Калмыцкие мотивы в творчестве русских писателей

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство науки, образования и культуры Республики Калмыкия.

Элистинская многопрофильная гимназия


Калмыцкие мотивы в творчестве русских писателей


исследовательская работа учителя

русского языка и литературы ЭМГ

Манджиевой Валентины Цебековны.



Элиста 2014

Калмыцкие мотивы в творчестве русских писателей и поэтов

Актуальность избранной темы заключается в важности исследования "калмыцкого фактора " в произведениях русских писателей. Она может

быть разделена на отдельные конкретные научные исследования, каждое из которых нашло бы достойный литературный и исторический материал для отдельно научного изыскания.

Калмыцкий народ, добровольно вошедший в начале семнадцатого века в состав России, получил уникальные возможности в собственном развитии и открыл новую страницу во взаимодействии разных национальных литературных систем. Самобытная культура калмыцкого народа, основанная на буддийском мировидении, стала притягательной для выдающихся русских писателей, интерес которых не основывался только на поверхностном тяготении к чему-то необычному и экзотическому. В стремлении проникнуть в инокультурное пространство, постичь духовные ценности малознакомых сограждан налицо два положительных фактора этого явления. Первый заключается в том, что интерес к чужой культуре обогащал и расширял идейное и эстетическое мировосприятие русских и калмыцких художников, служил источником для новых художественных импульсов. Следует обратить внимание и на следующий значительный фактор: в стремлении писателей познакомиться самим и познакомить современников с культурой и историей разных народов своей страны в высокой степени проявляется и уникальность многонационального состава России.

Положение России между Западом и Востоком, ее историческое развитие, привело русских в тесное культурное соприкосновение с множеством иных народов, а так же выработало, как писал позже Белинский, своеобразную переимчивость, интерес к традициям и культуре других народов.

Предметом исследования стали произведения писателей и поэтов, где прослеживаются калмыцкие мотивы.

Калмыцкая тема наиболее последовательно и разнопланово разрабатывалась в русской литературе А.С. Пушкиным. Его устойчивый интерес к истории и культуре калмыков уже сам по себе явление значительное и уникальное. Наверно, каждый калмык может назвать его своим национальным поэтом и это неслучайно. Интерес Пушкина к русскому фольклору и поэтическому творчеству других народов послужил толчком для обращения национальных авторов к фольклору, этнографии и истории собственных народов (с записи и обработки фольклорных материалов, с пересказа фольклорных сюжетов начинали многие из них свой творческий путь). Калмыцкая тема в творчестве А.С. Пушкина не сводится к простым, однозначным и плоским упоминаниям. Это целая сложная и развивающаяся система, попытка глубокого познания и понимания истории культуры и традиций народа, добровольно связавшего свою судьбу с Россией. Мне дорог Пушкин за то, что он сумел разглядеть и постичь душу моего маленького народа. Любому калмыку известие» проникновенный стих А.С.Пушкина "Калмычке".

Перо поэта запечатлело нежный образ юной дикарки, который запал в его душу:

".. .Твои глаза, конечно, узки,

И плосок нос, и лоб широк,

Ты не лепечешь по-французски,

Ты шёлком не сжимаешь ног...

.. .Что нужды?- Ровно полчаса,

Пока коней мне запрягали,

Мне ум и сердце занимали

Твой взор и дикая краса..."

В нетипичном для него лице он сумел увидеть неповторимое очарование, которое не смогли убить нищета и невежество. Этот образ "увиденный" Пушкиным, надолго стал национальным "гением чистой красоты".

В основе этого произведения лежит подлинная история. Путешествуя по Северному Кавказу, Пушкин встретил в степи калмыцкое кочевье. Его поразила молодая калмычка, угостившая поэта ароматным чаем. Надо полагать, что Пушкин , путешествуя по России, встречал людей разных национальностей. Встречи с ними не прошли бесследно. Но вдохновение посетило Пушкина именно при встрече с юной степнячкой. Красота, грациозность, непосредственность, гордость, свобода - всё покоряло в ней. Восторженная душа поэта отозвалась следующими строчками:

"Прощай, любезная калмычка!

Чуть-чуть, назло моих затей,

Меня похвальная привычка

Не увлекла среди степей

Вслед за кибиткою твоей..."

В этих строках сквозит доля сожаления. Встреча навела великого мыслителя на философские размышления о том, что красота - великая сила и не зависит от национальности.

".. .Друзья! Не всё ль одно и то же:

Забыться праздною душой

В блестящем зале, в модной ложе,

Или в кибитку кочевой ? "

Таким риторическим вопросом заканчивается этот шедевр.

Конечно, истоками его творчества является русский фольклор, который лежит в основе чудесных сказок, любимых нами с детства. Однако энциклопедические знания Пушкина вместили в себя и фольклор калмыков, который тоже питал его творчество. Примером тому может служить старинная калмыцкая сказка об Орле и Вороне, которую он использовал в повести "Капитанская дочка". Поэт сумел разглядеть её мудрость, мораль, не всем доступную. Сказка помогает раскрыть образы главных героев -Пугачева и Гринёва. Для бунтаря Пугачёва, который рассказывает эту сказку, Орел -символ свободы, власти. "Лучше раз испить горячий крови, чем всю жизнь питаться мертвечиной," - эта фраза - его кредо. Законопослушному Гринёву эта мораль не подходит, поэтому он не понял ни сказки, ни Пугачёва: "По мне так уж лучше мертвечиной питаться." Так умело ввел Пушкин калмыцкую народную сказку в художественную ткань произведения. Пушкин- историк, тоже не проходит мимо судьбы калмыцкого народа. По данным литературных критиков, Пушкин начал писать "Историю Пугачёва" после того, как узнал о трудной судьбе калмыцкого народа.

Идея единения пронизывает творчества поэта. Как сейчас необходим нам Пушкин с его идеей добрососедства!

Пушкин велик еще и тем, что объединил все народы любовью к своему гению:

".. .И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал..."

Поэт очень ответственно относится к каждому слову в своих произведениях. В черновом варианте "Памятника " было записано так: " и сын степей". Но познакомивший с историей народа, он узнал, что волжские степи не исконная родина калмыков. Тогда он меняет слово "сын" на "друг".

Многие калмыцкие писатели начинали свою литературную деятельность под впечатлениями от прочитанного у Пушкина. Пушкин в своих высотах недосягаем. Особенно трудно переводить на калмыцкий язык его лирику.

Народный калмыцкий поэт Д.Н.Кугультинов говорил: "Пушкин - главная книга моей жизни..Он заставляет бурлить мою кровь, порождает неистовые бури в моей душе, когда нередко его глазами гляжу я на наш сложный прекрасный и противоречивый мир."

Несмотря на свою короткую жизнь, Пушкин смог увековечить себя в памяти народной. Его творчество - поистине тот "нерукотворный памятник", к которому никогда не зарастет "народная тропа",

Великий Пушкин не ушел с земли,

Он - лишь во времени ином, вдали.

Он здравствует во времени ином,

Как твой старинный друг иногородний,

Он, Пушкин, там творит еще сегодня,

Вот только не порадует письмом..."

(Д. Н. Кугультинов)

Калмыцкий народ глазами Н.В.Гоголя - следующий аспект моего исследования.

Много ли людей знают, что у Гоголя, величайшего русского поэта, прозаика, драматурга, широко признанного классика русской литературы, есть произведение, где он замечательным образом отзывается о калмыках, описывая их кочевую повседневную жизнь.

Я сама не верила тому, что это произведение существует, так как никаких подтверждений тому не нашла и никогда не слышала об этом. Даже такая незаменимая и всезнающая вещь, как интернет не смог мне помочь. Но все же, тот кто ищет, всегда найдет! И в одной интересной книге, создателями которой являются В. Г. Емельяненко и Ц. Н. Аюшова , есть небольшой отрывок из произведения Н.Гоголя "Волжские в Астраханской губернии" . В этом отрывке Гоголь передал свое восприятие национального характера, характера калмыка.

Самого поэта поражает в нем любознательность, гостеприимство, доброжелательный нрав, наивность, что скрыта в строчках "...Калмык способен верить чудесному...". Писатель подробно комментирует пляску калмыков "Пляска у калмыков под отрывистую музыку сильна и не только в движении тела, но даже в движении мускулов, в кривляниях и огибаниях, движениях судорожных до исступления." Танцы сопровождаются музыкой, песни протяжны необыкновенно, уныло сильно, однозвучны, кажется, как будто выражается грусть. "

Гоголь в мельчайших подробностях описывает характер и внутренний мир калмыка. "...Нравом калмык гостеприимен. В обращении ровен... Не мстителен. Отчасти любопытен, легковерен и непостоянен и всегда привязан к степям и кочевью, которых ни за какие блага не променяет... "

Чем же народ заинтересовал Гоголя, что воодушевил его на написание этого произведения? Может, действительно простотой и та "Доброта, откровенность, услужливость, веселость их добродетели... ", что всегда в сердце у калмыка?

"...Калмык здоров, стариков между ними много, строен и крепок...",поэтому поможет в любом случае.

Гоголь так точно определяет качества, которыми обладает калмык, будто знает его уже многие годы. И читая строки "... Калмык, даже пьяный донельзя, не свалится с лошади..." на лице появится теплая улыбка. " В обращении ровен и с богатым и с бедным"

" Если калмык получил что-нибудь в подарок: деньги, пищу, табак-тотчас разделится поровну с товарищами".

Калмыцкая тема прослеживается в поэме "Пугачев" С. Есенина.

Калмыцкая тематика в произведениях Есенина особенно ярко прослеживается в его исторической поэме "Пугачёв" . Поэт знал, что исход калмыцкий и пугачевский бунт совпали по временам, и он прав: прав ив том, что оба события имели одну генерализирующую причину. Строки, повествующие об откочёвке части калмыцкого народа в Джунгарию в 1771

году, неслучайны: Есенин пытается не только вписать это событие как пролог в будущее пугачевщине, но и попытаться дать ответ. Что подвигло часть целого народа к настоящему бегству? Одна из основных причин "от российской чиновничьей неволи", Есенин раскрывает не только сложную внутриполитическую ситуацию в России, но и свободолюбивый менталитет калмыков, не терпящий сильных притеснений со стороны кого-либо.

Послушайте, послушайте, послушайте,

Вам не снился тележный свист?

Нынче ночью на заре жидкой

Тридцать тысяч калмыцких кибиток

От Самары проползло на Иргис.

От российской чиновничьей неволи,

Оттого, что, как куропаток, их щипали

На наших лугах,

Потянулись они в свою Монголию

Стадом деревянных черепах.

Несомненно, Есенин, исходя из вышеперечисленного, стоял на стороне угнетённого малого народа, как и в прочем и многих других народов России,

Калмыцкая тематика в произведениях выдающихся деятелей русской литературы занимает своё особое место, так как все писатели при упоминании малого народа проявляли искренний интерес к истории богатых традиций и культуры калмыцкого народа, что обусловило в конечном счёте присутствие калмыцкого фактора в творчестве Есенина, Пушкина и Гоголя. Был проанализирован ряд произведений русских писателей, в которых есть калмыцкая тематика. Показано стремление писателей, познакомить современников с культурой и историей разных народов своей страны.

На данном этапе моя работа завершена. Действительно, исследование творчества, опирающегося на изучение традиций, культуры и фольклора других народов, раздвигает горизонты социально - исторического и эстетического мышления современников и позволяет обнаружить закономерные явления в развитии национальных литератур России, дает научные основания для всестороннего осмысления значительных явлений в русской и калмыцкой поэзии.



© 2010-2022