Конспект урока русского языка Обучение написанию комментария (10 класс)

   Конспект урока русского языка в 10 классе, на котором ученики получают первые навыки написания комментария исходного текста. Многолетний опыт работы экспертом в комиссии попроверке части "С" показал мне, что данная часть сочинения вызывает у выпускников затруднения, поэтому так важно с первого занятия объяснить ребятам все особенности написания комментария просто и доходчиво. Цели урока: познакомить учащихся с особенностями комментария исходного текста и требованиями к нему при проверке части...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С).

Комментарий.

Цели: познакомить учащихся с особенностями комментария исходного текста и требованиями к нему при проверке части С; развивать навык составления комментария с помощью предложенных шаблонов; воспитывать бережное и уважительное отношение к природе, корректное отношение к мнению других.

Оборудование: 1) учебники: Лебедянцев С.В., Симак С.В., Таулов И.Д. Русский язык 7 - 9. Сборник упражнений для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2010;

2) мультимедийная аппаратура;

3) слайдовая презентация по теме занятия.

Ход урока.

  1. Организационная часть урока: сообщение темы, целеполагание (1 слайд). (Добрый день, ребята, гости, присутствующие на уроке. Сегодня мы продолжим готовиться к написанию сочинения в части С единого государственного экзамена. А так как на предыдущем занятии учились… продолжает ученик: писать вступление и формулировать проблему исходного текста, то сегодня, значит, приступим к работе со следующей частью сочинения… продолжает ученик: комментарием (2 слайд). Верно. Но т.к. сегодня у нас урок короткий, то мы, ребята, выполним только основную его часть.)

  2. Особенности комментария, требования к нему.

  1. Итак, мы знаем, что сочинение, написанное на ЕГЭ, оценивается по определённым критериям, с которыми мы уже знакомы. Вспомним, сколько баллов можно получить за комментарий (3 слайд). Таким образом, комментарий надо написать обязательно, чтобы не получить 0 баллов. Важно не допустить фактической ошибки, тогда вы получите 2 балла. Кроме того, запомните, как ещё не потерять 2 балла: комментировать только ту проблему, которую сформулировали в начале сочинения, а не те 2-3, которые ещё есть в данном тексте; не сводить комментарий к пересказу или к длинной цитате.

  2. Что же такое комментарий? (4 слайд)

Комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, её толкование. Комментарий может содержать характеристику проблемы с точки зрения её актуальности, значимости для определённых кругов населения или для всех нас, причины её возникновения, отнесённости её к определённому типу проблем. Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы, умении видеть те её аспекты, которые наметил автор, следить за ходом авторской мысли.

  1. Вам предлагают ряд вопросов, отвечая на которые, вы сможете прокомментировать исходный текст (5 слайд). А пока давайте познакомимся с некоторыми вариантами комментария к тексту, с которым вы работали дома: формулировали проблему, поднятую в нём (6 слайд). Вспомним его по основным мыслям каждого абзаца. (Ученик читает в тексте только выделенные предложения.)

(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. (2)Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра. (3)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие - чисто кровавого цвета, третьи - матово светятся изнутри, четвертые - молочно-голубые, пятые - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то желтыми. (5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. (6)Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. (7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, и вот передать его невозможно.

(9)Вы проснетесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая о том, насколько, например, цветущий куст сирени или вишенья отличается от нецветущего. (10)Ведь тому, кто никогда не видел цветения вишневого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишневом саду.

(В. Солоухин)

  1. Какую или какие проблемы обнаружили вы в данном тексте? (Взаимоотношения человека и природы; неумение видеть красоту природы и др.)

  2. Прочтём 1 вариант комментария к данному тексту (7 слайд).

Прочтём 2 вариант комментария к этому же тексту (8 слайд). Оба эти сочинения написаны выпускниками прошлых лет, они даны здесь даже с теми ошибками, которые ребята допустили, и в следующий раз мы их обязательно исправим. Какой комментарий вам понравился больше? Какой-нибудь из них вы оценили бы на 2 балла? Посмотрите, как оценили их эксперты (9 слайд). Таким образом, вы должны понять, что комментарий обязательно надо писать, даже таким корявым языком, как в 1 варианте (за речь и грамматику выпускник будет наказан в других критериях, а за комментарий получит 2 балла).

  1. А сейчас мы попробуем сами создать комментарии к исходным текстам. Но для начала, чтобы вам было легче работать, я познакомлю вас с теми шаблонами, которые помогут вам сформулировать комментарий (10, 11 слайды) (ученикам на парты раздаю листы с этими шаблонами). Задание: опираясь на шаблоны, дополняем краткий комментарий к исходному тексту в течение 2-3 минут. Текст на слайде 12. Шаблон на слайде 13 и на карточках у ребят.

  2. Самостоятельное составление комментария по второму тексту (слайд 14).

  3. Выводы и рефлексия. Таким образом, главный вывод сегодняшнего урока - комментарий по исходному тексту писать надо обязательно! А вот насколько вы поняли, как это делать, мы проверим с помощью задания: закончи предложение (слайд 15).

Конспект урока русского языка Обучение написанию комментария (10 класс)


Приложение

Автор анализирует, характеризует, отмечает, сопоставляет, подчёркивает, отмечает важность, критически относится; объясняет это тем, что; ссылается на…

Автор убеждён; полагает, что; убедительно доказывает; отстаивает точку зрения, призывает…

Автор одобряет, восхищается, соглашается, признаёт достоинства…

Автор отмечает недостатки, упрекает (в небрежности, неточности), критикует, опровергает, сожалеет, сомневается, допускает, предполагает…

В своих рассуждениях о… автор убедителен. По его мнению,…

Вопрос, поднятый автором, беспокоит человечество сотни лет. Эта проблема не утратила актуальности и сейчас. Что нужно…

С первых строк текста автор вовлекает читателей в беседу. Словно приглашая к разговору, он обращается к нам, предлагая понаблюдать (подумать)…

В данном тексте _________обращается ко всем людям Земли, подчёркивая _____________существующей проблемы. Он убеждён, что ___________общие. Для автора нет сомнений в том, что «______________________________». Поэтому с особой горечью ________ спрашивает, _________________________. Ведь, по его мнению, никто не может не задумываться о том, к каким последствиям приведёт бездумное отношение к природе.

___________________________________________________________________________________________________

Автор анализирует, характеризует, отмечает, сопоставляет, подчёркивает, отмечает важность, критически относится; объясняет это тем, что; ссылается на…

Автор убеждён; полагает, что; убедительно доказывает; отстаивает точку зрения, призывает…

Автор одобряет, восхищается, соглашается, признаёт достоинства…

Автор отмечает недостатки, упрекает (в небрежности, неточности), критикует, опровергает, сожалеет, сомневается, допускает, предполагает…

В своих рассуждениях о… автор убедителен. По его мнению,…

Вопрос, поднятый автором, беспокоит человечество сотни лет. Эта проблема не утратила актуальности и сейчас. Что нужно…

С первых строк текста автор вовлекает читателей в беседу. Словно приглашая к разговору, он обращается к нам, предлагая понаблюдать (подумать)…

В данном тексте _________обращается ко всем людям Земли, подчёркивая _____________существующей проблемы. Он убеждён, что ___________общие. Для автора нет сомнений в том, что «______________________________». Поэтому с особой горечью ________ спрашивает, _________________________. Ведь, по его мнению, никто не может не задумываться о том, к каким последствиям приведёт бездумное отношение к природе.


© 2010-2022