Календарное планирование по русскому языку элективные курсы 9 класс на 2015-2016 год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7



Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень).

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков - орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

• Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

• Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

• Умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

• Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

• Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

• Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;

• Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

На изучение элективного курса «Теория и практика написания сочинений» в 9 классе отводится 34 часа.

Учебно-тематический план курса «Теория и практика написания сочинений

9 класс (34 часов)



Тема занятия

Дата

Корр.

1

Требования к экзаменационному сочинению. Анализ примера сочинения

2

Требование №1 - соответствие теме. Повторение теории «Тема».

3

Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения

4

Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат

5

Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.


6

Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование.

7

План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов.


8

Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их.

9

Составление планов характеристик одного литературного героя.


10

Нормы литературного языка

11

Совершенствование черновика сочинения

12

Анализ лирического произведения. Задачи, предполагаемые ошибки, технология написания, анализ образцов.

13

Редактирование черновика сочинения, устранение речевых недочётов.

14

Стилистические упражнения.

15-16

Практикум анализа стиха

17

Составление плана сочинения - речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления

18

Предупреждение речевых ошибок

19

Сочинение - характеристика образа автора.

20

Составление плана сочинения - характеристики образа автора, подбор фактического материала, написание вступления.


21

Нормы литературного языка

22

Сочинение - характеристика лирического героя

23

Составление плана сочинения - характеристики лирического героя. Подбор фактического материала, написание вступления.

24

Темы. Частные темы. тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения.

25

Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения.

26

Совершенствование написанного.

27

Определение темы прозаических и стихотворных произведений.


28

Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений. Сочинение по проблеме и идее литературного произведения.

29

Подготовительный этап к сочинению по проблеме и идее произведения

30

Совершенствование написанного

31-32

Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы.

33-34

Сочинение о жанровой природе литературного произведения






Список рекомендуемой литературы

1. ГИА - 2014 . Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова-М.: Эксмо, 2014.

2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько-М.: Интеллект-Центр, 2013.

3. Пахнова Т .М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2010.

Литература для учащихся

1 ВласенковАИ. Русскийязык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / АИ. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-еиздание. - М.: Просвеще¬ние, 2014.

2 Кабанова Н. М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. -М., 2011.

3 КоноваловаЛ. Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты.

Для учителя

1 Власенков А И . Русскийязык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб .для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / АИ. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-еиздание. - М.: Просвеще¬ние, 2014.

2 Розенталь Д. Э. , Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

3 СмирноваЛ. Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. - М.: Русское слово,2004.











© 2010-2022