- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку для 5 класса Буквы е-и в корнях с чередованием
Урок по русскому языку для 5 класса Буквы е-и в корнях с чередованием
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чен С.И. |
Дата | 15.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Чен Светлана Ивановна
Урок русского языка по теме "Буквы е, и в корнях с чередованием" (5-й класс)
ЦЕЛЬ.
Продолжить формирование умения различать корни с чередованием и корни с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Развивать внимание учеников, умение самостоятельно делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к русскому языку.
ТИП УРОКА: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, тестовые задания, сигнальные карточки, опорный конспект по теме урока, индивидуальные карточки для самостоятельной работы (в конвертах).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Существует древняя притча о двух лесорубах, поспоривших, кто больше срубит деревьев за день. Утром соперники начали наперегонки рубить деревья с разных сторон леса. И вот через некоторое время один из спорщиков услышал, что его противник перестал стучать топором. Затем работа возобновилась. Первый спорщик воспользовался перерывом и стал с удвоенной энергией валить деревья.
Так повторилось несколько раз за день. К вечеру первый лесоруб был абсолютно уверен в своей победе: ведь пока второй отдыхал, он продолжал работать.
Но когда подвели итоги, оказалось что второй лесоруб срубил больше деревьев!
- Как так? - возмутился первый спорщик, - я валил деревья не останавливаясь в течение всего дня, а ты три раза отдыхал.
- Действительно, мне пришлось несколько раз прерваться чтобы наточить свой топор, - невозмутимо ответил победитель.
Мораль притчи: Мастерство требует постоянного совершенствования.
Какую тему урока мы изучали на прошлом уроке? Как Вы думаете, к чему я познакомила Вас с этой притчей?
Чем мы можем заняться на этом уроке?
Сформулируйте тему урока: Буквы е - и в корнях с чередованием.
А какова цель нашего урока: усвоить закономерность чередования Е - И в корнях слов; формировать орфографические умения и навыки по правописанию букв Е-И в корнях с чередованием; развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: применять правило правописания Е -И в корнях с чередованием, объяснять языковые явления.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания с помощью сигнальных карточек (упражнение 649)
Ребята, сегодня нам предстоит трудный, но увлекательный путь в волшебную Страну Орфографию. Результат сегодняшнего путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо вы знаете орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием.
Для начала давайте заглянем в сундук с орфограммами.
Учащимся выданы карты - задания
Формулировка изученного правила (сначала в парах, затем один произносит вслух правило)
2. Назовите корни с чередованием
3.Теперь мы с вами перемещаемся в город «Поспешишь - людей насмешишь»
Жители этого города не любят спешки, и Вам советуют не спешить, подумать, прежде, чем вставить ту или иную букву. Они всем гостям дают задание. Вот и вам приготовили задание. Вы должны вставить буквы в слова.
Заб_рает, отд_рать, отт_реть, зам_рать,
переж_гать, заст_лить, расст_лать,
соб_рают, зап_реть, выж_гал, нат_рать,
раст_реть, изб_ру, выб_раю, зам_реть
Обменяйтесь тетрадями, проверьте и поставьте баллы : за каждую правильно вставленную букву по 1 баллу. Максимальное количество баллов - 15
Ключ для взаимопроверки
Забирает, отдирать,
оттереть, замирать,
пережигать, застелить,
расстилать, собирают,
запереть, выжигал,
натирать, растереть,
изберу, выбираю, замереть
Карта - задание
1. «Сундук с орфограммами» :
А) Сформулируй правило правописания е - и в корнях с чередованием:
. . . .
Б) Перечисли все корни с чередованием букв е - и :
. . . .
.
2. «Поспешишь - людей насмешишь»
Вставь пропущенные буквы в слова:
Заб_рает, отд_рать, отт_реть, зам_рать, переж_гать, заст_лить, расст_лать, соб_рают, зап_реть, выж_гал, нат_рать, раст_реть, изб_ру, выб_раю, зам_реть
3. Выполни тест
1. В каком глаголе пишется -Е-?
а) отп_рать в) зам_реть
б) заст_лать г) заж_гать
2. В каком глаголе пишется -Е-?
а) пост_лить в) отбл_стать
б) изб_рать г) прод_раться
3. В каком глаголе пишется -Е-?
а) расст_латься в) отм_рать
б) выд_ру г) раст_рать
4. В каком глаголе пишется -И-?
а) забл_стеть в) подп_рать
б) (всё) зам_рло г) подст_лить
4 . В предложениях подчеркните слова с орфограммой «Правописание чередующейся буквы Е-И в корне».
1.«Вдруг рыба заметалась во все стороны, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, замерла» (Андерсен Г.Х)
2. «Она пела эльфам весёлые песни всю теплую зиму, а когда в холодных странах пришла весна, ласточка стала собираться на родину»
3. «Горько заплакала Элиза и тайком ушла из дворца. Целый день брела она по полям и болотам, пробираясь к лесу»
4. «- Что это за сборище у свиных закуток? -спросил он себя, протирая глаза и надевая очки. - Э, да это фрейлины опять что-то затеяли!»
5. «Глаза у этой собаки словно два чайных блюдца. Но ты не бойся. Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу и смело хватай собаку»
Каждый подсчитывает количество баллов и переводит это количество баллов в отметку.
5. Игра "Цепочка"
Класс делится на две команды, каждая из команд подходит к листу, прикрепленному на доске, и вставляет пропущенную букву. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием.
6. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
Карточки для самостоятельной работы
Вариант 1
Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить изученную орфограмму.
Соб…рём хворост, прот...рать глаза, зам…реть от восхищения, соб…раться в школу, проб…раться сквозь заросли, выт…реть посуду, нат…реть пол, уб…рать квартиру, выб…ру кассету.
……………………………………………………………………………………
Вариант 2
Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить изученную орфограмму.
Соб…рёмся вместе, раст…рать краски, заб…рать домой, пост…лить постель, забл…стеть на солнце, бл…стать красотой, зам…реть от восторга, расст…лается туман, прид…раться к мелочам
7. Рефлексия, выставление отметок.
В конце урока проводится рефлексия по условным знакам, которые выбирают учащиеся:
! - мне всё понятно, я всё усвоил,
? - у меня есть вопросы,
- - мне надо еще раз все повторить, нужна помощь учителя.
8. Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: повторить правило на странице 112, написать сочинение-миниатюру о своих домашних делах, используя слова с корнями с чередованием:
-бер- / -бир-
-дер- / -дир-
-мер- / -мир-
-пер- / -пир-
-стел- / -стил-
Ключ
1.и 2.и 3.е 4.и 5.и 6.е
7.и 8.и 9.е 10.и 11.и 12.е
13.е 14.и 15.е
Проверь себя
тест
1 - В
2- А
3 - Б
4 - В