Урок по русскому языку для 5 класса Буквы е-и в корнях с чередованием

Урок по теме "Буквы е - и в корнях с чередованием" - второй урок по данной теме, урок закрепления полученных знаний на предыдущем уроке, урок оттачивания навыка правописания корней с чередованием. На данном уроке ребята совершат трудный, но увлекательный путь в волшебную Страну Орфографию. Результат путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо они знают орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чен Светлана Ивановна

Урок русского языка по теме "Буквы е, и в корнях с чередованием" (5-й класс)

ЦЕЛЬ.

Продолжить формирование умения различать корни с чередованием и корни с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Развивать внимание учеников, умение самостоятельно делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

ТИП УРОКА: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, тестовые задания, сигнальные карточки, опорный конспект по теме урока, индивидуальные карточки для самостоятельной работы (в конвертах).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Существует древняя притча о двух лесорубах, поспоривших, кто больше срубит деревьев за день. Утром соперники начали наперегонки рубить деревья с разных сторон леса. И вот через некоторое время один из спорщиков услышал, что его противник перестал стучать топором. Затем работа возобновилась. Первый спорщик воспользовался перерывом и стал с удвоенной энергией валить деревья.

Так повторилось несколько раз за день. К вечеру первый лесоруб был абсолютно уверен в своей победе: ведь пока второй отдыхал, он продолжал работать.
Но когда подвели итоги, оказалось что второй лесоруб срубил больше деревьев!
- Как так? - возмутился первый спорщик, - я валил деревья не останавливаясь в течение всего дня, а ты три раза отдыхал.
- Действительно, мне пришлось несколько раз прерваться чтобы наточить свой топор, - невозмутимо ответил победитель.

Мораль притчи: Мастерство требует постоянного совершенствования.

Какую тему урока мы изучали на прошлом уроке? Как Вы думаете, к чему я познакомила Вас с этой притчей?

Чем мы можем заняться на этом уроке?

Сформулируйте тему урока: Буквы е - и в корнях с чередованием.

А какова цель нашего урока: усвоить закономерность чередования Е - И в корнях слов; формировать орфографические умения и навыки по правописанию букв Е-И в корнях с чередованием; развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: применять правило правописания Е -И в корнях с чередованием, объяснять языковые явления.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания с помощью сигнальных карточек (упражнение 649)

Ребята, сегодня нам предстоит трудный, но увлекательный путь в волшебную Страну Орфографию. Результат сегодняшнего путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо вы знаете орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием.

Для начала давайте заглянем в сундук с орфограммами.

Учащимся выданы карты - задания

Формулировка изученного правила (сначала в парах, затем один произносит вслух правило)

2. Назовите корни с чередованием

3.Теперь мы с вами перемещаемся в город «Поспешишь - людей насмешишь»

Жители этого города не любят спешки, и Вам советуют не спешить, подумать, прежде, чем вставить ту или иную букву. Они всем гостям дают задание. Вот и вам приготовили задание. Вы должны вставить буквы в слова.

Заб_рает, отд_рать, отт_реть, зам_рать,

переж_гать, заст_лить, расст_лать,

соб_рают, зап_реть, выж_гал, нат_рать,

раст_реть, изб_ру, выб_раю, зам_реть

Обменяйтесь тетрадями, проверьте и поставьте баллы : за каждую правильно вставленную букву по 1 баллу. Максимальное количество баллов - 15

Ключ для взаимопроверки

Забирает, отдирать,

оттереть, замирать,

пережигать, застелить,

расстилать, собирают,

запереть, выжигал,

натирать, растереть,

изберу, выбираю, замереть



Карта - задание

1. «Сундук с орфограммами» :

А) Сформулируй правило правописания е - и в корнях с чередованием:

. . . .

Б) Перечисли все корни с чередованием букв е - и :

. . . .

.

2. «Поспешишь - людей насмешишь»

Вставь пропущенные буквы в слова:

Заб_рает, отд_рать, отт_реть, зам_рать, переж_гать, заст_лить, расст_лать, соб_рают, зап_реть, выж_гал, нат_рать, раст_реть, изб_ру, выб_раю, зам_реть

3. Выполни тест

1. В каком глаголе пишется -Е-?

а) отп_рать в) зам_реть

б) заст_лать г) заж_гать

2. В каком глаголе пишется -Е-?

а) пост_лить в) отбл_стать

б) изб_рать г) прод_раться

3. В каком глаголе пишется -Е-?

а) расст_латься в) отм_рать

б) выд_ру г) раст_рать

4. В каком глаголе пишется -И-?

а) забл_стеть в) подп_рать

б) (всё) зам_рло г) подст_лить

4 . В предложениях подчеркните слова с орфограммой «Правописание чередующейся буквы Е-И в корне».

1.«Вдруг рыба заметалась во все стороны, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, замерла» (Андерсен Г.Х)

2. «Она пела эльфам весёлые песни всю теплую зиму, а когда в холодных странах пришла весна, ласточка стала собираться на родину»

3. «Горько заплакала Элиза и тайком ушла из дворца. Целый день брела она по полям и болотам, пробираясь к лесу»

4. «- Что это за сборище у свиных закуток? -спросил он себя, протирая глаза и надевая очки. - Э, да это фрейлины опять что-то затеяли!»

5. «Глаза у этой собаки словно два чайных блюдца. Но ты не бойся. Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу и смело хватай собаку»

Каждый подсчитывает количество баллов и переводит это количество баллов в отметку.

5. Игра "Цепочка"

Класс делится на две команды, каждая из команд подходит к листу, прикрепленному на доске, и вставляет пропущенную букву. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием.

6. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Карточки для самостоятельной работы



Вариант 1

Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить изученную орфограмму.

Соб…рём хворост, прот...рать глаза, зам…реть от восхищения, соб…раться в школу, проб…раться сквозь заросли, выт…реть посуду, нат…реть пол, уб…рать квартиру, выб…ру кассету.

……………………………………………………………………………………

Вариант 2

Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить изученную орфограмму.

Соб…рёмся вместе, раст…рать краски, заб…рать домой, пост…лить постель, забл…стеть на солнце, бл…стать красотой, зам…реть от восторга, расст…лается туман, прид…раться к мелочам

7. Рефлексия, выставление отметок.

В конце урока проводится рефлексия по условным знакам, которые выбирают учащиеся:

! - мне всё понятно, я всё усвоил,

? - у меня есть вопросы,

- - мне надо еще раз все повторить, нужна помощь учителя.

8. Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: повторить правило на странице 112, написать сочинение-миниатюру о своих домашних делах, используя слова с корнями с чередованием:

-бер- / -бир-

-дер- / -дир-

-мер- / -мир-

-пер- / -пир-

-стел- / -стил-











Ключ

1.и 2.и 3.е 4.и 5.и 6.е

7.и 8.и 9.е 10.и 11.и 12.е

13.е 14.и 15.е

Проверь себя

тест

1 - В

2- А

3 - Б

4 - В

© 2010-2022