Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение изученного об имени существительном

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка

на тему «Обобщение изученного об имени существительном»

(6 класс)

Цель: повторить, обобщить знания об имени существительном как части речи, его морфологических категориях (признаках), роли в словосочетании и предложении; воспитывать интерес к русскому языку; развивать творческое мышление, внимание, умение работать в группах.

Ход урока

I.

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы посвятим имени существительному.

О существительном вы многое узнали,

Не раз его встречали и не раз склоняли.

Так вот сегодня мы итог и подведем

О существительном. Что ж знаем мы о нем?

А знаем многое: и каково значение,

И как часть речи эту изменить,

И что за роль ее в любом из предложений-

Мы всё сумеем толково объяснить.

-Ребята, сформулируйте цель нашего урока (формулируют цель урока).

-Эпиграфом к нашему уроку послужат слова К.Д. Ушинского: «Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего».

-Ребята, предлагаю вам подумать, что вы ожидаете от этого урока и чего опасаетесь. На доске вы видите два дерева (макеты яблони и лимонного дерева), а на ваших партах лежат «яблоки» и «лимоны». На яблоках напишите свои ожидания, а на лимонах - опасения и прикрепите к деревьям (метод «Фруктовый сад»).

-Сегодня у нас необычный урок. К вам в гости решило прийти само имя существительное. А вот и оно! Войдите!

Имя существительное:

-Здравствуйте, ребята!

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

Я, имя существительное, - самая представительная часть речи.

Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал название предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, я хотела бы поприсутствовать на вашем уроке и посмотреть, что вы знаете обо мне. Пришла я не с пустыми руками, а с веселыми заданиями (конверт с заданиями).

Учитель:

-Конечно, имя существительное, мы рады Вас видеть.

II.

Учитель:

-Ребята, безусловно, имя существительное - удивительная часть речи; волшебство ее состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. Думаю, вы без труда ответите на мои вопросы.

1.Много имен существительных

Прекрасных и удивительных.

А что ж они обозначают?

И на какие вопросы отвечают?

2.У существительных есть признаки,

Которые постоянны и неизменны.

Назовите их непременно!

3.Скажите, как существительные можно изменять?

На этот вопрос кто станет отвечать?

4.Чем в предложении могут быть существительные?

На этот вопрос ответьте незамедлительно! (ответы учеников)

-Молодцы, ребята!

III.

-Ребята, вы знаете, что принадлежность к определенному склонению - один из важных признаков большинства существительных.

Учитель читает стихотворение А.А. Фета «Это утро, радость эта…». Работа в группах (после прочтения каждая группа называет существительные определенного склонения).

-Некоторые получат карточки.

Карточка № 1

Дано произведение лирическое,

Надо произвести выделенного слова

Разбор морфологический.

По тому, как человек относится к матери, определяют, каков он.

Карточка № 2

Хлеб - это освященный веками символ родной земли, символ труда, доброты, дружбы.

IV.

-Есть существительные, которые не склоняют,

Но не всегда их род верно определяют.

Так вот суть следующего задания:

Определить род существительных, составить словосочетания прил.+сущ.

Кенгуру, пони, шимпанзе, метро, такси, кофе, пианино.

V.

-Ребята, давайте посмотрим, какие веселые задания приготовило для вас имя существительное.

1.Найдите в имени собственном Аргентина «спрятанные» нарицательные имена существительные.

2.Шарады

Первая часть слова - осенний цветок с лепестками различной окраски , вторая часть - титул правителя у восточных народов +знак мягкости. Всё вместе - название города . (Астрахань)

В первой моей части большая всеядная птица с блестящим черным оперением. Вторая моя часть - небольшое животное с иголками на теле. В целом я - город. (Воронеж)

Слог первый состоит из буквы только гласной;

Второй же - из согласной;

От первой в азбуке она недалека,

А целое - река. (Ока)

V.

-Существительные сложные на уроках мы встречали.

То с дефисом, а то слитно мы их писали.

Вот и следующее для вас задание:

Вспомните сложных существительных правописание.

Пол( Москвы), летчик(космонавт), пол(тетради), царевна(лягушка), юго(запад),платье(костюм), шести(классник).

VI.

-Молодцы, ребята!

Неожиданно для вас

Припасено еще задание.

Определить основу грамматическую,

Поставить и объяснить знаки препинания.

Лес это украшение земли её великолепный и удивительный наряд.

VII.

-Давайте прочитаем, что вы написали на «яблоках» и «лимонах» (обсуждение). Скажите, что у вас получилось, что нет? достигли мы цели урока? хотелось бы еще поговорить об имени существительном?

-Хочу раздать вам медали «Знаток имени существительного».

VIII.

-Д/з : упр. 344.







© 2010-2022