- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по культуре речевого общения. Учимся благодарить
Урок по культуре речевого общения. Учимся благодарить
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Малафеева Л.И. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по культуре речевого общения.
«Учимся благодарить» (5 класс)
Цели:
-
ввести понятие о речевом этикете;
-
пополнить словарный запас учащихся формулами благодарности;
-
тренировать учащихся в правильном, уместном употреблении отдельных этикетных формул.
-
Вступительное слово учителя.
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-либо с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова - слова речевого этикета.
Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом мы читаем в стихотворении:
Слова с рожденья ждет жестокий выбор -
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо -
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
(из старинного пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»).
- В какой жизненной ситуации мы его употребляем? (ситуации благодарности)
II. Объявление темы и целей урока.
III. Вопросы учащимся:
-
Каково лексическое значение слова «благодарить»?
-
Какое толкование дано в словаре С.И. Ожегова? (Благодарность - чувство проницательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание) (запись в тетради)
-
Назовите, какие слова помогают вам выразить это чувство? (спасибо, большое спасибо, благодарю Вас, очень признательна)
IV. Выступления учащихся, которым было дано задание понаблюдать, как используются слова благодарности в окружающей нас жизни.
Учащиеся знакомят класс с результатами наблюдений
Группа 1. Употребление слов благодарности в общественном транспорте
Группа 2. Объект наблюдения - родная школа.
Группа 3. Общение в магазине.
-
Формирование новых знаний, умений и навыков.
-
Знакомство с речевыми формулами.
-
Спасибо
-
Благодарю Вас
-
Я Вам очень признателен.
-
Я Вам многим обязана.
-
У меня нет слов, чтобы отблагодарить Вас…
-
Как я Вам благодарен!
-
Моя благодарность не знает границ.
-
Я хочу поблагодарить Вас.
-
Вы очень любезны.
-
Я тронута Вашим вниманием.
-
Это очень мило с Вашей стороны.
-
Вы меня так выручили!
-
Знакомство со структурой ситуации благодарности (В ситуацию благодарности входят 3 компонента: человек, которого благодарят; человек, который благодарит; услуга).
-
Упражнение на узнавание компонентов ситуации благодарности в общении литературных героев.
-
Практическое занятие, цель которого учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности.
Задача № 1.
Вы едите в автобусе и попросили соседа передать деньги на билет. Он выполняет вашу просьбу. Как поблагодарить человека за данную услугу? Выберите из двух вариантов правильный (благодарю, моя благодарность не знает границ).
Задача № 2.
Близкому человеку удачно сделали сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?
-
Составить диалоги по следующим ситуациям (письменно, по выбору учеников).
-
Ученик благодарит своего одноклассника за то, что он принес ему почитать интересный журнал.
-
Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.
-
Пожилой человек благодарит женщину, которая уступила ему место в автобусе.
-
VI. Итоги урока.
Сегодня мы старались пополнить свой словарь формулами благодарности, учились использовать их в своей речи. Эти умения очень важны. Поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо - значить подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарность - значит дарить людям благо, дарить людям добро.