Конспект урока «Жизнь пореформенной деревни в очерке А. И. Эртеля «Полоумный»

Конспект урока литературного краеведения по творчеству А. И. Эртеля предназначен для учащихся 7-8 классов. Цель: воспитывать у учащихся гордость за творческое наследие мастеров слова Липецкой земли. Задачи: 1) продолжить знакомство с творчеством писателя Липецкой земли А. И. Эртеля; 2) на примере очерка "Полоумный" понаблюдать за жизнью пореформенной России, показать особенности русского национального характера. Прграммно-методическое обеспечение: авторская программа Дятчиной О. М. "Родные имена...  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. МОУ СОШ № 61 имени М.И.Неделина г. Липецка

2. Дятчина Ольга Михайловна

3. Литературное краеведение

4. 7 класс (общеобразовательный)

5. Программно-методическое обеспечение: авторская программа Дятчиной О.М. «Родные имена», рецензированная доктором филологических наук, профессором ЕГУ Комлик Н.Н.


1 слайд


Урок «Жизнь пореформенной деревни в очерке А.И. Эртеля «Полоумный»



2 слайд

Цель: воспитывать у учащихся гордость за творческое наследие мастеров слова Липецкой земли.

Задачи: 1) продолжить знакомство с творчеством писателя липецкой земли А.И. Эртеля;

  1. на примере очерка «Полоумный» понаблюдать за жизнью пореформенной России, показать особенности русского национального характера.



3 слайд

Эпиграф: «…» купаясь в аду подлинной, а не абстрагированной народной действительности, в прелестях русского неправдоподобного жестокого быта «…»

А.И. Эртель

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

У краеведческой карты Липецкой области: 4-5 слайд

- соотнесите географические понятия нашего края с именами русских писателей и поэтов:

1. Урусово - А.П. Бунина;

2. Кропотово-Лермонтово (Шипово) - М.Ю. Лермонтов;

3. Капитанщино, Кореневщино - А.С. Пушкин;

4. Лебедянь - А.И. Левитов, И.С. Тургенев (охотился);

5. Ксизово Задонского уезда Воронежской губернии (ныне Задонского района Липецкой области) - А.И. Эртель.

Учитель:

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством нашего замечательного земляка А.И. Эртеля.


  1. Изучение нового материала

Учитель:

- Почти каждый, кто писал об А.И. Эртеле, непременно упоминал о том, что речь идет о забытом художнике слова. «Он и теперь почти забыт, а для большинства и совсем неизвестен. Удивительна было его жизнь, удивительно и это забвение. Кто забыл его друзей и современников - Гаршина, Успенского, Короленко, Чехова? А ведь, в общем, он был не меньше их…»- писал в 1929г. И.А.Бунин. Лев Толстой убежденно называл Эртеля «самым крупным художником России» периода 80-х -начала 90-х годов XIX в. Эртель, наряду с этими художниками слова, сказал свое, самобытное слово о русской действительности. Он правдиво изобразил русскую деревню, обездоленную, нищую, забитую, изнывающую в кабале: «То, что видишь вокруг и что читаешь, до такой степени надрывает сердце жалостью к одним и гневом к другим, что просто беда». И задается вопросом: как помочь крестьянину, каково реальное будущее русской деревни, в чем спасение для крестьянина от нищеты, голода темноты.

Давайте вспомним биографию А.И. Эртеля.

2) Сообщение учащегося (индивидуальное д.з.). Круглова Д.

3) Учитель:

- Наибольшую популярность в 1879-1883г. получает сборник рассказов и очерков «Записки Степняка». Заметьте, что слово «Степняк» пишется с заглавной буквы. Что же представляет собой этот сборник?


  1. слайд

4)Сообщение учащегося (индивидуальное д.з.) «Записки Степняка»: жанрово-композиционное своеобразие. (Мартунович С.) Вспомните произведение, похожее на «Записки Степняка».


9-11 слайд

Сообщение о крестьянской реформе 1861 года

12 слайд

5) Беседа по вопросам:

- С какими очерками из «Записок Степняка» мы уже знакомы? («Поплешка», «Под шум вьюги».)

- Какими предстают перед нами образы крестьян? ( в «Поплешке»-убогий и трогательный образ крестьянина, своеобразного старца в 24 года с его тоскливым смирением: «А уж не знаю, как жить… По миру, ежели…Умирать нам, матушка…. Один нам конец - умирать!» В очерке «Под шум вьюги» - суетливый и жалкий мужик Григорий, ради двух рублей рискующий замерзнуть в степи, т.к. дома хворая жена и голодные ребятишки.)


13 слайд

Вывод (учитель): итак, перед нами выброшенные из жизни люди, обнаженная правда жалкого существования пореформенной деревни. Деревня живет по древнему «правилу»: отец властвует в семействе, помещик над крестьянами, царь-самодержец над всей страной, и крестьянин оказывается в этой системе беззащитным и бесправным, связанным общинными порядками, властью мира, барским и семейным деспотизмом. Об этом же очерк А.И.Эртеля «Полоумный».

6) Работа с очерком «Полоумный»

14 слайд

а) Работа по теории литературы:

- Вспомните, какой жанр литературы называется очерком;

-Можно ли рассказ «Полоумный» назвать очерком? Ответ аргументируйте. (Очерк - повествовательный жанр литературы, основанный на реальных событиях.)

б) Анализ очерка

Слово учителя:

15-19 слайд

- Центральный образ эртелевских рассказов и очерков - степь. Живая, многоликая, многоцветная во все времена года. Лучшего мастера в описании среднерусской степи в нашей литературе, пожалуй, нет. Степь -кормилица, степь-красавица, степь- пустынница, степь…Какой только ни рисовал свою любимицу Эртель, в какие только одежды ни наряжал, всегда она была кровью художественного произведения. Описанием степи и начинается очерк «Полоумный»:

- Найдите в тексте, как описывается степь, прочитайте

(картина степной стороны сочетается с яркими красками разнообразия природы: «С природы словно флер сняли, и она всеми деталями своими ярко бросалась в глаза, нежно лаская их мягкими тонами…»);

- Что чувствует путешествующий по степному краю охотник? С кем он знакомится?

(С конюхами, которые стерегут в степи табун лошадей - с Петрухой и Егоркой);

-Найдите в тексте эпизод, в котором говорится о Егорке со слов Петрухи;

-Как вы понимаете значение слова «полоумный»?


20-21 слайд

Словарная работа:

- Определить значение слова «полоумный» в словарях В.Даля и Ожегова (на доске).

Работа над текстом (по вопросам):

22 слайд

-Почему на селе Егора прозвали «полоумный»?

(Он был непонятен односельчанам);

-Почему охотник решил остаться в степи с Егором? Что заинтересовало его в Егоре?

(Его удивило поведение Егора, он догадывался о том, что в жизни молодого человека что-то произошло);


23 слайд

- Что поражает охотника во внешности Егора? Найдите в тексте и зачитайте портретную характеристику героя;

-Кого он нам напоминает?

(С одной стороны - русского богатыря, но согнутого, подавленного, с печатью суровой сдержанной тоски; с другой стороны - Касьяна с Красивой Мечи: он глубоко чувствует природу, любуется и восхищается ее прелестями в минуты счастья (во время прогулок с возлюбленной Гашкой) и уединяется, уходя в степь, к курганам, чувствуя тоску и непоправимое горе);

24 слайд

- В чем причина тоски Егора? (Перескажите историю любви Егора и Гашки);

-Кто виноват в том, что Егор и Гашка теперь не могут быть вместе?

- Как меняется настроение охотника?

(По мере того, как голос Егора становился все более протяжным и тоскливым, в душе охотника умиротворение постепенно сменяется сожалением и тоской);

- Можно ли Егора назвать полоумным в прямом смысле слова? Почему охотник промолчал на вопрос Петрухи, вернувшегося за табуном?

25-26 слайд

- В чем смысл народной песни, которую затянул Егор?

(Перед нами возникает фольклорный образ дороги - символ жизненного пути: «дороженька», «мелким березничком зарастала», « горьким осинничком ее застилало»);

-Случайно ли возникает этот образ дороги?

(Нет, это образ безвременно загубленной жизни);

-Как этот же образ появляется в финале очерка?

(В словах самого Егора);

27 слайд

-Где довелось снова встретиться охотнику с Егором? Какова участь Егора? Давайте посмотрим сцену последнего разговора героев.

-Как бы вы охарактеризовали поступок Егора? Почему он так поступил?

(Он не может, да и не хочет смириться с участью своей возлюбленной, не может простить барину Мишке ее позора);

- Мы говорили с вами о сходстве Егора с тургеневским Касьяном. А чем они отличаются друг от друга? (Касьян - смиренный юродивый, Егор - бунтарь)

28-29 слайд

Составьте синквейн на тему «Егор Полоумный»




- Сопоставьте пейзаж в начале очерка и описание природы на одной из больших перекрестных станций в финале произведения;

-Для чего автор в своем очерке вводит прием контраста?

(Чтобы ярче показать человеческое отчаяние, обнажить правду крестьянской жизни, придать своим образам более волнующую эмоциональную силу).

3. ИТОГ урока

30-31 слайд

Выводы:

- Обратимся к эпиграфу урока. Как соотносится он с темой нашего урока и с основной идеей очерка? Сравните изображение народной жизни в произведениях И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Н.А. Некрасова, которые тоже пишут о тяжелой жизни крестьянина, с образами из «Записок Степняка» А.И. Эртеля.

(Эртель свободен от иллюзий, свойственных писателям-народникам, он не поет хвалебных гимнов «красавице-деревне». Он не скрывает ни темноты, ни жестокости, царивших в русской деревне. От его народных сцен, будь то мирской сход, драка в крестьянской семье, расправа управляющего с мужиками или пляска голодных девушек, веет суровой правдой подлинной жизни, которую писатель наблюдал на родине, в Задонском и Бобровском уездах, в Ксизове и Усмани).





33 слайд

4. Домашнее задание:

1) индивидуальное задание: сообщение «Л.Н.Толстой на голоде в Данковском уезде»;

2) всем: прочитать статью Л.Н.Толстого «О голоде».

© 2010-2022