Конспект урока по грамоте: Как проверить согласную на конце слова, 1 класс

Данный конспект предназначен для учащихся 1 класса. Урок представлен в виде путешествия в сказку "Колобок". Проводится актуализация знаний по ранее пройденной теме: "Как проверить безударную гласную в слове". При проведении данного урока рекомендую использовать иллюстрации из сказки, что привлечёт внимание детей. В конце урока проводится тест по теме урока.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по грамоте: «Как проверить согласную на конце слова»

1 класс


Образовательные:

  • совершенствовать умение распознавать слова с парными согласными на конце и подбирать проверочные слова;

  • сравнение согласных букв в проверочном и проверяемом словах;

  • учить применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • формирование произвольного внимания, развитие устойчивости и

распределения внимания;

  • развитие слуховой и оперативной памяти;

  • развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;

    • развитие устной и письменной речи учащихся;

    • развитие орфографической зоркости учащихся.

Воспитательные:

  • формирование познавательной мотивации;

  • воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах.

  • воспитание аккуратности при работе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Минутка чистописания.

Ткёт ткачиха ткань.(запись на доске)

Кто такая ткачиха?

Ткачиха - рабочий, занимающийся изготовлением тканей на ткацком станке. Толковый словарь Ожегова.

Что общего у всех слов в предложении? Они все начинаются на букву «т». Что вы можете о ней рассказать? (согласная, парная, глухая).

Давайте пропишем эту букву в тетрадь. (Строчная буква т состоит из трех элементов. Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз до нижней линии рабочей строки. Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз короткую наклонную палочку. Третий элемент тоже начинаем писать от середины рабочей строки. Ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведем вниз, немного не доводя до нижней линии рабочей строки; закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

- Обратите внимание на то, что расстояние между элементами и наклон должны быть одинаковыми.

  1. Актуализация знаний.

- Какие звуки называются согласными?

- Какие звуки называются гласными?

- Какие буквы смягчают согласный?

  1. Словарная работа.

Загадаю вам загадки, а вы записывайте отгадки и догадайтесь герои какой они сказки?(Учитель показывает иллюстрации с отгадками.)

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..(лиса)

Дети. Лиса- это лесной зверь. Ударный слог второй. Есть опасное место в 1 слоге, надо выбрать букву и или е. Поверяю - лисы, пишу и. Выделяю безударная гласную в слове и.

Учитель: У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц)

Дети. Это словарное слово, непроверяемая безударная гласная я. (Проговаривают слово по слогами и записывают.)

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

(волк)

Дети. Слышу звук г, думаю, какую правильно написать букву, для этого надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная. Волки- волк.( один- много)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед -

Мой родной, любимый... (дед)

Дети. Слышу на конце звук т, как писать не знаю.

Учитель. Назови ласково.

Дети. Дедушка.

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)

Дети. Это словарное слово, проговаривают по слогам.

Учитель. А сколько всего «опасных мест» ( орфограмм) в слове? (слово записано на доске)

Дети. 2

Учитель. Поставьте в слове ударение и найдите 1 орфограмму.

Дети. Буква е- непроверяемая ударением.

Учитель. Произнесите слово и посмотрите, какие буквы написаны на конце слова?

Ь знак- тоже орфограмма.

Дети. Слышу звук т, а пишу д- проверяю медведи.

Вместе с детьми учитель находит ещё одну орфограмму, опираясь на предыдущие знания, когда дети знакомились с новым словарным словом медведь- мед ведает ( знает)

Учитель. В слове 4 орфограммы.

Учитель открывает картинки на доске: лиса, дед, заяц, медведь, волк.

Учитель. Проверьте записанные слова, читая по слогам.

- А главный герой этой сказки убежал и от бабушки? Как называется сказка?

Дети. Колобок. (на доске- иллюстрация из этой сказки)

Учитель. На пути у колобка - волк. И чтобы он не обидел нашего колобка, выполним задание.

  1. Изучение нового материала.

Как мы узнали, какую согласную написать на конце слова? Прочитаем правило стр.95. Многие слова звучат совершенно одинаково, а пишутся по-разному.

Например: великий маг [мак]- волшебник(картинка); алый мак [мак]- цветок(картинка).

Запишите слова в тетрадь вместе с проверочным словом, подчеркните согласный на конце слова (с.96 упр. 5).

Учитель. С кем ещё встретился колобок?

Дети. С зайцем.

Учитель. Поможем колобку быстрее убежать от зайца.
- Если в слове есть парный согласный на конце, то вы прыгните, как зайчики. Слова: стол, флаг, снег, шум, стог, шар, сад, пол, план, крик.
5. Закрепление нового материала.

Встреча с медведем.

Учитель. Для того чтобы медведь быстрее отпустил нашего колобка, мы поможем прочитать ему письмо.

Работа по карточкам в группах, затем по одному у доски с комментированием.

«Дорогой дру…! Помоги мне отыскать ду…, около которого зарыт кла… . В случае удачи тебя ждет сюрпри…».

Итак, нам нужно подобрать проверочные слова, например: дуб - дубы.

Что за буквы вы вставили? Как они называются?(парные согласные)

Где стоят эти парные согласные?(в конце слов)

Что мы делали, чтобы правильно написать парные согласные на конце слов?(изменяли их).

Итак, чтобы правильно писать парную согласную на конце слова надо…(это слово надо изменить).

Учитель. Вспомните, чем заканчивается сказка.

Дети. Колобка съела хитрая лиса.

Учитель. А вы хотите, чтобы колобок остался жив. Лиса предложила выполнить её задания и тогда она колобка не тронет.

Учитель.

Хитрая лиса прислала телеграмму как к ней добраться. Устно с доски, объяснение и комментирование.

Дорогие, ребята!

Иди прямо через лук. Справа будет большой прут, на нём деревянный плод.

Не пугайся кос - они не бодаются.

Жду Вас.

Учитель. Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение?

Дети: Лук, прут, плод, кос.

Учитель: Почему? (Дети доказывают, определяя значение слов). А как нужно было написать?

Дети. Луг, пруд, плод, коз.

И последнее испытание лисы, это самостоятельная работа.

6. Самостоятельная работа

Тест.

- обведи парные согласные:

Б, р, с, х.

- обведи слова с парной согласной на конце:

Кот, дом, луг.

- вставь букву:

Ду.., зу.., арбу.. .

Учитель. Наша сказка с добрым концом и колобок жив.

7. Итог урока.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок

Учитель: О чём мы сегодня говорили на уроке?

Всё ли было вам понятно на уроке?

Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. У вас на партах светофорик. Если всё поняли поднимите зелёный, если затруднялись - жёлтый. Если совсем ничего не понял - красный.

8. Домашнее задание.

Страница 94 прочитать, письменно ответить на 3й вопрос.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Парный сразу проверяй -

Слово смело изменяй:

Зуб на зубы, лёд на льды,

Будешь грамотным и ты.



© 2010-2022