Урок русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных уроков»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных уроков».



I. Мобилизующий этап.

На доске Таблица 1 (2 предложения: В заключение он поблагодарил всех за поздравление. В заключении статьи был сделан интересный вывод.)

- Какой частью речи являются выделенные слова в предложениях?

- Обоснуйте свой ответ, для чего воспользуйтесь алгоритмом рассуждения, который мы с вами составили на предыдущем уроке.

Алгоритм

1.Часть речи?

ЕУрок русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных уроков».Урок русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных уроков».сть лексическое значение?

2. + (есть) --(нет),

Существительное с предлогом Предлог

(В первом предложении выделенное слово - производный предлог, во втором - существительное с предлогом).

- Что же такое производные предлоги?

- Какие омонимичные предлогам части речи есть в русском языке? (сущ., наречия, деепричастия).

- А зачем мы должны уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи? (чтобы правильно их писать)

ТУрок русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных уроков».Урок русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных уроков».аблица 2 .Правописание производных предлогов.

Слитно Раздельно

Примеры:

Как же могут писаться производные предлоги?(слитно и раздельно)

Тема нашего урока «Правописание производных предлогов».

Сформулируйте цели нашего урока, опираясь на запись на доске:

Цели нашего урока сегодня: 1)Повторить все, что связано с …

2)Учиться отличать … от … и правильно писать …

3)Научиться употреблять …

II. Проверка домашнего задания.

Упр.337 (распределение словосочетаний по 2 столбикам: см. части речи и предлоги).

Ответ записан на доске, но допущены ошибки

Дети сами себя проверяют и исправляют ошибки.

- Умение различать см.части речи и предлоги пригодится нам сегодня на уроке при изучении новой темы.

III. Объяснение нового материала.

- Трудность написания производных предлогов в том, что нет правила, которому бы оно подчинялось. Поэтому, чем больше предлогов мы сегодня узнаем, тем грамотнее будем. Но несмотря на это. Мы должны учесть, что производные предлоги следует отличать от см.частей речи.

Работа с Таблицей 3.Когда самостоятельные слова переходят в предлоги, может измениться их написание.

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных уроков».

- Написание может быть слитным и раздельным. Назовите предлоги, представленные в таблице, посмотрите на примеры слитного и раздельного написания. Запишем 2 примера.





Таблица 4. Производные предлоги.

- Как вы мне ранее сказали, предлоги могут образовываться от сущ., наречий, деепричастий.

Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о правописании предлогов, образованных от той или иной части речи.

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных уроков».

1.Предлоги, образованные от деепричастий и наречий, пишутся слитно. Приведите примеры.

2.Предлоги, образованные от существительных, могут писаться слитно и раздельно.

Устно придумайте предложения с предлогами, образованными от разных частей речи. Можно использовать готовые словосочетания из таблицы.

Вывод: производные предлоги могут писаться слитно и раздельно.

Таблица 5.Производные предлоги, образованные от существительных.

- Особую группу предлогов составляют производные предлоги, образованные от существительных.

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных уроков».

- Рассмотрите примеры в данной таблице и назовите четвертое лишнее. Обоснуйте ответ. (Насчет и на счет - лишнее, так как в трех других примерах у сущ. Выделено окончание, а у омонимичных предлогов конечное ).

- Предлоги в течение, в продолжение, вследствие составляют особую группу. На конце предлогов пишем Е, а от чего зависит правописание окончаний существительных?

Работа с примерами, запись примеров.

Вывод по данному этапу урока.

IV. Закрепление изученного.

1 вариант.

Задание 1.Работа с таблицей. Найти в текстах производные предлоги и выписать их.

1 человек отмечает эти предлоги на доске в таблице, остальные выписывают в тетради.

Задание 2. Цифровой диктант.

(Если производный предлог в1 предложении, ставьте «1», если во втором- ставьте «2»)

1) Докладчик говорил в продолжение часа. В продолжении романа мы узнали о судьбе главных героев.

2) Все расходы по организации праздника были отнесены на счет месткома. Вы можете сообщить данные насчет переписи?

3) В течение трех лет автор работал над своим романом. В течении болезни наступил перелом.

4) Вследствие задержки в пути мы опоздали на поезд. В следствии по делу о преступлении были включены новые документы.

5) Декабристы находились долгие годы в заключении. В заключение лекции докладчик прочитал обращение к молодежи.

6) Говоря об этом, он имел в виду допущенные ошибки. Ввиду сильных морозов занятия в школах были отменены.

7) Благодаря друга за радушный прием, Павлик распрощался с ним. Благодаря извозчику они быстро добрались до нужного места.

8) Несмотря на ранний час, улицы были полны людей. Он играл, казалось, даже не смотря на клавиши фортепиано.

Задание 3. Работа с текстами.

Редактирование текста.

Перед вами два текста. Определите их стилистическую принадлежность, укажите особенности стиля каждого текста, найдите производные предлоги. Уместно ли они использованы?

1) Доводим до вашего сведения, что вчера после полуночи над городом Нижний Новгород и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа.

Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание школы деревни Горбатовка. Человеческих жертв не было. В связи с этим образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

2) Благодаря драке двух моих одноклассников пострадала школьная мебель. С целью борьбы за повышение дисциплины мы решили наказать драчунов. Невзирая на наше решение, они так и не угомонились.



Вывод: неверное употребление отыменных предлогов ведет к нелогичности высказывания. Если мы уберем из 2 текста предлоги, то усираним многословие, выразим мысль конкретно и стилистически правильно, так как они более распространены в книжных стилях, а не в разговорной речи.



2 вариант

Работа с текстом.(Текст на доске.)

Сколько загадок еще хранит природа.

Неустрашимые путешественники наших дней считают земной шар небольшим и тесным. Вокруг света они объезжают в течение нескольких суток, бороздят во всех направлениях незнакомые моря, стремясь побывать в неизведанных, никем не исследованных местах.

Некоторым людям кажется, что на свете осталось очень мало неоткрытых земель, неведомых морей и что скоро нечего будет открывать. Но это наверно. (Не)смотря на то, что люди уже многое знают об окружающем их мире, вокруг столько всего неисследованного. На земном шаре есть немало мест, где не ступала нога человека и где можно встретить что-то новое, необычное.

Жак Ив Кусто совсем недавно побывал в Аргентине и там в(место) известных речных обитателей описал более ста ранее неведомых рыб, трудно различимых (в )течени… реки. Нередко ученые обнаруживают существа, которые, согласно всеобщему мнению, давно вымерли. Например, туатра - современница динозавров, а также моллюск неопилина , обитавший в океане 400-500 миллионов лет назад.

Недавно этнографы, ехавшие а Парагвай на встречу с местными жителями, случайно заметили какое-то неизвестное животное.

(В) связи с развитием техники человек может опускаться на большую глубину, проникать в потаенные уголки земли, (в )следстви…чего мы открываем все новые и новые загадки природы.



- Докажите, что это текст.

- Какова тема текста?

- К какому стилю относится данный текст. Докажите.

Задание 1. Найти в первом абзаце текста производные предлоги, выпишите их, составьте предложения, употребив данные предлоги.

Задание 2. Определите, какой частью речи являются подчеркнутые слова. Распределите их в 2 столбика: см. части речи и предлоги. Объясните правописание.

Задание 3. Творческая работа.

- Какова идея данного текста?

- Над какой проблемой заставляет задуматься автор? (Проблема исследования окружающего мира.)

- Какие мысли у вас появились после работы над текстом.

- Свои мысли попробуйте оформить в виде сочинений-миниатюр «Как прекрасен этот мир».

Проверка: чтение учащимися своих работ.



V. Подведение итогов урока.

- Определите, истинное высказывание или ложное.(поставить + или - )

1. Все предлоги в русском языке производные.

2. В русском языке есть производные и непроизводные предлоги.

3.Производные предлоги образуются от существительных, наречий, деепричастий.

4.Производные предлоги всегда пишутся слитно.

5. Производные предлоги могут писаться слитно и раздельно.

6.Предлоги. образованные от существительных пишутся раздельно.

7. Предлоги, обоазованные от деепричастий и наречий пишутся слитно.

8.На конце предлогов в течени…, в продолжени…, вследстви… пишется е.

Вывод.

Постановка домашнего задания.

Цель работы дома: дома вы прдолжите работать над правописанием и употреблением производных предлогов.

П.28, упр.344.









© 2010-2022