Статья «Нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы»

Что помогает развивать познавательную активность школьников и мотивировать их на изучение того или иного предмета? Убеждена, это нестандартные уроки! Форм нестандартных уроков много, каждый учитель выбирает подходящую для себя и для конкретного класса. Нестандартные формы возможно использовать в разных типах уроков. Система нестандартных уроков позволяет развивать у учащихся интерес к предмету, дает им возможность самовыражаться и творить. Учащиеся всегда с радость идут на такие уроки, об этом ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы

Из опыта работы

учителя русского языка

и литературы

МОУ СОШ №10

Якимовой Ю.А.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Что же поможет развить подобную активность? Традиционные уроки зачастую в этом случае проигрывают, и особую роль приобретают нестандартные формы проведения уроков, которые я достаточно давно включила в свою практику. Они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей.

По определению И. П. Подвласова, нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую. Анализ педагогической литературы позволил выделить более двадцати форм подобных уроков.

Вот некоторые из них:

1. Уроки-«погружения»

2. Уроки - деловые игры

3. Уроки - пресс-конференции

4. Уроки-соревнования

5. Уроки типа КВН

6. Театрализованные уроки

7. Уроки-консультации

8.Компьютерные уроки

9. Уроки с групповыми формами работы

10. Уроки творчества

12. Уроки-аукционы

13. Уроки, которые ведут учащиеся

14. Уроки-зачеты

15. Уроки-сомнения

16. Уроки - творческие отчеты

17. Уроки-конкурсы

18. Уроки-обобщения

19. Уроки-фантазии

20. Уроки-игры

21. Уроки-«суды»

22. Уроки поиска истины

23. Уроки-концерты

24. Уроки-диалоги

25.Уроки-конференции

26. Уроки-семинары

27. Межпредметные уроки

28. Уроки-экскурсии

29. Уроки-игры

Все эти типы можно классифицировать. Классификация уроков нетрадиционной формы позволяет определить их место в реализуемой учителем системе и, следовательно, более обоснованно планировать, используя всю их «палитру», добиваясь поставленных целей.

В предлагаемой классификации использована традиционная типология уроков, дополненная их нестандартными формами.

Классификация уроков нетрадиционной формы

Типы уроков

Формы урока

Уроки изучения нового

Уроки обучения умениям, навыкам

Уроки повторения и обобщения

Уроки контроля

Комбинированные уроки

Уроки лекционной формы,

уроки- экспедиции, (путешествия),

уроки- исследования,

уроки- инсценировки,

учебные конференции («пресс-конференции») интегрированные

Практику-мы

уроки-диалоги,

уроки с роле-

вой, деловой игрой

Семинары внеклассного чтения,

повторительно-

обобщающие,

диспуты,

игровые: КВН,

«Что? Где?

Когда?», «Поле

чудес» и др.

Интегрированные

театрализованные

(урок-суд),

уроки-

конкурсы,

уроки-соревно-

вания.

Зачетные,

викторины,

конкурсы,

смотр знаний,

защита

творческих работ,

проектов, творческие отчеты, уроки-концерты

Элемент любого по форме урока (например, решение кроссворда в качестве первичного контроля)

Не секрет, что на обычных уроках ребятам часто бывает скучно, так как нет возможности реализоваться, потому что общение идет по схеме «учитель - ученик», а с учителем дети редко вступают в спор. А нестандартные уроки способствуют развитию у ребят интереса к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.

Нетрадиционные формы уроков отличаются разнообразием. Конечно, из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Но я считаю, что у них есть образовательные и воспитательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям ( от решения кроссворда к его составлению), от описания (урок-путешествие) к объяснению (урок-исследование).

Выбранная мною тема самообразования «Различные формы работы на уроках русского языка и литературы» подтолкнула меня к поиску этих разнообразных форм. К тому же эта работа совпала с методической темой школы «Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся как способ мотивации к учению». Я поняла, что у ребенка нужно вызвать интерес к предмету, поддерживать его и тогда можно ожидать успешных результатов в учёбе.

И, как оказалось, у меня сложилась определенная система проведения нестандартных уроков. С ребятами 5-7 классов мы заседаем в клубе «Эрудит», где выполняем различные занимательные задания по русскому языку, некоторые из которых подобраны учащимися. Ребят 8-11 классов готовлю для проведения занимательной игры по русскому языку для начальной школы, куда мы приходим ежегодно. Также провожу такие уроки, как «Урок-лабиринт», «Урок-путешествие» по различным темам программы русского языка.

Изучая творчество А.С.Пушкина с 5 по 9 класс, я использую нетрадиционные формы проведения уроков в системе. В 5 классе проводится викторина по сказкам Пушкина, вопросы для которой готовят сами ребята. В 6 - начинаем изучать биографию поэта, знакомимся с лицейским периодом его жизни и как итог - Литературная игра « В таинственном мире А.С.Пушкина». В 7 классе провожу урок по типу «Своя игра» по повестям Белкина, ребята читают все произведения, входящие в сборник. В 8 классе дети составляют кроссворды по повести «Капитанская дочка», которые использую на уроках в качестве первичного и завершающего контроля. В 9 - переходим на более серьезный уровень и проводим семинар по роману «Евгений Онегин». Ребятам предлагается тема, например, «Дальнейший возможный путь Онегина». Она обсуждается, аргументируются ответы, делаются выводы. Все, конечно, зависит от уровня класса, иногда на семинаре заслушиваются сообщения подготовленных учащихся по определенной теме, отвечаем на вопросы.

Хотелось бы несколько подробнее остановиться на конкретном примере, а именно на игровых формах проведения урока, целью которых является проверка знаний учащихся по изученному материалу; умение реализовывать полученные знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях; развитие познавательной активности учащихся и привитие интереса к предмету.

Процесс обучения на таких уроках максимально приближен к практической деятельности. Учащиеся принимают конкретные решения, причем коллективно, т.е. учатся работать в команде, преодолевать конфликтные ситуации, адаптироваться в группе, прислушиваться к мнению товарищей, что, несомненно, развивает мышление учеников, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Как показывает практика, ребятам нравятся такие уроки, они ждут их и, что я заметила, не воспринимают только как развлечение. Если у команды что-то не получилось, ребята оценивают себя объективно, делают верные выводы, стремятся к тому, чтобы в следующий раз показать себя с лучшей стороны, то есть как раз и возникает мотивация к дальнейшей деятельности. Об этом говорят и отзывы учеников.

«Игра мне очень понравилась. Она интересная и познавательная. Мы проиграли, заняли второе место, но в следующий раз, мы должны обязательно выиграть» (Блинова Ира).

«Игра произвела на меня большое впечатление. Мы все дружно совещались и помогали друг другу. при ответе на вопрос было волнение. Мы набрали всего 17 баллов. Ребята огорчились, но решили, что в следующий раз будем стараться играть лучше» (Овсянников Дима).

«Самыми сложными были вопросы по темам «Станционный смотритель» и «Метель», потому что не все ребята прочитали эти повести за каникулы, а некоторые даже не повторили. А было столько много времени! Победила команда Жени Барматова, и я был рад, так как они ещё ни разу не выигрывали» (Козлов Алексей).

Уважаемые коллеги, безусловно, вы все в той или иной форме проводите подобные уроки и согласитесь, что они требуют особенно тщательной подготовки, проявления творческой активности самого учителя. Но все это оправдано, так как наша с вами главная цель - помочь детям ориентироваться и адаптироваться в современной, такой непростой жизни.



© 2010-2022