- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русский язык 9 класс
Конспект урока русский язык 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильяшова М.Ф. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Осколковская средняя
общеобразовательная школа»
Урок русского языка на тему
«Подготовка к сочинению - рассуждению
на лингвистическую тему»
учителя русского языка и литературы
Ильяшовой Марии Федосовны
Цели урока:
- совершенствовать навыки написания сочинения - рассуждения на лингвистическую тему;
- актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности;
- воспитывать ответственность и сознание личной и общественной значимости мышления.
Опережающее задание к уроку:
- узнать по толковому словарю лексическое значение слов: лингвистический, лингвистика, лингвист;
- повторить материал о типе речи - рассуждение;
- собрать материал о роли восклицательного знака в русском языке.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Ребята, нам с вами предстоит сдавать экзамен по русскому языку в новой форме. Он состоит из 3-х частей:
1.Сжатое изложение по тексту.
2.Тестовая часть. В неё входит 14 заданий.
3.Написание сочинения - рассуждения. В этой части дано 3 задания. Нужно выбрать одно и написать сочинение рассуждение.
Мы будем сегодня работать над сочинением - рассуждением на лингвистическую тему. Это задание 15.1. Сейчас мне хочется вспомнить слова Горация. Он утверждал: «Когда суть дела обдумана, слова приходят сами собой».
Поэтому, наша задача состоит в том, чтобы обдумать план работы над написанием сочинения - рассуждения и научиться писать сочинение на лингвистическую тему.
2. Включение в систему знаний и повторение.
- Для начала определим, что означает слово «лингвистический»?
(лингвистический - связанный с лингвистикой)
- А что такое лингвистика?
(лингвистика - наука о языке, языкознании)
- А как называется человек, специалист, занимающийся лингвистикой?
(лингвист - специалист по лингвистике, языковед)
- Как называются между собой эти слова?
(эти слова называются однокоренными словами, потому что у них один корень, но отличаются они оттенками лексического значения)
Давайте слово лингвистический разберём по составу.
Итак, мы пишем сочинение, связанное с языком. Но это не просто сочинение, а сочинение - рассуждение. Поэтому давайте вспомним , чем отличается тип речи рассуждение от текста - описания и текста - повествования?
Рассуждение - это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает, убеждает, доказывает что-либо, приходит к определённому выводу. Это можно отобразить в схеме:
(Схема прилагается)
Сочинение - рассуждение мы будем писать по тексту Ю.Яковлева (о Таборке) - сборник под редакцией Цыбулько, вариант 12
Работа с текстом (текст читает учитель). К нему даны 3 задания. Мы работаем над высказыванием современного психолога Генриетты Григорьевны Граник. Она утверждает, что «в устной речи чувства передают не только слова, но и выражение лица, жесты, звучание голоса. В письменной речи носителем разнообразных чувств служит восклицательный знак».
Чтобы правильно написать сочинение, давайте обратимся к алгоритму работы над сочинением. (алгоритм работы у ребят на столе )
1.Внимательно прочитаем высказывание и найдём ключевые слова . Прежде чем запишем слова, на своих черновиках запишите номер задания 15.1. Это вам нужно будет сделать на экзамене.
(восклицательный знак, разнообразные чувства)
2.Теперь нужно вспомнить всё, что мы знаем о восклицательном знаке.
(Восклицательный знак - знак препинания. Он ставится в конце восклицательного предложения и говорит о его завершённости. В этих восклицательных предложениях может выражаться целая гамма эмоций, настроений, переживаний)
Здесь можно вспомнить весёлое стихотворение Тетивкина «Восклицательный знак»
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения -
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.
3.Прочитаем предложенный текст ещё раз. По ходу чтения отметим примеры тех предложений, в которых употребляется восклицательный знак. Запишем эти предложения в тетрадь.
- Разве всё запомнишь! (3)
- Час от часу не легче! (11)
- От собаки одна только грязь! (33)
- Слушай, Таборка! (49) Хочешь, я подарю тебе собаку? (50)
Эти предложения будут являться примерами, доказательствами. Теперь это нужно правильно оформить.
Структура сочинения
1.Тезис ( то есть вступление)
Как начать сочинение?
В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. А тезисом являются слова Граник.
Вступление может быть написано в виде:
…фразы, принадлежащей автору высказывания;
…собственного высказывания;
…согласия или несогласия с автором.
Давайте посмотрим, как бы вы начали свое сочинение.
Первый ученик. Я полностью согласна с высказыванием Г.Граник, которая утверждает, что восклицательный знак в письменной речи придает сообщению эмоциональную окраску, то есть служит «носителем самых разнообразных чувств». Обычно его используют для выражения сильных эмоций: восторга, удивления, гнева и других чувств.
2.Доказательства.
- Прочитаем 3 и 11 предложение. Какую функцию здесь выполняет восклицательный знак?
(Он передает возмущение и изумление директора по поводу многочисленных поступков его учеников.)
- Перечитаем предложение 33. Что передаёт здесь восклицательный знак?
( в 33 предложении восклицательный знак передаёт гнев матери по поводу того, что от собаки «Одна только грязь»)
- Перечитаем предложение 49 . Что передает оно?
(Оно передает внезапный порыв чувств, который испытывает директор, слушая рассказ ребенка.)
3. Вывод - заключение
Третья часть завершает ваш текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. По сути мы возвращаемся к тезису. Чтобы логически соединить доказательства и вывод, можно использовать языковые средства:
- Вводные слова: таким образом, итак, следовательно, в заключение, как видим.
- Синтаксические конструкции: итак, можно убедиться в том, что…, в итоге мы пришли к выводу, примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
И перед тем, как вы будете выполнять самостоятельную работу, примите несколько советов:
-
В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!
- 1 абзац - тезис
- 2 абзац - доказательство №1
- 3 абзац - доказательство №2
- 4 абзац - вывод
2. Объём сочинения не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.
3. Почерк - разборчивый и аккуратный.
Самостоятельная работа
(написание сочинения)
Теперь попробуйте написать сочинение самостоятельно, используя данный шаблон.
Я ___________согласна с _________________________
Г.Граник, которая_______________________,что ____________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Докажу ______________ примерами из ______________________
В предложениях _________ восклицательный знак выполняет
__________________________________________________________
С помощью него _______________ передаёт _________ и _________
директора по поводу многочисленных поступков его учеников.
В предложении ____ Ю.Яковлев использует _____________
с целью передачи __________ матери Таборки, считающей, что ___
__________________________________________________________
Таким образом, ________________________________
______________________________________________________
___________________________________________________
Зачитать полученное сочинение.
Примерно.
Я полностью согласна с высказыванием Г.Граник, которая утверждает, что восклицательный знак в письменной речи придает сообщению эмоциональную окраску, то есть служит «носителем самых разнообразных чувств». Обычно его используют для выражения сильных эмоций, каковыми являются восторг, удивление, гнев и другие. Докажу эту мысль примерами из текста.
В предложении 3 и 11 восклицательный знак выполняет интонационно - экспрессивную функцию. С помощью него автор текста передает возмущение и изумление директора по поводу многочисленных поступков его учеников.
В предложении 33 Ю.Яковлев использует восклицательный знак с целью передачи гнева матери Таборки, считающей, что от собаки, которую он привёл домой с улицы, «одна только грязь».
Таким образом, с помощью примеров из прочитанного текста мы убедились в том, что с помощью восклицательных знаков можно передать свои чувства на письме. (107 слов)
3.Рефлексия.
А теперь подведём итог нашей работе. У вас на столах чистый лист бумаги. Положите на него свою ладонь. Обведите большой палец, если для вас эта работа была важна и интересна.
Указательный, если вы получили конкретные комментарии и информацию по данному вопросу.
Средний , если вам было трудно, но вы справились.
Безымянный, если вам понравилась рабочая атмосфера урока.
Мизинец, если вы получили достаточно материала.
Итак, что получилось. Рука. Теперь на экзамене всё в ваших руках. А так как до экзамена нам предстоит еще немного поработать, поэтому дома подкорректируйте сочинение, которое написали.