Литературная игра по пьесе А. Н. Островского

Не секрет, что нынешние школьники все меньше читают, все больше отдают  предпочтение компьютерным играм. Как следствие падает интеллектуальный уровень и значительно сокращается словарный запас. Понятно, что бороться с этим широкомасштабным явлением – все равно, что воевать с ветряными мельницами. Так что же делать? Ждать, пока вновь страна станет самой читающей в мире? Жизни не хватит! Проблема эта тяготит каждого словесника, и каждый в меру сил пытается ее преодолеть. Поделюсь одним из своих пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Не секрет, что нынешние школьники все меньше читают, все больше отдают предпочтение компьютерным играм. Как следствие падает интеллектуальный уровень и значительно сокращается словарный запас. Понятно, что бороться с этим широкомасштабным явлением - все равно, что воевать с ветряными мельницами. Так что же делать? Ждать, пока вновь страна станет самой читающей в мире? Жизни не хватит! Проблема эта тяготит каждого словесника, и каждый в меру сил пытается ее преодолеть. Поделюсь одним из своих приемов. Это литературная игра. Не викторина в форме вопроса - ответа, а именно игра, в которой участвует, как правило, весь класс (что, согласитесь, весьма результативно способствует сплочению детского коллектива).

Драматические произведения дети читают, как правило, с меньшей охотой и, соответственно, с меньшей отдачей. Как сделать знакомство с пьесой увлекательным и более результативным? Мой опыт - «сын ошибок трудных» - игра в форме филлворда с элементами театрализации.

Условия игры


Класс делится на три команды.

Перед игрой команды получают задание:

1.Подобрать характерную деталь внешности к каждому из девяти героев пьесы (Дикой, Кабаниха, Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кулигин, Кудряш, Феклуша).

Интрига заключается в том, что команды до урока не знают, кто из героев им достанется, поэтому готовят характеристики всех девяти персонажей.

2.Нарисовать иллюстрацию к пьесе.

Во время игры каждая команда получает свой филлворд (филлворды разные).

В сетке филлворда зашифрованы имена трех героев и по три ключевых слова, характеризующих каждый персонаж (итого двенадцать). На полях страницы с филлвордом расположены ключевые слова и герои из всех трех филлвордов трех команд.

Игра проходит в 3 этапа.


Первый этап

(I этап состоит из двух частей).


Задания команды получают по кругу.


1 часть «Кто это?»


По данной характеристике узнать персонаж, найти его в списке ключевых слов, зачеркнуть в сетке филлворда.(2 балла: итого 6 баллов).

2 часть «Играем Островского».


В списке ключевых слов найдите 3 слова, характеризующих узнанный персонаж. Соотнесите их с филлвордом (гарантия правильного ответа) и зачеркните. Максимально близко к тексту, с использованием ключевых слов (можно добавить любые другие по тексту) один из членов команды произносит монолог от имени героя. Подобранные художественные детали помогут в создании образа.

Каждой команде достается по три героя. Пока одна команда ищет ключевые слова и составляет монолог, другая узнает героя и т.д. В итоге каждая команда может получить за этот этап.(30баллов).

Второй этап.


В каждом филлворде останутся лишние слова, которых нет в списке ключевых. Из этих слов команда должна составить фразу и, используя ее в качестве основной мысли, подготовить высказывания на предложенную тему. Время для подготовки - 2 минуты.(3 балла).

ОТВЕТЫ

Фраза первой команды: «Статья «Луч света в темном царстве».

Фраза второй команды: «Родоначальник русского национального театра».

Фраза третьей команде: «Гроза» - самое решительное произведение Островского». Фамилия «Писарев» дана для размышлений о разных взглядах на пьесу Добролюбова и Писарева.

Третий этап.

(Представление заготовленных дома иллюстраций к пьесе.)

ИГРА

Этапы I и II


«Кто это?» и «Играем Островского»


Вопросы первой команде:


Дикой:

Возраст этого героя в пьесе неопределенный. Но известно, что он богат и является значительным лицом в городе. В его оценке все жители города сходятся единодушно.

Слова в филлворде: ругатель, червяк, деньги.

Уж такого ругателя, как он, поискать надо; Пронзительный мужик. С цепи сорвался.

Ты червяк! Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

У него жизнь основана на ругательстве из - за денег. Ни одного расчета без брани не обходится.

Варвара:

Имя этой героини хорошо раскрывает ее характер. Она молода и довольно хитра, предусмотрительна, решительна, умеет пользоваться благами жизни в свое удовольствие.

Слова в филлворде : обманщица, грехи, шито - крыто.

У меня свои грехи есть.

По мне: делай что хочешь, только бы шито да крыто было.

И я не обманщицей была, да выучилась, когда нужно стало.

Тихон:

Это богатый купец. Молодой, но не умеющий пользоваться своим положением и требующий постоянного руководства со стороны близких.

Слова в филлворде : мучиться, ослушаться, связанный.

Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!

И на воле - то он словно связанный.

Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Я, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Вопросы второй команде:




Катерина:

Молодая купчиха, довольно богатая. Нежная, ласковая, но довольно твердая, умеет за себя постоять, если придется. Непреодолимый внутренний конфликт раздирает ее душу противоречиями.

Слова в филлворде: горячая, церковь, неволя.

Такая уж я зародилась горячая.

У вас все как - будто из - под неволи.

И до смерти я любила в церковь ходить.

Кулигин:

Этот герой не купеческого рода. Он, согласно авторской ремарке, мещанин. Хорошо образован. Именно он произносит в пьесе самые обличительные монологи, но не предпринимает никаких действий по искоренению пороков.

Слова в филлворде: слезы, вражда, нравы.

Жестокие нравы в нашем городе.

И сколько слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Враждуют друг на друга.

Феклуша:

Эта героиня совершенно неопределенного возраста, но говорит, что она немощна. Места жительства своего у нее нет. Она довольно набожна. Пытается философствовать по поводу жизни купечества в Калинове.

Слова в филлворде: обетованная, благочестивый, добродетели.

В обетованной земле живете!

И купечество все народ благочестивый добродетелями украшенный!

Вопросы третьей команде:




Кабаниха:

Согласно авторской ремарке, это вдова, возраста неопределенного, внешности - тоже. Жители города Калинова оценивают ее абсолютно противоположно. Сама она о себе однозначно позитивного мнения.

Слова в филлворде: ханжа, благочестие, приказывала.

Если ты хочешь мать послушать, так ты сделай так, как я приказывала.

Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Все под видом благочестия.

Борис:

Это молодой человек, порядочно образованный, романтичный, наверное даже симпатичный, и небедный, но живется ему тяжело, и переживаний у него много. Жители города не могут признать в нем своего человека, и он все время чувствует себя чужим.

Слова в филлворде: умерла, лишний, неволя.

Неволя заставляет жить у дядюшки. Или: «Не по своей воле еду, дядя посылает».

Одного и надо просить у бога, чтобы она умерла поскорее.

Больно мне здесь…все на меня дико смотрят, точно я лишний! Обычаев не знаю.

Кудряш:

Молодой, веселый человек. Не богат. Поэтому вынужден служить у сильных мира сего. На все имеет свою точку зрения и не готов никому уступать.

Слова в филлворде: озорничать, грубиян, рабствовать.

Я грубиян считалось. Пущай он меня боится.

Мало у нас парней, а то бы мы его озорничать отучили.

Я перед ним рабствовать не стану.

Приложение №1-филлворд первой команды.

Приложение №2- филлворд второй команды.

Приложение №3- филлворд третьей команды.









5


© 2010-2022