Внеклассное мероприятие Праздник грамоты

На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В прописях и азбуковниках 17-го века можно найти молитву: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати; что значит хорошо постигать наставления. В народе к этому святому обращались за помощью и тогда, когда требовался разум в житейских делах: «Пророк Наум, наставь нас на ум», «Батюшка Наум, наведи на ум…»
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение Осиковская основная общеобразовательная школа






Праздник грамоты

«Батюшка Наум, наведи на ум»

Подготовила:

Локтева В. Д, учитель русского языка и

литературы

2011 год

Оформление: плакаты "Без букв и грамматики не выучишь математики»

« Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»,

« Грамоте учиться всегда пригодится», зал оформлен в виде салона 19-го века.

1 вед. : Святой пророк Наум жил за 700 лет до Рождества Христова.. Книга пророка Наума, вошедшая в Ветхий Завет, содержит предсказание гибели ассирийского города Ниневии за беззаконие и пророчества о распространении веры Христовой апостолами. Умер он на 45-м году жизни , погребён в своей родной земле Галилее.

2 вед .:

На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В прописях и азбуковниках 17-го века можно найти молитву: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати; что значит хорошо постигать наставления. В народе к этому святому обращались за помощью и тогда, когда требовался разум в житейских делах: «Пророк Наум, наставь нас на ум», «Батюшка Наум, наведи на ум…»

1 вед.: В старину учебный год в школах начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга : кто начинал учение в августе, кто в сентябре, кто 14-го ноября, в день святых бессеребреников Космы и Домиана, кто 14 декабря, в день Наума Грамотника.

2 вед.: Для сельских ребят, помогавшим родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды. Для семьи это был особый праздник, к нему готовились заранее, договорившись с учителем - приходским дьячком. Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословение на учение отрока.

1 вед.:

Дома у ученика учителя встречали с почётом, сажали на лучшие места, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить его уму-разуму. Затем ученика трижды легонько ударяли по спине плеткой, чтобы не озорничал, а учился прилежно. На следующий день спозаранку отрок отправлялся постигать церковнославянскую грамоту.

2 вед.: Разных классов, как теперь, в старину не знали. Все - и маленькие, и большие - сидели на уроках в одной простой избе. Порядки в школе были строгие. Если кто нарушал порядок, в ход шли розги. В каждой «Азбуке» обязательно было стихотворение " Похвала розге». В старину даже говорили не « когда я учился в школе», а « когда я ходил под розгами».

1вед.: В короткие зимние дни ученики собирались в школу затемно. Занятия начинались часов с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой « вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице уже было уже темно. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать условно. Каждый получал от учителя персональное задание и учил « назубок», т. е. зубрил. Учили вслух, каждый своё. Недаром пословицу сложили: « Азбуку учат - во всю избу кричат.

Чтец 1: ( читает стихотворение В. Кончаловской « К ак церковный грамотей в старину учил детей»)

В старину учились дети -

Их учил церковный дьяк,-

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б - как Аз да Буки

В- как Веди, Г - Глаголь

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот таким пером писали -

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему

Обучались лишь мальчишки

Дьяк с указкою в руке.

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

2 вед: Древние люди считали, что выучив алфавит, узнав, как с ним обращаться, человек обретает магические силы. Неслучайно русская азбука раньше напоминала заклинание, являлась рассказом о познании мира, начинавшись словами: «Аз буки веди - я буквы познал. А из букв можно сложить какие угодно слова, обозначающие любые предметы и понятия, существующие на Земле.

1вед: А теперь поговорим о некоторых словах, так или иначе связанных со школой.

1 ученица: Школа. Представляю, как вы удивитесь, узнав, что слово «школа» заимствованное нами из древнегреческого языка. Значило «досуг».Не правда ли странно: школа и вдруг «досуг»?Дело в том, что в прошлом греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные на досуге беседы мудрецов - философов со своими учениками о разных науках.

Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, ораторское искусство. Родилась школа.

2 ученица: Урок. Приглядитесь повнимательнее к слову «урок». Вы увидите: да это же почти точная копия слова «уговор»: приставка та же самая, а основа говор ( от говорить) равнозначна корню рок -рёк, того же корня, что слово реку-«говорю», речь. У-рок- у-словие.

Наши современные значения его: « задание», а также, «время занятий» - образовались от этого, древнейшего.

1 ученица: Тетрадь. Это слово было заимствовано из среднегреческого языка. Слово тетрадь возникло от слова тетрас (четвертая часть листа). Попробуйте перегнуть лист пополам, потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать его закрытые части и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради. Сейчас таких четырёхлистных тетрадей и в помине нет, а вот словечко осталось, и видимо навсегда.

2 ученица: Пенал. Перо по-латыни будет penna. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую называли пенал. Теперь мы в неё складываем и ручки, и карандаши, и даже для резинки найдется там местечко.А название этой коробочки произошло, как мы уже знаем, от слова penna.

Кстати сказать, раньше писали настоящими гусиными перьями. И хотя потом они были заменены более удобными металлическими пластинками для письма, название перо, перья по традиции сохранилось. И уж, конечно, вы теперь это слово будете писать правильно: пенал.

2 вед: « Грамоте учиться всегда пригодится»- гласит народная пословица.Что думали по этому поводу в разные века?. Об этом, как нельзя лучше, рассказали нам великие классики на страницах своих произведений.

Звучит «Вальс цветов».Учениками исполняется бальный танец танец.

1 вед: Мнение о грамоте в 18-м веке.

(Инсценировка произведения Дениса Ивановича Фонвизина « Недоросль»)

1-я сцена-действие 3-е,явление 7-е до слов «Шабаш, право, Пафнутьич…»

2-я сцена-действие 4-е, явление8-е до слов Милона «Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неучёным человеком…»

2-й чтец: Читает стихотворение В. Гончарова « О грамоте и больной ноге»

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

-Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…

-Нет, не могу, нога болит,- ответил хмуро тот…

Через неделю приходи, авось, болезнь пройдёт

- Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.

-Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня моё письмо никто не разберёт.

2-вед: Отношение к грамоте во времена А. С. Грибоедова.

(Инсценирование комедии «Горе от ума»)

Фамусов: А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной! С молодым! - Занятье для девицы!

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!

Софья: Позвольте, батюшка, кружится голова;

Я от испуга дух переношу едва;

Изволили вбежать вы так проворно,

Смешалась я-

Фамусов: Благодарю покорно,

Я скоро к вам вбежал!

Я помешал! я испужал!...

…Вот попрекать мне станут,

Что без толку тебя журю,

Не плачь, я дело говорю:

Уж об твоём ли не радели

Об воспитаньи с колыбели!

Софья: Ах, батюшка!

Фамусов: Молчать!

Ужасный век! Не знаешь, что начать!

Все умудрились не по летам,

А пуще дочери, да сами добряки.

Дались нам эти языки!

Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему-

И танцам! и пенью! И нежностям! И вздохам!

Как будто в жёны их готовим скоморохам.

( Появляются Хлёстова, Наталья Дмитриевна, Загорецкий, княгиня, Скалозуб)

Хлёстова: С ума сошёл! Прошу покорно!

Да невзначай! Да как поворно!

Ты, Софья, слышала?

Фамусов: О чём? О Чацком, что ли?

Чего сомнительно? Я первый, я открыл!

Хлёстова: Шампанское стаканами тянул.

Наталья Дмитриевна: Бутылками-с, и пребольшими.

Загорецкий( с жаром) Нет-с, бочками сороковыми.

Фамусов: Ну вот! Великая беда,

Что выпьет лишнее мужчина!

Ученье - вот чума, учёность - вот причина.

Хлёстова: И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев…

Княгиня: Нет, в Петербурге институт

Пе-да-го-гический, так , кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверьи

Профессоры!!

Скалозуб: Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий.

Фамусов: Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Хлёстова: Отцы мои, уж кто в уме расстроен,

Так всё равно, от книг ли, от питья ль;

А Чацкого мне жаль.

1-й вед.: Взгляд на обучение казачества.( Инсценирование отрывка из повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба»)

Тарас Бульба: А поворотись-ка, сын!Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?

-Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько. Какие же длинные на вас свитки! Экие свитки! Таких свиток ещё и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! Я посмотрю, не шлёпнется ли он на землю, запутавшися в полы.

Остап: Не смейся, не смейся, батьку! Тарас:: Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

Остап: Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

Тарас: Ах ты, сякой-такой сын! Как , батька?

Остап: Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.

Тарас: Как же хочешь ты со мною биться? Разве на кулаки?

Остап: Да уж на чём бы то ни было.

Тарас: Ну, давай на кулаки!, посмотрю я, что за человек ты в кулаке!

( Отец с сыном начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.)

Мать: Смотрите, люди добрые: одурел старый! Совсем спятил с ума! Дети приехали домой, больше годуих не видали, а он задумал невесть что: на кулаки биться!

Тарас: Да он славно бьётся. Ей богу, хорошо! Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! Почеломкаемся! Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил; никому не спускай! А все-таки на тебе смешное убранство: что это за верёвка висит? А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? Что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?

Мать: Вот ещё что выдумал! И придет же в голову такое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось, ему бы теперь нужно опочить и поесть что-нибудь, а он заставляет его биться!

Тарас: Э, да ты мазунчик, как я вижу! Не слушай, сынку, матери: она-баба, она ничего не знает. Какая вам нежба! А вот видите вот эту саблю? Вот ваша матерь! Это всё дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и философия- всё это казна що, я плевать на всё это! А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму.

2-й вед. : Школа глазами современных родителей.

Сценка «Родительское собрание»

.Бабка Дуся: «Прошу мне первой слово дать,

Отец футбол глядит. А мать

Приходит только в восемь.

Да, что там дальше говорить,

Раз мать- сама учитель,

Придет домой - ни рук, ни ног,

Какой из ней родитель?!

Ну, а задачи - просто жуть!

Заняться людям нечем:

Одни из пункта А идут,

Другие - им навстречу.

А две трубы и водоем?

Всю ночь барахтаемся в нем.

А мой внучёк ни «БЭ», ни «МЭ»-

Профессор для него я.

Четыре пишем, а в уме…

В уме совсем другое!

Ведь у меня свои дела,

Бельишко намокает,

Пол не подметен со вчера,

А я, как Келдыш до утра

Всё корни извлекаю».

Отец Петрова Васи:

« С тем, что бабуля наплела,

Я вовсе не согласен.

Чтоб из-за Васьки моего

Ночей не досыпать мне?!

А педагоги для чего?

За что им деньги платят?

Мне 6 часов соображать

На службе надоело.

Нет, наше дело- их рожать.

А дальше- ваше дело.

А чтоб науку в них вдолбить,

Чтоб вас они любили,

Их надо смертным боем бить,

Как в старой школе били.

И носом ставить их к стене,

И выгонять из класса,

Тогда у вас, поверьте мне,

Не будет лоботрясов !»

Другой родитель:

« Бить иль не бить ?-

Не тот вопрос,-

О деньгах, вот о чём всерьёз

Должны поговорить мы.

Сегодня деньги всех важней

И в жизни всё решают.

А кто без денег…

Летит по жизни, блага пропускает,

Лишь улицы с хорошим аттестатом подметает.

С деньгами - в институты поступают,

От армии косят и справки покупают».

3-й родитель:

« А телевизор посмотреть?

По нём - одни рекламы,

То в памперс воду надо лить,

То чипсы хряпать надо.

Не знали этих мы затей,

Жевачку не жевали.

И было всё как у людей -

Теперь - то жизнь другая.

Подай им срочно «Милки - вей»

С прокладками в придачу.

А эти тыщи, так теперь

Ничё они не значат».

Родительница:

« Причём тут телевизор?!-

Когда не правильно детей

Воспитывает школа.

Ну, кто придумал культпоход

В театр кошмарный этот,

Что восьмикласснику даёт

«Ромео и Джульетта»?

Вчера пересказал сосед

Мне содержание вкратце:

Ей и 14 нет, а малышку - 16!!

Ещё не кончил школу и

Не имеет паспорта,

А влез к Джульетте на балкон -

Зачем? - надеюсь ясно».

2-я родительница:

« А что творит историк ваш?

Ведь он семейный вроде.

Зачем он в это , в Эрмитаж,

С учениками ходит?

Я-то сама там не была,

Но мне сказала Нина,

Что там в чём мама родила

В углу стоит мужчина.

То ли Геракл, то ли Давид,

Но этот хоть листом прикрыт.

А рядом Афродита - та вовсе не прикрыта.

Повёл бы лучше бы детей

В центральный Дом культуры:

И чистый воздух, и музей,

Куда ни глянь - скульптуры:

Девица статная с ведром,

А рядом юноша с ядром.

И ясно всем, как дважды два,

Что физкультурник это.

И хоть отбита голова,

Зато трусы надеты.

Взгляд учителей на современных учеников :

Сценка «Размышления молодой учительницы»

( У неё типичный облик учительницы: скромно, даже строго одетая, гладко причесанная, в очках, в руках небольшая пачка тетрадей. Кивает в сторону удаляющихся учеников)

Видели? Ну как? Плечами пожимаете, глаза закатываете…Да, но тут глаза закатывать поздно. Надо что-то делать. Я ведь этим «инопланетянам» русский язык и литературу преподаю. Вот сегодня всю ночь перед выпускным не спала, всё думала: кого же это мы выпустили?..

Может, я, конечно, преувеличиваю, не знаю. Другим учителям проще, у них на уроках формулы, цифры, треугольники, короче, не так заметно. А у меня - наш великий и могучий русский язык!

Тут, в зале, я вижу, родителей много. Спасибо, что хотьна выпускной вечер пришли. А то на родительские собрания теперь ходить не модно, все у телевизоров сидят - «Сватов» смотрят. Ну так я вам сейчас отрывок из сочинения прочитаю, это вам похлестче «Сватов» будет. У меня лично от таких сочинений прямо мороз по коже.

Это мой ученик Рыбкин пишет. Вполне нормальный мальчик, и семья у него, я узнавала, очень приличная. (Открывает тетрадку, листает.) Вот тема: «Образ Татьяны Лариной». Послушайте, что этот Рыбкин написал. (Читает) «В натуре»… эта Татьяна - клёвая герла»…я прямо «тащусь и балдею»…Но не «врубился», чего она так «круто клеилась к Онегину?Это же «полный мрак»! Он ведь «мэн» без «понятия». А Татьяна тоже ни в «харде», ни в «роке» не «рубит»!...

Ну, там дальше ещё много про «рокеров» написано, про «металлистов»…(Закрывает тетрадь) Но мне-то оценку по Пушкину ставить надо! Хотела я этому Рыбкину единицу вкатить! А потом думаю: а если это всё сначала на русский перевести? Может, у Рыбкина там интересные мысли зашифрованы?..

Пойду к своей коллеге Сорокиной, она педагог со стажем,- тридцать лет в школе! Может она что подскажет.

-Елена Николаевна, что вы скажете об этом сочинении?

- Голубушка, что вам здесь непонятно? Видно, что с произведением классики Рыбкин ознакомился. И вообще, что вы от этих учеников хотите? Они же восемь раз пережили «школьную реформу»! Слава богу, хоть писать не разучились… Пойдемте в класс, посмотрим, чем они заняты»

(Класс. Магнитофон на парте включен, ученики, как роботы дёргаются, а Рыбкин на учительском столе на спине крутится!.. На учителей они ноль внимания.)

Молодая учительница: «Ребята, что вы делаете ,успокойтесь!

(Ученики продолжают не обращать внимание)

Елена Николаевна (отодвинув молодого педагога) Смотрите, как это делается!( Кричит не своим голосом) « Кончай тусовку»

(Наступает гробовая тишина)

Елена Николаевна: Всё «брейкуешь», Рыбкин! Опять «балдеешь», или никак»не врубишься»? А ну «греби» на место и там «заглохни» навсегда!..А ты, Козлов , «шуруй» к доске и отвечай домашнее задание.

Козлов ( идет к доске с ехидной улыбкой): Стихотворение Ивана Бунина «Утро». Читает:

Закимарил камыш, тихо - просто атас

Не усечь и топтала намокшего.

Куст цепляешь граблёй - и на нос тебе бац!

Зафигачет вода очень мокрая.

Затянул ветерок, по воде потащил

Утки вон потарчали и смылися.

Где-то там за бугром колокольчик забил

Рыбаки из палаток откинулись.

Птички круто поют, солнца сто пудов ждут

И стоит себе лес тихо лыбится

Вышло солнце, прикинь.

И на небе торчит

Золотыми лучами топырится.

Молод. учительница: Какой кошмар, Козлов, что ты читаешь?

Елена Николаевна: Слушаю я его, а сама думаю, когда же мы, взрослые, начнём устанавливать контакт с этой неземной «цивилизацией»? Я понимаю, всем, конечно, не до них: все день и ночь дебаты по телевизору смотрят, вопросы решают: «Что делать?» и «Кто виноват?» Но ведь рядом с нами, под одной крышей эти «гуманоиды» растут! Как ни крути, а это наша смена! И кому же, как не нам, «врубаться» в этот «мрак»? Может ещё и обойдется как -нибудь?.. Ведь они всё-таки «клеевые» ребята!..

( Исполняется песня Шаинского «Если б не было школ» )

Если б не было школ,

До чего человек бы дошел!

До того б человек докатился:

В дикаря бы опять превратился.

Припев:

Если б не было,

Если б не было,

Если б не было школ!

Если б не было,

Если б не было,

Если б не было школ!

Если б не было школ,

До чего человек бы дошел:

Ел руками бы мясо сырое

И на первое, и на второе!

Ел руками бы мясо сырое

И на первое, и на второе!

Припев:

Если б не было школ,

До чего человек бы дошёл:

Весь лохматый и в шкуре звериной,

Он явился бы в гости…с дубиной!

Весь лохматый и в шкуре звериной,

Он явился бы в гости…с дубиной!

Припев:

Использованная литература

1.Н.В. Гоголь. Избранные произведения. Москва. Издательство «Художественная литература».1987г. 700 с.

2. Д.И.Фонвизин. Бригадир. Недоросль. Сатирическая проза. Письма из Петербурга .Москва. «Советская Россия».1987г. 270с.

3. Д.И.Фонвизин. А.С. Грибоедов. А.Н. Островский. Избранные сочинения .Москва. Издательство «Художественная литература».1989г.608 с.

4.Научно-методический журнал «Классный руководитель» №2 Москва.2005.160 с

5.Научно-методический журнал «Классный руководитель» №1 Москва.2011г.144с.

6.Журнал «Молодёжная эстрада» №2.1990г. «Издательство «Молодая гвардия» 128 с.



© 2010-2022