Тема урока: Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке

Ахметвалиева  Т.М.                                                                                                                                         МБОУ «Новоузеевская основная общеобразовательная школа»       Тема урока:  Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке.   Цель: Образовательная: выяснение, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепление знания о способах словообразования.    Развивающая: развитие логического мыш... №п/п Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД 1 Мотивация к учебной деятельности. Создать ситуацию мотивации к обучению. Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока. Проверять готовность учащихся к уроку. Вступают в диалог с учителем. 1.Регулятивные: уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности» 2.Коммуникативные: участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества. 2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действиии Выяснить уровень освоения материала Перед вами на столах лежат отрывки из сказки А.Лингрен «Пеппи – Длинный чулок». Прочитайте внимательно отрывок из сказки.                                                       - Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба?    -Удалось ли Пеппи найти «новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки»?     Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их?   Что представляет собой словообразование? - Привет, Пеппи! – еще раз крикнули Томми и Анника.                  - Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, - знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.                         - Скажи, скажи скорей: что ты нашла? - Новое слово, торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела. – Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.                 - А какое это слово? – спросил Томми.   - Прекрасное, сказала Пеппи.- Одно из самых крас... Метапредметные результаты: обнаруживать общее и различное в функциях способов словообразования. Различать функции языковых единиц: называть способы словообразования. Наблюдать над лексическим значением слова. Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование. 3. Объявление темы урока. Объяснение нового материала.   Выяснить, что такое словообразование и каков его функция, единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования; отработать умения определять способ образования слова. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока «Способы словообразования». Запишем тему урока в тетрадь.    Метапредметные УУД: познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания, незнания); находить ответы на вопросы, используя информацию; Регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать, высказывать свое предположение на основе учебного материала; Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя.       Обратите внимание на доску и скажите, от каких основ и  какими путями образованы данные слова? 1.Перелететь 2.Осиновый 3.Подосиновик 4.Железобетон 5. Диван-кровать - Первое слово «перелететь» образовано от основы «лететь», с помощью приставки пере- - Слово «осиновый» образовано от основы «осина», с помощью суффикса – ов. - Слово «подосиновик» образовано от основы «осина», с помощью одновременного присоединения приставки под- и суффикса –ов, -ик. - Слова могут также образовываться сложением основ, слово «железобетон» образовано сложением двух основ «желез», «бетон», с помощью соединительного гласного «о». - Слово «диван-кровать» образовано путем сложения с... 4. Развитие умений  - применение знания. Применение знаний в типовых заданиях. На слайде (доске) представлено следующее задание: в левый столбик выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, в правый – остальными способами. С некоторыми из них составьте 3 предложения.   Подснежник, серебряный, музей-усадьба, безоблачный, наконечник, плащ-палатка, безрукавка, лесок. Приставочно-суффиксальный Остальные способы Подснежник Безоблачный Наконечник Безрукавка Серебряный Музей-усадьба Плащ-палатка Лесок   В нашей деревне есть музей-усадьба великого писателя  Газиза Кашапова. Вчера мама покупал мне безрукавку. Познавательные: анализ объектов с выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 5. Самостоятельная работа 1.Образовательная: формирование умения применять полученные знания на практике. 2. Методическая: включать в учебную деятельность по реализации алгоритмов устного и письменного ответов учащихся. 3.Организационно-рефлексивная: создание условий для коллективной и индивидуальной работы учащихся с учетом их проблемных зон, установление ситуации осознанного усвоения учащимися нового учебного материала. 1.Замените словосочетания одним сложным словом. Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу, тот, кто ходит пешком. - Как образовались данные слова? 2. Я читаю высказывание автора «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н.Тихонова. Вы должны определить основную мысль  высказывания. Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку. Приставок и суффиксов в слове может быть несколько. В таких словах... Я заменил словосочетания одним сложным словом: чаепитие, взаимопонимание, трудолюбие, однофамилец, свободолюбие, пешеход. - Эти слова образовались сложением основ, с помощью соединительных гласных «о», «е».                                            - У меня получились такие слова: учитель, учиться, выучить, переучить.         - Значения слов изменили суффикс и приставка. 1.Предметные результаты: формирование умения применять полученные знания на практике. 2. Регулятивные: формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом. 3.Личностные: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их. 6. Включение в систему знаний и повторение. 1.Образовательная: формирование навыков составления лингвистического портфолио учащимися с целью накопления ими опорного материала. 2. Методическая: ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания. 3. Рефлексивная: формирование умения рефлексии учебных действий и результатов обучения на основе комментирования учителем достижений учащихся, пути преодоления затруднений в выполнении задан ий. Домашнее задание: 1.Упражнение 150.   Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Как образованы выделенные слова? У лиственницы много ценных качеств. Ей не страшны сильные м…розы и ветры. К почве она непривередлива, растет быстро и ж…вет около 400-500 лет… (По Д.Соколову), стр.57. - Кто научился определить,  каким способом образовано данное слово, но остался вопрос по теме урока, тот ученик выполняет это задание. 2.Упражнение 151. Прочитайте отрывок из стихотворен... Учащиеся пишут задания в дневник. Предметные результаты: формирование навыков составления лингвистического портфолио учащимися с целью накопления ими опорного материала. 1.Регулятивные: формирование реализация навыков составления лингвистического портфолио с целью накопления опорного материала, помогающего в выполнении домашних и самостоятельных заданий и способствующего системной подготовке к итоговой аттестации учащихся.   Личностные: формирование умений к самоанализу результатов и самооценка готовности к выполнению заданий р... 7. Рефлексия учебной деятельности Организационно-методическая: проектирование способов и форм индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных индивидуальных достижений учащихся. - Чему был посвящен урок? - Какие затруднения вы испытали? - Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. - Урок был посвящен теме «Способы словообразования» - Не всегда правильно определяем способы образования слов.   Познавательные:  умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения. Волевая  саморегуляция оценки-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.      
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ахметвалиева Т.М.

МБОУ «Новоузеевская основная общеобразовательная школа»




Тема урока: Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке.


Цель: Образовательная: выяснение, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепление знания о способах словообразования.

Развивающая: развитие логического мышления, внимания, устной речи.; развитие языкового чутья, чувствовать красоту языка.


Воспитательная: поддерживание духа толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Задачи: 1. Формирование умения определить способы образования слов.

2.Совершенствование умений, связанных с поиском морфем, образовавшим новое слово.

3. Отработать трудные случаи образования слов.

Тип урока: комбинированный

Технологии: алгоритмического обучения с поэлементной отработкой действий, анализа результатов поэтапного формирования учебных действий, развивающего обучения, дифференцированного подхода, индивидуально-личностного обучения, здоровье сбережения.




№п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивация к учебной деятельности.

Создать ситуацию мотивации к обучению. Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

Проверять готовность учащихся к уроку.

Вступают в диалог с учителем.

1.Регулятивные: уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»

2.Коммуникативные: участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действиии

Выяснить уровень освоения материала

Перед вами на столах лежат отрывки из сказки А.Лингрен «Пеппи - Длинный чулок». Прочитайте внимательно отрывок из сказки.




























- Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба?

-Удалось ли Пеппи найти «новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки»?



Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их?

Что представляет собой словообразование?

- Привет, Пеппи! - еще раз крикнули Томми и Анника.

- Во всяком случае знайте - мечтательно проговорила Пеппи, - знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.

- Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

- Новое слово, торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела. - Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

- А какое это слово? - спросил Томми.

- Прекрасное, сказала Пеппи.- Одно из самых красивых слов на свете.

- Ну, скажи какое, попросила Анника.

- Кукарямба, с торжеством промолвила Пеппи.

- Кукарямба? - переспросил Томми. - А что это значит?

- Ах, если бы я только знала! - вздохнула Пеппи. - Мне ясно одно - что это не пылесос! Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:

- Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

- В этом-то и вся штука, вот это мне и не дает покоя, - объяснила Пеппи.

Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие. Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.



  1. Образование новых слов. 2. Заимствование из другого языка.

- Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.

Метапредметные результаты: обнаруживать общее и различное в функциях способов словообразования.

Различать функции языковых единиц: называть способы словообразования.

Наблюдать над лексическим значением слова.

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

3.

Объявление темы урока.

Объяснение нового материала.


Выяснить, что такое словообразование и каков его функция, единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования; отработать умения определять способ образования слова.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока «Способы словообразования». Запишем тему урока в тетрадь.


Метапредметные УУД: познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания, незнания); находить ответы на вопросы, используя информацию;

Регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать, высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя.



Обратите внимание на доску и скажите, от каких основ и какими путями образованы данные слова?

1.Перелететь

2.Осиновый

3.Подосиновик

4.Железобетон

5. Диван-кровать

- Первое слово «перелететь» образовано от основы «лететь», с помощью приставки пере-

- Слово «осиновый» образовано от основы «осина», с помощью суффикса - ов.

- Слово «подосиновик» образовано от основы «осина», с помощью одновременного присоединения приставки под- и суффикса -ов, -ик.

- Слова могут также образовываться сложением основ, слово «железобетон» образовано сложением двух основ «желез», «бетон», с помощью соединительного гласного «о».

- Слово «диван-кровать» образовано путем сложения слов целиком, вместе с их окончаниями.

4.

Развитие умений - применение знания.

Применение знаний в типовых заданиях.

На слайде (доске) представлено следующее задание: в левый столбик выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, в правый - остальными способами. С некоторыми из них составьте 3 предложения.


Подснежник, серебряный, музей-усадьба, безоблачный, наконечник, плащ-палатка, безрукавка, лесок.

Приставочно-суффиксальный

Остальные способы

Подснежник

Безоблачный

Наконечник

Безрукавка

Серебряный

Музей-усадьба

Плащ-палатка

Лесок


В нашей деревне есть музей-усадьба великого писателя Газиза Кашапова. Вчера мама покупал мне безрукавку.

Познавательные: анализ объектов с выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

5.

Самостоятельная работа

1.Образовательная: формирование умения применять полученные знания на практике.

2. Методическая: включать в учебную деятельность по реализации алгоритмов устного и письменного ответов учащихся.

3.Организационно-рефлексивная: создание условий для коллективной и индивидуальной работы учащихся с учетом их проблемных зон, установление ситуации осознанного усвоения учащимися нового учебного материала.

1.Замените словосочетания одним сложным словом.

Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу, тот, кто ходит пешком.

- Как образовались данные слова?

2. Я читаю высказывание автора «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н.Тихонова. Вы должны определить основную мысль высказывания.

Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку. Приставок и суффиксов в слове может быть несколько. В таких словах обычно корни «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть. Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего служит.


- Докажите справедливость слов ученого, для чего образуйте от глагола «учить» слова со значением: 1) человек, который учит, преподает; 2) усваивать знания в школе, в институте; 3) учить наизусть; 4) учить заново.

- Какие морфемы изменили значения слов?

Я заменил словосочетания одним сложным словом: чаепитие, взаимопонимание, трудолюбие, однофамилец, свободолюбие, пешеход.

- Эти слова образовались сложением основ, с помощью соединительных гласных «о», «е».






















- У меня получились такие слова: учитель, учиться, выучить, переучить.


- Значения слов изменили суффикс и приставка.

1.Предметные результаты: формирование умения применять полученные знания на практике.

2. Регулятивные: формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом.

3.Личностные: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

6.

Включение в систему знаний и повторение.

1.Образовательная: формирование навыков составления лингвистического портфолио учащимися с целью накопления ими опорного материала.

2. Методическая: ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания.

3. Рефлексивная: формирование умения рефлексии учебных действий и результатов обучения на основе комментирования учителем достижений учащихся, пути преодоления затруднений в выполнении задан ий.

Домашнее задание: 1.Упражнение 150. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Как образованы выделенные слова?

У лиственницы много ценных качеств. Ей не страшны сильные м…розы и ветры. К почве она непривередлива, растет быстро и ж…вет около 400-500 лет… (По Д.Соколову), стр.57.

- Кто научился определить, каким способом образовано данное слово, но остался вопрос по теме урока, тот ученик выполняет это задание.

2.Упражнение 151. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Есенина «Лебедушка». Какие слова придают стихотворению особую выразительность? Разберите по составу выделенные слова.

Из-за леса, леса темного

Подымалась красна зорюшка.

Рассыпала ясной радугой

Огоньки-лучи багровые.

В это утро вместе с солнышком,

Уж из тех ли темных зарослей

Выплывала, словно зоренька,

Белоснежная лебедушка.

- Это задание выполняют те, кто научился определить способы образования слов, но не уверен, что самостоятельно сможет определить способы образования слов.

3. Составьте тестовые задания по теме «Способы словообразования».


Это задание выполняют те учащиеся, которые хорошо определяют способы образования слов и могут объяснить тему товарищу.


Учащиеся пишут задания в дневник.

Предметные результаты: формирование навыков составления лингвистического портфолио учащимися с целью накопления ими опорного материала.

1.Регулятивные: формирование реализация навыков составления лингвистического портфолио с целью накопления опорного материала, помогающего в выполнении домашних и самостоятельных заданий и способствующего системной подготовке к итоговой аттестации учащихся.


Личностные: формирование умений к самоанализу результатов и самооценка готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

7.

Рефлексия учебной деятельности

Организационно-методическая: проектирование способов и форм индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных индивидуальных достижений учащихся.

- Чему был посвящен урок?

- Какие затруднения вы испытали?

- Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

- Урок был посвящен теме «Способы словообразования»

- Не всегда правильно определяем способы образования слов.


Познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения. Волевая саморегуляция оценки-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.



© 2010-2022