- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Опыт педагогической работы учителя
Опыт педагогической работы учителя
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Очур-оол А.П. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Описание педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы Очур-оол Анай-Хаак Петрововны
МБОУ СОШ Бай-Тал им. Н.С. Конгара.
« Учитель - профессия дальнего действия, главная на Земле».
За годы работы мною накоплен небольшой педагогический опыт, который прежде всего базируется на творческом содружестве учителя и ученика, а в свете последних преобразований школьной системы образования я еще раз убедилась, что выбранная мною методическая тема «Развитие творческих способностей учащихся через игровые технологии» актуальна как никогда.
Принципиальными положениями, повлиявшими на данный выбор темы, в качестве основополагающей в течение 5 лет работы, стали направления модернизации школы, одним из которых является раскрытие творческого потенциала учащегося.
По моему глубокому убеждению, именно литература - учебный предмет, понимаемый как духовный и мировоззренческий, призван формировать не только систему взглядов на мир и общество, но и воспитывать личность как субъекта национальной культуры, как гражданина.
Исходя из вышесказанного, считаю, педагог не может руководствоваться только каким-то одним жизненным кредо, выражающим его личностную позицию, поэтому для себя определила несколько педагогических принципов:
- Учи, твори, воспитывай
- Уча - учись сам!
Ведущей педагогической идеей ставлю для себя максимальное развитие ребенка, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, культурного, умственного совершенствования.
Основные концептуальные положения конкретизируются в следующих тезисах:
- Уважение мнения ребенка
- Индивидуальный подход к каждому
- Мотивированность обучения
- Сотрудничество и сотворчество
Методическая педагогическая позиция.
Использование игровых технологий в учебной деятельности не ново, но я стараюсь сочетать традиционные формы обучения с инновационными технологиями (использование компьютерного потенциала, межпредметных связей).
Для инновационной деятельности учителя сейчас созданы все условия: огромная теоретическая книжная база. В своей работе я использую серию книг «По страницам «Евгения Онегина» Н.М. Шанского, «Русский язык. За страницами школьного учебника» С.И. Львова, «Позвольте пригласить вас…» или речевой этикет. С.И. Львова, Лингвистические детективы. Н.М. Шанского и др.), возможность поделиться опытом через Интернет, ЭОР, участием в конкурсах в интернет порталах как ProШколу.ru.
Свои методические наработки я использую во всей педагогической системе: на уроках (урок-концерт, урок игра, урок-суд, интегрированный урок), во внеурочной работе по литературе (литературные гостиные, викторины, предметные недели).
Функционально-операционная база.
При подготовке и разработке уроков я учитываю, что в процессе игры высвобождаются творческие возможности как ученика, так и учителя. Творческое столкновение и содружество учителя и ученика - идеальная модель школы, поэтому технологии реализации раскрытия творческого потенциала учащихся многообразны:
- Словесные разминки
Провожу на каждом уроке русского языка, начиная с 5 класса, вначале сама, затем это делают ученики с учетом изучаемой темы.
Например, по теме «Лексика» - к слову «дорога» подобрать синонимы, антонимы, указать лексическое значение. По теме «Морфемика» - отгадать задуманное слово по аналогии:
Приставка как в слове «соединить»
Корень как в «трудиться» = сотрудница
Суффикс как в «ученица»
Окончание как в «страница»
Данные задания развивают креативное мышление учащихся, прививают интерес к русскому языку и культуре.
Игровые технологии являются как элементами урока, так и основой целого урока-игры.
В старших классах на уроках литературы использую викторины по творчеству известных писателей и поэтов, кроссворды.
Уроки по систематизации знаний по теме часть провожу в форме игры по станциям «В стране невыученных уроков», «В царстве Причастий», «В мире фразеологизмов».
Особое внимание я уделяю написанию творческих работ, требующих интерпретирования художественного текста:
6 класс - Представьте несколько страничек из дневника М. К Троекуровой по повести А. С. Пушкина «Дубровский».
9 класс - Напишите письмо к Онегину.
10 класс - Напишите Наставления для первоклассников.
- Систематизация знаний путем создания презентаций и таблиц
Широко использую технологии создания презентаций в старших классах как по литературе, так и по русскому языку, что дает возможность ученикам увидеть многомерную картину жизни в динамике, во множественных взаимосвязях, стимулирует к поиску самостоятельной информации.
Внеурочная педагогическая деятельность.
В течение всей работы методическое объединение русского языка и литературы в нашей школе проводят недели русского языка и литературы в январе. Стало доброй традицией проводить КВН для старшеклассников. Темы бывают разные: «Отцы и дети», «Один день из жизни солдата», «Большая перемена!» и.т.д. На большой перемене учащиеся пели частушки, танцевали хоровод, проводили аукцион по любимым блюдам известных русских писателей, как Гоголь, Лермонтов, Есенин.
Информационно-рефлексивная база. Результативность опыта.
Используя игровые технологии, я стараюсь максимально раскрыть творческие способности каждого ребенка. Есть учащиеся, которые пошли по стопам учителя, поступили в филологический факультет.
Учащиеся показывают стабильные результаты в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе в 2009 году - 55% по русскому языку и 100% по литературе.
«Филология - это служба понимания», так считает критик С. Аверинцев. Я хочу научить сегодняшних и будущих школьников этому пониманию, привить им интерес к литературе и языку, помочь адаптироваться в самостоятельной взрослой жизни, поэтому хочу создать виртуальную игру «Вхождение в мир», совершенствоваться в компьютерной грамотности.