- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение изученного об имени существительном
Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение изученного об имени существительном
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лаврова А.И. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка
на тему «Обобщение изученного об имени существительном»
(6 класс)
Цель: повторить, обобщить знания об имени существительном как части речи, его морфологических категориях (признаках), роли в словосочетании и предложении; воспитывать интерес к русскому языку; развивать творческое мышление, внимание, умение работать в группах.
Ход урока
I.
Учитель:
-Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы посвятим имени существительному.
О существительном вы многое узнали,
Не раз его встречали и не раз склоняли.
Так вот сегодня мы итог и подведем
О существительном. Что ж знаем мы о нем?
А знаем многое: и каково значение,
И как часть речи эту изменить,
И что за роль ее в любом из предложений-
Мы всё сумеем толково объяснить.
-Ребята, сформулируйте цель нашего урока (формулируют цель урока).
-Эпиграфом к нашему уроку послужат слова К.Д. Ушинского: «Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего».
-Ребята, предлагаю вам подумать, что вы ожидаете от этого урока и чего опасаетесь. На доске вы видите два дерева (макеты яблони и лимонного дерева), а на ваших партах лежат «яблоки» и «лимоны». На яблоках напишите свои ожидания, а на лимонах - опасения и прикрепите к деревьям (метод «Фруктовый сад»).
-Сегодня у нас необычный урок. К вам в гости решило прийти само имя существительное. А вот и оно! Войдите!
Имя существительное:
-Здравствуйте, ребята!
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
Я, имя существительное, - самая представительная часть речи.
Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал название предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, я хотела бы поприсутствовать на вашем уроке и посмотреть, что вы знаете обо мне. Пришла я не с пустыми руками, а с веселыми заданиями (конверт с заданиями).
Учитель:
-Конечно, имя существительное, мы рады Вас видеть.
II.
Учитель:
-Ребята, безусловно, имя существительное - удивительная часть речи; волшебство ее состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. Думаю, вы без труда ответите на мои вопросы.
1.Много имен существительных
Прекрасных и удивительных.
А что ж они обозначают?
И на какие вопросы отвечают?
2.У существительных есть признаки,
Которые постоянны и неизменны.
Назовите их непременно!
3.Скажите, как существительные можно изменять?
На этот вопрос кто станет отвечать?
4.Чем в предложении могут быть существительные?
На этот вопрос ответьте незамедлительно! (ответы учеников)
-Молодцы, ребята!
III.
-Ребята, вы знаете, что принадлежность к определенному склонению - один из важных признаков большинства существительных.
Учитель читает стихотворение А.А. Фета «Это утро, радость эта…». Работа в группах (после прочтения каждая группа называет существительные определенного склонения).
-Некоторые получат карточки.
Карточка № 1
Дано произведение лирическое,
Надо произвести выделенного слова
Разбор морфологический.
По тому, как человек относится к матери, определяют, каков он.
Карточка № 2
Хлеб - это освященный веками символ родной земли, символ труда, доброты, дружбы.
IV.
-Есть существительные, которые не склоняют,
Но не всегда их род верно определяют.
Так вот суть следующего задания:
Определить род существительных, составить словосочетания прил.+сущ.
Кенгуру, пони, шимпанзе, метро, такси, кофе, пианино.
V.
-Ребята, давайте посмотрим, какие веселые задания приготовило для вас имя существительное.
1.Найдите в имени собственном Аргентина «спрятанные» нарицательные имена существительные.
2.Шарады
Первая часть слова - осенний цветок с лепестками различной окраски , вторая часть - титул правителя у восточных народов +знак мягкости. Всё вместе - название города . (Астрахань)
В первой моей части большая всеядная птица с блестящим черным оперением. Вторая моя часть - небольшое животное с иголками на теле. В целом я - город. (Воронеж)
Слог первый состоит из буквы только гласной;
Второй же - из согласной;
От первой в азбуке она недалека,
А целое - река. (Ока)
V.
-Существительные сложные на уроках мы встречали.
То с дефисом, а то слитно мы их писали.
Вот и следующее для вас задание:
Вспомните сложных существительных правописание.
Пол( Москвы), летчик(космонавт), пол(тетради), царевна(лягушка), юго(запад),платье(костюм), шести(классник).
VI.
-Молодцы, ребята!
Неожиданно для вас
Припасено еще задание.
Определить основу грамматическую,
Поставить и объяснить знаки препинания.
Лес это украшение земли её великолепный и удивительный наряд.
VII.
-Давайте прочитаем, что вы написали на «яблоках» и «лимонах» (обсуждение). Скажите, что у вас получилось, что нет? достигли мы цели урока? хотелось бы еще поговорить об имени существительном?
-Хочу раздать вам медали «Знаток имени существительного».
VIII.
-Д/з : упр. 344.