Доклад Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в средних классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва







Доклад

на тему

«Нетрадиционные формы проведения уроков

русского языка в средних классах»





Выполнила: учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ с.Хонделен

Бопун-оол А.М.











2011г

Введение

Нетрадиционные формы урока - это попытка учителей внести разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило творческий, индивидуальный характер. Новое время заставило по- новому посмотреть на взаимоотношения учителя с учеником. Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, в процесс добывания истины, заинтересовать его этим процессом - вот задача учителя, который работает с такими уроками. Ведь без совместной работы учащихся с учителем никогда не добиться желаемого результата. Несомненно, содержательный, оригинально построенный урок не может не запечатлеться в памяти ученика.

Нетрадиционные формы уроков необходимы в настоящее время для воспитания яркой, творческой личности. Ученик должен постоянно видеть перед собой пример творческого отношения к делу своих учителей, тогда он сам все время учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности. Учесть эти особенности - значит привлечь внимание детей к миру слов, дать им почувствовать, что этот мир не менее интересен, разнообразен, сложен, увлекателен, чем мир других учебных предметов.

Профессионально-методическая работа учителя предполагает новый подход к системе традиционных средств и методов обучения, усиление их воспитательной и развивающей функции с учетом запросов современного общества и особенностей сложившихся реалий.

Одним из путей повышения эффективности уроков русского языка являются нетрадиционные формы уроков (Текучев А.В., Панов В.Т., Коновалова Е.И., Троицкая Н.Б., Шатова Е.Г. и др.).

Изучение научных основ нетрадиционного обучения показывает, что очень многие его аспекты разработаны в теоретическом плане. Целый ряд практических вопросов методики и технологии нетрадиционных форм урока русского языка остаются еще недостаточно разработанными.

Разработка лингвометодических вопросов о нетрадиционных формах уроков связаны с именами М.Т.Баранова, А.В.Текучева, Т.А.Ладыженской, Л.И.Новиковой и др. Они обогатили методику организации нетрадиционных уроков, обеспечили её дальнейшее развитие, наметили дальнейшие пути научной и методической разработки проблемы.

Применение нового подхода к изучению языкового материала на уроке дает в сочетании с традиционными средствами и методами обучения весьма обнадеживающие результаты. Нетрадиционные уроки с использованием игровых ситуаций, дидактический материал к урокам могут быть использованы коллегами - учителями русского языка.












Нетрадиционные формы уроков. Теоретическое обоснование темы.

Развитие ученика осуществляется в процессе учебной деятельности и является результатом обучения. Однако не всякое обучение ведет за собой развитие ученика: очень важно, в какую мыслительную деятельность он включен в процессе усвоения знаний и формирования умений и навыков, в какой мере он активен и какие мыслительные выполняет, в какой степени они ему понятны и интересны, как ученик мыслит в процессе выполнения познавательных и практических заданий и упражнений.

Идея нетрадиционных форм уроков в учебном процессе не нова. Но в наше время она получает все большее признание. И это понятно, так как такой подход в обучении помогает более целостному усвоению учебного материала. Использование нетрадиционных форм уроков в учебном процессе на уроках русского языка - актуальная проблема современной школы. Выбор о том, какую форму нетрадиционного урока выбрать в данном конкретном случае решает сам учитель, но все же в выборе таких уроков нужно соблюдать меру.

Р.Б. Саботкоев, известный методист национальной школы, по поводу нетрадиционных форм уроков в национальной школе отмечает:

«Нетрадиционные формы уроков должны отвечать требованиям современной школы, содержание их должно быть строго научным, лингвистически и психолого-педагогически обоснованным, они должны формировать учебную мотивацию при обучении русскому языку» (Сабаткоев, 2005: 79).

В основу нетрадиционной методики положен ряд принципов: научности, активности, связи теории с практикой, наглядности, систематичности и последовательности и др.

Нетрадиционные формы уроков - это уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, уроки-практикумы, уроки-мастерские, уроки-лаборатории, уроки-киносценарии, уроки-лабиринты, уроки-ток-шоу, уроки-КВН, уроки-сюрпризы, уроки-фантазии, благодаря которым ученики быстрее, лучше и с интересом усваивают программный материал.

Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что учащиеся, привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу.

Известно, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. В среднем звене методисты рекомендуют проведение игровых форм уроков. В игровом уроке заключены большие воспитательные возможности, так как они способствуют формированию вариативного способа мышления. Конечно, урок на игровой основе вряд ли может решить все проблемы, связанные с повышением качества знаний. Но учитель должен добиться, прежде всего, заинтересованного отношения ребят к предмету, к учебе. Иногда учитель этого добивается с помощью игровых уроков. Особенно это эффективно действует в сельских школах, где нет постоянного общения на русском языке. Поэтому теряется интерес к этому предмету. А с помощью игровых уроков учитель обязательно добьется заинтересованности детей. Ведь учиться должно быть интересно.

Урок - дидактическая игра

Дидактическая игра отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Она состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний. Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением. Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя наглядность, аудиовизуальные средства, дидактический раздаточный материал и др.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Игровые уроки довольно разнообразны, но, тем не менее, у них много общих черт.

Во-первых, это ярко выраженное стремление к определенной цели: победить в конкурсе, осуществить поиск какого-либо материала, выступить в определенной роли…

Во-вторых, игра должна отличаться ярко выраженным добровольным характером.

В-третьих, интрига… В игре зачастую нельзя угадать, кто окажется победителем. Все участвуют в ней одновременно и при максимальной активности.

В-четвертых, игра должна обеспечить более высокую по сравнению с обычными формами урока обучающую, развивающую и воспитательную результативность.

Для привлечения внимания ученика уроки русского языка должны быть построены на том же материале, что и обычный урок, но его проведение должно быть необычным для детей, интересным, развивая у них внимание и любовь к уроку. Приемов и методов обучения языку выработано достаточно много. Они разнообразны и прививают детям интерес. Делая выбор из существующих приемов, комбинируя и внося коррективы, надо считаться с числом учеников в классе, продолжительностью уроков, учитывать степень утомления или последовательность уроков. Все эти условия изменяют действия приемов. Каждый из существующих приемов может быть полезен, но целесообразное сочетание дает наиболее рациональный и совершенный способ преподавания. Методика русского языка не дает и не может дать раз и навсегда установленных (классических) приемов, выполнять которые обязаны все учителя русского языка: преподавание есть творчество, в котором огромную роль играют изобретательность и талант учителя, которые подсказывают ему и момент, когда надо употребить тот или иной прием преподавания. Выбор той или иной формы урока- творчество учителя и учащихся.


Заключение


Нетрадиционные уроки - одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Эти уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.

Как традиционные, так и нетрадиционные уроки должны отвечать современным требованиям, предъявляемым к этим формам учебной деятельности. Содержание их должно быть строго научным, лингвистически и психолого-педагогически обоснованным, интересным для учащихся и формирующим учебную мотивацию при обучении русскому языку. При проведении подобных уроков нужно стремиться к тому, чтобы тренировочная работа имела элементы творчества, осмысленного поиска новых знаний и была направлена на развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся.

Практика работы показывает целесообразность проведения нетрадиционных уроков, их эффективность при обучении русскому языку. Необходима систематическая планомерная работа по включению в учебный процесс таких форм работы.

Интегрированный урок. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", а с другой, - высвобождаемое учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении, особенно в старших классах.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов

Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д.

Наиболее общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации:

- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов;

- конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам;

- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.







© 2010-2022