- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Если душа родилась крылатой (по творчеству М. Цветаевой)
Если душа родилась крылатой (по творчеству М. Цветаевой)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Шакетаева М.К. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по русской литературе. 11 класс.
Тема: «Если душа родилась крылатой …» (по творчеству М.И.Цветаевой)
Задачи:
-
познакомить учащихся с основными этапами жизни, темами и мотивами творчества поэта, показать исключительность чувств лирической героини М. Цветаевой;
-
создать атмосферу погружения в творчество мастера поэтического слова;
-
формирование исследовательских и творческих способностей учащихся, развитие полиязычия, воспитание патриотизма и ответственности за судьбу родины.
Тип урока: литературная мастерская.
Методы урока: метод проектов, критическое мышление, ИКТ , групповая работа, работа в парах и индивидуальная работа.
Ход урока:
І.Организационный момент. Актуализация темы.
(приветствие учащихся и гостей урока)
«Ребята, у нас сегодня необычный урок. На уроке у нас присутствуют гости. Уверена. что вы тщательно приготовились к уроку и что в течение всего урока будете активны. Ждем от вас интересного и содержательного урока».
2.Повторение.
- Активный словарь урока: литература, Серебряный век , Золотой век, Психея ,Птица-
Феникс, дроги , дар души и глагола, апафеоз, фимиам.
-Что такое литература как предмет изучения?
- Поясните термин «серебряный век» и какие представители литературы относятся к этому веку? (период развития культуры от начала 20 века до Октябрьского переворота 1917 года. К ним относятся Б.Пастернак,
А. Ахматова, Л. Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам и др.)
-Учитель: Сегодня мы на уроке будем беседовать о самом замечательном поэте литературы Серебряного века, о творчестве и жизни М.И.Цветаевой.
- Чтение учителем стихотворения « Моим стихам…»(Коктебель,1913г)
М.Цветаева очень рано ощутила силу своего поэтического дара. Стихотворение датировано 1913 годом, содержание которой, возможно, наивно-самоуверенное, но, бесспорно, пророческое ,так как творчество поэта занимает значительное место в литературе 20 века.
ІІ . Усвоение новых знаний.
- Запись темы и эпиграфа к уроку: Тема «Если душа родилась крылатой…» М. И. Цветаева.
Эпиграф: «Равенство дара души и глагола - вот поэт» (М.Цветаева).
(класс разделен на 4 малые творческие группы)
1. «Красною кистью рябина зажглась…» (автобиографический путь, воспитание в семье)
2. « Я знаю правду…» (образ лирического героя)
3. « Нас увенчала - Лира.» (отношение к поэту и поэзии)
4. « Россия, моя Россия! (тема Родины, чувство любви в творчестве поэта)
Зачем так ярко горишь?»
Вопрос учителя 1-ой группе:
- Какие факторы повлияли на формирование личности и характера Цветаевой?
- 1 группа: « Красною кистью рябина зажглась…» (слайд № 1)
Хронология жизни и творчества М.И.Цветаевой.
1
26.09.1892г.
в Москве в семье профессора Московского университета И.В.Цветаева и музыканта М.А.Мейн родилась старшая дочь М.И.Цветаева.
2
1892-1902г.
Детские годы в Москве Трехпрудном переулке и дача Песочная в Калужской губернии. Знание 3-х языков:русского,немецкого,французского.
3
1902-1906г.
Годы учебы (музыкальная школа в Москве,французский интернат в Лозанне, немецкий интернат во Фрейбурге, московская гимназия Фон-Дервиз)
4
1906г.
Смерть матери ( на даче Песочная, близ города Тарусы)
5
1910г.
Первая книга стихов «Вечерний альбом». Знакомство с М.Волошиным)
6
1911г.
Знакомство в Коктебеле с будущим мужем-Сергеем Эфроном)
7
1912г.
Вторая книга стихов - " Волшебный фонарь»
8
1912г.
Замужество и рождение дочери Ариадны.
9
1913г.
Смерть отца.
10
1912-1922г.
Годы активного литературного творчества.
11
1913г.
Смерть второй дочери Ирины в возрасте в возрасте 3-х лет.
12
1922-1939гг.
Жизнь на Западе (17 лет: 3,5лет - в Чехии и 14 лет-во Франции).
13
1939г.
Возвращение на Родину с сыном Георгием (сыну 14 лет )
14
1922-1928гг.
Публикация книг поэта: « Царь-девица», « Версты», « Разлука», «Стихи к Блоку» , « Психея» и другие издания .
15
1941г.
Война, эвакуация поэта в Елабугу, в Татарию. Одиночество, забвение, голод, нищета.
16
31.08.1941г.
Уход из жизни М.И.Цветаевой. Самоубийство.
- 1 ученик: М.И.Цветаева родилась в Москве 1892г. Отец ,Иван Владимирович Цветаев, известен как филолог-профессор Московского университета и как искусствовед - основатель музея изящных искусств. Мать, Мария Александровна Мейн, талантливая пианистка. (стих. «Красною кистью рябина зажглась…»).
-2 ученик: Ничто так не характеризует Цветаеву-человека как ее письма. Эти письма , дневниковая проза, статьи, эссе занимают в жизни поэта важное место. Они также являются частью творчества Цветаевой. В них глубже раскрывается сложный внутренний мир поэтессы.
- Мысли Цветаевой из дневника. « Если бы мне дали на выбор: никогда не видеть России или никогда не видеть своих черновых записей - не задумываясь сразу скажу: Россия без меня обойдется, тетради - нет. Потому что вовсе не жить и писать, а жить - писать и писать - это жить. Это история моей каждой любви». ( музыка Е. Доги.)
- Ответы на вопросы анкеты:
-Имя, отчество и фамилия: М.И.Эфрон, урожденная Цветаева.
-Адрес: Борисоглебовский переулок , дом 6.
-Год рождения: 1892г.
-Семейное положение : замужем , двое детей. Муж болен, в отъезде.
-Специальность: литература.
-Знание языков и степень знания: французский, немецкий языки. Владею свободно.
-Любимые занятия: музыка, природа, стихи, одиночество.
-Ваши пожелания себе: себе - отдельной комнаты и письменного стола. России - того, чего она себе хочет.
-Самое значительное произведение в русской литературе: Б. Пастернак «Охранная грамота»
-Что вы думаете о своем творчестве? « Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед».
- Учитель: Ребята, М. Цветаева свободно владела немецким и французским языками и многие литературные произведения поэта были написаны на этих языках. Думаю, что вам было бы интересно послушать творчество поэта на иностранном языке,
Слово предоставляется кандидату педагогических наук, доценту, заведующей кафедры теории и практики иностранных языков, преподавателю немецкого и английского языков КарГУ имени Е. Букетова Г. К. Тлеужановой.
- 3 ученик: Атмосфера профессорской семьи, атмосфера искусства, учение в частных пансионах - все это , несомненно, на формировании личности и характера Цветаевой. Страсть к стихам она унаследовала от матери , страсть к работе и природе - от обоих родителей. (стих. «Тверская»)
- 4 ученик: Воспоминания Цветаевой : « Любимое занятие с 4-х лет чтение , с 5-ти - писание. Все , что любила, -любила до 7-и лет, и больше не полюбила ничего. Сорока семи лет от роду скажу, что все, что мне суждено было узнать,- узнала до семи лет , а все последующие сорок - осознавала.(стих. « Пригвождена»).
-5 ученик: С 1902 по 1906г. - годы учебы в разных учебных заведениях: музыкальная школа Зограф-Плаксиной, 4-я гимназия приготовительного класса, французский интернат в Лозанне, интернат во Фрейбурге в Германии, Московская гимназия Фон-Дервиз. Независимый нрав юной Цветаевой требовал выхода из размеренного быта семьи . Смена учебных заведений и увлечение поэзией позволили найти новые ощущения в жизни.(стих. «Я знаю правду»)
- Послушайте это стихотворение в вольном переводе на казахском языке.
-Вопрос учителя 2-ой группе: В чем проявилась сила поэтического таланта М.Цветаевой?
-2-ая группа: «Если душа родилась крылатой…» - образ лирического героя ( слайд № 2 )
-1 ученик: Ответ на этот вопрос дает содержание поэзии автора. Продолжают вечную жизнь как замечательное явление духа поэзия Цветаевой, так эта прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением.
Вдохновения - это та внутренняя сила, которая и нас, читателей , заражает волнением художника, заставляет сопереживать ему, воспринимать стихи с трепетным доверим. Это пик творческого самочувствия и самоотдачи поэта.
( стих. « Если душа родилась крылатой…» )
-2 ученик: Теперь это стихотворение послушайте в вольном переводе на казахском языке.
-3 ученик: Взрослая, зрелая жизнь Цветаевой прошла в лишениях и в одиночестве, и лишь фанатическая преданность поэзии мирила ее с всегдашним бытовым и душевным неустройством, придавала ей силы переносить удары судьбы. Впрочем, к быту , его устройству она всегда была достаточно равнодушна. ( стих. « Золото моих волос …» )
- 4 ученик:Слава поэта… Как относилась Цветаева к славе поэта? Послушаем письма поэта и получим ответ на вопрос. Февраль 1941год. Цитата « Я отродясь - как и вся наша семья - была избавлена от этих 2-х понятий : слава и деньги . Есть мое доброе имя, то есть моя добрая слава. Добрая слава с просто славой незнакома. Слава: чтобы обо мне говорили. Добрая слава - один из видов нашей скромности и вся наша честность.
Деньги?- Да плевать мне на них. Я их чувствую только тогда , когда их нет. Ведь нужно быть мертвым , чтобы предпочесть деньги»
5 ученик: Чтение и литературный анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
- Кто лирические герои Цветаевой? Что означает имя - Марина?
( «морская» )
Обыкновенные люди
Марина
1-ая строфа
Создан «из камня» , «из глины»
«Серебрюсь, сверкаю ,бренная пена морская»
2-ая строфа
Создан из глины, создан из плоти
В купели крещена, в полете разбита
3-ая строфа
Земная соль
Мое своеволье, беспутные кудри
4-ая строфа
Гранитные ваши колена
Я воскресаю, да здравствует пена, высокая пена морская
-Вывод: Стихотворение состоит из 4-х строф, построено на антитезе образа лирических героев - «обыкновенные люди» и Марина. В стихотворении очень много художественно- выразительных
средств: эпитетов, метафор. Лирические герои противопоставлены друг другу.
Марина - твердо и уверенно идущая по тернистому пути поэзии, непреклонная и гордая.
6 - ой ученик: Преданность поэзии давала Цветаевой силу преодолевать тяжкие обстоятельства жизни и внушала веру в будущее. Она воплотила в себе черты русского национального характера . Ведь, именно ее поэтический дар и талант дают ей уверенность и покой. (стих. « Я счастлива жить образцово и просто»)
Вопрос учителя к 3-ей группе: Как относится Цветаева своему поэтическому дару и как понимает назначение поэта и поэзии?
3-ая группа: «Нас увенчала - Лира» (отношение к поэту и поэзии»)
1-ученик: Сущность поэзии, назначение поэта занимали М. Цветаеву всегда. Для Цветаевой творчество - проявление самой жизни, оно естественно и изначально прекрасно. Еще не ставшее судьбой, написанные так рано, строки появляются почти невзначай, почти случайно - и определяют весь жизненный путь Цветаевой. А этот путь весь «взрыв и взлом»(стих. Стихи растут , как звезды и как розы»)
2 ученик: Поэт от рождения, она была наделена пытливым умом, неустанно осваивающим все новые высоты , страстным, щедрым сердцем , неутомимым потребностью любить, жадным, никогда не угасавшим интересом к жизни и к людям.(« Я - страница твоему перу»)
(Звучит вольный перевод данного стихотворения на казахском языке)
3-ий ученик: Вместе со своим поэтическим поколением М. Цветаева принадлежит к переломной эпохе, заключавшей в себе, по выражению Блока, « начала и концы». Эпоха эта меченная всеобщим кризисом и нарастающим революционным движением, сформировала личность поэта Цветаевой.(стих. «Руки, которые не нужны Милому»)
4-ый ученик: Давайте в очередной раз заглянем в дневниковые записи поэта и послушаем ее мысли о поэте и поэзии.
а) - У ваятеля может остановиться рука (резец).
- У художника может остановиться рука (кисть).
- У музыканта может остановиться рука (смычок). А у поэта может остановиться только сердце.
б) О , Боже ты мой, что поэт - прежде всего - строй души!
в) Для меня стихи - дом, «хочу домой» с чужого праздника.
г) Не надо работать над стихами, надо, чтобы стих над тобой ( в тебе! ) работал.
д) Встреча с поэтом для меня благодать, ниспосланная свыше. Иначе не читаю. ( стих. «Уж сколько их упало в бездну»)
Вопрос учителя 4-ой группе: Отношение к Родине у каждого человека особенно трепетное…А как проявлялась любовь к родине у М. Цветаевой? И что вообще для нее значит понятие «любовь» ?
4-ая группа: « Россия, моя Россия!
Зачем так ярко горишь ?» (любовь в жизни поэта, отношение к Родине)
« слайд № 4)
-Интервью от парижского корреспондента.
- Что для Вас значит Родина?
- Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России , забыть Родину может бояться лишь тот, кто мыслит Родину вне себя. В ком она внутри ,- тот потеряет ее вместе с жизнью.
-Говорят, русскому писателю нельзя писать вне России?
- Не думаю…Я по стихам и всей душой своей - глубоко русская , поэтому мне страшно быть вне России. Я Россию в себе ношу, в крови своей. И если надо, - и десять лет здесь проживу и все же русской останусь… ( стих. « Все, что не нужно вам - несите мне…» )
- 1-ый ученик: Любовь к Родине , как видим , истинно поэтическое свойство. Без любви к Родине нет поэта. 17-летняя одиссея Цветаевой за рубежом стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, испытанием характера и испытанием таланта. Белая эмиграция , которая вначале приняла Цветаеву с распростертыми объятиями , скоро отвернулась от нее, поняла, что это не ее поэт. Цветаева ощутила несовместимость с соотечественниками за рубежом и свое одиночество. ( стих. « Лучина» )
- 2-ой ученик : Не приняв революции в стране и уехав из России, поэтесса так и не смогла смириться с эмигрантской средой .Страданиями одиночества, тоской по отчей земле было наполнено тяжкое существование в чужих городах: Праге, Берлине, Париже. И только поэзия и мысленный с дорогими и близкими людьми приносит теплоту и недолгий сердечный покой. (« Имя твое - птица в руке»)
- 3-ученик: Лирика Цветаевой удивительно музыкальная. Вне музыки она не представляет своих героев. Да и сами стихи поются, рассчитаны на слух - без них трудно уловить характер лирических героев. Многие оттенки любви, и не только к Родине, можно почувствовать в творчестве поэта. Любовь - для нее не только безмятежная услада. В любви Цветаева решительна и бескомпромиссна. (стих. « Я тебя отвоюю у всех земель» ).
- 4 ученик : В лирике нет любви беспечальной, безоблачной. Любовь для героини ее стихов - и борьба , и преодоление, и самоотвержение. Все отдать, всем пожертвовать - вот что для ее героини закон любви. (песня на стихи Цветаевой « Мне нравится…»)
- 5-ученик: В 1939 году М. Цветаева вернулась на Родину вместе с сыном. Нелегко было после многих лет на чужбине почувствовать недоверчивое внимание и отчуждение. Болезненные разочарования и утраты повсюду сопровождали Цветаеву. Арестованы муж и дочь Ариадна. А к тому вскоре началась Великая Отечественная война. Цветаева попадает в эвакуацию в небольшом городке Татарии, Елабуге. Потерявшая близких, разлученная с немногочисленными друзьями, оторванная от литературной среды , находясь в состоянии полной депрессии, на этот раз она утратила силу сопротивления ударам судьбы.
31 августа 1941 года М. И. Цветаева решила навсегда уйти из жизни. Она покончила с собой. ( стих. «Умирая, не скажу была..» )
- ІІІ. Формирование умений и навыков. ( звучит мелодия « Хочу у зеркала, где муть я выпытать…» )
- Чтение учителем стихотворения: О каких чертах характера поэта и о каких фактах жизни говорится в стихотворении?
-Вывод учителя : Так трагически завершился жизненный путь Цветаевой, но жизнь ее поэзии имеет свое продолжение, потому что эта поэзия преодолевающая все невзгоды. Поэзия жизни, любви, надежды . Судьба М. Цветаевой заставляет вспомнить поэтические строки М. Лермонтова
«Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?»
Буря в душе поэта Цветаевой затихла в ее душе вместе с последним ее вздохом, не выдержав все-таки безмерной тяжести одиночества и покинутости. Но М. Цветаева жива, так вечно живо ее творчество, ее поэзия, всегда волнующая и жизненно- активная. ( Звучит мелодии Е. Доги )
Одна , ни с чем не схожая,
Несхожая, горда,
Дорогою прохожею
Ни шла ты никуда.
Ты видела и слышала
По-своему всегда.
Своим узором вышила
Пролетные года.
К урокам равнодушная
И в дружестве трудна.
Одной и непослушная
Осталась ты одна.
И не стерпев изгнанья,
Домой вернулась вдруг,
Но там нашла страдание,
Веревку, стул да крюк.
И в петле непреклонная
Склонилась голова.
И смолкли самозванные ,
Ударные слова.
- Раскрыть содержание эпиграфа к уроку: « Равенство дара души и глагола - вот» М. Цветаева
- Восстановите поэтический текст Цветаевой.
-Что нужно зверю, страннику?
- Что необходимо делать женщине , царю?
Зверю - ( берлога )
Страннику - ( дорога )
Мертвому - (дроги )
Каждому - ( свое )
Женщине - ( лукавить)
Царю - ( править)
Мне - ( славить
Имя твое)
- ІV. Итог урока:
- Заключительное слово учителя: М. Цветаева всегда знала: в диалоге с жизнью важен не ее вопрос, а ее ответ. Труд поэта не напрасен: каждому свое, рано или поздно, истинная поэзия найдет своего читателя. Поэзия Цветаевой дошла до сердца благодарных поклонников поэтического таланта поэта. Доказательством значимости и важности творчества ее является тот факт, что по решению ЮНЕСКО - 1992 год - объявлен годом М. Цветаевой.
_Рефлексия: Я доволен ( недоволен ) собой и уроком, потому что…
Оценки: ( самоанализ учащихся по карте оценивания , вывод учителя )
Домашнее задание : написать эссе « Поэты-современники в творчестве М.Цветаевой»