Рабочая программа учебной дисциплины «Логика для юристов» для СПО

Рабочая программа учебной дисциплины «Логика для юристов» является частью основной профессиональной образовательной программы СПО углубленной   подготовки по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.  В  результате освоения учебной дисциплины обучающийся учится: анализировать сложные и запутанные проблемы, возникающие в юридической практике; правильно и доказательно рассуждать; логически верно, ясно и аргументировано излагать свои мысли; анализировать юридические тексты, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа учебной дисциплины «Логика для юристов» для СПО.


Министерство образования Тверской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тверской торгово-экономический колледж»

(ГБОУ СПО «ТТЭК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Логика для юристов


2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 030912 Право и организация социального обеспечения, входящей в укрупненную группу специальностей 030000 Гуманитарные науки по направлению подготовки 030900 Юриспруденция.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тверской торгово-экономический колледж» (ГБОУ СПО «ТТЭК»)

Разработчик:

Миронова Галина Михайловна, преподаватель юридических дисциплин первой квалификационной категории

Рецензенты Минькова Елена Васильевна, преподаватель общепрофессиональных

дисциплин высшей квалификационной категории, ГБОУ СПО «ТТЭК»

Степанова Лариса Васильевна, преподаватель юридических дисциплин

высшей квалификационной категории, ГБОУ СПО Тверской колледж

имени А.Н. Коняева


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупненной группы специальностей 030000 Гуманитарные науки, по направлению подготовки Юриспруденция.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации профессиональных программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по должностям служащих 21299 Делопроизводитель, 26409 Секретарь суда.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать сложные и запутанные проблемы, возникающие в юридической практике;

  • правильно и доказательно рассуждать;

  • логически верно, ясно и аргументировано излагать свои мысли;

  • применять логические законы, приемы и операции на практике для решения логических задач, при доказательстве и ведении дискуссии;

  • формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам юридической науки с учетом специфики логических законов и форм мышления;

  • применять круговые схемы для наглядного представления отношений между понятиями, терминами суждения, терминами категорического силлогизма;

  • анализировать юридические тексты, имеющие теоретическое и практическое содержание;

  • решать логические задачи для усвоения основных положений логики.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  • основные понятия и категории курса, роль и место науки в системе духовных отношений;

  • структуру мышления, специфику законов и форм мышления, возможности их формализации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося 28 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

24

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

Подготовка докладов по вопросам темы: Краткая история логики. Классическая логика. Интуиционистская логика. Конструктивная логика. Многозначные логики. Паранепротиворечивые логики.

3

Изучение основных понятий логики.

11

Решение логических задач.

6

Анализ ошибок, связанных с нарушением законов логики: паралогизмы и софизмы.

2

Домашняя контрольная работа

6


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Логика для юристов»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел I. Логика как наука и ее роль в деятельности юристов. Основные типы логических форм.


20


Вводная тема. Цели и задачи изучения логики. Единство и многообразие логики.

Содержание учебного материала

2


Цели и задачи изучения логики. Структура изучаемого курса. Роль и место логики в системе юридического образования. Роль логики в юридической практике. Предмет курса логики. Краткий очерк истории логики. Особенности изучения логики.

Формальная логика как наука. Диалектическая логика. Основные этапы формирования логической науки. Символическая логика. Логика традиционная и современная. Основные методологические принципы логики формальной: непротиворечия, тождества, исключенного третьего, достаточного основания. Основные методологические принципы диалектической логики: объективности рассмотрения, конкретности, всесторонности рассмотрения, историзма.

1

1

Практические занятия. Решение логических задач

1

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся.

Знакомство со структурой учебного пособия. Изучение учебной литературы. Подготовка докладов по вопросам темы: Краткая история логики. Классическая логика. Интуиционистская логика. Конструктивная логика. Многозначные логики. Паранепротиворечивые логики.


3



Тема 1.1. Формы познания


Содержание учебного материала

2

1

Научное понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Роль языка в познании. Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение. Понятие формально-логического закона. Правильные и неправильные умозаключения. Установление неправильности рассуждений методом нахождения контрпримеров.


1


2

Практические занятия. Решение логических задач.

1

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: Изучение основных понятий логики.

2

Тема 1.2.

Логика и язык.

Содержание учебного материала

2

1

Языки естественные и искусственные. Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки-символы. Основные характеристики знаков: смысл и значение. Семиотика. Основные разделы семиотики:.синтаксис (синтактика), семантика, прагматика. Учение логики об именах. Понятие имени. Смысл и значение имени. Виды имен: действительные и мнимые, единичные и общие, описательные и неописательные. Основные методологические принципы языка права: предметности, однозначности, взаимозаменимости. Парадоксы именования. Способы преодоления парадоксов. Логические и дескриптивные термины. Семантические категории выражений языка. Предложения, выражающие суждения. Предложения, выражающие нормы. Логические термины. Дескриптивные термины: единичные имена, общие имена, знаки свойств и отношений, знаки признаков, знаки предметных функций. Язык логики высказываний. Специфика языка права. Понятие юридического термина. Способы введения юридических терминов.


1

2

Практические занятия. Решение логических задач.

1

3

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся.

Изучение основных понятий логики.

2


Тема 1.3. Понятие.


Содержание учебного материала

6

1

Понятие как мысль особого вида. Логическая форма понятия. Способы выражения понятий в естественном языке. Логические приемы образования понятий: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий. Виды понятий: общие, частные, единичные, пустые и др.

2

2


2



Отношения между понятиями. понятия сравнимые и несравнимые, совместимость понятий, тождественность (равнообъемность, эквивалентность), подчинение, противоположность и противоречивость. диаграммы Вена (круговые схемы).

1

2

3

Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Определение понятий. Деление понятий. Классификация. Операции с классами. Ошибки при определении и классификации понятий.

1

2

Практические занятия. Решение логических задач: 1. Определение вида отношения по объему между понятиями (круги Эйлера); 2. Механизм ограничения исходного (первого понятия вторым понятием). 3.Установление правильности деления понятий.

2

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся.

Изучение основных понятий. Решение логических задач.

2


Тема 1.4. Суждение.

Содержание учебного материала

6

1

Понятие суждения. Простые и сложные суждения. Простые суждения: категорические, реляционные (суждения с отношениями) и экзистенциальные (суждения о существовании). Структура простого категорического суждения: субъект и предикат. Деление категорических суждений по качеству (утвердительные и отрицательные) и количеству (частные и общие). Сложные суждения и их структура.

Способы отрицания простых и сложных суждений. Логический анализ текста.

2

2

2

Логические связки: конъюкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность. Логические отношения между суждениями. Мнемоническая схема отношений между простыми категорическими суждениями (логический квадрат). Отношения совместимости, эквивалентность, противоположность (контрарность), частичная совместимость (субконтрарность), подчинение и противоречивость.

1

2

3

Модальность суждений. Деление суждений по модальности. Виды модальности: эпистемическая, деонтическая и алетическая. Логическая структура вопроса. Виды вопросов. предпосылки вопросов. Правила постановки простых и сложных вопросов. Логическая структура и виды ответов.

1

3

Практические занятия

2

2


1

Решение практических задач: 1.Определение вида простого суждения по предикату. 2. Определение вида суждения по количеству. 3. Выявление структуры сложных суждений.

Контрольная работа

-


Самостоятельная работа обучающихся:

  • Анализ ошибок, связанных с нарушением законов логики: паралогизмы и софизмы.

2

Тема 1.5. Законы логики

Содержание учебного материала

2

1

Понятие логического закона. Законы логики и их роль в познании. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Специфика действия закона исключенного третьего при наличии «неопределенности» в познании. Закон достаточного основания.

1

2


Практические занятия. Решение логических задач.

1

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

  • домашняя контрольная работа

3


Раздел II. Дедуктивные и индуктивные умозаключения.

36

Тема 2.1. Логика высказываний.

Содержание учебного материала

4

1

Общие положения и понятие об умозаключении. Структура логического аргумента: посылки и вывод. Логика высказываний. Язык логики высказываний. Элементарные логические операции: конъюкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность. Таблица истинности. Простые и сложные высказывания. Анализ высказываний с помощью таблицы истинности. Тавтологии, противоречия и неопределенные высказывания. Выражения логических операций друг через друга. Логическая и материальная импликация. Законы логики в символической форме.

Простейшие формы логических аргументов: modus ponens, modus tollens, разделительный силлогизм, упрощение, присоединение, гипотетический силлогизм, прибавление, конструктивная дилемма.

Логические эквивалентности: двойное отрицание, соотношение Де Моргана, коммуникативность, ассоциативность, дистрибутивность, контрапозиция, импликация, экспортация, тавтология и др.

Дедуктивный вывод при помощи простейших форм логических аргументов и правил эквивалентности. Условное доказательство и доказательство от противного. Проверка непротиворечивости посылок и правильности аргумента. Метод проверки с помощью дерева истинности.

2

3

Практические занятия. Решение логических задач.

2

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

  • решение логических задач.

2


Тема 2.2.

Логика предикатов.




Содержание учебного материала

4

1

Основные элементы языка логики предикатов. Логические переменные и постоянные, их свойства. Кванторы существования и всеобщности. Перевод предложений естественного языка на язык логики предикатов. Правила обращения с кванторами. Выражение кванторов друг через друга. Теоремы логики предикатов. Проверка логической верности рассуждения, доказательство противоречивости и непротиворечивости посылок, совместимости посылок и следствия. Пределы использования логики предикатов и возможности ее обобщения: кванторы свойств, трех-и многозначные логики. Парадоксы логики предикатов и методы их преодоления. Теория типов Б. Рассела.

2

2

Практические занятия.

2

2

1

Решение логических задач


Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

  • решение логических задач по теме.

2


Тема 2.3. Традиционная (аристотелевская) логика.

Содержание учебного материала

4

1

Категорический силлогизм: посылки, термины, заключение. Фигуры и модусы силлогизма. Четыре типа посылок. Правила обращения посылок. Проверка правильности силлогизма: правила терминов и посылок, диаграммы Вена, метод антилогизмов. Иллогизм с выделяющимися суждениями. Умозаключения из суждений с отношениями. Условные и условно-категорические умозаключения. Модусы условно-категорического силлогизма: правильные (утверждающий и отрицающий) и неправильные. Разделительно-категорическое умозаключение. Условно-разделительное умозаключение (дилемма, три - и т.д. лемма) Энтимема (сокращенный силлогизм). Полисиллогизмы: прогрессивный и регрессивный. Сорит (сложносокращенный силлогизм). Эпихейрема.

2

2

Практические занятия

2

2

1

Решение логических задач по теме.


Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

  • изучение основных понятий темы.

2


Тема 2.4.

Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии

Содержание учебного материала

4

1

Понятие и примеры индуктивного умозаключения. Индукция полная, неполная и популярная. Индукция методом отбора и индукция методом исключения. Причинная связь: способы ее установления путем выявления сходств, различий и сопутствующих изменений (метод Милли). Значение индуктивных умозаключений в следственной практике. Статистические обобщения.

Умозаключения по аналогии. Виды аналогии: аналогия предметов и аналогия отношений. Роль аналогии в науке и правовом процессе: аналогия в процессе расследования преступлений и проведении криминалистических экспертиз, рассуждение по аналогии при использовании судебного прецедента в судебном процессе.

2

2

Практические занятия

2

2

1

Решение логических задач по теме.


Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- изучение основных понятий темы.

2


Тема 2.5.

Модальная логика.

Содержание учебного материала

4

1

Виды модальных суждений. Эпистемическая модальность: модальные операторы для обозначения знания и мнения (веры). Степени достоверности и проблематичности знания.

Язык деонтической логики. Деонтическая модальность как нормативное высказывание. Правовая норма. Элементы правовой нормы: адресат, диспозиция, деонтическая характеристика, санкция. Нормы правообязывающие, правозапрещающие и правопредоставляющие.

Алетическая модальность: логическая и фактическая. Операторы алетической логики: необходимость-случайность, возможность-невозможность, их выражение друг через друга.

2

3

Практические занятия.

Решение логических задач по теме.

2

2

Контрольная работа.

-

Самостоятельная работа обучающихся: домашняя контрольная работа.

3


Тема 2.6.

Логические основы аргументации. Аргументация в работе юриста.



Содержание учебного материала

10

1

Логика вопросов и ответов. Правила определения базиса (предпосылок) вопроса и правильная его постановка. Корректные и некорректные вопросы. Провокационные вопросы. Вопросы по существу и не по существу темы. Вопросы уточняющие и восполняющие. Ответы по существу вопроса и не по существу, простые, сложные, краткие, развернутые, определенные, неопределенные и т.д. Вопросо-ответные ситуации в юридической практике.

2

2

2

Аргументация и теория аргументации. Доказательство: понятие и виды доказательственных рассуждений. Доказательные и убедительные рассуждения. Софистика. Типичная структура аргумента: тезис, обоснование (прямое, косвенное и т.д.), выводы. Дискуссия, полемика, спор, прения. методы ведения дискуссии. Доказывание и доказательства в гражданском процессе.

2

2

3

Логические ошибки и парадоксы. основные ошибки в аргументации. Паралогизмы и софизмы. Потери, частичная или полная подмена тезиса. Кардинальное заблуждение (принятие за истину ложного). Предвосхищение основания, логический круг, скрытое противоречие, слишком широкое обобщение, поспешный вывод, чрезмерное доказательство, саморазрушающий довод, мнимое следование. Апелляция к силе, невежеству, выгоде, авторитету, здравому смыслу, состраданию, верности и т.п. Атака собеседника вместо его мнения. Софистические методы ведения дискуссии. Уловки и казусы в судебном процессе.

Логические парадоксы и парадоксы теории множеств. Некоторые философские проблемы логики.

2

2

Практические занятия

4

2

1

Решение практических задач по теме.

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: изучение основных понятий логики.

3


Тема 2.7.

Гипотеза. Построение версий и принятие решений

в юридической практике.

Содержание учебного материала

6

1

Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория. Виды и логическая структура гипотез. Рабочая гипотеза и версия. Построение гипотезы (версии). Проверка гипотез: условия состоятельности, дедуктивные выводы следствий и их сопоставление с фактами. Способы доказательства гипотез: дедуктивное обоснование (косвенное и прямое), фактическое обнаружение предполагаемого. Теория: разработка, критерии научности и точности, обоснование, соответствие эксперименту, процедуры верификации и фальсификации. Эксперимент. Судебно - следственный эксперимент.

2

2


Практические занятия

2

2

1

Решение логических задач по теме

Итоговая контрольная работа

2

3

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к итоговой контрольной работе.

3


Всего аудиторная нагрузка

56 (ч)



Всего

84 (ч)Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

1. Мебель и стационарное оборудование

  • автоматизированное рабочее место преподавателя;

  • посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся);

  • книжный шкаф;

  • шкаф для дидактических материалов, в т.ч. на электронных носителях.

2. Учебно-наглядные пособия (вербальные и изобразительные):

  • учебная и справочная литература;

  • плакаты, слайды, фотографии и другие средства наглядной агитации, используемые в учебной деятельности;

  • программный продукт «Экзаменатор».

3. Технические средства обучения:

  • компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • интерактивная доска

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие. М.: Кнорус, 2012.- 340 с.

  2. Демидов И.В. Логика: учебник. М.: Изд-во: Дашков и К, 2012.-312 с.

  3. Светлов Д.И.Логика: учебное пособие. М.:Изд-во: Логос, 2012.- 270 с.

Дополнительные источники:

  1. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М.,2006.- 240 с.

  2. Войшвило Е.К. Понятие как форма мышления.: М.: ЮНИТИ, 2010. 272 с.

  3. Горский Д.П. Определение. Курс лекций. М.: Проспект, 2010. - 289 с.

  4. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А. Л.Краткий словарь по логике. М.: Крокус, 2010. - 224 с.

  5. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 2008.- 125 с.

  6. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М.. 2011.- 158 с.

  7. Старченко А.А. Логика в судебном исследовании. М., 2010.- 130 с.

  8. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. М., 2004.

  9. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. Учебное пособие. М., 2009.- 124 с.


Интернет-источники:

  1. ИПО Гарант аэро - Гарант Универсал +

  2. Википедия [Электронный ресурс] // URL: wikipedia.




4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

анализ сложных и запутанных проблем, возникающих в юридической практике;

устная проверка теоретической готовности к практическим занятиям;

анализ и оценка выполненных практических работ и степени овладения студентами запланированных умений

оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (решение практических задач).

применение логических законов, приемами и операциями на практике для решения логических задач, при доказательстве и ведении дискуссии;

устная проверка теоретической готовности к практическим занятиям;

анализ и оценка выполненных практических работ и степени овладения студентами запланированных умений

оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (домашние контрольные работы)

решение логических задач для усвоения основных положений логики;

анализ и оценка выполненных самостоятельных, практических работ и степени овладения студентами запланированными умениями

применение круговых схем для наглядного представления отношений между понятиями, терминами суждения, терминами категорического силлогизма;

устная проверка теоретической готовности к практическим занятиям;

анализ и оценка выполненных практических работ и степени овладения студентами запланированными умениями

анализ юридических текстов, имеющих теоретическое и практическое содержание;

оценка выполненных практических работ и степени овладения студентами запланированными умениями

Усвоенные знания:

основные понятия и категории курса, роль и место науки в системе духовных отношений;

Оценка устного и письменного опроса

Оценка тестирования; письменная проверка (проверочная работа) и оценка степени усвоения запланированных знаний, оценка решения логических задач по теме, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

структура мышления, специфика законов и форм мышления, возможности их формализации.

устная проверка и оценка степени усвоения запланированных знаний;

письменная проверка (контрольная работа, тестовый контроль) и оценка степени усвоения запланированных знаний


© 2010-2022