- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка Обучение написанию комментария (10 класс)
Конспект урока русского языка Обучение написанию комментария (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова И.П. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С).
Комментарий.
Цели: познакомить учащихся с особенностями комментария исходного текста и требованиями к нему при проверке части С; развивать навык составления комментария с помощью предложенных шаблонов; воспитывать бережное и уважительное отношение к природе, корректное отношение к мнению других.
Оборудование: 1) учебники: Лебедянцев С.В., Симак С.В., Таулов И.Д. Русский язык 7 - 9. Сборник упражнений для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2010;
2) мультимедийная аппаратура;
3) слайдовая презентация по теме занятия.
Ход урока.
-
Организационная часть урока: сообщение темы, целеполагание (1 слайд). (Добрый день, ребята, гости, присутствующие на уроке. Сегодня мы продолжим готовиться к написанию сочинения в части С единого государственного экзамена. А так как на предыдущем занятии учились… продолжает ученик: писать вступление и формулировать проблему исходного текста, то сегодня, значит, приступим к работе со следующей частью сочинения… продолжает ученик: комментарием (2 слайд). Верно. Но т.к. сегодня у нас урок короткий, то мы, ребята, выполним только основную его часть.)
-
Особенности комментария, требования к нему.
-
Итак, мы знаем, что сочинение, написанное на ЕГЭ, оценивается по определённым критериям, с которыми мы уже знакомы. Вспомним, сколько баллов можно получить за комментарий (3 слайд). Таким образом, комментарий надо написать обязательно, чтобы не получить 0 баллов. Важно не допустить фактической ошибки, тогда вы получите 2 балла. Кроме того, запомните, как ещё не потерять 2 балла: комментировать только ту проблему, которую сформулировали в начале сочинения, а не те 2-3, которые ещё есть в данном тексте; не сводить комментарий к пересказу или к длинной цитате.
-
Что же такое комментарий? (4 слайд)
Комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, её толкование. Комментарий может содержать характеристику проблемы с точки зрения её актуальности, значимости для определённых кругов населения или для всех нас, причины её возникновения, отнесённости её к определённому типу проблем. Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы, умении видеть те её аспекты, которые наметил автор, следить за ходом авторской мысли.
-
Вам предлагают ряд вопросов, отвечая на которые, вы сможете прокомментировать исходный текст (5 слайд). А пока давайте познакомимся с некоторыми вариантами комментария к тексту, с которым вы работали дома: формулировали проблему, поднятую в нём (6 слайд). Вспомним его по основным мыслям каждого абзаца. (Ученик читает в тексте только выделенные предложения.)
(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. (2)Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра. (3)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие - чисто кровавого цвета, третьи - матово светятся изнутри, четвертые - молочно-голубые, пятые - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то желтыми. (5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. (6)Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. (7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, и вот передать его невозможно.
(9)Вы проснетесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая о том, насколько, например, цветущий куст сирени или вишенья отличается от нецветущего. (10)Ведь тому, кто никогда не видел цветения вишневого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишневом саду.
(В. Солоухин)
-
Какую или какие проблемы обнаружили вы в данном тексте? (Взаимоотношения человека и природы; неумение видеть красоту природы и др.)
-
Прочтём 1 вариант комментария к данному тексту (7 слайд).
Прочтём 2 вариант комментария к этому же тексту (8 слайд). Оба эти сочинения написаны выпускниками прошлых лет, они даны здесь даже с теми ошибками, которые ребята допустили, и в следующий раз мы их обязательно исправим. Какой комментарий вам понравился больше? Какой-нибудь из них вы оценили бы на 2 балла? Посмотрите, как оценили их эксперты (9 слайд). Таким образом, вы должны понять, что комментарий обязательно надо писать, даже таким корявым языком, как в 1 варианте (за речь и грамматику выпускник будет наказан в других критериях, а за комментарий получит 2 балла).
-
А сейчас мы попробуем сами создать комментарии к исходным текстам. Но для начала, чтобы вам было легче работать, я познакомлю вас с теми шаблонами, которые помогут вам сформулировать комментарий (10, 11 слайды) (ученикам на парты раздаю листы с этими шаблонами). Задание: опираясь на шаблоны, дополняем краткий комментарий к исходному тексту в течение 2-3 минут. Текст на слайде 12. Шаблон на слайде 13 и на карточках у ребят.
-
Самостоятельное составление комментария по второму тексту (слайд 14).
-
Выводы и рефлексия. Таким образом, главный вывод сегодняшнего урока - комментарий по исходному тексту писать надо обязательно! А вот насколько вы поняли, как это делать, мы проверим с помощью задания: закончи предложение (слайд 15).
Приложение
Автор анализирует, характеризует, отмечает, сопоставляет, подчёркивает, отмечает важность, критически относится; объясняет это тем, что; ссылается на…
Автор убеждён; полагает, что; убедительно доказывает; отстаивает точку зрения, призывает…
Автор одобряет, восхищается, соглашается, признаёт достоинства…
Автор отмечает недостатки, упрекает (в небрежности, неточности), критикует, опровергает, сожалеет, сомневается, допускает, предполагает…
В своих рассуждениях о… автор убедителен. По его мнению,…
Вопрос, поднятый автором, беспокоит человечество сотни лет. Эта проблема не утратила актуальности и сейчас. Что нужно…
С первых строк текста автор вовлекает читателей в беседу. Словно приглашая к разговору, он обращается к нам, предлагая понаблюдать (подумать)…
В данном тексте _________обращается ко всем людям Земли, подчёркивая _____________существующей проблемы. Он убеждён, что ___________общие. Для автора нет сомнений в том, что «______________________________». Поэтому с особой горечью ________ спрашивает, _________________________. Ведь, по его мнению, никто не может не задумываться о том, к каким последствиям приведёт бездумное отношение к природе.
___________________________________________________________________________________________________
Автор анализирует, характеризует, отмечает, сопоставляет, подчёркивает, отмечает важность, критически относится; объясняет это тем, что; ссылается на…
Автор убеждён; полагает, что; убедительно доказывает; отстаивает точку зрения, призывает…
Автор одобряет, восхищается, соглашается, признаёт достоинства…
Автор отмечает недостатки, упрекает (в небрежности, неточности), критикует, опровергает, сожалеет, сомневается, допускает, предполагает…
В своих рассуждениях о… автор убедителен. По его мнению,…
Вопрос, поднятый автором, беспокоит человечество сотни лет. Эта проблема не утратила актуальности и сейчас. Что нужно…
С первых строк текста автор вовлекает читателей в беседу. Словно приглашая к разговору, он обращается к нам, предлагая понаблюдать (подумать)…
В данном тексте _________обращается ко всем людям Земли, подчёркивая _____________существующей проблемы. Он убеждён, что ___________общие. Для автора нет сомнений в том, что «______________________________». Поэтому с особой горечью ________ спрашивает, _________________________. Ведь, по его мнению, никто не может не задумываться о том, к каким последствиям приведёт бездумное отношение к природе.