Конспект урока литературы на тему «Недаром помнит вся Россия» (к 200-летию со дня Бородинской битвы) (5 класс)

Конспект  открытого  урока литературы в 5а классе  «Недаром помнит вся Россия» (к 200-летию со дня Бородинской битвы) Цели урока: познавательные: продолжить знакомство со стихотворением  М.Ю. Лермонтова «Бородино», обратить внимание на историческую основу стихотворения и его художественные особенности, показать отражение темы «Отечественная война 1812 года»  в различных видах искусства; коррекционные:  развивать  связную речь, словесно-логическое мышление;   воспитательные: воспитывать любовь и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока литературы в 5а классе «Недаром помнит вся Россия»

(к 200-летию со дня Бородинской битвы)

Цели урока:

познавательные: продолжить знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», обратить внимание на историческую основу стихотворения и его художественные особенности, показать отражение темы «Отечественная война 1812 года» в различных видах искусства;

коррекционные: развивать связную речь, словесно-логическое мышление;

воспитательные: воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России, воспитание патриотических чувств на основе произведения.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», фрагмент из кинофильма С.Бондарчука «Война и мир».

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1 слайд) Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать. Обратите внимание на экран, наш сегодняшний урок мы назовём «Недаром помнит вся Россия». Посвящен он 200-летию со дня Бородинской битвы. Тема подвига русского народа волновала и волнует наших писателей и поэтов. Сегодня мы продолжим знакомство со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», написанным в 1837 году, более 170 лет назад и посмотрим, как отразилось Бородинское сражение в различных видах искусства. Но прежде чем приступить к работе, мы сделаем с вами речевую разминку.

  2. Речевая разминка. Обратите внимание на экран. Мы будем следить за картинкой и выполнять следующие упражнения (2 -7 слайд).

  3. Историческая справка учащихся об Отечественной войне 1812 года. (8 слайд). О Бородинском сражении вы узнали на уроках истории. И сейчас попробуем восстановить те далёкие исторические события, которые легли в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Июнь 1812 года. Французская армия вторглась в Россию. Два месяца русская армия отступала, отдавая города и деревни.

Сообщение учащихся

(9 слайд)

  1. В 1812 году огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу Родину.

  2. Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы.

(10 слайд)

3) На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ. Началась Отечественная война. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит - России. Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все "за" и "против", желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными.

(11 слайд)

4) Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-летия Отечественной войны 1812 года создал своё замечательное стихотворение, но это неединственное. Через всё творчество Михаила Юрьевича Лермонтова проходит одна сквозная тема - раздумье о судьбах его поколения.

4. Инсценировка учащимися отрывка из стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова. Поблагодарим выступающих за небольшую историческую справку. Стихотворение «Бородино» стало первым произведением Лермонтова, в котором раскрывается тема русского народа как активной силы истории. Поэт горячо любил свою родину, он любил Москву, где прошла его юность, любил простой народ, ему нравились люди смелые, отважные, готовые бороться за свободу. Таких героев он и воспевает в своем стихотворении «Бородино». Ученики 5а класса подготовили небольшую сценку по этому произведению и сейчас они вам её продемонстрируют.

  1. - 15 слайд на протяжении всей сценки)

4. Физминутка. Ребята, мы с вами тоже должны стремиться быть крепкими и сильными, как герои стихотворения, поэтому выполним небольшую физическую разминку, которую проведёт наш гусар Миша Дёмин. Играет музыка.

(16 слайд).

Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом.

Левой - раз, правой - раз. Посмотрите все на нас.

  1. Словарная работа. Благодарим мальчиков за прекрасное выступление. Ребята, перед вами текст стихотворения. При изучении вам встретились незнакомые слова. Мы с вами разбирали их, а сейчас проверим, как вы их усвоили.

- Что такое редут? (17 слайд).

Ребята, давайте уточним лексическое значение этого слова. Обратите внимание на экран.

Редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя.

- Что значит слово мусью? (18 слайд).

Мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин.

- А что такое картечь? (19 слайд).

Картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.

- А знакомо ли вам такое слово, как лафет? Что это? (20 слайд).

Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

- Что такое бивак? (21 слайд).

Бивак - стоянка войск под открытым небом.

- Что такое кивер? (22 слайд).

Кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи.

- Знакомо ли вам слово булат? (23 слайд).

Булат - оружие из булатной стали, стали особой закалки.

- Кто такие уланы, драгуны? (24 слайд).

Улан, драгун - солдаты конных полков.

- Кто такие басурманы? (25 слайд).

Басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

6. Работа с текстом. Беседа по вопросам.

Перед вами тексты. Прошу при помощи авторских слов ответить на мои вопросы.

(26 слайд).

- Кто герои стихотворения? (старый солдат и молодой)

Произведение построено в форме разговора старого и молодого солдата. Дядя, от чьего лица ведётся рассказ, сейчас стар, а во время войны он был молод.

(27 слайд)

- С какими чувствами старый воин вспоминает о героях войны? Докажите цитатой.

Да были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя!

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Постоянно чувствуется ещё не забытое восхищение подвигов солдат. Он с гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с "нынешним племенем".

(28 слайд)

- Опишите чувства старого солдата до боя?

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

"Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

Чувства, мысли старого солдата - это чувство всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве.

(29 слайд)

- Как Лермонтов передаёт своё отношение к русским воинам?

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя

(Поэт восхищается старыми воинами)

Уж мы пойдем ломить стеною…

Уж постоим мы головою

За родину свою!

(Лермонтов передаёт отвагу, мужество)

Полковник наш рожден был хватом!

Слуга царю, отец солдатом…

(Автор доказывает, что офицеры любили и уважали простых солдат)

И молвил он, сверкнув очами:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

(Поэт воспевает героизм солдат)

(30 слайд)

- Почему М.Ю. Лермонтов отразил в стихотворении разговор двух солдат?

Старый солдат с гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с "нынешним племенем". Он не видит таких качеств у молодого поколения. Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, автор сопоставляет два поколения русских людей - прежних «богатырей», одержавших великую победу на Бородинском поле, и современников Лермонтова - так не похожих на этих стойких и мужественных солдат.

7. Просмотр фрагмента из кинофильма С.Бондарчука «Война и мир». Мы на уроке вспомнили стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», параллельно с исторической справкой наблюдали иллюстрации и картинами художников, отразивших это историческое событие на полотне, и чтобы картина сражения стала совсем завершённой, я предлагаю вам посмотреть фрагмент из картины С.Бондарчука «Война и мир». Каким он увидел это историческое событие. Фрагмент фильма.

58.55 мин. - 01.06 мин.

- Понравился ли вам фильм? Каково ваше впечатление?

Изображая войну 1812 года, режиссёр подчеркивает кровавость войны, страдания людей. Солдаты не жалели жизни, сражались за Отечество. Мы восхищаемся их подвигом. Но война - это самое страшное, бессмысленное и бесчеловечное дело. Вы видели, как показан бой. Это кровь, бесчисленное количество убитых. Всё это внушает отвращение к войне. Этот небольшой фрагмент замечательного фильма режиссера С. Бондарчука «Война и мир» позволил нам окунуться в атмосферу грозных и героических событий Отечественной войны 1812г.

  1. Шарады. (31 слайд)

Ребята, сейчас мы с вами попробуем разгадать весёлые загадки-шарадки с Бородинского поля. Внимание на экран.

(32 слайд)

  1. Лес растёт в начале слова,

Не берёзовый - сосновый.

Цифру видим посреди,

А предлог вот - позади.

Слово это отгадает

Тот, кто битвы наши знает.

_ _ _ + _ _ _ _ + _ = _ _ _ _ _ _ _ _

БОР + ОДИН + О = БОРОДИНО

(33 слайд)

  1. В «КУЗОВ» машины слог «ТУ» погрузили...

И в полководца его превратили.

Наш полководец, с раненым глазом.

Кто назовёт нам фамилию сразу?

КУЗОВ - КУ-ТУ-ЗОВ - КУТУЗОВ\

(34 слайд)

3) Возьмём предлог, местоименье,

Меж ними - место для сраженья.

Всё вместе - имя полководца,

Которым торт сейчас зовётся.

(И каждый раз пирог съедая,

Мы тем француза побеждаем.)

_ _ + _ _ _ _ + _ _ = _ _ _ _ _ _ _ _

НА + ПОЛЕ + ОН = НАПОЛЕОН


  1. слайд)

4) В доме с первой нам теплее,
Нас она зимою греет.
А вторая бой ведёт,
По врагам из пушек бьёт.
_ _ _ _ _ _ _

БАТАРЕЯ



  1. слайд)

5) Слог начальный напевают,

Если песни слов не знают.

Слог последний есть поэт,

Что рифмуется с «буфет».

Вместе два коротких слога

Дулу пушки есть подмога,

Что везёт его, вращает,

А порой и украшает.

_ _ + _ _ _ = _ _ _ _ _

ЛА + ФЕТ = ЛАФЕТ

(37 слайд)

6) С буквой «Р» - смельчак с усами,

Снится ночью каждой даме.

Всадник бравый и лихой,

Рвётся он без страха в бой.

_ _ _ _ Р

ГУСАР

(38 слайд)

7) С буквой «Г» - кавалерист,

Ладно скроен и плечист.

Умываюсь ветром свежим,

В бой могу пойти и пешим.

Сабля, шпага иль винтовка -

Всем в бою владею ловко.

Вьётся «конский хвост» на каске,

Чтоб сражаться без опаски.

_ _ _ Г _ _

ДРАГУН

(39 слайд)

8) С буквой «И» и с буквой «Е» -

У солдат на голове,

Только раньше, в старину,

В Бородинскую войну.

_ И _ Е _

КИВЕР

Молодцы! Прекрасно справились с заданием.

9. Слово учителя. Мемориалы и памятники на Бородинском поле. Подвиг русских героев «грозы 12 года» давно прославлен в нашей стране. Обратите внимание на экран.

(40 слайд)

Пронаблюдаем некоторые мемориалы и памятники на Бородинском поле.

Храм во имя Нерукотворного Спаса

(41 слайд)

Спасо-Бородинский монастырь

(42 слайд)

Главный монумент русским воинам на батарее Раевского

(43 слайд)

Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник

В 1962 году неподалеку от станции метро «Кутузовская» был торжественно открыт музей-панорама «Бородинская битва». Вам обязательно нужно побывать в этом музее и увидеть наглядно то, о чем писал М.Ю.Лермонтов.

(44 слайд)

На Руси издавна повелось в честь побед русских воинов возводить храмы и соборы. Это были своего рода памятники воинской славы. Сразу же после сокрушительной победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года царь Александр I решил возвести в Москве храм в честь павших воинов русской армии. Однако до воплощения замысла должны были пройти годы. Русский народ упорно собирал деньги на постройку храма Христа Спасителя. В Москву деньги везли отовсюду. Существовала даже легенда: воры остановили сани в глухом лесу, но, узнав, что возница везет деньги на строительство храма, отпустили мужика с миром да еще и свое, награбленное ранее, ему отдали. Храм строился почти полвека (архитектор - К.А.Тон). Наконец в 1883 году произошло освящение храма. Это было грандиозное белокаменное сооружение, его золотые купола были видны повсюду. Высота его от основания до купола - более 103 метров. На мраморных плитах выбиты имена павших за Отечество героев 1812 года. Судьба этого великолепного, построенного на народные деньги храма, сложилась трагически. В 1931 году прошел слух, что храм взорвут. И вот грохот взрыва оглушил собравшихся людей. Но когда рассеялось облако пыли, людям явилось чудо - храм стоял целым и невредимым. И только после неоднократных взрывов чудо исчезло. Прошли годы. И снова начался сбор средств на восстановление храма Христа Спасителя. В 1994 году было начато строительство храма.

10. Итог урока. В этом году Россия отмечает 200-летие со дня Бородинского сражения. Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг «недаром помнит» и будет помнить «вся Россия».

- И вот наше время истекает, заканчивается наш урок. Пора подводить итоги, оценить ваши знания и поставить вам оценки.

- А я предлагаю так! Наши дети тоже были героями сегодня на уроке, поэтому вместо оценок, они получат медали.

Вручение призов. Хотим поблагодарить наших ребят и уважаемых гостей.

11


© 2010-2022