, раскрывать основную мысль.


50-51

Простые и сложные предложения

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения.

Определять количество основ в предложении, находить границы частей в сложном предложении, по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного, обосновывать постановку запятой в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам. Отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами А,И.


52

Синтаксический разбор сложного предложения

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения.

Порядок синтаксического разбора сложного предложения. Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения, составлять план сообщения на лингвистическую тему.


53-54

Прямая речь

Способы передачи чужой речи.

Разграничивать прямую речь и слова автора, правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними, с опорой на опознавательный признак находить места употребления знаков препинания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, употреблять слово пожалуйста в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме.


55



Р/Р. Диалог

НРК

Роль диалога и монолога.

Макаров К.М. «Ванька Жуков

из детдома».

с. 422






Способы передачи чужой речи.

Распознавать диалог, отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге, уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге, составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме, вести диалог.


56-57

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».


Повторить и обобщить материал по теме «Синтаксис и пунктуация»


58









59

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».

Анализ к/р.







Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (13 + 4 )

60

Фонетика. Гласные звуки.

НРК

Фонетический строй языка

Протасов В.А. «Мои школьные годы»

Звук как единица языка. Гласные ударные и безударные.

Различать гласные и согласные звуки по способу образования, уметь подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.


61

Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие.

Звуки гласные и согласные.

Различать согласные звуки по твердости-мягкости, называть пары согласных по твердости, а также непарные согласные, различать твердые и мягкие согласные, определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного


62

Изменение звуков в потоке речи.

Фонетика как раздел науки о языке.

Звук как единица языка.

Графика как раздел науки о языке.


Различия в образовании гласных и согласных звуков.

Знать сильные и слабые позиции звуков.

Иметь представление

о транскрипции.

Знать фонетический разбор слова.

Обозначение звуков речи на письме.

Знать о звуковом значении букв

е,ё, ю, я .

Обозначение мягкости согласных.


63-64

Согласные звонкие и глухие

Звук как единица языка.


Знать сильные и слабые позиции звуков.

Иметь представление

о транскрипции.

Знать фонетический разбор слова.

Обозначение звуков речи на письме.



65-66

Р/Р. Повествование.

Обучающее изложение с элементами описания

(К.Г. Паустовский.«Шкатулка»)

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста

Определять ведущий тип речи, находить в повествовательном фрагменты описания, составлять план текста, пересказывать текст.


67

Графика. Алфавит

Графика как раздел науки о языке.

Обозначение звуков речи на письме.

Алфавит, рукописные и печатные буквы. Каллиграфия

Соблюдать основные

правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Уметь находить справки о произношении в различных словарях.


68-69

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

Согласные мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по мягкости и твердости.

Употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания, пользоваться орфографическим словарем, уметь разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с Ь в неопределенной форме глагола


70

Двойная роль букв Е, ё, Ю, Я

Двойное значение букв.

Различать звуковое значение букв Е, Ю, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих.


71

Р/Р. Описание предмета. Сочинение с элементами описания.

Типы текстов. Повествование. Описание (предмета).


Отбор языковых средств

в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.





72

Орфоэпия

НРК

Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.

Основные правила литературного произношения. Орфоэпические словари.

Правильно произносить указанные слова, находить и исправлять произносительные и орфоэпические ошибки.


73

Фонетический разбор слова


Производить фонетический разбор слова


74

Повторение по теме.




75

Проверочная работа « Фонетика и орфография».




76

Р/Р. Описание натюрморта

( Ф. Толстой. «Цветы, фрукты,

птицы» )


Типы текстов. Описание (предмета).


Отбор языковых средств

в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.



Лексика. Культура речи. (7 + 3)

77

Слово и его лексическое значение.

НРК

Толковые словари и их использование в повседневной жизни.

Слово как единица языка.

Пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию), толковать лексическое значение слова, используя различные приемы, разграничивать лексическое и грамматическое значения слова.


78

Однозначные и многозначные слова.

НРК

Однозначные и многозначные слова.

Горская А.Б. «Тёплый дом»

с. 381

Однозначные и многозначные слова.

Понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова, знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова. Распознавать однозначные и многозначные слова


79

Прямое и переносное значение слов.

Лексика как раздел науки о языке.

Прямое и переносное значение слов.


Определять переносное лексическое значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением, находить и справлять ошибки в употреблении слов с переносным значением.


80

Омонимы.


Слово и его лексическое значение.

Омонимы.

Толковые словари

Отличать омонимы от многозначных слов, находить омонимы в толковом словаре, отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре, употреблять омонимы в речи


81

Синонимы.

Синонимы

Толковые словари

Подбирать синонимы к слову. Использовать синонимы для связи предложений в тексте. Пользоваться словарем синонимов.


82

Р/Р. Сочинение по картине

И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста

Устное и письменное описание изображенного на картине. Описание предмета с использованием синонимов-прилагательных. Уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы, предупреждать повторы слов.


83

Антонимы.

Антонимы.

Находить антонимы в предложениях, подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку, использовать антонимы в речи.


84-85

Р/Р Подробное изложение

(К.Г.Паустовский. «Первый снег»)

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста

Знать, как строится текст повествование с элементами описания. Уметь включать в текст-повествование элементы описания.


86

Обобщение изученного по теме «Лексика».





Повторить и обобщить полученные знания по теме «Лексика»


Морфемика. Орфография. Культура речи. (22 + 4)

87

Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

Разделы науки о языке

Морфема

Понятие «морфема», предмет изучения морфемики, знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова. Выделят в слове морфемы; понимать, что морфемы - значимые части слова, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.


88-89

Окончание.

Основа слова.

Морфемика как раздел науки о языке.

Морфема как минимальная значимая часть слова.

Изменение и образование слов.

Однокоренные слова.

Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание

Определять в слове окончание, понимать грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов, понимать грамматическое значение нулевого окончания существительных, соотносить окончание с его грамматическим значением. Уметь выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах.


90

Корень слова.

Корень, суффикс, приставка и их назначение в слове.


Правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам.


91-92

Р/Р. Сочинение-рассуждение

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста

Находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте, использовать структуру рассуждения при создании текста-повествования, создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера.


93

Суффикс.

Служебные морфемы в слове.

Правильно выделять суффикс в слове, подбирать слова с указанными суффиксами, определять значения слова, выражаемые суффиксами, группировать слова по значению суффиксов, понимать механизм образования слов с помощью суффиксов


94

Приставка.

Служебные морфемы

Правильно выделять приставку в слове, подбирать слова с указанными приставками, определять значения, выражаемые приставками, группировать слова по значению приставок, понимать механизм образования слов с помощью приставок, определять состав слова, пользоваться орфографическим словарем.


95-96

Чередование звуков.

Беглые гласные.

Чередование звуков в слове.

Знать перечень чередующихся звуков, знать о чередовании гласных О и Е с нулем звука в одной и той же морфеме, уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне, опознавать слова с беглыми гласными О и Е в разных морфемах, подбирать слова с беглыми гласными по образца


97

Р/Р. Выборочное изложение

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста

Выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика.


98

Варианты морфем.

Понятие «варианта морфем».

Различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов), определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные, подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам


99

Морфемный разбор слова.

Морфема

Порядок морфемного разбора слова. Уметь производить морфемный разбор (устный и письменный0 слова.


100

Правописание гласных и согласных в приставках.

Написание гласных и согласных в составе морфем.

Находить и правильно писать слова с изученной орфограммой, пользоваться способом проверки гласных и согласных в приставках, пользоваться орфографическим словарем


101-102

Буквы З и С на конце приставок.

Написание гласных и согласных в составе морфем.

Правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем, правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.


103

Буквы О - А в корне -ЛАГ, - ЛОЖ-

Написание гласных и согласных в составе морфем.

Правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.


104-105

Буквы О - А в корне -РАСТ-, -РОС-

НРК

Дышаленкова Р.

«Ссора» с. 408

Написание гласных и согласных в составе морфем.

Применять правило написания букв О-А в корне -РАСТ- - РОС-, знать слова-исключения, знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании с чередованием гласных в корне.


106-107

Буквы Ё - О после шипящих в корне.

Написание гласных и согласных в составе морфем.

Находить и правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильного написания, уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.


108

Буквы Ы - И после Ц


Написание гласных и согласных в составе морфем

Правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, различать написания буквы Е после Ц в корне, проверяемой ударением, и букв Ы-И после Ц в разных частях слова.


109

Обобщение по теме «Морфемика. Орфография»




110











111

Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография».

Анализ к/д.




112

Р/Р. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Деталь в художественном описании, сочинение - описание

Роль деталей в художественном описании, понятие натюрморта. Уметь описывать мало предметные натюрморты, создавать текст-описание.


Морфология. Орфография. Культура речи.

113-114

Самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи. Служебные части речи.

Распознавать слово как часть речи, распределять известные части речи по группам, осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.


Имя существительное. (20 +4)

115

Имя существительное как часть речи

НРК

Стилистические возможности имён существительных. Кондратковская Н. «Тайсара-жёлтый жеребёнок»

С. 150

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного.

Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

Род и склонение существительных.

Склонение существительных на -ий, -ие, -ия.

Существительные,

имеющие только форму множественного или только единственного числа

Уметь согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно.

Уметь правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа.

Уметь использовать в речи существительные- синонимы.







116

Р/Р. Доказательства в рассуждении. Сочинение - рассуждение.


117

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.


118-119

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.

НРК

«Путешествие» по малой родине


120

Р/Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение

НРК

Пермяк Е. «Перо и чернильница».

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного.

Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

Род и склонение существительных.

Склонение существительных на -ий, -ие, -ия.

Существительные,

имеющие только форму множественного или только единственного числа

Уметь согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно.

Уметь правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа.

Уметь использовать в речи существительные- синонимы


121

Морфологический разбор имени существительного.


122

Род имён существительных.


123

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.


124

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.


125-126

Три склонения имён существительных.


127

Падеж имён существительных.





128-129

Правописание гласных в падежных окончаниях в единственном числе.


130

Проверочная работа.


131-132

Р/Р. Сочинение- рассуждение.

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного.

Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

Род и склонение существительных.

Склонение существительных на -ий, -ие, -ия.

Существительные,

имеющие только форму множественного или только единственного числа

Уметь согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно.

Уметь правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа.

Уметь использовать в речи существительные- синонимы


133-134

Множественное число имён существительных


135

Правописание О -Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных


136-137

Обобщение изученного по теме «Имя существительное».


138

Диктант по теме

«Имя существительное»


Имя прилагательное (12 + 4)

139-140-141

Имя прилагательное как часть речи.

НРК

Употребление имён прилагательных в речи.Фонотов М.С. «Горное озеро».

с. 447

Имя прилагательное как часть речи.

Синтаксическая роль прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам.

Изменение кратких прилагательных по родам и числам.

Правописание прилагательных.




Уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных.

Уметь использовать в речи прилагательные-синонимы для точного выражения мысли и неоправданных повторений одних и тех же слов.





Уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных.

Уметь использовать в речи прилагательные-синонимы для точного выражения мысли и неоправданных повторений одних и тех же слов.







142-143

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.


144-145

Р/Р. Описание животного. Изложение (упр. 587)


146-147

Прилагательные полные и краткие


148

Морфологический разбор имени прилагательного.

НРК

Эпитет, сравнение, метафора. Шишов К.А. «Подснежники»

с. 363


149

Р/Р. Описание животного. Сочинение по картине

(А.Н. Комаров «Наводнение»)

Описание животного. Структура данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

























Описание животного. Структура данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.




Уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных.

Уметь использовать в речи прилагательные-синонимы для точного выражения мысли и неоправданных повторений одних и тех же слов.









150-151

Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».


152-153

Контрольная работа и её анализ.


154

Р/Р. Сочинение

«Наши друзья - животные»

НРК

Макаров К.М. «Джурка» с. 418


Глагол. (36 + 6)

155-156

Глагол как часть речи.

НРК

Текстообразую -

щая роль глаголов. Сорокин В.В.

«Над Челябинскомдождь» с. 341


Глагол. Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль.

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределённая форма глагола(инфинитив).

Правописание

-ться,-чь (чься) в неопределённой форме.

Совершенный и несовершенный вид глагола, спряжение.

Правописание гласных в безударных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях -бер-бир,

-тер-тир,

-мер-мир,

-пер-пир, -дер-дир,

-стел- стил.

Правописание не с глаголами.


157-158

Не с глаголами.

Слитные, раздельные и дефисные написания


159

Р/Р. Рассказ.

НРК

Сорокин В.В. «Добрым быть».

с. 345

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста


160-161-162

Неопределённая форма глагола.

Морфологические признаки глагола.

Соблюдение правильного ударения в глагола.

Уметь согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным.

Уметь употреблять при глаголах существительные в нужном падеже.

Уметь использовать в речи глаголы-синонимы.











Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределённая форма глагола(инфинитив).

Правописание

-ться,-чь (чься) в неопределённой форме.

Совершенный и несовершенный вид глагола, спряжение.

Правописание гласных в безударных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях -бер-бир,

-тер-тир,

-мер-мир,

-пер-пир, -дер-дир,

-стел- стил.

Правописание не с глаголами

Соблюдение правильного ударения в глагола.

Уметь согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным.

Уметь употреблять при глаголах существительные в нужном падеже.

Уметь использовать в речи глаголы-синонимы.





163-164-165

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

Правописание морфем.


166-167

Виды глагола.

Морфологические признаки глагола


168-169-170

БуквыЕ - И в корнях с чередованием.

Правописание гласных в составе морфем


171-172

Диктант и его анализ.



173

Р/Р. Невыдуманный рассказ о себе.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста


174

Время глагола.

Морфологические признаки глагола


175

Прошедшее время.

Морфологические признаки глагола


176

Настоящее время.

Морфологические признаки глагола


177

Будущее время.

Морфологические признаки глагола


178-179

Спряжение глаголов.


Морфологические признаки глагола


180-181

Как определить спряжение глаголов.

Морфологические признаки глагола


182

Морфологический разбор глагола

Морфологические признаки глагола, синтаксическая роль.

Соблюдение правильного ударения в глагола.

Уметь согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным.

Уметь употреблять при глаголах существительные в нужном падеже.

Уметь использовать в речи глаголы-синонимы.











Соблюдение правильного ударения в глагола.

Уметь согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным.

Уметь употреблять при глаголах существительные в нужном падеже.

Уметь использовать в речи глаголы-синонимы.





183-184

Р/Р. Сжатое изложение с изменением формы лица

(А.Ф. Савчук «Шоколадный торт»)

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста


185-186

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного лица

Употребление Ь


187-188

Употребление времён.

Морфологические признаки глагола


189-190

Р/Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста


191-192

Обобщение изученного по теме «Глагол».



193-194

Контрольная работа и её анализ.



195

Р/Р. Сочинение по рисунку О. Поповича «Не взяли на рыбалку».

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста


196-197

Резервные уроки




Повторение и систематизация изученного. (11 + 2)

198

Разделы науки о языке

Наука о русском языке и ее разделы.

Знать типы речи,

их структурные и речевые особенности.

Уметь создавать текст одного из типов по выбору

Знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, орфографических и пунктуационных правил.

Уметь разбирать слово фонетически по составу и морфологически,

а предложения синтаксически.

Соблюдать произносительные нормы литературного языка.



199-200

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Правописание гласных в составе морфем


201-202

Орфограммы в окончаниях слов.


Правописание гласных в составе морфем


203-204

Употребление букв Ъ и Ь.

Раздельные написания.

Употребление Ь и Ъ


205-206

Знаки препинания в простом и сложном предложениях

Простое и сложное предложение.


207-

208

Сочинение по личным впечатлениям.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста


209-210

Заключительные уроки




































4.Требования к уровню подготовки обучающихся за курс русского языка 5 класса.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать: определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками:

по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями; разбирать слова фонетически;

по орфоэпии: правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова; название букв алфавита; употребительных слов изученных частей речи, в том числе терминов русского языка; опознавать звукопись как поэтическое средство, уметь использовать логическое ударение для усиления выразительности речи; разбирать слова орфоэпически; пользоваться орфоэпическим словарём;

по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи; пользоваться толковым словарём;

по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы; разбирать слова по составу; пользоваться словарём морфемного строения слов;

по морфологии: квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению (им. сущ., им. прил., глагол, личное местоимение ); правильно определять грамматические признаки изученных частей речи; образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка; разбирать слово морфологически;

по синтаксису: выделять словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложение по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; разбирать простое предложение синтаксически;

по орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе; пользоваться орфографическим словарём

по пунктуации: находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

по связной речи: определять тему и основную мысль текста; его стиль; составлять простой план текста; подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных); писать сочинения повествовательного характера, описания предметов, животных, рассказы о случаях из жизни, по жанровой картине; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученными языковым материалом).

Содержание программы

Язык - важнейшее средство общения (3 ч + 1 ч)

Повторение пройденного в 1-4 классах (17 ч + 3 ч)

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Пра­вописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разде­лительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существи­тельное: три склонения, род, падеж, число. Правописание глас­ных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание глас­ных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окон­чаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописа­ние -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное на­писание предлогов со словами.

Р.Р. Текст. Тема текста. Стили

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (13 ч + 4 ч)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосоче­тание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предло­жений по цели высказывания: повествовательные, вопроситель­ные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предло­жения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без Рабочая программа по русскому языку (5 класс)Рабочая программа по русскому языку (5 класс)союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однород­ными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные сло­ва и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложе­ния с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предло­жении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если,

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препина­ния при прямой речи

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

К.Р. Умение интонационно правильно произносить повество­вательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологичес­кая. Основная мысль текста, Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №2. Диктант с грамматическим заданием


Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (13ч + 4ч)


Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твер­дые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и
глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости со­гласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

К.Р. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

Р.Р.Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), от­бор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата вы­сказывания.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №3. Тест «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Лексика. Культура речи (7ч + 3 ч)


Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

К.Р. Умение пользоваться толковым словарем, словарем анто­нимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Р.Р. Создание текста на основе исходного (подробное изложе­ние), членение его на части. Описание изображенного на карти­не с использованием необходимых языковых средств.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №4. Тест по теме «Лексикология»

Контрольная работа №5. Сочинение

Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч + 4 ч)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как мини­мальная значимаячасть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень,
суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з исна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- , - лаг-, -рос-, -раст-Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипосле ц.

К.Р. Умение употреблять слова с разными приставками и суф­фиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

Р.Р. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структу­ра и разновидности.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №6. Диктант с грамматическим заданием

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи (2 ч)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (20 ч + 4 ч)

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях
книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий тычками.

Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

К.Р. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно.

Умение правильно образовывать формы именительного (ин­женеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множест­венного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправдан­ного повтора одних и тех же слов.

Р.Р. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №7.

Контрольная работа №8. Диктант с грамматическим заданием

Имя прилагательное (12 ч + 4 ч)


Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с ос­новой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и чис­лам, а кратких - по родам и числам.

К.Р. Умение правильно ставить ударение в краткой форме при­лагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправ­данных повторений одних и тех же слов.

Р.Р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа№9. Описание животного. (Изложение. А. И. Куприн.«Ю-ю»)

Контрольная работа №10. Тест «Имя прилагательное»

Глагол (36 ч + 6 ч)


Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь

(-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопреде­ленной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряже­ние. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и ив корнях глаго­лов -бер-, бир-, -дер-дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

К.Р. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произ­ношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.) Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем вре­мени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для бо­лее точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

Р.Р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и сти­ля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным кар­тинкам.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №11. Диктант.

Контрольная работа №12. Диктант с грамматическим заданием.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе (11+2ч)


Контрольные мероприятия:

Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год.


5. Характеристика контрольно-измерительных материалов.

№ п\п

Тема

Кодификатор

Форма контроля

1

Контрольный диктант по теме «Повторение проиденного в 1-4 кл.»

Приложения 1-2 и 3

Правила выделения орфограмм и пунктограмм. Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях

Диктант

тест

2

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Приложения 4 и 5

Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать прадложения.

Диктант

тест

3

Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи»

Приложения 6 и 7

Особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Алгоритм выполнения фонетического разбора.

Диктант и тест

4

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»

Умение различать лексическое и грамматическое значение слова. Правильно употреблять многозначные слова и слова с переносным значением в речи. Умение находить синонимы, антонимы, омонимы. Умение работать с лингвистическими словарями.

Тест

5

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Приложение 8

Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфеме.

Диктант

6

Контрольный диктант по теме «Имя Существительное»

Приложения 9 и 10

Морфологические признаки имени существительного, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять в речи.

Диктант и тест

7

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Приложение 11

Морфологические признаки имени прилагательного, опознавать прилагательные в тексте. Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять в речи.

Диктант

8

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Приложение 12

Морфологические признаки глагола, морфологический разбор глаголов. Умение пользоваться изученными правилами на практике.

Диктант

9

Контрольный диктант по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе»

Приложения 13 и 14

Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Диктант и тест


1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся: упражнения по русскому языку, диктанты, сочинения, изложения, письменные ответы на вопросы и т.д.

2.По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.

3. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;

4. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, в конце полугодия.

Содержание письменных контрольных работ:

1. Контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

С помощью контрольного диктанта проверяется

1.Начало учебного года (по итогам повторения изученного в предыдущем классе)

1.Степень угасания правописных навыков.

2.Прочность овладения навыками правописания

2.Конец изучения темы

1.Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в данной теме

2.Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в предыдущей теме (всех, если их не более трех, или основных)

3.Усвоение основных и важнейших орфограмм и правил пунктуации, изученных в предшествующих темах

3.Конец года (по итогам заключительного

повторения)

1.Усвоение основных орфограмм и правил пунктуации, с которыми учащиеся познакомились в данном классе.

2.Усвоение основных и важнейших орфограмм и пунктуационных норм, которые изучались в течение учебного года

Контрольная работа может состоять из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания.

2. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и наиболее трудными орфограммами. В 5 классе он может состоять не менее чем из 15 слов на начало года, 20 - на конец года;

3. Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения.

4. Тестовые задания - универсальный способ контроля формирования компетенций уч-ся. Контрольные задания данного вида позволяют нацелить учащихся на постепенную подготовку к ГИА и ЕГЭ














































© 2010-2022