• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Открытый урок по теме События Гражданской войны в русской литературе 20-х г. г. 20 –го столетия ( по произведениям А. Фадеева «Разгром», М. Шолохова «Донские рассказы, М. Булгакова «Белая гвардия», И. Бабеля «Конармия»)

Открытый урок по теме События Гражданской войны в русской литературе 20-х г. г. 20 –го столетия ( по произведениям А. Фадеева «Разгром», М. Шолохова «Донские рассказы, М. Булгакова «Белая гвардия», И. Бабеля «Конармия»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема

События Гражданской войны в русской литературе 20-х г.г. 20 -го столетия ( по произведениям А. Фадеева «Разгром», М. Шолохова «Донские рассказы, М. Булгакова «Белая гвардия», И. Бабеля «Конармия»)

Форма: усвоение нового материала.

Метод: защита творческих проектов.

Эпиграф

И особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс

М. Булгаков

Актуализация

- работа с эпиграфом: построение ассоциативного ряда, толкование эпиграфа (противопоставление богини любви Венеры и бога войны Марса.

- объявление темы занятия.

- постановка проблемы : как решаются в произведениях такие коренные вопросы жизни и войны, как «кровь» и «мораль», «насилие» и «нравственность», «цель» и «средства»;

- что такое война с т. з. историка? (факт)

- как правильно анализировать факт? Чтобы факт стал научным его необходима правильно интерпретировать)

- что такое война в литературном произведении? ( тема, предмет художественного изображения)?

- в чем отличие гражданской войны от обычной. Слово предоставляется 1-ой группе

Защита проекта № 1 Историки

Проблема

Гражданская война с точки зрения истории:

- причины;

- участники;

-характер;

- итоги;

- в чем отличие гражданской войны от обычной?

Оборудование проекта

Толковый словарь: Гражданская война

Учебники по истории: А. Орлов. История России. М. 1997

Таблица итогов Гражданской войны.

Документы : Из циркулярного письма ЦК РКП (б). Январь 1919 года.

Возможны презентация или фрагменты документальных или художественных фильмов

Решение проблемы

1-й участник проекта:

_____________________________________________________________


2-й участник проекта:


3-й участник проекта:


4-й участник проекта:



Защита проекта № 2

Литераторы

Проблема

Изображение Гражданской войны в романе А. А. Фадеева «Разгром»

- к какому художественному направлению относится автор?

- почитайте высказывание А. Фадеева о своем романе и определите, в чем сам автор видит идею своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаливается, растет, развивается в этой борьбе»

- для Фадеева как пролетарского писателя важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане, противопоставление это всегда прямолинейно и однозначно. В чем особенность этого противопоставления?

- как через образ Морозки и Мечика автор решает проблему интеллигенции в революции?

- как реализуется в романе идея об оправдании любых средств «конечной целью?

Оборудование проекта

Словарь литературоведческих терминов: метод социалистического реализма.

Роман А. Фадеева «Разгром».

Возможны презентация или фрагменты художественного фильма

Решение проблемы

Выступление 1-го участника проекта:



Выступление 2-го участника проекта:


Выступление 3-го участника проекта:


Выступление 4-го участника проекта:


Выступление 5-го участника проекта:



Защита проекта № 3

Литераторы

Проблема

Изображение Гражданской войны в сборнике «Донские рассказы» М. Шолохова («Родинка», «Шибалково семя» «Жеребенок» , «Червоточина», «Продкомиссар», «Пастух», «Коловерть»)

- к какому художественному направлению относится автор?

- художественные образы в рассказах: судьба героев, чем продиктовано их поведение, их чувства , мысли, мировосприятие?

- отношение автора к своим героям? На чем основано противопоставление героев? Нравственный выбор героев: родственные связи или идея?

- однозначен ли автор в решении проблемы «цель оправдывает средства»?

Оборудование

Словарь литературоведческих терминов: метод социалистического реализма.

Сборник рассказов М. Шолохова «Донские рассказы»

Г. А. Обернихина. Литература -учебник. М. 2007. с. 585

Возможны презентация, фрагменты художественных фильмов

Решение проблемы

Выступление 1-го участника проекта:


Выступление 2-го участника проекта:


Выступление 3-го участника проекта:


Выступление 4-го участника проекта:


Выступление 5-го участника проекта



Защита проекта № 4

Литераторы

Проблема

Изображение Гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»:

- к какому художественному направлению относится автор?

- роман открывается двумя эпиграфами. Откуда они взяты? Что обозначают? Какова их роль в раскрытии идеи романа?

- что составляет основу сюжета романа?

- как в романе решается проблема интеллигенции в революции и гражданской войне, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, культурного наследия;

- каково отношение Турбинных к революции и Гражданской войне?

-Каково отношение истории к дому, частной жизни людей на примере Турбинных?

- Образ Дома в романе

Оборудование

Словарь литературоведческих терминов: метод критического реализма.

Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия»

Г. А. Обернихина. Литература-учебник. М. 2007. с. 570-571

Возможны презентация или фрагменты художественного фильма

Решение проблемы

Выступление 1-го участника проекта:


Выступление 2-го участника проекта:


Выступление 3-го участника проекта:


Выступление 4-го участника проекта:


Выступление 5-го участника проекта:


Защита проекта №5

Литераторы

Проблема

Изображение Гражданской войны в сборнике И. Бабеля «Конармия» («Мой первый гусь», «Солнце Италии», «Путь в броды», «Переход через Збруч» и др) :

- докажите, что главной мыслью сборника является: «человек и война -понятия несовместимые»;

- докажите на примерах прочитанных рассказов, что автор лишает описываемые события героического ореола, что автор увидел в революции и Гражданской войне не только силу, но и «слезы и кровь»;

- оправданы ли жертвы, на которые готов идти человек во имя будущего?

-

Оборудование проекта

Словарь литературоведческих терминов: критический реализм, жесткий реализм.

Сборник рассказов И. Бабеля «Конармия»

Возможна презентация

Решение проблемы

Выступление 1-го участника проекта:


Выступление 2-го участника проекта:


Выступление 3-го участника проекта:


Выступление 4-го участника проекта:


Выступление 5-го участника проекта:


Защита проекта №6

Эксперты

Проблема

Качество защиты проектов:

- принципиальная разница в освещении темы Гражданской войны в истории и художественной литературе;

- произведения, в которых гражданская война изображается как трагедия народа, влекущая за собой необратимые последствия;

- произведения, в которых Гражданская война показана как романтически окрашенное великое событие, закрепившее победу большевиков и революции.

Оборудование

Таблица оценки проектов по десятибалльной шкале

Решение проблемы

Оценка 1-го проекта

Оценка 2-го проекта

Оценка 3-го проекта

Оценка 4-го проекта

Оценка 5-го проекта


Подведение итогов урока:

Какие точки зрения на гражданскую войну существуют в русской литературе?

Какая из них вам ближе и почему?

Домашнее задание:

Сочинение-эссе: « Гражданская война - это трагедия народа или великое событие?»

Приложение


Таблица оценки проектов


Показатели качества

Баллы

Оценки

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1. Достигнута ли цель проекта



2. Содержательность проекта



3. Качество защиты проектов:

-уровень информированности студентов по теме;

- Эмоциональность, уровень раскрытия творческих способностей членов рабочей группы;

- нравственная ценность содержания проекта;

- актуальность темы проекта



3. Итого




Документы для первой группы

1917год

1922 год

Численность населения

163 млн. человек

147 млн. человек, эмиграция - 1,5-2 млн.

Объем продукции крупной промышленности

Уменьшился в 7 раз по сравнению с 1913 годом

Посевные площади

78,3 млн. десятин

71, 4 млн. десятин

Цены на продукты питания

Рост в 20раз

Национальный доход

11 млн. р.

4 млн. рублей

Из циркулярного письма ЦК РКП (б). Январь 1919 года

1« Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью»

К среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от каких либо попыток с его стороны к новым выступлениям против советской власти

5. «Провести полное разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи»

































Содержание


  1. Методическое обоснование темы


  1. Инструкционно-технологическая карта занятия.

3.План занятия

4. Приложение


Методическое обоснование темы


Занятие - главная составная часть образовательного процесса. Учебная деятельность преподавателя и студента в значительной мере сосредотачивается на уроке.

Для проведения занятия по теме «Гражданская война в литературе 20х годов 20 столетия» выбрана технология проектного обучения, цель которого состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться добытыми знаниями для решения поставленной перед ними проблемы; приобретают коммуникативные умения, навыки работы в группах; развивают у себя исследовательские умения, развиваю системное мышление. В проектном обучении у студента имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свою компетентность.

Тема Гражданской войны решается в литературе неоднозначно и представлена огромным количеством произведений. Проектный метод позволяет решить две задачи, стоящие перед преподавателем,: охватить довольно объемный учебный материал и дать его в сопоставлении. Подготовка проектов предполагала не только их защиту, но и дискуссию о том, чем стали события революции и гражданской войны для России и всего мира. Перед студентами стоял нелегкий вопрос нравственного выбора.

Выбранная для проекта тема позволит студентам еще раз убедиться в том, что можно делать что-то важное и интересное самостоятельно.

Учебный проект для преподавателя это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции студента:

- анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

- Целеполагания и планирование деятельности;

- самоанализ и рефлексия;

- презентации деятельности и ее результатов;

- поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;

- применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

- проведения исследования


© 2010-2022