Урок в ТРКМЧП Прямое и переносное значение слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 75 Васенина Оксана Николаевна


Тема: «Прямое и переносное значение слова»


Тип урока: ОНЗ.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (план, таблица, алгоритм, ключевые слова); пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым).

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Предметные: повторить фонетику, понятие «лексика, лексическое значение слова».

Этапы урока


Ход урока

I. Оргмомент.


Здравствуйте! Давайте пожелаем друг другу всего самого хорошего. Ребята обмениваются пожеланиями.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

II. Языковая разминка.


Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

1.Словарная работа

Определение по лексическому описанию слов:

- Оттенок красного цвета с темным отливом (багровый)

- Служебное помещение со специальным оборудованием (кабинет)

-Здание в котором демонстрируются расположение и движение планет и других небесных тел.(планетарий)

- Памятный подарок (сувенир)

-Искусственная река (канал)

- Предмет, имеющий очень большие размеры (громадный)

- широкая территория, полоса вблизи вокзала.(платформа)

- Место, где оказывают бытовые услуги ( ателье)

- Музыкальная группа в 20 веке (ансамбль)

-Двигаться вокруг чего-либо (вращаться)

- Не имеющий вкуса (безвкусный)

Толстый -тонкий вопрос:

- Что нам помогло правильно определять слова?

- Какие из написанных слов можно отнести к многозначным?

-Назовите у этих слов еще значения.

- Лексика- это…

- Определите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков.

- Лексикон -это…

- Определите слово, которое может употребляться в переносном и прямом значении?

Таким образом, мы подошли к нашей теме. Как она будет называться?

III. Актуализация изученного.



Самостоятельно

1.Определите словосочетания, имеющие только переносное значение, подчеркните их.

Черствый хлеб, голодный взгляд, железная крыша, ледяная душа, золотое сердце, железная леди, ледяная горка, черствый характер, голодный котенок, золотая серьга.


- Все ли у вас правильно получилось? Проверь себя.

ЗХУ- заполни табл.- делают выводы.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

IV. Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке.


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока и его цель (задачи

1. Изучить материал параграфа 65.

2. Сравни слова, сделай вывод по схеме «Диаграмма Венна».- работа в группах

сделай вывод: Пользуясь диаграммой ответить на вопрос «Что такое прямое и переносное значение слов?


V. Работа по теме урока.


Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему, обобщающую таблицу).


  1. Упр.338 комментировать.

  2. Из толкового словаря найти 2-3 слова в переносном значении и выписать их.

  3. упр. 339 (устно) олицетворение

4. Упр. 340 ( письм)-самост.


СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

VI. Закрепление изученного материала


Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.


1. Отгадай загадки, определи переносное значение слов, вставь пропущенные буквы. Назови художественный прием, используемый в загадках.

1. Сам не вид_т и не слыш_т,

Ход_т, брод_т, рыщ_т, свищ_т.

Кто навстречу попадётся -

Обнима_т и дерется._______________

2. Весной в...сел_т,

Летом х...лод_т,

Осенью п..та_т,

Зимой согрева_т.__________________


VII. Итог урока.


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

Заполнить бортовой журнал


VIII. Домашнее задание.



Параграф 65, упр.242.


© 2010-2022