Доклад Разноуровневое обучение на уроках русского языка с использованием тренажеров

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа№5»













Разноуровневое обучение на уроках русского языка с использованием тренажеров.


















Работу выполнила: Берзина Д.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории











Тальменка 2015

Одним из требований федерального стандарта является новая система оценки достижений обучающихся. Главной особенностью предлагаемой системы является уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.

Применение технологии разноуровневого обучения в современном образовании весьма актуально.

Разноуровневое обучение -это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на своем уровне ,но не ниже базового, в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей. Критерием оценки деятельности ученика при уровневом подходе принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом и его творческому применению.

Выбор новых способов, приемов, темпа обучения требует особого изучения индивидуальных особенностей и различий учащихся, уровня их развития, способностей к учению, в связи с чем, остро стал вопрос о разноуровневом обучении. Разноуровневое обучение позволяет четко организовать профориентацию школьников, т.к. последняя базируется на углубленном изучении тех учебных предметов, к которым в достаточной мере развит их интерес.

За годы педагогической практики поняла, что, к сожалению, ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие - пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере найти выход из создавшейся ситуации мне помогает уровневая дифференциация знаний и умений обучающихся.

Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников.

Первую группу образовали ученики "тугодумы" с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.

Во вторую группу вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.

В третью группу вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.

Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.

Преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно, поэтому использую в работе таблицы, схемы, тренажёры.

Рузноуровневое обучение с применением тренажеров на уроках русского языка обеспечивает успех, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивает способности учащихся. Ученики любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены учителем.

Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно- воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (А,В,С) , но не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Разноуровневое обучение дает шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности. На практике разноуровневое обучение целесообразно начинать с учащимися 6-8 классов, так как в этот период у ребят начинают проявляться выраженные способности к отдельным предметам , и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности.

В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия группы «А»- базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предмерам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки. Если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний , то его необходимо оценивать, исходя из более высоких требований к знаниям , умениям, навыкам. Чтобы добиться лучших результатов, школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия. А знания, да еще на базовом уровне, да еще в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Такой подход учит ребят ценить не только отметки, сколько знания.

Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в:

-делении учащихся на группы(по уровню знаний, способностям),

-разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний,

-оценивании деятельности учащихся.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

-для первой группы(«А»)

1.Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

2.Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3.Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

-для второй группы(«в»)

1.Развивать устойчивый интерес к предмету.

2.Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3.Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4.Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

-для третьей группы («С»)

1.Развивить устойчивый интерес к предмету.

2.Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3.Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с ее индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Разноуровневое обучение предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек-заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями; карточек, в которых показаны образцы выполнения задания, тренажеры.

В зависимости от целей конкретного урока и от условий конкретной школы тренажеры по русскому языку и литературе можно использовать на уроках по-разному. Наличие или отсутствие полного набора компьютерной техники определяет реализацию разных форм обучения: индивидуальных или коллективных.

Если условия позволяют, то каждый обучающийся работает за компьютером. И это, конечно, облегчает задачу учителя и школьников. Можно провести «виртуальный» урок, на котором взаимодействие виртуального и реального коллективов осуществляется с помощью проектора и зкрана. На уроке обучающиеся не только обсуждают и выполняют задания электронного тренажера, но и пишут в тетради, повторяют и закрепляют орфограммы и пунктограммы. Такой урок не является пассивным просмотром слайдов или фильма. Задания, вопросы, используемые в процессе «виртуального» занятия. Адресованные как индивидуальному пользователю(при самостоятельной работе), так и коллективному (при работе в классе), стимулируют мыслительную и речевую деятельность обучаещегося, привлекают его к участию в работе виртуального класса, повышают творческую активность школьников.

Мною разработаны и апробированы тренажеры к урокам русского языка и литературы. Согласно положению №2 Приказа №430 от 12 ноября «О творческих группах и создании тренажеров по русскому языку» , в помощь к подготовке Экзамена по русскому языку в новой форме в 9,11 классах, тренировки памяти, учащихся, закрепления пройденного материала созданы данные тренажеры по основным темам русского языка: орфографии, синтаксису, пунктуации.

Считаю, что применение тренажеров на уроках необходимо, и мотивировано тем, что они позволяют:

  • эффективно организовать самостоятельную работу на уроке,

  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся,

  • позволяют индивидуализировать процесс обучения,

  • активизируют познавательную деятельность,

  • осовременивают урок.

В течение урока использую тренажеры на всех этапах:

  • при объяснении нового материала,

  • закреплении,

  • повторении,

  • контроле знаний, умений, навыков.

Тестовый контроль с помощью тренажеров предполагает возможность быстрее и объективно, чем при традиционном способе, выявить знания и незнания обучающихся. Этот способ удобен и прост для оценивания в современной системе.

Все созданные мною тренажеры по русскому языку и литературе позволяют решить ряд проблем:

-повысить интерес ученика к предмету,

-повысить успеваемость и качество знаний учащихся,

-дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и дома.

-развивают самостоятельность учащихся.

Увеличение вариативности числа таких форм подготовки - положительно влияют на память, развивают логическое мышление учащихся. Задача создания новой модели тренировочных заданий актуальна в связи с введением экзамена в новой форме. При разработке учитывалась структура и типы заданий ЕГЭ. Важно, что задания проверяют навык понимания теста, ключевых слов, позицию автора, умение ориентироваться в орфографии, пунктуации, синтаксиса, лексики, морфологии, морфемики . Цель: подготовить выпускной класс к экзамену по русскому языку. Используя тренажеры в 5-11 классах индивидуально, совершенствуются и проверяются орфографические и пунктуационные знания, умения по темам.

Как работать с тренажером?

1.Показ слайдов.

2.С начала.

3. Оповещение системы безопасности-макросы - включить это содержимое (т.е. низкая безопасность)

4.Если вышло «Не удается активизировать некоторые элементы управления данной презентации», то нажмите «ОК» или закройте это приложение.

5.Первый слайд - начать тест, можно выбрать по вариантам.

6.Последний слайд-результат выполнения работы - посмотрите отметку (она автоматически ставится компьютером) и ошибки.

7.Если нет ошибок, то нажмите «закрыть» - выйдет «Сохранить изменения» -нажать»НЕТ», чтобы этот результат не мешал в последующих выполнениях тренажера.

8.Если есть ошибки, выходит - «ИСПРАВИТЬ» - нажать (открываются задания, в которых вы ошиблись), прорешать эти задания заново.

9.В слайде «Результат»- отметка не изменится, а ошибки - исправятся. Тренажер закрыть - изменения не сохранятся.

Разработка разноуровневых заданий для работы как на уроке, так и дома, были нацелены на систематическое изучение трудностей, которые учащиеся испытывают при усвоении материала, на изучение пробелов в их знаниях, глубокий анализ их текущих самостоятельных работ и четкую классификацию ошибок. У отдельных учеников непременно должны учитываться неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и др. Достоинством уровневого подхода является открываемая педагогом возможность более четко провести анализ учебного материала с позиций его значимости, то есть оценить, до какого уровня должно быть доведено усвоение той или иной темы и отдельных вопросов, входящих в неё. Ценность уровневого подхода важна и в аспекте личностно-ориентированного обучения. Опора на уровневый подход и знание индивидуальных особенностей своих учеников позволяют мне дифференцировать процесс обучения, прогнозировать возможный уровень усвоения учебного материала каждым из учащихся и, исходя из этого, конструировать уровневые задания. Работа над этими заданиями (индивидуальная или в малых группах) способствует реализации возможностей каждого ребенка.



© 2010-2022