- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по теме События Гражданской войны в русской литературе 20-х г. г. 20 –го столетия ( по произведениям А. Фадеева «Разгром», М. Шолохова «Донские рассказы, М. Булгакова «Белая гвардия», И. Бабеля «Конармия»)
Открытый урок по теме События Гражданской войны в русской литературе 20-х г. г. 20 –го столетия ( по произведениям А. Фадеева «Разгром», М. Шолохова «Донские рассказы, М. Булгакова «Белая гвардия», И. Бабеля «Конармия»)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Калагина Т.А. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема
События Гражданской войны в русской литературе 20-х г.г. 20 -го столетия ( по произведениям А. Фадеева «Разгром», М. Шолохова «Донские рассказы, М. Булгакова «Белая гвардия», И. Бабеля «Конармия»)
Форма: усвоение нового материала.
Метод: защита творческих проектов.
Эпиграф
И особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс
М. Булгаков
Актуализация
- работа с эпиграфом: построение ассоциативного ряда, толкование эпиграфа (противопоставление богини любви Венеры и бога войны Марса.
- объявление темы занятия.
- постановка проблемы : как решаются в произведениях такие коренные вопросы жизни и войны, как «кровь» и «мораль», «насилие» и «нравственность», «цель» и «средства»;
- что такое война с т. з. историка? (факт)
- как правильно анализировать факт? Чтобы факт стал научным его необходима правильно интерпретировать)
- что такое война в литературном произведении? ( тема, предмет художественного изображения)?
- в чем отличие гражданской войны от обычной. Слово предоставляется 1-ой группе
Защита проекта № 1 Историки
Проблема
Гражданская война с точки зрения истории:
- причины;
- участники;
-характер;
- итоги;
- в чем отличие гражданской войны от обычной?
Оборудование проекта
Толковый словарь: Гражданская война
Учебники по истории: А. Орлов. История России. М. 1997
Таблица итогов Гражданской войны.
Документы : Из циркулярного письма ЦК РКП (б). Январь 1919 года.
Возможны презентация или фрагменты документальных или художественных фильмов
Решение проблемы
1-й участник проекта:
_____________________________________________________________
2-й участник проекта:
3-й участник проекта:
4-й участник проекта:
Защита проекта № 2
Литераторы
Проблема
Изображение Гражданской войны в романе А. А. Фадеева «Разгром»
- к какому художественному направлению относится автор?
- почитайте высказывание А. Фадеева о своем романе и определите, в чем сам автор видит идею своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаливается, растет, развивается в этой борьбе»
- для Фадеева как пролетарского писателя важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане, противопоставление это всегда прямолинейно и однозначно. В чем особенность этого противопоставления?
- как через образ Морозки и Мечика автор решает проблему интеллигенции в революции?
- как реализуется в романе идея об оправдании любых средств «конечной целью?
Оборудование проекта
Словарь литературоведческих терминов: метод социалистического реализма.
Роман А. Фадеева «Разгром».
Возможны презентация или фрагменты художественного фильма
Решение проблемы
Выступление 1-го участника проекта:
Выступление 2-го участника проекта:
Выступление 3-го участника проекта:
Выступление 4-го участника проекта:
Выступление 5-го участника проекта:
Защита проекта № 3
Литераторы
Проблема
Изображение Гражданской войны в сборнике «Донские рассказы» М. Шолохова («Родинка», «Шибалково семя» «Жеребенок» , «Червоточина», «Продкомиссар», «Пастух», «Коловерть»)
- к какому художественному направлению относится автор?
- художественные образы в рассказах: судьба героев, чем продиктовано их поведение, их чувства , мысли, мировосприятие?
- отношение автора к своим героям? На чем основано противопоставление героев? Нравственный выбор героев: родственные связи или идея?
- однозначен ли автор в решении проблемы «цель оправдывает средства»?
Оборудование
Словарь литературоведческих терминов: метод социалистического реализма.
Сборник рассказов М. Шолохова «Донские рассказы»
Г. А. Обернихина. Литература -учебник. М. 2007. с. 585
Возможны презентация, фрагменты художественных фильмов
Решение проблемы
Выступление 1-го участника проекта:
Выступление 2-го участника проекта:
Выступление 3-го участника проекта:
Выступление 4-го участника проекта:
Выступление 5-го участника проекта
Защита проекта № 4
Литераторы
Проблема
Изображение Гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»:
- к какому художественному направлению относится автор?
- роман открывается двумя эпиграфами. Откуда они взяты? Что обозначают? Какова их роль в раскрытии идеи романа?
- что составляет основу сюжета романа?
- как в романе решается проблема интеллигенции в революции и гражданской войне, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, культурного наследия;
- каково отношение Турбинных к революции и Гражданской войне?
-Каково отношение истории к дому, частной жизни людей на примере Турбинных?
- Образ Дома в романе
Оборудование
Словарь литературоведческих терминов: метод критического реализма.
Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия»
Г. А. Обернихина. Литература-учебник. М. 2007. с. 570-571
Возможны презентация или фрагменты художественного фильма
Решение проблемы
Выступление 1-го участника проекта:
Выступление 2-го участника проекта:
Выступление 3-го участника проекта:
Выступление 4-го участника проекта:
Выступление 5-го участника проекта:
Защита проекта №5
Литераторы
Проблема
Изображение Гражданской войны в сборнике И. Бабеля «Конармия» («Мой первый гусь», «Солнце Италии», «Путь в броды», «Переход через Збруч» и др) :
- докажите, что главной мыслью сборника является: «человек и война -понятия несовместимые»;
- докажите на примерах прочитанных рассказов, что автор лишает описываемые события героического ореола, что автор увидел в революции и Гражданской войне не только силу, но и «слезы и кровь»;
- оправданы ли жертвы, на которые готов идти человек во имя будущего?
-
Оборудование проекта
Словарь литературоведческих терминов: критический реализм, жесткий реализм.
Сборник рассказов И. Бабеля «Конармия»
Возможна презентация
Решение проблемы
Выступление 1-го участника проекта:
Выступление 2-го участника проекта:
Выступление 3-го участника проекта:
Выступление 4-го участника проекта:
Выступление 5-го участника проекта:
Защита проекта №6
Эксперты
Проблема
Качество защиты проектов:
- принципиальная разница в освещении темы Гражданской войны в истории и художественной литературе;
- произведения, в которых гражданская война изображается как трагедия народа, влекущая за собой необратимые последствия;
- произведения, в которых Гражданская война показана как романтически окрашенное великое событие, закрепившее победу большевиков и революции.
Оборудование
Таблица оценки проектов по десятибалльной шкале
Решение проблемы
Оценка 1-го проекта
Оценка 2-го проекта
Оценка 3-го проекта
Оценка 4-го проекта
Оценка 5-го проекта
Подведение итогов урока:
Какие точки зрения на гражданскую войну существуют в русской литературе?
Какая из них вам ближе и почему?
Домашнее задание:
Сочинение-эссе: « Гражданская война - это трагедия народа или великое событие?»
Приложение
Таблица оценки проектов
Показатели качества
Баллы
Оценки
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1. Достигнута ли цель проекта
2. Содержательность проекта
3. Качество защиты проектов:
-уровень информированности студентов по теме;
- Эмоциональность, уровень раскрытия творческих способностей членов рабочей группы;
- нравственная ценность содержания проекта;
- актуальность темы проекта
3. Итого
Документы для первой группы
1917год
1922 год
Численность населения
163 млн. человек
147 млн. человек, эмиграция - 1,5-2 млн.
Объем продукции крупной промышленности
Уменьшился в 7 раз по сравнению с 1913 годом
Посевные площади
78,3 млн. десятин
71, 4 млн. десятин
Цены на продукты питания
Рост в 20раз
Национальный доход
11 млн. р.
4 млн. рублей
Из циркулярного письма ЦК РКП (б). Январь 1919 года
1« Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью»
К среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от каких либо попыток с его стороны к новым выступлениям против советской власти
5. «Провести полное разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи»
Содержание
-
Методическое обоснование темы
-
Инструкционно-технологическая карта занятия.
3.План занятия
4. Приложение
Методическое обоснование темы
Занятие - главная составная часть образовательного процесса. Учебная деятельность преподавателя и студента в значительной мере сосредотачивается на уроке.
Для проведения занятия по теме «Гражданская война в литературе 20х годов 20 столетия» выбрана технология проектного обучения, цель которого состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться добытыми знаниями для решения поставленной перед ними проблемы; приобретают коммуникативные умения, навыки работы в группах; развивают у себя исследовательские умения, развиваю системное мышление. В проектном обучении у студента имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свою компетентность.
Тема Гражданской войны решается в литературе неоднозначно и представлена огромным количеством произведений. Проектный метод позволяет решить две задачи, стоящие перед преподавателем,: охватить довольно объемный учебный материал и дать его в сопоставлении. Подготовка проектов предполагала не только их защиту, но и дискуссию о том, чем стали события революции и гражданской войны для России и всего мира. Перед студентами стоял нелегкий вопрос нравственного выбора.
Выбранная для проекта тема позволит студентам еще раз убедиться в том, что можно делать что-то важное и интересное самостоятельно.
Учебный проект для преподавателя это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции студента:
- анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- Целеполагания и планирование деятельности;
- самоанализ и рефлексия;
- презентации деятельности и ее результатов;
- поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;
- применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
- проведения исследования