- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сценарий урока литературы По родной земле
Сценарий урока литературы По родной земле
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жилина С.Е. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Майская основная общеобразовательная школа
Сладковский район, Тюменская область
Урок литературы
Составила:
Учитель литературы
Жилина С.Е.
Тема урока: По родной земле…
Обсуждение произведения Еремея Айпина «Ханты, или Звезд;
Утренней Зари».
(Внеклассное чтение в 10-м классе после изучения творчества А.Н.Островского, возможно обращение к этому произведению в 11-м классе после изучения творчества А.И.Куприна, И.А.Бунина и В.Г.Короленко.)(Но актуальнее всего после изучения произведений В.Г.Распутина «Прощание с Матерой», «Пожар»)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: познакомиться с творчеством Е.Айпина; раскрыть его философские мотивы, размышления о смысле жизни соотнести со своими. Обучение цитированию, анализу худ произведения. Теория языка: олицетворение как основной худ прием.
Поезжай за моря-океана
Надо всею землей пролететь.
Есть на свете различные страны
Но такой, как у нас не найти
М.Исаковский I
Земля живая!
....у Земли, как и у человека, своя жизнь. Живая жизнь.
Е Айпин.
Историческая справка: Айпин Еремей Данилович родился в 1948 г. в поселке Варьеган Тюменской области в семье потомственного охотника ханты. После окончания восьмилетней школы работал в промыслово- охотничьем хозяйстве. В 1971 г. окончил ханты- мансийское педучилище, а в 1976г. - Литературный институт имени М.Горького. Работал бурильщиком,
плотником, корреспондентом окружного комитета по телевидению и
радиовещанию.
Литературной деятельностью занимается с 1969 года. Печатался в журналах I
«Юный натуралист», «Юность», «Октябрь», «Сибирские огни», в альманах;
«Родники», «Полярная звезда» и др.
В 1979г. дебютировал книгой «В ожидании первого снега». В 1981г. выход*
книга « В тени старого кедра», а в 1990г. - роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари».
Рассказы Айпина переводились на испанский и венгерский языки. Член
Союза писателей России.
Вступительное слово учителя: Тюменская область - самая большая область России. Она раскинулась на необъятных просторах величайшей в мире Западно- Сибирской низменности. Ее крайняя северная точка лежит далеко на
протяжении почти 800 километров тянутся восточные склоны Урала с его самыми высокими вершинами и глубокими ущельями.
Вместе с тем, что Западная Сибирь- колыбель богатых и самобытных культур, родина некогда живших и ныне существующих народов. Следы их пребывания хранит и тюменская земля. В лесостепи, тайге и тундре по берегам многочисленных рек и озер археологи находят остатки сезонных стоянок и долговременных поселений людей каменного , бронзового и железного веков, руины древних городищ.
Ученик: (Чтение отрывка из романа).
... « Зима перевалила за вторую половину, дело идет к весне», - подумал Демьян. Это подсказали ему лисы. Таинственная и все сокрушающая сила вырвала их с разных точек земли - его, быть может, с самого побережья Ледовитого океана, а ее из уютных таежных лесов- и привела на этот пятачок белого пространства. Такова сила любви, размышлял он, провожая взглядом уходящее на запад вечернее солнце. Быть может, эта сила все двигает в белом пространстве? Двигает само пространство? Ведь здесь все в движении: солнце, лиса и лисовин, снега , небо и земля. И лисы совсем не случайно идут в сторону восхода солнца, в сторону Звезды Утренней Зари... «
Факты на заметку: Первый русский город в Сибири - Тюмень - был заложен в 1586 году; за последние 30 лет население области увеличилось более чем в два раза.
В начале современного летосчисления среди племен, населявших территорию нынешней Тюменской области, выделялись югорские ( угорские), проживавшие В Прииртышье, и самодийские племена.
От самодийцев и коренных жителей произошли ненцы, а от древних жителей тайги и Югорских племен- селькупы. Югорские племена разделились впоследствии на ханты (остяков) и манси (вогулов). Манси расселились ближе к Уралу и по его склонам, ханты- по долине Оби и ее притокам- Иртышу, Ваху, Казыму, Агану, Югану. Учитель:
Очень много в данное время создано стихотворений о городах и поселках Тюменской области. Поэт Николай Денисов такой увидел свою Тюмень:
По родне и по рожденью-
Местных, тутошних корней-
Подрастал и я с Тюменью,
Поднимался вместе с ней..
Но везде- и в тундре голой,
И в полях у деревень,
Мне Тюмень была глаголом,
Существительным- Тюмень.
Той метафорою звучной,
Где клокочет непокой,
А не просто в деле личном-
Места жительства- строкой.
Словом, как и было нужно,
Вся- от отчего села,
От Ямала до Бердюжья
Домом творчества была.
И в других краях планеты,
Где пришлось шагать и плыть,
С малой родиною этой
Я порвать боялся нить.. Учитель: Два круга очерчивает и вбирает в себя творчество Еремея Айпина. Круг первый .-человек и природа- природа и цивилизация, цивилизация и человек. В этом круге разворачиваются действия всех произведений Айпина; в нем формируются, обтачиваются , шлифуются характеры героев; здесь же зарождаются и набухают проблемы, волнующие автора и героев произведений. Второй круг очерчен особенностями и возможностями, плюсами и минусами национального характера автора и его героев. Границы этого круга обусловлены национальной формой мышления, которая пусть и примитивно, но зато очень четко выражена в песнях каюра: что вижу, то и пою.
Меж этими кругами, как меж жерновами, трутся и трутся мысли и чувства писателя, перемалывая увиденное, услышанное, продуманное и прочувствованное, чтобы впоследствии перелить в рассказы, повести, романы. «Ханты, или Звезда Утренней Зари». Чувствуете, какое заглавие ?-многообещающее, ко многому обязывающее писателя. Книга, названная именем народа должна дать читателям портрет этого народа, высветить его национальный характер. Задача эта, на мой взгляд, невероятно трудная, и то что Айпин не убоялся ее, делает ему честь. С чего же начать разговор о первом хантыйском романе?
Пожалуй, с пролога, который звучит, как звук камертона, предваряя и настраивая все повествование на эпическую тональность. Вот изначальные строки этого пролога:
«И настало утро отъезда Вверх ».
Вот как впечатляюще мощно и распевно звучит этот первый аккорд. В нем есть
какая-то библейская интонация, трогающая душу и разум. В такой тональности
написан весь пролог, настраивая читателя на встречу с чем-то необыкновенно
глубинным, ярким и звучным.
О чем этот роман? О судьбе небольшого по численности, свободолюбивого и
гордого народа ханты, что столетия безраздельно владел бескрайней приобской
тайгой, промышляя охотой да рыбной ловлей. На многих страницах романа автор
неспешно и детально рассказывает о верованиях, обычаях и обрядах, о
миропонимании и мироощущении своего народа.
Всеми доступными ему средствами писатель подчеркивает мудрость,
вольнолюбивый норов, трудолюбие и высокую нравственность малоречивых,
неторопливых, простодушных ханты.
-Где происходит действие?
Действие романа разворачивается в период промышленного освоения нефтяных и
газовых месторождений тюменского Севера. Правда, автор почему-то не пожелал
нарисовать картину этого грандиозного наступления индустриализации на приобскую природу, неотъемлемой частью которой являлись и герои романа, ибо вся их жизнь неразделимо была связана с тайгой , ее озерами да реками, зверями да птицами.
Двуслойна авторская речь и речь героев романа. Чисто хантыйские интонации и словосочетания и речевые обороты то и дело перемежаются со столь типично русскими языковыми оборотами.
Главный герой романа « Ханты» Демьян на оленях едет в неблизкий поселок, сдает пушнину, покупает нужные продукты, встречается с сыновьями. Которые живут в интернате, и возвращается домой. Вот и вся сюжетная линия романа, прямая, как стрела, без виражей и выкрутасов. Но это всего лишь ствол повествования, от которого отходит множество ветвей. Есть у ствола и глубокие корни и крона в единстве своем воссоздают яркую впечатляющую картину жизни хантыйского народа за все годы Советской власти. У романа есть и второе заглавие «Звезда Утренней Зари»... «На востоке, над вершинами сосен, светилась Звезда Утренней Зари. Она медленно поднималась в сумрачное небо. Поднималась и тянула за собой грядущий день. Казалось, день упирался, не хотел идти на землю, но настойчивая Звезда и не думала оставлять его в покое где-то за темным горизонтом. И тому ничего не оставалось, как последовать за Звездой...»
Один из учащихся: Характеристика главного персонажа Демьяна. Демьян- не ординарный охотник, он- человек мыслящий, одержимый идеей всеобщего братства людей, неразрывной связи человека, природы и космоса. . Он живет для людей, охотится для - для людей. Он верует в несокрушимую силу Добра, в возможность мирного разрешения любых конфликтов, включая и тот, наиглавнейший, занимающий и волнующий Демьяна- конфликт меж природой Югры, ее хозяевами оголтелыми временщиками- грабителями недр земных .Демьян написан Апиным любовно и бережно. Ничего лишнего, все в меру и к месту. Мудрый, добрый, целомудренный, как сама природа. Он видит брата в дереве и птице, в звере и воде, в звездах и цветах. С каким неподдельным страданием, с какой глубинной болью
«Лежа на жесткой подстилке, он вспомнил утро этого умирающего дня, вспомнил, как жена провожала его в дорогу. Поразмыслив, он понял, что Харко высказал свои предчувствия, а жена Анисья затаила тревогу, чтобы не расстраивать мужа. Вот оно что, соображал он, но Харко выл не на машины искателей, вернее, не только на машины... Ведь и звезды намекают на что- то такое.. А звезды с высоты лучше видят земную жизнь, нежели человек.»
« Он смотрел на звезды и размышлял. Звезды живут на небе, а приходит время, кончаются отпущенные им дни и годы, они срываются с небосклона, загораются и огненно-ярким хвостом падают в бездну. Так умирают звезды. И небесная жизнь их никогда не кончается, они вечно будут жить на небе...
И люди что звезды. Только живут на земле. Тоже умирают и рождаются. С той лишь"разницей, что, умирая, все звезды оставляют след, а люди- не все: один оставит сколько сможет, а другой совсем ничего не оставит...
Подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Олицетворение-художественный прием, заключающийся в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью.
Вспомним произведение А.Н.Островского «Гроза».
Полный ответ на тему: «Основные мотивы в творчестве драматурга».
Цитирование- «Жизнь звездная и Жизнь земная, каким боком вы повернетесь к
человеку завтра? Вот сейчас, на пороге ночи и дня, взойдет Звезда Утренней Зари. Вечная Звезда неба и земли. Никто еще, кроме Курынг воиха (хантыйское название Большой Медведицы, не знает о приближении утра, когда на востоке из-за горизонта поднимается Звезда утренней Зари. Уж за ней немного погодя покажется тоненькой ниточкой бледная полоса зари. Заря все будет расти, наливаясь медно-густым и чистым румянцем, и вскоре взорвется оранжево-золотистым ликом юного Солнца. Так приходит солнце. Но это все после, а самой первой восходит Звезда Утренней Зари. С ее восходом кончается ночь и начинается день.»
Чтец: Сибирь, Сибирь! С твоим названьем Как воскресает много дум! Я предаюсь воспоминаньям, И оживляется мой ум. Твое дитя от колыбели, Я полюбила твой простор, И белокудрые метели Мне стали милы с юных пор.. Порой лишь песня вьюги дикой Была слышна мне в тишине, Какою властной и великой Тогда она казалась мне!
И этой песнею мятежной
Средь гордо- девственных лесов,
Средь мрака гор и вечных льдов-
Во мне будилась нервно, страстно,
Как вихрь, мятежна и бурна,
Как буря, сильна, полновластна,-
Любовь лишь к Родине одна.
«Надо уловить мгновение, когда замирает Вселенная и тихо всплывает из-за горизонта Звезда Утренней Зари. В одно и то же мгновение рождается день и
умирает ночь. Уловив это волшебное мгновение, поймешь, что ты нужен Земле, Солнцу и Звездам так же, как они нужны тебе.
Земля не может, чтобы не оставлял на ней свои следы- тропы человек. Солнце не может, чтобы его лучи не согревали человека. Звезды не могут, чтобы по ним не находил свои пути- дороги человек».
В финале урока звучат строки Михаила Цейнера. Страна родимая! Всем сердцем и душой Я шлю на Новый год Всевышнему моленья, Чтоб он рассеял мрак, царящий над тобой, И озарил тебя лучами обновленья. Чтоб, радостно восстав от векового сна, Трудам осмысленным ты предалась всецело, Чтоб чистых помыслов и светлых дум полна, Навстречу счастию отправилась ты смело! И пусть никто тебя не укорит хулой, Позорным именем «страны цепей, изгнанья...». О, Родина моя! О, край мой дорогой! Тебе, тебе, Сибирь- все лучшие желанья!
«В молодой душе начинает распускаться самый дорогой цветок- любовь к Родине» .