- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературная игра по пьесе А. Н. Островского
Литературная игра по пьесе А. Н. Островского
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Габараева Н.Н. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Не секрет, что нынешние школьники все меньше читают, все больше отдают предпочтение компьютерным играм. Как следствие падает интеллектуальный уровень и значительно сокращается словарный запас. Понятно, что бороться с этим широкомасштабным явлением - все равно, что воевать с ветряными мельницами. Так что же делать? Ждать, пока вновь страна станет самой читающей в мире? Жизни не хватит! Проблема эта тяготит каждого словесника, и каждый в меру сил пытается ее преодолеть. Поделюсь одним из своих приемов. Это литературная игра. Не викторина в форме вопроса - ответа, а именно игра, в которой участвует, как правило, весь класс (что, согласитесь, весьма результативно способствует сплочению детского коллектива).
Драматические произведения дети читают, как правило, с меньшей охотой и, соответственно, с меньшей отдачей. Как сделать знакомство с пьесой увлекательным и более результативным? Мой опыт - «сын ошибок трудных» - игра в форме филлворда с элементами театрализации.
Условия игры
Класс делится на три команды.
Перед игрой команды получают задание:
1.Подобрать характерную деталь внешности к каждому из девяти героев пьесы (Дикой, Кабаниха, Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кулигин, Кудряш, Феклуша).
Интрига заключается в том, что команды до урока не знают, кто из героев им достанется, поэтому готовят характеристики всех девяти персонажей.
2.Нарисовать иллюстрацию к пьесе.
Во время игры каждая команда получает свой филлворд (филлворды разные).
В сетке филлворда зашифрованы имена трех героев и по три ключевых слова, характеризующих каждый персонаж (итого двенадцать). На полях страницы с филлвордом расположены ключевые слова и герои из всех трех филлвордов трех команд.
Игра проходит в 3 этапа.
Первый этап
(I этап состоит из двух частей).
Задания команды получают по кругу.
1 часть «Кто это?»
По данной характеристике узнать персонаж, найти его в списке ключевых слов, зачеркнуть в сетке филлворда.(2 балла: итого 6 баллов).
2 часть «Играем Островского».
В списке ключевых слов найдите 3 слова, характеризующих узнанный персонаж. Соотнесите их с филлвордом (гарантия правильного ответа) и зачеркните. Максимально близко к тексту, с использованием ключевых слов (можно добавить любые другие по тексту) один из членов команды произносит монолог от имени героя. Подобранные художественные детали помогут в создании образа.
Каждой команде достается по три героя. Пока одна команда ищет ключевые слова и составляет монолог, другая узнает героя и т.д. В итоге каждая команда может получить за этот этап.(30баллов).
Второй этап.
В каждом филлворде останутся лишние слова, которых нет в списке ключевых. Из этих слов команда должна составить фразу и, используя ее в качестве основной мысли, подготовить высказывания на предложенную тему. Время для подготовки - 2 минуты.(3 балла).
ОТВЕТЫ
Фраза первой команды: «Статья «Луч света в темном царстве».
Фраза второй команды: «Родоначальник русского национального театра».
Фраза третьей команде: «Гроза» - самое решительное произведение Островского». Фамилия «Писарев» дана для размышлений о разных взглядах на пьесу Добролюбова и Писарева.
Третий этап.
(Представление заготовленных дома иллюстраций к пьесе.)
ИГРА
Этапы I и II
«Кто это?» и «Играем Островского»
Вопросы первой команде:
Дикой:
Возраст этого героя в пьесе неопределенный. Но известно, что он богат и является значительным лицом в городе. В его оценке все жители города сходятся единодушно.
Слова в филлворде: ругатель, червяк, деньги.
Уж такого ругателя, как он, поискать надо; Пронзительный мужик. С цепи сорвался.
Ты червяк! Захочу - помилую, захочу - раздавлю.
У него жизнь основана на ругательстве из - за денег. Ни одного расчета без брани не обходится.
Варвара:
Имя этой героини хорошо раскрывает ее характер. Она молода и довольно хитра, предусмотрительна, решительна, умеет пользоваться благами жизни в свое удовольствие.
Слова в филлворде : обманщица, грехи, шито - крыто.
У меня свои грехи есть.
По мне: делай что хочешь, только бы шито да крыто было.
И я не обманщицей была, да выучилась, когда нужно стало.
Тихон:
Это богатый купец. Молодой, но не умеющий пользоваться своим положением и требующий постоянного руководства со стороны близких.
Слова в филлворде : мучиться, ослушаться, связанный.
Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!
И на воле - то он словно связанный.
Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Я, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Вопросы второй команде:
Катерина:
Молодая купчиха, довольно богатая. Нежная, ласковая, но довольно твердая, умеет за себя постоять, если придется. Непреодолимый внутренний конфликт раздирает ее душу противоречиями.
Слова в филлворде: горячая, церковь, неволя.
Такая уж я зародилась горячая.
У вас все как - будто из - под неволи.
И до смерти я любила в церковь ходить.
Кулигин:
Этот герой не купеческого рода. Он, согласно авторской ремарке, мещанин. Хорошо образован. Именно он произносит в пьесе самые обличительные монологи, но не предпринимает никаких действий по искоренению пороков.
Слова в филлворде: слезы, вражда, нравы.
Жестокие нравы в нашем городе.
И сколько слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Враждуют друг на друга.
Феклуша:
Эта героиня совершенно неопределенного возраста, но говорит, что она немощна. Места жительства своего у нее нет. Она довольно набожна. Пытается философствовать по поводу жизни купечества в Калинове.
Слова в филлворде: обетованная, благочестивый, добродетели.
В обетованной земле живете!
И купечество все народ благочестивый добродетелями украшенный!
Вопросы третьей команде:
Кабаниха:
Согласно авторской ремарке, это вдова, возраста неопределенного, внешности - тоже. Жители города Калинова оценивают ее абсолютно противоположно. Сама она о себе однозначно позитивного мнения.
Слова в филлворде: ханжа, благочестие, приказывала.
Если ты хочешь мать послушать, так ты сделай так, как я приказывала.
Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем.
Все под видом благочестия.
Борис:
Это молодой человек, порядочно образованный, романтичный, наверное даже симпатичный, и небедный, но живется ему тяжело, и переживаний у него много. Жители города не могут признать в нем своего человека, и он все время чувствует себя чужим.
Слова в филлворде: умерла, лишний, неволя.
Неволя заставляет жить у дядюшки. Или: «Не по своей воле еду, дядя посылает».
Одного и надо просить у бога, чтобы она умерла поскорее.
Больно мне здесь…все на меня дико смотрят, точно я лишний! Обычаев не знаю.
Кудряш:
Молодой, веселый человек. Не богат. Поэтому вынужден служить у сильных мира сего. На все имеет свою точку зрения и не готов никому уступать.
Слова в филлворде: озорничать, грубиян, рабствовать.
Я грубиян считалось. Пущай он меня боится.
Мало у нас парней, а то бы мы его озорничать отучили.
Я перед ним рабствовать не стану.
Приложение №1-филлворд первой команды.
Приложение №2- филлворд второй команды.
Приложение №3- филлворд третьей команды.
5