Урок по культуре речевого общения. Учимся благодарить

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по культуре речевого общения.

«Учимся благодарить» (5 класс)


Цели:

  1. ввести понятие о речевом этикете;

  2. пополнить словарный запас учащихся формулами благодарности;

  3. тренировать учащихся в правильном, уместном употреблении отдельных этикетных формул.


  1. Вступительное слово учителя.

Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-либо с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова - слова речевого этикета.

Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом мы читаем в стихотворении:

Слова с рожденья ждет жестокий выбор -

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во все века спасибо -

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

Касаются веков сквозные грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши русские слова.

(из старинного пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»).


- В какой жизненной ситуации мы его употребляем? (ситуации благодарности)

II. Объявление темы и целей урока.

III. Вопросы учащимся:


  • Каково лексическое значение слова «благодарить»?

  • Какое толкование дано в словаре С.И. Ожегова? (Благодарность - чувство проницательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание) (запись в тетради)

  • Назовите, какие слова помогают вам выразить это чувство? (спасибо, большое спасибо, благодарю Вас, очень признательна)

IV. Выступления учащихся, которым было дано задание понаблюдать, как используются слова благодарности в окружающей нас жизни.

Учащиеся знакомят класс с результатами наблюдений

Группа 1. Употребление слов благодарности в общественном транспорте

Группа 2. Объект наблюдения - родная школа.

Группа 3. Общение в магазине.


  1. Формирование новых знаний, умений и навыков.


  1. Знакомство с речевыми формулами.

  • Спасибо

  • Благодарю Вас

  • Я Вам очень признателен.

  • Я Вам многим обязана.

  • У меня нет слов, чтобы отблагодарить Вас…

  • Как я Вам благодарен!

  • Моя благодарность не знает границ.

  • Я хочу поблагодарить Вас.

  • Вы очень любезны.

  • Я тронута Вашим вниманием.

  • Это очень мило с Вашей стороны.

  • Вы меня так выручили!


  1. Знакомство со структурой ситуации благодарности (В ситуацию благодарности входят 3 компонента: человек, которого благодарят; человек, который благодарит; услуга).

  2. Упражнение на узнавание компонентов ситуации благодарности в общении литературных героев.

  3. Практическое занятие, цель которого учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности.

Задача № 1.

Вы едите в автобусе и попросили соседа передать деньги на билет. Он выполняет вашу просьбу. Как поблагодарить человека за данную услугу? Выберите из двух вариантов правильный (благодарю, моя благодарность не знает границ).

Задача № 2.

Близкому человеку удачно сделали сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?


  1. Составить диалоги по следующим ситуациям (письменно, по выбору учеников).

    1. Ученик благодарит своего одноклассника за то, что он принес ему почитать интересный журнал.

    2. Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.

    3. Пожилой человек благодарит женщину, которая уступила ему место в автобусе.

VI. Итоги урока.

Сегодня мы старались пополнить свой словарь формулами благодарности, учились использовать их в своей речи. Эти умения очень важны. Поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо - значить подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарность - значит дарить людям благо, дарить людям добро.

© 2010-2022