Технология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Технология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихся


Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Многие дети не очень охотно выполняют задания учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Для этого на уроках русского языка в коррекционной школе можно использовать стихотворные упражнения, пословицы, поговорки с целью усвоения материала по орфографии.

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в специальной (коррекционной) школе для умственно отсталых учащихся развивает мышление и внимание, память детей, прививает любовь к родному языку, способствует повышению культуры речи, лучшему усвоению орфографии и грамматики, повышает уровень общих представлений о традициях и обычаях русского народа.

Одной из важнейших задач коррекционной школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Правильно организованная, систематическая и разнообразная работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка помогает педагогу решить не только главную задачу уроков русского языка - овладение учащимися грамматическими понятиями и орфографической грамотностью, но и оказать значительное влияние на сохранение и укрепление здоровья школьников.

Целесообразное ведение речевого материала при изучении грамматических, орфографических и пунктационных правил в виде пословиц и поговорок позволяет добиться:

  • прочного усвоения учащимися названных правил;

  • повышения у школьников мотивации к учению;

  • повышения внимания у детей;

  • повышения интереса к изучению русского языка, традиций русского народа;

  • повышения речевой активности;

  • повышения самостоятельности при выполнении заданий различного характера;

  • повышения уровня познавательной деятельности и коммуникативной функции речи,

а это, в свою очередь влияет на сохранность и укрепление психологического здоровья учащихся, так как технология использования пословиц и поговорок на уроках русского языка способствует созданию положительного эмоционального фона урока, созданию ситуации успех для каждого учащегося, возникновению ситуации удовлетворения от своей работы самими детьми. При использовании данного вида работы при изучении программного материала исчезают ситуации, которые вызывают у учащихся чувства тревожности и агрессии, облегчают ученикам понимание и запоминание материала.

Русский язык наиболее трудный предмет для усвоения умственно отсталыми школьниками. Особенности мыслительной деятельности - бедность словаря, недоразвитие фонематического слуха крайне затрудняет понимание грамматических правил, их запоминание и применение на практике. Большие трудности испытывают учащиеся при чтении, понимании смысла прочитанного. При изучении программы по русскому языку, чтению - основная цель - поиски путей, облегчающих усвоение материала. Большую возможность представляет фольклорный материал, рифмованные грамматические правила и упражнения, скороговорки для коррекции и звукопроизношения.

Чтобы сформировать умение усваивать учебный материал через работу с пословицами и поговорками, необходимо чётко формулировать учебную задачу и инструктаж работы с наглядным и речевым материалом, использовать данный вид работы регулярно, научить учащихся чётко следовать предложенному алгоритму по данному виду работы:

  1. Отгадай пословицу (или поговорку), выполнив предложенное задание.

  2. С помощью учителя определи смысл пословицы.

  3. С помощью таблиц орфограмм и пунктограмм выдели слово или предложение с изучаемым правилом.

  4. Объясни орфограмму (пунктограмму):

    • дай название орфограммы/ пунктограммы;

    • назови её признаки;

    • назови способы проверки;

    • подбери ряд слов/предложений с данной орфограммой/пунктограмой;

    • выдели орфограмму/пунктограмму в пословице/поговорке.

Использование пословиц и поговорок даёт возможность не только закрепить данную тему, но и провести важный для учащихся воспитательный момент, формируя познавательные возможности умственно отсталых учащихся. Каждая пословица чему-то учит, кого-то воспитывает, учит понимать смысл жизни и поэтому такие уроки более эмоциональны и эффективны, они приобщают детей к жизни и развивают познавательные возможности учащихся, активизируя словарь. Накопленный материал помогает мне в работе.

Работа над пословицами и поговорками может проводиться как на этапах повторения и обобщения, актуализации полученных ранее знаний, подготовки к усвоению нового материала, так и на этапе закрепления умений и навыков по изученной теме. Главное, чтобы эта работа была разнообразной и систематической, соответствовала индивидуальным психофизическим возможностям учащихся, учитывала потребности каждого ребёнка в отдельности.

ЧА - ЩА

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА -

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча -

С буквой А и ЧА и ЩА.

Сочетания ЧА и ЩА

В словах пища и свеча,

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать -

Нужно с буквой А писать.

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Товарищ за товарища в огонь бросится.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Делу время, а потехе - час.

Январь год начинает, а декабрь кончает.

Час от часу не легче.

На бога надейся, а сам не плошай.

На вкус и цвет товарища нет.

Все хорошо, что хорошо кончается.

ЗАГАДКИ

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (ЧАЙНИК)

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (ТУЧА)

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки. (МОРКОВЬ)

И день и ночь

Стучим, стучим. (ЧАСЫ)

Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил. (ДОЖДЬ)

Черные птички

На каждой страничке,

Мочат, ожидают,

Кто их прочитает. (БУКВЫ)

Есть совсем другая птица.

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой. (ДВОЙКА)

Белая чайка

По черному полю скакала,

Следы за собой оставляла. (МЕЛ)

Под окошком гармонь

Горяча как огонь. (ОТОПИТЕЛЬНАЯ БАТАРЕЯ)

Пузатый, носатый

На печке сопел.

Потом вдруг нечаянно

Песню запел. (ЧАЙНИК)

Пять мешочков шерстяных -

Греются братишки в них. (ПЕРЧАТКИ)

Больший интерес учащихся к работе с пословицами и поговорками на уроках русского языка вызывают использование следующих приёмов:

Складывание частей пословиц: учащимся на карточках даются разные части пословиц. Задача учащихся: собрать пословицу.

Технология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихся

НТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяА СЕРДИТЫХ ВСЯКОМУ ГОРЮ НАЧАЛО

Технология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихся

ЖАДНОСТЬ ВОДУ ВОЗЯТ

2.Сотавление пословиц и поговорок из данных слов: учащимся на карточках даются слова, из которых нужно составить пословицу или поговорку (для успешного выполнения задания необходимо указывать тематику пословиц и поговорок: о временах года, о дружбе, о Родине и т.п.). Задача учащихся: внимательно прочитать слова, собрать пословицу, прочитать её.

Технология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихся

ТРУД, А, КОРМИТ, ПОРТИТ, ЛЕНЬ. Труд кормит, а лень портит


Технология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихся

У, МОРОЗ, ЛЬДУ, СКУПОГО, В, НЕ ВЫПРОСИШЬ.

У скупого в мороз льду не выпросишь.

Составление пословиц из разрезных фигур: предварительно учителем на листе бумаги (либо на какой-нибудь геометрической фигуре, изображении предмета, открытке и т.п.) записывается пословица и разрезается на части. Задача учащихся: собрать фигуру, прочитать пословицу/поговорку.

ЛЕНЬ С МЕСТА ВСТАТЬ,

ДА ЛОЖКУ

Технология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихся

ДОСТАТЬТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихся

Технология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихся



Расшифровка пословиц: в таблице учащимся даются цифры, обозначающие порядковый номер букв в алфавите. Задача учащихся: определить букву, вставить её в ячейки таблицы и прочитать пословицу.

23

3

1

19

20

21

15

-

17

21

19

20

16

11

25

6

13

16

3

6

12

х

в

а

с

т

у

н

п

у

с

т

о

й

ч

е

л

о

в

е

к

Расшифровка пословицы/поговорки по типу «Бусы»: на карточках учащимся даются нарисованные бусы, на бусинках которых зашифрована пословица (т.е. записана без пробелов между словами). Учащимся необходимо восстановить пословицу, правильно определив пробелы между словами.

Технология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихся

НТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихсяТехнология использования пословиц и поговорок на уроках письма и развития речи, как средства здоровьесбережения умственно отсталых учащихся д о с ы п а е ш ь з о р о в е е ешь

е д ь т р я

Отгадывание пословиц путём подстановки букв

Т - - Е Е - - ШЬ - ДА - - Ш - Б - ДЕ - Ь.

(Тише едешь - дальше будешь.)

БЗ ТРД НЕ ВНШЬ РБК ИЗ ПРД.

(Без труда не вынешь рыбку из пруда).

Описанные выше приёмы работы проводятся на этапе отгадывания пословицы или поговорки. Использование на уроке данных приёмов позволяет повысить концентрацию внимания учащихся, создать эмоциональный настрой школьников, развивает процессы памяти, мышления и восприятия, позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому учащемуся, а значит, сохраняет и укрепляет психологическое здоровье детей, ведь здоровый ребёнок - это ребёнок, получающий удовольствие от обучения, от работы, которую он выполняет и от результата, которого он достиг.



© 2010-2022