- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тренинг «Формирование устных коммуникативных компетенций на основе художественных текстов на уроках русского языка и литературы»
Тренинг «Формирование устных коммуникативных компетенций на основе художественных текстов на уроках русского языка и литературы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Осербаева С.М. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМ.В.В.МАЯКОВСКОГО
ТРЕНИНГ
«Формирование устных коммуникативных компетенций на основе художественных текстов на уроках русского языка и литературы»
29 января 2016 года, мун.Бэлць
Мотто:
«Учитель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит …переживает
вместе с ребенком много вдохновенных минут, формирует в нем личность»
Януш Корчак
«Речевая культура человека-зеркало его духовной культуры»
В.А.Сухомлинский
Цели:
- проанализировать объективные причины трудностей, связанных с формированием коммуникативной компетентности учащихся
- раскрыть основные составляющие коммуникативных компетенций и этапы их развития
- систематизировать технологии овладения устными коммуникативными компетенциями на уроках русского языка и литературы
Ход тренинга
Формирование групп: у входа в кабинет каждый выбирает понравившуюся книжку, внутри которой номер группы.
№
Задания тренинга
Деятельность групп
Наглядность
1
Протяните свою правую руку соседу слева и левую руку соседу справа. Пожмите друг другу руки. С этой минуты в течение дня у вас есть надежный и приятный собеседник
Выполняют задания
А начнем мы работу с небольшой притчи
2
Ролик «Три Я»
«Русский язык и литература»- один из немногих школьных предметов, который имеет возможность прикоснуться к душе каждого ребенка, помогая ему стать личностью.
Символом нашего разговора станет книга, потому что в ней, как и в каждом человеке, есть разум, есть чувства и есть душа.
Учителя -филологи нашего лицея не первый год , опираясь на личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательной деятельности, работают над развитием коммуникативной компетентности учеников. Своим опытом в этом направлении мы сегодня поделимся с вами.
Ролик «Три я» youtube.com/watch?v=auFgRUp8cF0
3
Тема семинара: "Формирование устных коммуникативных компетенций на основе литературных текстов на уроках русского языка и литературы »
Мотто:
«Учитель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит … переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут, формирует в нем личность»
Януш Корчак
«Речевая культура человека-зеркало его духовной культуры»
В.А.Сухомлинский
Цели:
- проанализировать объективные причины трудностей, связанных с формированием коммуникативной компетентности учащихся
- раскрыть основные составляющие коммуникативных компетенций и этапы их развития
- систематизировать технологии овладения устными коммуникативными компетенциями
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 2
4
Позвольте вам напомнить, что приоритетным направлением образования сегодня является обучение и воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.
Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетентность.
Позволим вам напомнить, что
Коммуникативная компетентность - это .свойства
личности, определяющие ее способность к выполнению речевой деятельности на основе сформированной компетенции.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми путем общения
Слайд 3
Слайд 4
5.
Перед вами стикеры двух цветов. Если вы считаете, что коммуникативная компетентность, речевая культура наших учеников и выпускников соответствует современным требованиям - наклейте зеленый листок, если нет- оранжевый.
Как видите, мнения разделились, но большая часть считает, что коммуникативная компетентность учащихся оставляет желать лучшего.
Каждая группа на отдельном листе
6
Почему сегодня, несмотря на то, то в распоряжении учителей русского языка и литературы современные технологии и каждый из нас старается делать урок творческим, речь учеников, как устная , так и письменная, с каждым годом становится все беднее? Какие объективные обстоятельства влияют на коммуникативную компетентность детей?
На листках бумаги запишите ,
с чем связана низкая коммуникативная компетентность учащихся
(записи по группам)
На желтой бумаге
7
Низкая коммуникативная компетентность учащихся связана:
-кризис общей культуры современного человека (чтение художественной литературы, посещение театра, концертов стали редкостью) и этики труда (трудиться, чтобы заработать и отдохнуть)
-дефицит живого общения, связанный с увеличением скорости жизни
- бедный словарный запас
-небрежное отношение к языку: загрязнение словами-паразитами, нецензурной лексикой, неправильное произношение, неуместное использование слов иностранного происхождения
-тотальное влияние СМИ и интернета на сознание учеников
-изменение в молодежной субкультуре: игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными
-влияние слов из украинского и румынского языков(чаще всего жаргонной лексики ,неправильных словоформ и просторечий)
- ложное представление о том, то если ты являешься носителем русского языка, значит, ты им владеешь
В доказательтво последнего утверждения проведем небольшой опрос: кто из вас занимается с учениками 5-12 классов дополнительно русским языком? кто русской литературой?
Комментарии, как говорят, излишни.
Заметим, что дети охотно идут на курсы румынского и иностранных языков, а где в нашем городе курсы русского языка и литературы? Риторический вопрос.
Подводя итоги вышесказанному, можно констатировать, что основная нагрузка по развитию коммуникативной компетентности сегодня возлагается на педагогов и уроки русского языка и литературы.
Слайд 5
9
10
Основными целями преподавания русского языка и литературы на современном являются воспитание уважения к родному языку, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основная цель преподавания русского языка и литературы -формирование коммуникативной компетентности учащихся
1, 2, 3 группа- На слайде записаны основные цели преподавания русского языка и литературы .Какой одной целью можно заменить все перечисленные ?
Слайд 6
Слайд 7
Хотим обратить ваше внимание на то, что коммуникативная компетентность формируется через коммуникативную деятельность на основе коммуникативных компетенций
Коммуникативная
компетентность
Коммуникативная
деятельность
Коммуникативные компетенции
Слайд 8
9
2-Коммуникативные компетенции включают овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
3- Этапы формирования коммуникативных компетенций:
Готовность к проявлению компетенции
- изучение теоретического материала через призму практического материала
Владение значением содержания компетенции
-наблюдение над языковым материалом
-эвристическая беседа
-моделирование опорной схемы
Опыт проявления компетенции
- словарная работа
-работа с текстом
-учебный диалог
Отношение к содержанию компетенции
-рефлексия по поводу возданного текста
-коррекция своего речевого поведения
1-группа:из предложенных определений выберите самое точное определение коммуникативных компетенций
2-группа: сложите из предложенных пазлов предложение о составляющих коммуникативных компетенций
3-группа: распределите в правильном порядке этапы формирования коммуникативных компетенций
Слайд 9
Слайд 10
10
Компонентный состав коммуникативных компетенций:
- языковая компетенция - знания об изучаемом языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста; умение пользоваться всеми единица_
ми и средствами языка в соответствии с его нормами;
- речевая компетенция - знания о способах формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и создания речи;
- дискурсивная компетенция - знания об особенностях протекания речевого события и умения управлять им;
- культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры,
- культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, знания о взаимосвязи языка и истории народа, о национально-культурной специфике русского языка; владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; умения учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать своё речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения, присущими данному этносу;
- риторическая компетенция -знания о риторических моделях создания текстов и способность осознанно создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи.
Методы и приемы, ориентированные на формирование устных коммуникативных компетенций и основанные на работе с текстами
-все формы учебного диалога
-ролевые и деловые игры, доклады, предлагающие роли говорящего, слушающего и отвечающего
-учебные исследования и проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью
-дискуссии, обсуждения, диспуты
-составление устных высказываний
-инсценирование
-защита собственных рисунков к художественным произведениям или учебным текстам
1группа- из каких компонентов состоят коммуникативные компетенции?
2 группа- докажите, что текст является центрообразующим на уроках русского языка и литературы и является основой для формирования коммуникативных компетенций
3 группа- Какие методы и приемы вы применяете в практике для формирования устных коммуникативных компетенций с применением текстов?
Слайд 11
Слайд 12
11
В процессе формирования коммуникативных компетенций у учащихся не последнее место занимает общение между педагогом и детьми. Хотим обратить ваше внимание на основные требования общения
Основные требования общения учителя и ученика
готовность к сотрудничеству
адаптация в условиях общения
мотивация к поиску и изучению новой информации
уметь критично и творчески мыслить
уметь контролировать свою деятельность
ясно формулировать свои цели и ценности
Использовать свои эмоции
Говори мало, дай возможность высказаться ученику!
1,2,3 группы- Какой бы плакат вы бы повесили в учительской для ваших коллег-филологов?
Слайд 13
Слайд 14
12
Несколько слов хочется сказать о тех творческих заданиях, которые с удовольствием выполняют ученики, независимо от уровня мотивации к обучению. Эти упражнения направлены на развитие коммуникативных способностей детей и творческого воображения:
«В методическую копилку педагогам»
1 «Рассказ от первого лица»:
- рассказать от лица литературного героя свою историю жизни
- повествование от имени предмета
2. «Комплимент»:
- сказать комплимент литературному герою, даже отрицательному;
3. «Рассказ в заданном ключе»:
- введение в название сказки или рассказа нового объекта,
4. «Изменение сюжетной линии произведения»:
- придумать другое окончание сказки, рассказа, отрывка из произведения
5. «Авторское кино»
- составить киносценарий по мотивам произведения или учебного текста(можно в паре или группе) и представить его на обсуждение
6. «Реклама прочитанной книги»
--представить прочитанное произведение так, чтобы другие захотели его почитать.
Задание: А какими практическими наработками вы хотите поделиться с коллегами?
(ответы)
Слайд 15
13
Задание : перед вами три чека на некоторую сумму. Представители групп выберите чек. Что бы вы сделали в учебном заведении на эти деньги для развития усных коммуникативных компетенций учащихся?
5 тысяч ,50 тысяч, 500 тысяч долларов
14
Задание : перед вами шкатулки. В ней - особенные предметы- они имеют отношение к детям, которых мы обучаем. Что бы вы сказали ребенку, который бы открыл шкатулку и увидел эти самые простые предметы?
Шкатулки с зеркалом, учебником и свечой
15
youtube.com/watch?v=t2iZ2lngnw0 притча о счастье
ролик